xsp.ru
 
xsp.ru
За 2009 - 2020
За 1990 - 2008


Версия для печати

2.5 Что такое "внутреннее" и "внешнее"?

В философии под «внутренним» и «внешним» понимается, как правило, сущность и явление, закон и его проявление, т.е. философские абстракции, не связанные с физической сущностью этих понятий. Поэтому, давайте вспомним обыкновенную механику. В механике под внутренними силами понимаются силы взаимодействия между точками материальной системы, а под внешними - силы, действующие на точки материальной системы со стороны тел, не принадлежащих данной системе. Отсюда видно, что под границей между «внешним» и «внутренним» в физическом мире понимается оболочка, ограничивающая какую-либо материальную систему и процессы, происходящие внутри неё. Тогда под «внутренним», с точки зрения физики, будет пониматься всё то, что находится внутри оболочки, ограничивающей какую-либо материальную систему, а под «внешним» - всё то, что находится вне этой оболочки.  Однако понятия «внутреннее» и «внешнее» являются понятиями относительными. Чтобы убедиться в этом, давайте ещё раз рассмотрим стадию развития насекомого в виде куколки. Мы уже знаем, что внутри куколки живёт зародыш бабочки, который развивается за счёт взаимодействия с веществом куколки, как со своей внешней средой. Если изобразить всё это графически, то мы получим рис.13, на котором оболочки куколки и зародыша бабочки изображены в виде двух сфер, одна из которых расположена внутри другой.

Соотношение внутреннего и внешнего на примере развития насекомого
Рис. 13. Соотношение внутреннего и внешнего
на примере развития насекомого

Теперь давайте представим себе, что внешний наблюдатель смог переместиться под оболочку куколки и оказался в пространстве между двумя сферами. При этом он стал называться внутренним наблюдателем по отношению к прежнему внешнему наблюдателю. Однако, теперь рядом с ним расположена оболочка зародыша бабочки, по отношению к которой тот же самый наблюдатель должен называть себя внешним наблюдателем. Вот и получается, что пространство между двумя сферами, в котором оказался наблюдатель, является внутренним по отношению к пространству за оболочкой куколки, и внешним, по отношению к пространству, расположенному под оболочкой зародыша. Чтобы устранить эту двойственность в названиях одного и того же наблюдателя и одного и того же пространства, давайте будем называть пространство между сферами просто миром, внутри которого существует наблюдатель.

Тогда по отношению к этому миру можно выделить два внешних мира. Первый внешний мир - это мир, расположенный за оболочкой куколки и обращённый к наблюдателю вогнутой стороной наружной сферы. Второй внешний мир - это мир, расположенный под оболочкой зародыша и обращённый к тому же наблюдателю выпуклой стороной внутренней сферы. Один внешний мир имеет положительный радиус кривизны по отношению к наблюдателю, другой - отрицательный. Именно поэтому все неэвклидовы геометрии делятся на два класса геометрий - с положительным и отрицательным радиусом кривизны. При увеличении радиусов наружной и внутренней сферы до бесконечности оба класса геометрий превращаются в геометрию Эвклида, так как при бесконечном радиусе кривизна сферической поверхности становится равной нулю и обе сферы превращаются в бесконечные плоские поверхности.

Возвращаясь к рассматриваемому вопросу, отметим, что такое понимание «внутреннего» и «внешнего» даёт нам возможность разрешить главный вопрос диалектики о причинах развития, причём без использования умозрительных абстракций о саморазвитии и самоизменении за счёт развития внутреннего противоречия.

Фактически, всё оказывается гораздо проще и понятнее. Ведь, как мы уже отмечали выше, процессы внутренних перестроек во время коллапсов объекта изображались на рис.10 в виде двух следов взаимодействия объекта с миром внутреннего наблюдателя. Сейчас мы можем уточнить, что при этом объект взаимодействовал с зародышем, который и является  внешней средой, находящейся «внутри» объекта. Тогда, весь процесс развития (движения) объекта может быть представлен, как процесс поочерёдного взаимодействия объекта с двумя внешними средами, одна из которых находится снаружи, а другая - внутри него. Это не нарушает общеизвестных принципов механики, которая говорит, что любое изменение в движении объекта возможно только при воздействии на него внешних сил, подразумевая их наличие только снаружи. В этом одностороннем понимании «внешнего» физика тоже совершила ошибку, которая позволила философии противопоставить механическое движение, совершающееся будто бы только за счёт наружных «внешних» сил, философскому понятию «развитие», которое происходит будто бы только за счёт «внутренних» сил.

Выделение нами «внутренней» внешней среды устраняет противоречие между философией и механикой т.к. и развитие и движение происходят по одному и тому же принципу поочерёдного взаимодействия объекта с двумя «внешними» средами, одна из которых находится снаружи объекта, а другая – внутри него.

Если для живых объектов мы уже подробно рассмотрели этот процесс, то для чисто «механического» движения, например, бильярдных шаров, нам ещё предстоит убедиться во второй части теории, что в промежутках между соударениями шары движутся за счёт взаимодействия со второй «внешней» средой, находящейся внутри них. Фактически, после соударения шар не проявляет себя по отношению к другим шарам на бильярдном столе. Только при новом столкновении с ними шар снова проявит себя, окажет действие, явится причиной. Между столкновениями лежит период не проявления (коллапса) данного шара по отношению к остальным шарам. Период коллапса разрывает причинно-следственную связь, создаёт границу, которая отделяет одно событие от другого. В период коллапса происходит перестройка в расположении шаров относительно друг друга, как и в любом другом из рассмотренных примеров развития (движения).

Теперь давайте рассмотрим ещё несколько явлений, смысл которых становится более понятным в связи с введением понятия внутренней «внешней» среды.

1) Очевидно, что, выделяя оболочки куколки и зародыша бабочки в виде двух сфер на рис. 13, мы не учли, что куколка, в свою очередь, тоже является элементом какой-то материальной системы, например, элементом биосферы, находящейся между сферической поверхностью Земли и сферической поверхностью наружного слоя атмосферы. Поэтому, для отражения фактической картины   вхождения одной материальной системы в другую, мы должны были бы на рис.13 нарисовать множество концентрических окружностей, получив рис.14. При этом каждый сферический слой между двумя соседними сферами  на рис.14 представлял бы свой отдельный (автономный) Мир. Тогда какой из них называть «внутренним», а какой «внешним»? Очевидно, что любой из этих миров, внутри которого находится наблюдатель, является внутренним миром для двух ближайших к нему внешних миров, один из которых находится внутри данного мира, а другой – снаружи.

Соотношение внутреннего и внешнего в Природе
Рис. 14. Соотношение "внутреннего" и "внешнего" в Природе

С этими внешними мирами данный внутренний мир может взаимодействовать или впадать в состояние коллапса по отношению к  ним. Те наружные Миры, которые на рис.14 расположены дальше, чем ближайшие к «внутреннему» внешние миры, для данного Мира  и наблюдателя вообще не существуют. Они постоянно сколлапсированы, так как не оказывают на него воздействие. Именно такая автономия уровней вхождения систем друг в друга не делает всю Вселенную единым целым и обеспечивает её вечное существование, не зависящее от катастроф в каждом из конкретных объектов (миров). Именно такая автономия не позволяет связать все события в Мире одной причинно-следственной связью, как это пыталась сделать диалектика в примере с бильярдными шарами или в примере с Единым Закономерным Мировым Процессом (ЕЗМП).

2) Как мы видели на рис.7,8,9,10 внутренний и внешний мир, при проецировании друг на друга, вырождаются на графиках в точку. Именно этим можно объяснить трёхмерность пространства. Ведь только три мира связаны между собой как внешнее и внутреннее, и если с каждым из них сопоставить свою числовую ось, на которой изображать события в соответствующем мире, то эти оси должны располагаться взаимно перпендикулярно друг другу. Только в этом случае каждый внешний мир проецируется в точку на внутренний мир.

3) Установленная нами закономерность развития объектов в виде чередования трёх периодов внешнего проявления, разделённых стадиями двух коллапсов, позволяет разрешить ещё один логический тупик старой теории. Пытаясь получить модель процесса развития, как цепочку отрицающих друг друга качественных состояний объекта, философы автоматически получали замкнутый круг, так как обычная или формальная логика считает противоположностью или отрицанием левого конца палки её правый конец, а отрицанием правого конца снова левый. Для выхода из этого кольца философам пришлось придумать «случайное» и «диалектическое» отрицание, а также специальную «диалектическую» логику. Но даже и в этом случае Ф. Энгельс взял за отрицающие друг друга противоположности насекомого состояния «бабочка» и «яичко», хотя они являются стадиями развития совершенно разных организмов. Из яичка развивается организм гусеницы, а организм бабочки развивается из куколки.

На рис.15 условно совмещены в одной плоскости графики внутренних  перестроек   и внешних проявлений насекомого в процессе развития (рис.8 и 10). Стадии внутренних перестроек (коллапсов) показаны ниже горизонтальной оси, а стадии внешнего проявления - выше. Из графика видно, что вся жизнь гусеницы и вся жизнь бабочки изображается совершенно разными ломаными отрезками:     (2'-Г-Г') и (4'-Б-Б'). Поэтому противоположностями в процессе развития насекомого являются не яичко и бабочка, а, как и утверждает формальная логика, противоположные концы ломаного отрезка (2'-Г-Г') для гусеницы и (4'-Б-Б') для бабочки. То есть, противоположностью взрослой бабочки (Б') является зародыш бабочки (4'), появляющийся внутри куколки, а противоположностью взрослой гусеницы (Г')является зародыш гусеницы (2'), появляющийся внутри яичка (коллапса). И наоборот.

Совмещённый график внешнего и внутреннего развития бабочки
Рис. 15. Совмещённый график внешнего и внутреннего развития бабочки

Но, чтобы развитие не замыкалось между противоположными концами одного и того же отрезка, в Природе всё устроено так, что на середине этого отрезка, а именно в переломных точках Г и Б, существует переход от внутреннего мира к внешнему, проявляющийся в раскрытии оболочки коллапса (яичка и куколки). Например, зародыш гусеницы (отрезок 2'-Г) живёт внутри оболочки коллапса, а взрослая гусеница уже вне неё, то есть во внешней среде (отрезок Г-Г').

Таким образом, жизнь гусеницы, изображаемая в виде отрезка 2'-Г-Г', соединяет своими «концами» две внешние относительно друг друга среды. Этим логически исключается возможность обратного направления развития от взрослой гусеницы к её зародышу. Поэтому после достижения гусеницей своего взрослого состояния (Г'), дальнейшее развитие снова происходит как переход от внутреннего к внешнему, но это внешнее возникает не за счёт разрыва наружной оболочки, а за счёт появления зародыша бабочки (4’) внутри гусеницы. Теперь оболочка коллапса (куколки) объединяет концы отрезков (2'-Г-Г’) и (4’-Б-Б'), т.е. конец жизни гусеницы и начало жизни зародыша бабочки. На рис.15 оболочки коллапсов, связывающие концы отрезков, условно показаны в виде пунктирных замкнутых линий, напоминающих звенья цепи.

Следовательно, весь процесс развития (движения) любого объекта Природы можно представить в виде цепи, звенья которой лежат во взаимно перпендикулярных плоскостях и представляют собой чередование отрицаний «рождение - смерть» и «внутреннее - внешнее». В физике специфический волновой образ цепи используется для объяснения процесса распространения (движения) радиоволн и света, но взаимно перпендикулярные плоскости при этом называются электрическим и магнитным полем.

4) Таким образом, полученная нами картина процесса развития не требует нарушения принципов нормальной логики для его объяснения. Кроме того, рис.15 наглядно подтверждает общеизвестный факт, что развитие (движение) происходит на границе двух сред, причём не только при переходе от одной стадии развития к другой, но даже и в процессе развития одной стадии существования объекта. Можно убедиться в этом и на примере других объектов. Так, растение существует на границе почва - воздух. Поэтому растение, как целостная материальная система, представляет собой две, отрицающие друг друга части: корень и стебель, каждая из которых существует в своей среде. При уничтожении одной из этих частей, данное растение перестаёт существовать. На определённой стадии развития растение выбрасывает семя (зерно), содержащее уже сформировавшийся зародыш будущего растения, который имеет зародышевый корень и зародышевый стебель. Сначала у зародыша вырастает корень, который закрепляется в почве, то есть в одной внешней среде, а уж затем растёт стебель в другой внешней среде.

Для подтверждения вышесказанного можно найти аналогию в развитии растения и человека. Во-первых, под жизнью человека наука тоже понимает только последнюю стадию существования объекта, проживающего несколько стадий в разных обликах. Во-вторых, новорожденный ребёнок или плод, появившийся на свет, является полным аналогом зерна растения, так как представляет собой зародышевого человека, снаружи которого располагаются зародышевые органы взаимодействия с одной внешней средой (руки, ноги, глаза, уши), которые ещё не в состоянии функционировать, а внутри - головной мозг - зачаток будущей нервной системы организма и орган взаимодействия со второй внешней средой.

Если применить к человеку термины растения, то органы взаимодействия со средой обитания - это корни, а нервная система - это стебель. Человек сначала врастает «корнями» в природу, учась пить, есть, ходить, а уж затем развивается его «стебель», его сознание. Именно степенью развития «корня» и «стебля» человек отличается от животных. При уничтожении «корня» или «стебля» человек перестает существовать, а при недоразвитости мозга человек остается животным.

Сейчас трудно конкретно сказать, что именно является той внешней средой, с которой взаимодействует мозг человека, но это взаимодействие существует, поскольку сама человеческая жизнь представляет собой чередование периодов внешнего проявления и коллапсов. Днём человек бодрствует и взаимодействует со средой обитания, а ночью спит, т.е. впадает в состояние коллапса, когда внутри человека должна происходить какая-то перестройка, обновление, что и является его взаимодействием со второй внешней средой. Можно только сказать, что вторая внешняя среда находится «внутри» человека и, вероятнее всего, представляет собой более низкий уровень существования материи - тот уровень, который принято называть вакуумом (см. часть 2 теории).

Интересно отметить, что дельфин не впадает в состояние сна, так как полушария его мозга не сразу, а поочередно переходят в состояние коллапса, обеспечивая дельфину постоянное бодрствование. Уже этот пример позволяет понять, что скачкообразное изменение облика объекта соответствует переходу всего объекта в состояние коллапса. Если же, в состояние коллапса впадают отдельные составные части объекта, то объект не прекращает своего взаимодействия с внешней средой, а постепенно изменяет свой облик, что соответствует плавным или количественным изменениям объекта, как это было принято говорить ранее.

Можно также привести пример взаимодействия с двумя внешними средами, которое происходит в механической системе автомобиля. В автомобиле сначала движение (расширение) газа в цилиндре двигателя передается через поршень  на колеса, взаимодействующие с дорогой, а затем вращение колес передается обратно поршню, сжимающему газ в цилиндре. При этом относительно автомобиля движется как дорога, так и газ в цилиндре двигателя. Другими словами, автомобиль движется как относительно дороги, так и относительно газа в цилиндре. Для него газ и дорога - это две внешние среды, которые не взаимодействуют друг с другом, но с которыми поочередно взаимодействует автомобиль то «внешними», то «внутренними» своими частями. Стоит только убрать дорогу из-под колес или газ из цилиндров и автомобиль будет неподвижен.

5) В заключение этой темы можно отметить еще одну интересную аналогию. Если на рис.15 линию П'-Г'-Б', на которой лежат точки пределов развития половой клетки, гусеницы и бабочки, сопоставить с одной внешней средой, а линию 2'-4', на которой лежат точки начала развития зародышей гусеницы и бабочки, сопоставить с другой внешней средой, то сам процесс развития, отражаемый графиком на рис. 15, можно сопоставить с траекторией продвижения всего объекта по дороге (коридору развития), ограниченной обочинами в виде линий П'-Г'-Б' и 2'-4'. При этом траектория объекта представляет собой зигзагообразное (колебательное) движение от одной обочины дороги к другой или, другими словами, от одной стороны «коридора развития» к другой.

График, иллюстрирующий аналогию процесса развития с движением по коридору развития
Рис. 16. График, иллюстрирующий аналогию процесса развития
с движением по "коридору развития"

На рис.16 дано упрощенное изображение графика внутренних перестроек, отражающего процесс развития, например, вещества с точки зрения внутреннего наблюдателя (см. рис. 10). Рисунок 16 наглядно показывает, что процесс развития (жизнь) объекта Природы действительно является колебательным процессом, о котором мы говорили в первой главе как о принципе существования самой Природы.


*

Мы убедились, что на объект можно воздействовать как снаружи, так и изнутри. Поэтому научные методы селекции растений, развиваемые И.В. Мичуриным и Т.Д. Лысенко так же правомерны, как и методы генетики, развиваемые в СССР Н.И. Вавиловым, но сталинский «политический режим» сделал Н.И. Вавилова «врагом народа».




<Назад>    <Далее>




У Вас есть материал пишите нам
 
   
Copyright © 2004-2024
E-mail: admin@xsp.ru
  Top.Mail.Ru