Публикации

2.6 О модели процесса развития объектов Природы

График отражающий развитие (смену поколений) совокупности бабочек
Рис. 17. График отражающий развитие (смену поколений)
совокупности бабочек

Рассмотренная выше аналогия процесса развития объекта с движением по  «коридору развития» еще не является моделью, отражающей все моменты развития. Для выявления внешнего вида этой модели давайте сначала построим график, который отражал бы развитие не одной бабочки, а всей совокупности бабочек, образующих популяцию данного вида организмов (рис.17). Бабочка любого поколения представляет собой последнюю стадию развития конкретного насекомого и одновременно отражает качественное состояние всей совокупности бабочек в данный момент времени. Каждый наклонный отрезок ПК-Б на рис.17 представляет собой жизнь насекомого конкретного поколения.  Достигнув конца своего развития и отделив половую клетку (ПК), бабочка умирает. Из половой клетки развивается новое насекомое и тоже достигает последней стадии своего развития в образе новой бабочки.

В течении своей жизни насекомое существует в различных обликах и только в конечной точке Б начинает проявлять себя во внешней среде, как бабочка. Поэтому для рис.17 всю жизнь насекомого от точки ПК до точки Б можно считать состоянием коллапса , т.е. состоянием непроявления его в виде бабочки. Тогда весь цикл развития насекомого от стадии «половая клетка» до стадии «бабочка» можно считать развитием своеобразного «зародыша» внутри этого коллапса.

Теперь давайте заменим отрезки ПК-Б на рис.17 изображением цикла развития бабочки в форме графика на рис.10.  В результате такой замены мы получим на рис.18 график, отражающий одновременно жизнь совокупности бабочек в виде смены поколений и жизнь бабочек каждого поколения. Для упрощения рис.18 графики с рисунков 17 и 10 (преобразованные для развития бабочки) условно совмещены в одной плоскости. На графике 18 видно, что если на рис.17 развитие «зародыша» изображено сплошной линией ПК-Б, то на более подробном рис.18 этот же отрезок изображен дискретной, то есть прерывистой линией, состоящей из точек ПК,Г,Б. Логично предположить, что при более подробном рассмотрении сплошные отрезки 2'-Г2 и 4'-Б2, изображающие развитие зародышей гусеницы и бабочки, тоже являются дискретными и содержат в себе аналогичные процессы, которые изображены на рис.18 в виде дополнительных ветвей к отрезку 2'-Г3.

График отражающий процесс изменения совокупности бабочек с учётом развития каждого поколения
Рис. 18. График отражающий процесс изменения совокупности бабочек
с учётом развития каждого поколения

Теперь на рис.18 уже явно видно, что модель процесса развития представляет собой ветвь дерева. Если дискретный отрезок Б123 считать стволом, то к нему примыкают две ветви в виде дискретных отрезков ПК222 и ПК333, к которым примыкают веточки 2'-Г2, 4'-Б2 ... . И так далее.

Интересно, что Ч. Дарвин, изучая происхождение видов на Земле, представлял развитие всего живого именно в форме «родословного древа», поэтому наши выводы не противоречат выводам естественных наук. Более того, из графика на рис.18 видно, что как бабочка входит составной частью в совокупность бабочек, так и график развития отдельной бабочки органично входит в график, изображающий развитие всей их совокупности. Это очевидное требование к модели развития невозможно выполнить, если в качестве исходного элемента для её построения взять диалектическую спираль.