Публикации
  "Порой такое вот сокровище нам предстаёт игривой кошечкой, лаская бархатными лапками. Но как (поверьте мне) ужасно, когда она потом внезапно тигриные показывает когти".
Фридрих Сметана

Сигналы тела обманчивы

Когда два человека встречаются в первый раз, во время их первого короткого разговора и даже при непродолжительном взаимном наблюдении возникают впечатления, которые частично осознанно, частично нет тотчас перерастают в общую оценку. В считанные доли секунды мы регистрируем в нашем сознании через внешний образ множество составляющих его мелочей, чтобы затем с необыкновенной быстротой вынести своё суждение.

При встрече с другими людьми мы принимаем множество сигналов тела; они сохраняются в нашем сознании как в обширной компьютерной памяти; присовокупляясь к другим впечатлениям и сравниваясь с ними, они поступают в наше распоряжение в зависимости от того, какие цели мы преследуем и какие задачи ставим.

Первое впечатление всегда самое верное, говорит народная мудрость, в то же время первое впечатление формируется под сильным воздействием соответствующей ситуации, внешне ощутимых или же только предполагаемых качеств; на него в большей степени, чем при повторных встречах, когда мы стараемся быть беспристрастными и объективными, влияет наша личная установка. Так, мы часто вынуждены корректировать картину первого впечатления, поскольку могли заблуждаться и в нашем сознании зафиксировалась ложная оценка, которую необходимо исправить. Тем не менее эта первая оценка на основе первого впечатления, которое мы получаем больше интуитивно, чем осознанно, является решающей для нашего дальнейшего отношения к партнёру.

"Любовь с первого взгляда" встречается чаще, чем принято считать, но едва ли является залогом гармоничной совместной жизни. В большинстве случаев позже выясняется, что молниеносная оценка была ошибочной, что некоторые качества партнёра были не замечены или неправильно оценены.

В народе говорят: "Любовь ослепляет - брак делает зрячим". Этим всё сказано, а именно то, что сначала существующее не замечают, а несуществующее предполагают и что затем с течением времени проявляется действительность. Главная причина наших разочарований лежит тем не менее в заблуждениях, которым мы постоянно подвержены. В обществе, как наше, ориентированном на успех, все вынуждены из-за самосохранения располагать к себе как можно более широкий круг людей, производить приятное впечатление, даже если при этом блефуешь.

Поэтому мы стараемся подключить язык тела, мимику, жесты, голос, манеру говорить, чтобы добиться расположения к себе, и занимаем целую отрасль промышленности тем, чтобы помочь нам изменить свою внешность, как нам кажется, в лучшую сторону. Так, с помощью косметики девочки превращаются в молодых дам, а пожилые женщины из страха быть отвергнутыми таинственным образом возвращают себе молодость. Здесь трудятся хирурги, омолаживая лицо и фигуру хирургическим путём, чтобы обеспечить дамам благоприятное впечатление на противоположный пол. Да и этот противоположный пол вводит в заблуждение своё окружение, прибегая к ретушам и всевозможным средствам, чтобы скрыть свой настоящий возраст; как парикмахеры, так и дантисты могут порассказать вам множество историй на эту тему.

То, чего женщины и мужчины не могут достичь изменениями в своём теле, должно быть осуществлено другим способом, например демонстрированием своего высокого положения. На смену внешности, излучающей молодость, полноту жизни и уверенность в успехе, приходят дорогая одежда, украшения, модные причиндалы, спортивная машина или самолёт, морская яхта или шикарное бунгало. Мы сами хотим положительно повлиять на нашу оценку другими и поддаваться чужому влиянию, оценивая окружающих по их внешним качествам, и очень часто позволяем таким образом вводить себя в заблуждение. Прежде всего это относится к тем людям, профессиональный успех которых напрямую зависит от общественного мнения, - к политикам и актёрам, они сознательно создают образ, который не всегда соответствует их сущности.

Мы и окружающие нас люди обладаем весьма значительными возможностями для использования языка тела при воздействии на окружающих, добиваясь таким образом наибольшего эффекта. Не удивительно, что мы так часто бываем обмануты и разочарованы.

Тот, кому посчастливилось увидеть работу на телестудии, знает, что перед выходом все "надевают маску". Из бледных болезненных типов получаются загорелые, пышущие здоровьем люди, поскольку это соответствует вкусам публики. Отдаём ли мы себе отчёт в том, сколько людей "надевают маску" перед тем, каш установить контакт с нами?