www.xsp.ru
    Международная Ассоциация за Психическое выживание - xsp.ru/psimattern/ Психическое выживание Мы даём не меньше, чем обещаем
Добавить в избранное
Новости
Наука
Наркотики
Советы
Помощь
Творческие связи
Путеводитель
Публикации
Глоссарий
Предложения
FAQ
Смех сквозь слёзы
Отзывы
Автор
Манифест
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ и феномен РЕИНКАРНАЦИИ
и   6. ОНТО- и ФИЛОГЕНЕЗ
            6.1. Психологическая ИЕРАРХИЯ живого

    Все живые объекты, особи, индивиды, как обладатели/носители психики, могут быть классифицированы по такому показателю, как сложность их поведения, как их способность избегать ошибок, или, соответственно, как степень освоения и использования ими ментального слоя их психики, как уровень организации их памяти. При этом обнаруживается, что вся масса живого легко/четко (хотя и без резких границ) делится на несколько качественно различных уровней.

   

    В основание пирамиды (рис. 9) попадают ОРГАНИЗМЫ – носители лишь простейших психических функций:
    1
ОЩУЩЕНИЙ, распознания отдельных свойств, характеристик среды, и
    2жестких стереотипов реагирования на эти ощущения, обладатели лишь безусловных рефлексов, ИНСТИНКТОВ на базе только генетической (видовой) памяти, или, что то же, стабильных и жестких (зато безотказных) каналов связи с УДИ. У организма память фактическая или память об элементарных фактах, актуальных для жизнеобеспечения.

Переучивание (отдельной особи, не популяции) на этом уровне практически невозможно.
    Есть основания отнести к этому уровню и более мелкие, суборганизменные объекты-индивиды, например, клетки (в частности – одноклеточные организмы) и клеточные органеллы [4], но это обстоятельство не принципиальное: в психических функциях всех их одинаково практически не задействован ментальный уровень.
    Следующий уровень пирамиды – СУЩЕСТВО – определяется способностью восприятия внешнего (по отношению к самой психике) мира, наличием СОЗНАНИЯ как способности накапливать и использовать знания (сведения, информацию) о нем (о мире, и о себе – как его части) на базе собственной, индивидуальной ситуационной памяти (в дополнение к фактической) – о различных ситуациях, о соответствующих своих эмоциональных состояниях, о соответствующих способах своего поведения (реагирования, использования преактов), что позволяет оптимизировать свое поведение, выбирая (активизируя) определеный преакт (и блокируя остальные), избегать – используя механизм УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА – повторения ошибок. Бабочка будет обжигаться и вновь лететь на огонь, пока не сгорит, собака второй раз не обожжется.
    Далее – ПЕРСОНА, ЛИЧНОСТЬ – наличие/использование многослойности ее ментального слоя (число подслоев которого принципиально не ограничено), наличие САМО-/АВТО-РЕФЛЕКСИИ, знания о своем знании, САМОСОЗНАНИЯ, или сознания второго порядка (и более высоких), интеллекта. Это уровень человеческий – способность мышления, абстрактных представлений, речи (второй сигнальной системы), понятий, интеллектуальной памяти (помимо фактической и ситуационной) . Если удовольствие может переживать и животное (например, от вкусной еды), то человек в сходных условиях может переживать удовольствие от сознания, что он получает удовольствие, что можно определить как удовольствие второго порядка (или как наслаждение). На этом уровне появляется способность произвольно подавлять целесообразные рефлексы (на основе предварительного осознания их) из соображений высшего порядка, иногда – в ущерб самому индивиду. Ошибки могут предвидеться (на основе анализа ситуации и/или опыта чужих ошибок) и избегаться "с первого захода".
    Палеонтология дает бесспорные доказательства того, что хронологически это многообразие начинается с простого и эволюционирует к сложному. Такая эволюция не может быть спонтанной. Спонтанно протекают только физические процессы, подчиняющиеся второму началу термодинамики, ведущие к увеличению энтропии, к деструкции, к упрощению структуры, а не к ее усложнению. Структура, морфология биологического вида формируется, усложняется в ходе филогенеза, что стимулируется требованиями выполнения ею (структурой) соответствующей функции – объективно целесообразной, необходимой для выживания вида, его конкурентоспособности, процветания.
    В онтогенезе наследственная информация, подготовленная филогенезом, реализуется/воплощается прежде структурно, и затем осваивается функционально, что занимает тем больше времени, чем она (структура) сложнее, и чем, соответственно, моложе филогенетически. Дыхание осваивается человеком в несколько минут, а то и секунд; возможности руки и речевого аппарата осваиваются годами. Для освоения потенций мозга большинству, если не всем поголовно, нехватает всей жизни.   и


У Вас есть материал - пишите нам
 
   
Copyright © 2004
E-mail admin@xsp.ru
  Top.Mail.Ru