www.xsp.ru
  Психософия Александр Афанасьев  
Добавить в избранное
За 1990 - 2010


Версия для печати

Виктор Гюго

Величайший французский поэт и писатель. Родился в Безансоне в 1802 году, умер 22 мая в Париже в 1885, а прах его по сей день находится в Пантеоне. Автор таких бессмертных произведений: как "Собор Парижской богоматери", "Отверженные", "Человек, который смеется", " Труженики моря".


Гюго родился в начале Х!Х века и умер в его конце. Таким образом, жизнь гения наполняла весь век. Шестинедельным ребенком Гюго был увезен из Франции, так как его отец, генерал наполеоновской армии, по обязанностям службы часто переезжал с места на место. Маленький Виктор ребенком побывал на Корсике, на Эльбе, в Италии и первые слова учился лепетать по-итальянски. В 1811 году его отец получил пост мажордома при испанском короле и переселился в Мадрид. Здесь Виктор учился в местной  дворянской семинарии, и его хотели зачислить в пажи короля. Путешествия оставили глубокое впечатления в душе будущего поэта и подготовили его романтическое миросозерцание. Сам Гюго говорил позднее, что Испания была для него "волшебным источником, воды которого опьянили его навсегда".

Однако политические события заставили семью Гюго покинуть Испанию. Последовавшее затем окончательное падение Наполеона, сильно отразилось на семье. Отец утратил власть и положение, и вскоре между родителями писателя произошел развод, при котором сын был оставлен матери. Живя в Париже, Гюго учился в колледже, но уже в те годы больше, чем науками, он интересовался литературой и писал стихи. Рано изведал Гюго и литературной успех. Когда писателю было шестнадцать лет, умерла его мать, а отец, с неудовольствием смотревший на его литературные занятия, отказал ему в материальной поддержке. Но Гюго это обстоятельство не поколебало, он сознательно избрал деятельность писателя и остался верен своему призванию всю жизнь.

Второй сборник стихов Гюго имел шумный успех, и король назначил его автору ежегодную пенсию в 2000 франков. Эта пенсия несколько обеспечило дальнейшее существование Гюго и позволило ему жениться на подруге детства. Личную жизнь писателя после женитьбы можно поделить на два периода. Первая половина ее характеризуется как период верного, любящего мужа и заботливого отца, вторая - безудержная, до конца жизни беготня за всем, что носит юбку и шевелится. Дело порой доходило до анекдотов: когда Гюго отправился в эмиграцию на остров Гернси, его примеру последовали взрослые сыновья. Каково  же было их разочарование, когда выяснилось, что к моменту их приезда все свободные женщины на острове уже принадлежали их отцу, и им ничего не оставалось, как продолжить свое добровольное изгнание в другом месте. Сам Гюго самокритично писал по этому поводу:

"О немощный наш дух! Тобой владеет плоть!

Не можешь низменных страстей ты побороть.

Паденье ангела! Грязь на лебяжьих крыльях!...

Всесильна плоть! Она одолевает всех!"

После появления двух последующих, за первым сборником книг Гюго решительно занял первое место среди тогдашних французских поэтов. Тогда же в политических воззрениях Гюго произошел решительный перелом: будучи под влиянием матери  последовательным сторонником короля, он стал восторженным поклонником Наполеона. Дальнейшая эволюция привела Гюго от преклонения перед военной славой империи к преклонению перед свободой народа и, наконец, гораздо позже, к республиканским убеждениям. В области литературной Гюго все решительнее начинает отстаивать романтическую свободу творчества. Наконец, в 1830 году на сцене Комеди Франсез появилась драма Гюго "Эрнани". Представления ее обратились в ряд настоящих сражений между романтиками и их литературными противниками. Молодежь устраивала шумные овации автору и торжественно признала его главой новой литературной школы.

За последующее десятилетие Гюго было выпущено несколько замечательных книг и стихотворных сборников. Среди них - замечательнейшая "Собор Парижской богоматери", которая остается одним из лучших его созданий. Роман, написанный за 5 месяцев, обнаруживает большую эрудицию и с поразительной яркостью воссоздает французскую жизнь в конце средневековья. Значение Гюго было, наконец, признано французской академией, избравшей его своим членом. Король так же приблизил его к себе и возвел в звание пэра.

Политические потрясения, начатые революцией  1848 года, заставили Гюго эмигрировать и прожить в эмиграции 18 лет. Этот период оказался чрезвычайно творчески плодотворным, еще более прославил Гюго, чья слава и без того была огромной. В 1870 году он вернулся во Францию и был встречен восторженно. Весь литературный мир Франции чтил Гюго как своего патриарха. К нему приходили на поклонение, и престарелый поэт, в котором тщеславие было заметной слабостью, охотно раздавал молодым авторам свои поощрения, то лично, восседая наподобие трона, то в письмах.  В Безансоне на доме, где он родился, была прибита бронзовая доска с барельефом поэта. Когда Гюго скончался, 83 лет от роду, его тело было выставлено для прощания под Триумфальной аркой, а в день похорон, собравших весь Париж, были закрыты все общественные учреждения и учебные заведения.

В России и вообще за границей Франции Гюго наиболее известен как автор романов. В них, в отличие от драм Гюго, многое, бесспорно, принадлежит вечности. Правда, в романах много недостатков, характерных для романтического письма. Изложение беспрерывно прерывается бесконечными отступлениями, лирическими, историческими, философскими; исторические картины поверхностны и условны, психология действующих лиц разработана не глубоко, запутанная интрига маловероятна, и автор заставляет своих героев совершать подвиги невероятные. Неприятно действует стремление Гюго, с годами все усиливающаяся в нем, везде представлять антитезы: черному у него постоянно противопоставляется белое, пороку - добродетель, трагическому - смешное, теми же антитезами до нетерпимости пестрит сам стиль автора. Но Гюго побеждает читателя своим поразительным умением все изображать ярко и рельефно, заставлять воочию видеть описываемые сцены. Созданные его воображением герои кажутся живыми не потому, что поэт раскрыл пред нами их душу, а потому, что он буквально словами изваял из них образы. Исторические картины Гюго, при всем их несовершенстве, с научной точки зрения, изумительно живописны. Может быть, средневековье было не таково, как оно изображено в "Соборе Парижской богоматери", но автор заставляет нас его таким видеть, а, увидев, верить. Особый дар Гюго составляла способность проникновения в жизнь неодушевленных предметов, благодаря чему и собор Богоматери, и море, и горящий замок у него кажутся живыми существами. Сами антитезы Гюго в силу мастерства его слова, производят иногда глубокое впечатление, делают его строки простыми, правдивыми, трогательными.




<Назад>    <Далее>




У Вас есть материал пишите нам
 
   
Copyright © 2004-2024
E-mail: admin@xsp.ru
  Top.Mail.Ru