www.xsp.ru/psychosophy/ Публикации

"Зевака" (4-я Эмоция)

Звание "зеваки" 4-я Эмоция получила потому, что она не столько производит, сколько потребляет художественную продукцию. Хотя и среди "зевак" - художники не редкость (пример великого Гёте будет здесь достаточно выразителен), все-таки в художественной сфере они более ориентированны на потребление, чем на творчество.

В потребительстве 4-й Эмоции ничего зазорного нет и есть даже своя положительная сторона: "зевака" - наилучший читатель, слушатель, зритель. Он всеяден, зеркален в своем художественном восприятии, поэтому на какой бы ступени функциональной иерархии ни стояла Эмоция у художника, вынесшего на суд "зеваки" свое творение, он всегда найдет благодарный и адекватный отклик. 4-я Эмоция, если так можно выразиться, эмоционально беспартийна. И гром 1-й Эмоции, и разлив 2-й Эмоции, и шепот 3-й Эмоции - все приемлет тонкая, чувствительная душа "зеваки". Существует для него лишь качество, но не стилевая направленность произведения, что позволяет зачастую 4-й Эмоции выступать в роли квалифицированного и беспристрастного критика.

Когда же "зевака" сам берется за не слишком свойственное себе, но дающееся без особого труда художественное ремесло, то и это бывает достаточно интересно. Во-первых, тонкое стилевое чутье делает из него прекрасного пародиста, имитатора, эпигона, переводчика. Во-вторых, отсутствие внутренних табу, догматов и шор награждает 4-ю Эмоцию абсолютно неизвестной другим Эмоциям стилистической и жанровой свободой. Тот же Гёте, легко писавший во всех, известных ему размерах и жанрах, - наилучший тому пример.

*     *     *

Замечательным свойством 4-ой Эмоции является то, что в жизни "зеваки" есть период, когда чувствительность его выглядит не отнюдь не последней в его внутренней иерархии, а наоборот - первой. Ощущение в себе 4 -й Эмоции как 1-й связанно с эндокринной системой и обязано особым режимом работы гормонального механизма, приходящейся на подростковый период, т.е. период между 15-ю и 25-ю годами. Дело в том, что именно в этот период природа положила особенно бурную стимуляцию выброса эмоциональных гормонов, создающий  иллюзию избыточной чувствительности натуры, именно на этот период приходится чрезвычайная общительность, увлечение танцами, пением, стихами,  искусство, шоу-бизнесом и т.д.  И складывается впечатление, что природа специально организовала эмоциональное бурление на данный период с тем, чтобы подтолкнуть человеческую особь к репродукции ( об особых отношениях между эмоциями и воспроизводством много говорилось прежде). Но вот, возраст "зеваки" переваливает за 25 лет, и оказывается, что подлинные его интересы лежат совсем в другой плоскости. Он делается спокойнее, замкнутее, откладывает в сторону кисти и партитуры. Вторичность чувств и зависимость от эмоционального строя других становятся все очевиднее, а вместе с этим, становится яснее и объективнее, взгляд 4-й Эмоции внутрь себя.

                                                               *     *      *

                                                        .

"Зевака" эмоционально не свободен. И Наполеон, с его 4-й Эмоцией, нередко жаловался, что близкие приноровились в корыстных целях хватать его за это зависимое место. Он говорил Коленкуру: "Я не раз испытал это с Жозефиной, которая постоянно обращалась ко мне с разными просьбами и даже ловила меня врасплох своими слезами, при виде которых я соглашался на многое, в чем должен был бы отказать".

Вместе с тем, крайне поверхностным выглядело бы представление о 4-й Эмоции, как о совершенном эмоциональном хамелеоне, абсолютно бесцветном в пору свободы от внешнего эмоционального воздействия. Действительно, 4-я Эмоция очень зависима и слаба перед лицом чужой экспансии чувств, но из этого не следует, что сама по себе она бездушна и слепа. Другое дело, что выяснить, какова она сама по себе, удается редко - в минуты одиночества - только тогда обнаруживается, какие силы, глубины и богатства в ней таятся. Одна беда, случается это не часто. За стеной включается магнитофон, и нога "зеваки" невольно начинает отбивать ритм, во дворе разражается слезами ребенок, и глаза "зеваки" увлажняются, в комнату "зеваки" с яростным воплем врывается прекрасная его половина и немедленно получает в ответ равный по ярости вопль. И пошло - и поехало...