Принципы истории

Принцип 1: История - это не наука о прошлом, а наука об историческом процессе. При этом между прошлым и будущим нет принципиальной разницы, ибо все, что происходит, подчинено объективным законам.

Принцип 2: Основой исторического процесса является пересечение двух систем - Времени и Человека. При этом пересечении обе системы теряют свою равномерность. В результате Время квантуется (кратно 12), а Человек дробится на типы и подтипы (кратно 12).

Принцип 3. Постижение исторического процесса невозможно без понимания смысла революционных переломов. Именно революция основа истории. Революции - это тот каркас, на который нанизываются все остальные события. Революция всегда первична.

Принцип 4. Все революции, значимость которых неоспорима, происходили лишь в годы Змеи, Петуха и Быка. При этом стоит помнить, что эти годы располагаются в четырехлетнем шаге, что недвусмысленно выводит нас на факт существования четырехлетнего ритма.

Принцип 5. Революционность годов Петуха, Змеи и Быка может быть объяснена синхронным желанием людей начать новую жизнь именно в те годы, которые стимулируют к рождению новых идей. (Среди 12 знаков гороскопа лишь Петух, Змея и Бык являются источниками мысли).

Принцип 6. В течение революционного года люди, группы людей, целые народы, государства или даже человечество в целом принимают множество решений, ибо водопад идей годов Петуха, Змеи, Быка неиссякаем. Однако исторический смысл будет иметь лишь последнее решение, принятое в ноябре-декабре.

Принцип 7. Оставшиеся девять лет 12-летнего цикла находятся в подчиненном положении по отношению к революционным годам. В годы Лошади, Собаки и Тигра принятые решения осуществляются. В годы Козы, Кабана и Кота подводятся итоги, проявляется картина истинного положения. В годы Обезьяны, Крысы и Дракона идет частичная отмена принятого решения, дабы расчистить место для принятия нового решения.

Принцип 8. Для более точного представления о смысле четырехлетия удобно сравнить его с четырьмя сезонами года или четырьмя периодами суток. Не забывая при этом, что год и день - природные периоды времени, а четырехлетие - это период социальный, животным и растениям он неведом.

Принцип 9. Есть смысл кроме прямого описания истории через революционные даты вести также учет исторических псевдорешений (годы Козы, Кота и Кабана), а также вещих снов истории (годы Обезьяны, Дракона и Крысы). Особенно интересны вещие сны, ибо в них можно угадать контуры будущих исторических событий.

Принцип 10. Исторический процесс может быть представлен в виде череды четырехлетних эпизодов. При этом четырехлетие можно считать мельчайшей, исторически неделимой частицей времени. Меньше, чем за четыре года, не может произойти ни один исторический эпизод. С другой стороны, достаточно много исторических событий, полностью упакованных в рамки четырех лет.

Принцип 11. Годы Змеи, Петуха и Быка можно считать начальными годами четырехлетних эпизодов истории. Тогда есть смысл наименовать их годами революции. Но можно считать их и конечными годами. Тогда есть смысл называть их годами победы. Противоречия нет: победа в одной сфере - всегда революция в другой. Важнее другое: появляется еще один способ считывать ход истории, не по революциям, смысл которых на момент свершения еще очень неясен, а по победам, расставляющим все точки над i.

Принцип 12. Решения, принятые в год Змеи, носят откровенно политический характер; решения, принятые в год Петуха - экономический характер; решения, принятые в год Быка - идеологический характер. Данное положение достаточно легко демонстрируется на примере российской истории XX века

Принцип 13. Политичность решений года Змеи связана с закрытостью, надморальностью этого знака. Экономичность решений года Петуха связана с открытостью знака, его доморальностью. Наконец, идеологичность решений года Быка связана с ортодоксальностью знака, его принадлежностью морали.

Принцип 14. Третий мир (не Восток, не Запад, а что?) оказался невидимым либо мало заметным, потому что нестабилен, не имеет постоянного места и времени. И все же он должен быть - этого требует общая философия бытия.

Принцип 15. Введение дискретного (квадратного, ступенчатого) ритма вместо волнового (хождение по кругу) возможно лишь тогда, когда мы умеем почувствовать нулевую точку ритма (метаморфоза), либо когда умеем отличать одну единицу времени (день или год) от другой (следующего дня или года).

Принцип 16. В отличие от годов и четырехлетий, существующих как дискретные единицы исторического времени, 12-летие как историческая частица, единая для всех стран и народов, не существует. Существует лишь волновой процесс с длиной волны в 12 лет.

Принцип 17. Государства как бы получают право выбора начального года для своих ритмов. Выбирать можно лишь из трех лет, годов принятия решений (годы Змеи, Быка или Петуха). Таким образом, государства, продолжая жить по законам общего и единого времени, одновременно приобретают определенную степень свободы, организуют свой собственный ритм. Это и есть главный принцип исторических ритмов - самоорганизация.

Принцип 18. Самоорганизация есть способность большой группы людей, нации, государства превращаться в единый организм, обладающий своей волей, своим разумом, своим ритмом. Причем сплошь и рядом воля государства не совпадает с волей не только отдельных людей, но даже и подавляющего большинства людей. (Ведь бывает же так, что каждая клеточка организма жаждет одного, а человек вопреки своему организму делает совсем другое.)

Принцип 19. Государства, идущие по революциям годов Быка, суть государства Востока. Государства, идущие по революциям годов Петуха, есть государства Запада. Наконец, искомый нами третий мир, идущий по революциям годов Змеи, можно было бы назвать Центром, но есть смысл назвать Империей.

Принцип 20. В государствах Востока главенствует идеология. Реальной властью обладают идеологи, все структуры так или иначе идеологизированы. В государствах Запада главенствует экономика, коммерция. Реальной властью там обладают люди, делающие деньги, владеющие деньгами. Все сферы жизни проверены рентабельностью, экономичностью. В Империи главенствует политика. У власти те, кому и положено - политики. Все сферы жизни политизированы, а иногда очень сильно политизированы.

Принцип 21. Несмотря на редкость, краткость и эпизодичность имперских циклов, а может именно благодаря этому, главнейшим для исторического процесса является именно имперский ритм. Империя связывает между собой Восток и Запад, но также прошлое и будущее. Человечество идет от глобального Востока к глобальному Западу, но лишь через Империю.

Принцип 22. Любая власть, по сути своей, нелегитимна. На Востоке истинная власть у идеологов, на Западе у коммерсантов, в Империи правит тот, у кого сила, что редко соотносится с законом. Есть эмпирическая формула, что в Империи власть сосредоточена у тех, кто все контролирует и ни за что не отвечает.

Принцип 23. Любые три стихии взаимодействуют таким образом, что одна, главенствуя над другой, непременно будет подчиняться третьей. Так рождается векторный треугольник.

Принцип 24. Каждый из трех миров осуществляет общемировую экспансию, но лишь по месту главенствующей стихии. Восток проводит идеологическую экспансию, Запад экономическую, а Империя политическую. Причем наиболее эффективна идеологическая экспансия на Западе, экономическая в Империи, а политическая, соответственно, на Востоке.

Принцип 25. Векторный треугольник при умелом обращении может стать источником множества истин, характеризующих Запад, Восток, Империю. При этом все эти истины будут симметричны относительно друг друга в системе координат экономика-идеология-политика.

Принцип 26. Подобно государствам люди тоже принимают решения на 12 лет. Идеологи в годы Быка, политики в годы Змеи, коммерсанты в годы Петуха.

Принцип 27. На Востоке общество в основном представлено коммерсантами, которые легко подчиняются идеологической власти. На Западе народ - политик, подчиняющийся власти капитала. В Империи народ - идеолог, а у власти политики.

Принцип 28. Принадлежность к стихии не пожизненное клеймо, можно и сменить. Надо лишь помнить, что идеолог переходит в политики с повышением статуса, а в коммерсанты - с понижением. Политик, соответственно, с повышением идет в коммерсанты, а с понижением - в идеологи. Легко догадаться, что повышением для коммерсанта станет переход в идеологи, а понижением - переход в политики.

Принцип 29. Следующей за 4-летием и 12-летием единицей исторического времени стоит признать 36-летие. Однако в отличие от первых двух 36-летие не имеет биологической основы (скажем, не существует 36 знаков гороскопа). 36-летка несет только исторический, только социальный смысл. Смысл 36-летки виден лишь в способности общества к самоорганизации. Появление 36-летнего ритма есть явление отрыва человека от законов природы и шаг к обретению чисто человеческих, социальных законов.

Принцип 30. Именно 36-летие является элементарной частицей исторического процесса, обладающей внутренней стабильностью и смысловой самостоятельностью. (Чем революционнее границы 36-летия, тем выше его самостоятельное значение.) В имперском ритме каждое 36-летие определяется одной моделью власти, в западном ритме одной моделью экономики, а в восточном ритме одной идеологической моделью. (Подробнее эта тема будет раскрыта в следующей главе.)

Принцип 31. Почему 12-летия сгруппированы по три, а не по 4 или по 5? Логично предположить, что трехфазность нужна для того, чтобы описанная выше модель могла сформироваться (12 лет), стабилизироваться (12 лет) и как следует разложиться (12 лет), дабы в следующем 36-летии смогла бы сформироваться новая модель. Итак: самое очевидное строение 36-летия: подъем-стабилизация-упадок.

Принцип 32. Подъем, безусловно, ведет к стабилизации, ибо забирает слишком много энергии поиска, слишком много ума, причиняет слишком много беспокойства. Усталость от перемен - это основа стабилизации. Стабилизация ведет к застою и упадку не столь очевидно. Однако известно, что тот, кто перестает двигаться вперед, обязательно будет отброшен назад. Скука - предвестник развала.

Принцип 33. Упадок старой модели власти, нарастающий все третье 12-летие, неизбежно вызовет зарождение новых идей, новой активной элиты, которая будет участвовать в революции, начнет строительство новой модели и возглавит подъем в новом 36-летии.

Принцип 34. В имперском ритме 12-летие подъема неразрывно связано с открытыми знаками (Крыса, Лошадь, Петух, Кот), с их идеей синхронизации общества. Таким образом, в Империи подъем есть не что иное, как объединение развалившегося перед революцией общества. Второе 12-летие, сохраняя декоративное значение открытых идей, на деле подчинено идеям ортодоксальных знаков (Дракон, Собака, Бык, Коза). Речь идет о стабилизации. Наконец, третье 12-летие предназначается для развала общества, его атомизации. Этот процесс идет под мощным воздействием идей закрытых знаков (Обезьяна, Тигр, Змея, Кабан).

Принцип 35. Главенство новой стихии не наступает одновременно во всех сферах. Так, в имперском ритме политический подъем начинается в первый год 36-летия, экономическое пробуждение лишь на четвертый год, а новая идеология начинает зарождаться лишь на восьмом году. Таким образом, если время открытых знаков в политике кончается на 12 году, то в идеологии открытые знаки доминируют до 20 года фазы. Аналогично вычисляются графики прохождения других сфер и стихий.

Принцип 36. Социальная структура знаков, определяющая смену стихий внутри 36-летия, однозначна только там, где живет имперский ритм. На Востоке и на Западе социальная структура раздваивается и теряет свою четкую осмысленность, отчего строение 36-летия как на Западе, так и на Востоке гораздо менее четко, чем в Империи.

Принцип 37. Кроме всего прочего, последовательность из трех 12-летий умеет копировать порядок стихий трех четырехлетий. Так, в имперском 36-летии первое 12-летие решает политические задачи (установление власти), второе 12-летие решает экономические задачи, а третье - идеологические. Соответственно, на Западе первые 12 лет заняты экономикой, потом идеологией и лишь под занавес политикой. На Востоке первые 12 лет 36-летия уходят на решение идеологических проблем, вторые - политических, и лишь третьи - экономических.

Принцип 38. Не стоит ожидать, что человек в своем развитии будет копировать природу. Человек триедин, в нем есть и животное, и божественное (душа), и собственно человеческое. Поскольку история не природна и не божественна, то стоит ожидать в истории именно человеческой логики, человеческих законов, резко отличных от природных.

Принцип 39. Одним из примеров типично человеческой логики развития является последовательность 12 возрастных знаков. Знаки попросту идут в обратную сторону. Для природы это абсурд, ибо природа живет по законам самовоспроизведения. Человеку, причем каждому, дана уникальная возможность: благодаря обратной логике развития он может синтезировать в себе качества, не имеющие прецедентов. Возрастная обратная логика выглядит так: утро-ночь-вечер-день.

Принцип 40. Вопреки здравому смыслу 36-летия в 144-летних циклах идут сообразно не прямой логике, а обратной. Схема выглядит так: ночь-вечер-день-утро.

Принцип 41. Нет никаких сомнений в том, что первая фаза 144-летнего цикла подвластна мистическим стихиям (любовь, сон, хождение по кругу) и, соответственно, мистическим знакам - Крысе, Дракону и Обезьяне. Именно в мистическом тумане, поднимаясь над временем, новый цикл обретает свои цели и задачи. Это еще не план, это всего лишь предчувствие. Главной особенностью первой фазы остается хождение по замкнутому кругу. Именно в этом хождении как бы без смысла и пользы происходит накопление энергии, которая выплеснется во второй фазе.

Принцип 42. Есть множество доказательств тому, что вторая фаза любого 144-летнего цикла подвластна завершительско-реалистической стихии. Смерч разрушения, страсть к завершению, тотальная слежка, доносы, допросы... Ну и, конечно, во главе всего, в центре жизни соответствующие знаки - Кот, Коза, Кабан. Пафос 36-летия - в расчистке места для нового... Но это не конец, ибо чистильщики полны сил и энтузиазма, им кажется, что они строители, а не разрушители.

Принцип 43. Естественно, что третья фаза достается самой созидательной силе - волевой стихии. На расчищенной и размеченной площади страны строится легко и быстро. В первую очередь речь идет о строительстве общества с новой структурой. Центральными знаками являются волевики - Лошадь, Собака, Тигр. Покой и воля...

Принцип 44. Четвертая фаза достается логической стихии, политически хоть и слабой, но по-военному дисциплинированной. Центральные знаки Петух, Бык и Змея. Главная задача - освобождение от инфантильности вновь рожденных классов, порядков... Обретение порядка и законности.

Принцип 45. Таким образом, первая фаза пребывает вне времени. Вторая фаза обращена в своем пафосе к прошлому (разрушение). Третья фаза связывает прошлое и будущее. Наконец, четвертая фаза - это уже ход в будущее. В этом прелесть исторический логики. Четвертая фаза не закрывает, не окукливает 144-летний цикл. Напротив, именно четвертая фаза более других обращена в будущее, строит это будущее, хоть и на реках крови второй фазы и озерах пота третьей фазы.

Принцип 46. Тем, кто не слишком любит ссылаться на гороскоп, можно предложить следующую полуэмпирическую схему следования 36-летий: накопление энергии (1 фаза), насильственные реформы (2 фаза), бюрократизация, вовлечение всего населения в новое дело (3 фаза), освобождение (4 фаза). В общем-то, тот же смысл, те же слова... Можно еще сказать, что вторая фаза дарит монстров, титанов, демонов, третья плодит сереньких людишек, а четвертая склоняет к интеллектуальному взлету.

Принцип 47. В имперском 144-летии власть всегда стремится все контролировать, но ни за что не отвечать. В каждом 36-летии такую власть может осуществлять лишь та организация, которая максимально родственна царствующей стихии. Например, во второй фазе это карательные органы, в третьей бюрократия, в четвертой - просветители и т.д.

Принцип 48. Несмотря на равноправие всех знаков, следует признать, что для каждого ритма положение любимчиков занимают лишь некоторые. Так в Империи в первой фазе все 36 лет сохраняет свое главенство Крыса, во второй все 36 лет в любимцах Кот, в третьей фазе не теряет своего значения Лошадь. В четвёртой, соответственно, Петух. Точно так же можно предполагать преимущество на Западе ортодоксальных знаков, а на Востоке закрытых.

Принцип 49. Таким образом, результирующая картинка гороскопа для Империи выглядит так: КРЫСА-Дракон-Обезьяна-КОТ-Коза-Кабан-ЛОЩАДЬ-Собака-Тигр-ПЕТУХ-Бык-Змея.

Для Запада так: Обезьяна-Крыса-ДРАКОН-Кабан-Кот-КОЗА-Тигр-Лошадь-СОБАКА-Змея-Петух-БЫК.

Для Востока так: Дракон-ОБЕЗЬЯНА-Крыса-Коза-КАБАН-Кот-Собака-ТИГР-Лошадь-Бык-ЗМЕЯ-Петух.

Принцип 50. Самая интересная для нас четвертая фаза покровительствует не только журналистам, мультипликаторам и архитекторам, она еще и покровительница театрального действа. Театральность жизни в четвертой фазе не ограничивается только театральной сценой. Театром становится Кремль, Государственная дума, Москва, телеэкран, вся наша страна.

Принцип 51. Продолжая постижение векторного треугольника и, в частности, принципа 27, можно сказать, что результатом любого 144-летия является чудо, связанное с основной народной стихией. На Западе народ - политик, а потому результирующее чудо - политическое. На Востоке народ - коммерсант, а потому чудо - экономическое. Самое интересное чудо несет Империя, где народ представлен идеологами. Итак, в Империи - чудо идеологическое.

Принцип 52. Темой каждого очередного идеологического чуда может стать лишь создание самой актуальной, самой передовой идеологии человечества. Здесь на помощь необходимо призывать учение об эпохах и возрастах человечества. Масштаб идеологического чуда может быть значительно выше масштаба одной нации и по времени может выйти намного дальше границ четвертой имперской фазы. Более того, пика проявлений идеологического чуда стоит ждать через 30-40 лет после четвертой имперской фазы.

Принцип 53. Идеологическое чудо рождается не на пустом месте, чудо творят люди. Но не герои-одиночки, а представители нового властного класса. В третьей России это военный класс (дворянство), в четвертой России это технократы (люди с техническим и естественнонаучным образованием).

Принцип 54. Становление технократии в четвертой России началось во второй фазе, к власти она пришла в третьей фазе, свободу получила в четвертой фазе. В тех же терминах можно описать становление военного класса в третьей России. Пик творчества нового класса придет лет на 30 позже империи.

Принцип 55. Забегая вперед, заметим, что наиболее грандиозны идеологические чудеса четвертых Империй: четвертой Иудеи, четвертой Англии, четвертой России (раздел "Поиски Империи").

Принцип 56. Забегая вперед еще дальше, можем отметить, что приход к власти технократов, технократическое идеологическое чудо приведет к т.н. гуманитарной революции, когда технический прогресс перестанет быть самоцелью, и во главу угла станет человек и собственно человеческие проблемы. Именно технократам удастся расшифровать некоторые из вечных вопросов.

Принцип 57. Обратная логика, доминируя в историческом развитии, вступает в противоречие с прямой логикой, более понятной человеческому сознанию. Поэтому ожидается одно (согласно прямой логике), а получается другое (по обратной логике). Черная революция (2 фаза) ожидается как праздник, весна, обновление. Белая революция (4 фаза), напротив, ожидается как кошмар, глад и мор. Долгие годы, а для некоторых впечатлительных людей и всю фазу, реальность не совмещается с представлением о ней. Так же и серая революция (3 фаза) воспринимается как застой, болото, а является временем прорыва в новейшие пространства. А радужная революция (1 фаза) кажется мощнейшим скачком вперед, хотя на деле же водит всех по замкнутому кругу.

Принцип 58. В момент революционного переворота слабая стихия побеждает сильную. Именно в этом и состоит революционность, а иначе была бы просто эволюция. Для успешности в таком парадоксальном действии часто вызывается т.н. дополнительная стихия, сильная по отношению к старой власти и нейтральная (противолежащая) к новой власти.

Принцип 59. Центральная стихия в своей фазе пребывает в центре внимания. Это понятно. Стихия прошлого 36-летия относится к происходящему снисходительно, склоняется к отдыху и легкости бытия. Стихия грядущего 36-летия вся в работе, кипении, иногда горении и даже сгорании. Стихия противолежащего 36-летия чувствует себя вне времени и вне игры, ее удел романтические мечтания.

Принцип 60. Впрочем, представителей противолежащей стихии (романтиков времени) вполне может заинтересовать вариант попасть в центр всеобщего внимания. Для этого необходимо уйти в т.н. угнетенную сферу. В Империи угнетенной сферой является сфера коммерции, сфера экономики. На Западе угнетенной является сфера идеологии. На Востоке угнетенной является сфера публичной политики, сфера борьбы за власть.

Принцип 61.Продолжая 21 принцип, стоит отметить, что именно имперские циклы являются неким фокусом всемирной истории, точно так же, как фокусом всей жизни человека (не отрицая значения детства и старости) является именно период возмужания, период генерации собственных идей. Таким образом, Запад - старость человечества. Восток - детство человечества. И лишь Империя - ум, честь и совесть всемирной истории.

Принцип 62. Важнейшим фактором поиска имперских циклов остается обнаружение революций и революционных переломов, идущих в годы Змеи или около года Змеи - годы Дракона и Лошади. Желательно, чтобы был ряд таких дат, причем крупные революции должны отстоять друг от друга на 36, 72 года.

Принцип 63. Другой фактор - это беспрецедентно сильная политика, приводящая не к одномоментному взлету, а к созданию долговременных политических образований, будь-то государство, империя, долгосрочный союз государств, политический лагерь...

Принцип 64. Решающий фактор при поиске имперских циклов - это причастность народа и государства к созданию и утверждению единобожия (иудаизм, христианство, ислам). Именно единобожие - это главная причина прогресса, в системе которого человечество сейчас живет. Имперские циклы - это главный инструмент прогресса. Отсюда неразрывная связь единобожия и имперских циклов.

Принцип 65. Каждый имперский цикл решает конкретную историческую задачу для своего государства и всего человечества, но лишь четыре имперских цикла в рамках одного народа или одной культуры могут решить некую сверхзадачу для целой цивилизации.

Принцип 66. Три народа прошли по четыре имперских цикла - древние иудеи, англичане и русские. По окончании последнего имперского цикла эти народы получают статус вечного народа. Вечный народ досрочно завершает государственное образование и получает доступ в безгосударственное будущее человечества. В таком народе как в зеркале мы видим свое будущее - ум, мудрость, доброта, но одновременно неспособность развивать свою национальную культуру, ибо развитие ее закончено.

Принцип 67. Признаки бронзовения имперского народа - это дальнее следствие прохождения четырех циклов. Более близкое следствие - это т.н. Большое Откровение, которое случается примерно через 40-50 лет после окончания четвертого имперского цикла.

Принцип 68. Тем имперским народам, которые не прошли всех четырех имперских циклов (Рим, Византия, народы ислама) не полагается ни вечность, ни Большое Откровение.

Принцип 69. К прошлому и настоящему человечества относятся пять имперских цивилизаций - Древний Израиль, Англия, Россия, Античность (Рим плюс Византия), мир ислама (Халифат, Османы, Великие Моголы, Иран). Предполагается, что возникнет шестая имперская цивилизация (Китай, Корея, Япония...). В каждой цивилизации насчитывается по четыре имперских цикла. Всего 24 имперских цикла за всю историю человечества.

Принцип 70. Энергетическая мощь имперского цикла столь велика, что неизбежно рождение его зеркального отражения (чаще всего в мире Запада), уродливого монстра с малым временем жизни, но непомерными псевдоимперскими амбициями. Такой монстр называется тоталитарным двойником.

Принцип 71. История столкновения Империй со своими тоталитарными двойниками - это и есть история человечества в ее драматическом аспекте. Таким образом, реализуется идея рождения истины в споре двух начал.

Принцип 72. Одна из главных задач имперских циклов - это синхронизация человечества, создание единого человечества. Однако Империи - это не единственный инструмент синхронизации. Есть еще и некая возрастная волна синхронизации, которой подвергнуты все народы, невзирая на принадлежность к миру Запада, Востока или Империи. Каждый возраст длится 400 лет. К 2025 году заканчивается восьмой возраст единения человечества.