|
|
Ключевые слова | Ключевые слова (1-4). Учёные (2)
Во второй главе ("Мокрец") ситуация с поиском учёных никак не улучшается. Может быть даже становится хуже. Упомянуты Рене Декарт (31.03.1596), Джорано Бруно (февр. 1548), сомнительный астрофизик Николай Козырев (2.09.1908)... Какая завораживающая пустота! Нобелевский лауреат Николай Семёнов (15.04.1896). Теория цепных реакций - это круто! Универсальный гений Лев Ландау (22.01.1908). Говорят, что минимум шесть его работ были достойны Нобелевки (одну получил). Странный Эдмунд Галлей (8.11.1656), открывший периодичность комет и заставивший Ньютона написать свои знаменитые "Начала натуральной философии". Величайшие эмпирики - им не легко доказать своё научное величие | Кваша Г. С. · 29-04-2024 | |
| | | Ключевые слова (2+13)
Альфред Крупп (26.04.1812) - "пушечный король", великий предприниматель... И очень странный человек! Известна склонность Круппа к графомании. У него была огромная потребность высказываться, и он написал в течение своей жизни несколько тысяч писем — иногда одному и тому же человеку по несколько писем в день. Он издал огромное количество директив для своих рабочих. В 1877 году Крупп обратился к рабочим со «словом к подчинённым». В нём говорилось: «Это я внедряю изобретения и создаю новые производства, а не рабочий. Он должен быть удовлетворён своим жалованием, а получаю ли я прибыли или несу убытки, это моё личное дело…». Так что не только писатели не в состоянии "заткнуть фонтан" (ПЛ-6078) | Кваша Г. С. · 13-06-2022 | |
| | Ключевые слова (2+12)
Алан Паркер (14.02.1944) - один из самых архетипических режиссёров. Одна из граней архетипа ярчайшим образом проявилась в первом же фильме - "Багси Мэлоун" (1976). Читайте главу из Мокреца" - "Игрушечный мир"! Их ответ на наш шедевр "Приключение Незнайки и его друзей". Очень смешно, "сладко и гадко". Другая грань мокрецовского архетипа в фильме "Сердце ангела" (1987). Автор даже не скрывает, что шёл в этом фильме за Андреем Тарковским (4.04.1932) и пытался во всём следовать его водяным упражнениям. Не обошлось само собой и без зеркал, одного из главных мокрецовских символов. Читайте главу "Без лица..." Безусловно, Мокрецы - самый наглядный архетип (Т.Усиленок) | Кваша Г. С. · 17-12-2021 | |
| | | Ключевые слова (2+11)
А что конкретно имеют в виду Мокрецы, описывая "мокрецовское болотце", в котором рождается жизнь? Возможно, что ответ на этот вопрос дал Джеральд Джойс (1956), который с маниакальным упорством проводил эксперименты по выращиванию жизни в пробирке. Он вывел целую коллекцию тысяч разнообразных молекул, которые способны и поддерживать своё существование, и эволюционировать. Как пишут о нём, "он создал молекулярный копировальный аппарат". Таким образом, программа второго архетипа, выйдя из полуфантастических рассуждений и допущений Гертшери Фло, потихонечку обретает вполне научное наполнение. Само собой, учёных в этой теме исследований (синтетическая биология) много, но лидер у них - Мокрец Джеральд Джойс | Кваша Г. С. · 11-11-2021 | |
| | Ключевые слова (2+10)
"Повод к экранизации - два". Евгений Шварц, Иван Гончаров, Александр Беляев, Василий Аксёнов, Марио Пьюзо, Ян Флеминг, Анатолий Лукьяненко, Борис Акунин... Именно мокрецовская литература стала основой для множества наших любимых фильмов. Один из самых любимых - "Здравствуйте, я ваша тётя!", поставленный в 1975 году Виктором Титовым. Литературная основа - пьеса Брэндона Томаса (24.12.1848) "Тётушка Чарлея". Пьеса ставилась на сцене многократно. Неоднократно экранизировалась, в том числе в Великобритании, США, Германии, Австрии, Дании, Испании, Франции, Италии и даже в Египте. В чём фокус? В действии! Никаких натурных съемок, но так весело! Почти полвека прошло, но смешно до сих пор | Кваша Г. С. · 07-06-2020 | |
| | | Ключевые слова (2+9)
"Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы"... и конечно же, "Леопард"... Джузеппе Томази ди Лампедуза (23.12.1896) - участник двух войн, представитель одного из древнейших аристократических родов Италии. Князь не нуждался в деньгах или славе, писать он начал уже будучи смертельно больным человеком, за несколько лет до кончины. Опубликовать роман при жизни не удалось. Но после смерти автора роман увидел свет (1958) и стал культовой книгой. В 1963 году Лукино Висконти снял экранную версию романа, название осталось прежним. Этот фильм до сих пор считается одним из самых бесспорных шедевров кино. Никаких далеко идущих выводов, - "всего лишь название" (Татьяна Усилёнок) | Кваша Г. С. · 11-04-2020 | |
| | Ключевые слова (2+8)
"Мокрец". "Раздвоение двуличности". О двойственности Эрнста Гофмана (24.01.1776) не сказал только ленивый. Дошло до смешного, в Светлогорске установили памятник двойственности Гофмана - нудного чиновника и одновременно безумного сказочника. Раздвоены и большинство персонажей его книг. Саламандр - могущественный правитель Атлантиды, чудесным образом превращается в архивариуса Линдгорста ("Золотой горшок"), волшебница -фея предстаёт канониссой из приюта благородных девиц ("Крошка Цахес"), король Секакис есть Перегринус Тик, а Пепуш, друг Секакиса оборачивается чертополохом Цехеритом ("Повелитель блох"). В сказке "Щелкунчик и мышиный король" превращениям нет предела (Татьяна Усиленок) | Кваша Г. С. · 08-01-2020 | |
| | | Ключевые слова (2-2+3)
Айзек Азимов, Джон Апдайк, Борис Акунин, Александр Бушков... Но ещё и Луис Ламур (22.03.1908) - самый плодовитый автор вестернов. Начал довольно поздно, но написал под сотню романов, плюс рассказы и всякое такое. 35 лет 2-5 романов в год. И ладно бы гнал какую-то никому не нужную галиматью. Нет, он оказался невероятно читаемым в мире и особенно в США. Но и это не всё. Его книги непрерывно экранизируются. Например, "Как был завоеван Запад" - эпический трёхчасовой вестерн, снятый в 1962 году четырьмя ведущими режиссерами Голливуда и номинированный на восемь "Оскаров". При советской власти, когда мы усиленно читали, на русский язык не переводился. А сейчас, когда читать некогда, пожалуйста... | Кваша Г. С. · 05-01-2020 | |
| | Ключевые слова (2+7)
В главе "Игрушечный мир" о нежелании Мокрецов становиться взрослыми сказано как-то вскользь. Упоминается Питер Пен Джеймса Барри (9.05.1860), а также цитатка из Фрэнсиса Скотта Фицджеральда (24.09.1896). Не исключено, однако, что тема эта станет самостоятельной. Вот к примеру, вторая часть трилогии Рэя Бредбери (22.08.1920) "Лето, прощай!". Вещь странная, мутная и даже гадкая... Но, с тем большей вероятностью, жёстко архетипическая. Дети в ней не просто декларируют нежелание становиться взрослыми, но начинают искать технологию для этого странного дела. Архетипу позволено страшное - борьба со Временем. Преступление на уровне богохульства, может даже ещё хуже. Но такова реальность архетипа, и нам её изучать... | Кваша Г. С. · 30-11-2019 | |
| | | Ключевые слова (2-2+2)
Диккенс, Апдайк и даже Акунин отдыхают в первенстве на самого водоносного Мокреца. Александр Бушков (5.04.1956) поплодовитее будет. В школе учился плохо, институтов не кончал, зато сохранил кучу сил на беспричинное и бесперебойное писательство. Несколько детективных серий, несколько серий фэнтези, в год до 8 романов. И так без роздыха лет сорок. А ещё фолк-хистори. С ума сойти! Наиболее известен по экранизации серии "Пиранья". Повод для экранизации вполне полноценной. Особенно когда Миронов и Машков в главных ролях. Историков своими писаниями сводит с ума. Впрочем и писатели его не жалуют, присудили приз: "за достижение максимального коммерческого успеха при минимальном творческом вкладе". Вот так... ("Водолей - сын Зурзмансора") | Кваша Г. С. · 03-11-2019 | |
| | Ключевые слова (2+6)
Мокрец. Второй архетип в своей парадоксальности мало уступит первому. Великий учёный и одновременно Мистик. Как можно соединить внутри себя абсолютный, безбрежный мистицизм и безоговорочную преданность науке? Кто знает теорию, тот догадается, что компенсацией служит Скептицизм. Айзек Азимов, например, возглавлял целый Комитет скептических расследований. Смешно, конечно, что Мистики борются с мистикой с помощью скепсиса. В шутку, а может и всерьёз Азимов выразил своё отношение к научной деятельности: "Главной характеристикой религии под названием "наука" является то, что она действует". И это верно: наука - это то, что действует. Только религия (мистика) здесь вовсе ни при чём | Кваша Г. С. · 31-10-2019 | |
| | | Ключевые слова (2+5)
Многих смутило, что первые четыре главы "Стремянки" названы "Господа Учёные". Странно получилось: название есть, а учёных нет. Особенно заметна дыра в главе о Мокрецах. Не стоит сомневаться, учёные будут. Может быть не сразу, но обязательно. Универсальный гений Льва Ландау (22.01.1908). Наш Николай Семенов (15.04.1896), который получил своего Нобеля за открытие цепных реакций. А ещё Илья Франк (23.10.1908), получивший Нобеля за объяснение эффекта Вавилова-Черенкова. Один из главных исследователей плазмы Ханнес Альвен (30.05.1908). Пьер Жиль де Жен (24.10.1932) - "Ньютон нашего времени", отец жидкокристаллических систем. И, редчайший случай, - дважды лауреат Нобелевской премии по физике Джон Бардин (23.05.1908) | Кваша Г. С. · 21-10-2019 | |
| | Ключевые слова (2+4)
"Красота и уродство" - одна из последних главок "Мокреца". Про ар-нуво разговор. Упоминаются в основном Альфонс Муха (24.07.1860) и Обри Бердслей (21.08.1848). Они, раскручены невероятно. Но в ряд с ним вполне мог бы встать Эдвард Окунь (21.09.1872). Большее влияние, конечно, оказал Бердслей - Векторной живописи достаточно много. Но есть и от Мухи. Любимая тема - химеры. Тут же вспоминается наш Виктор Васнецов (15.05.1848), с его птичками с человеческими лицами (Сирин, Алконост, Гамаюн). Окунь расширил возможности женщин-химер, есть дамы с павлиньими хвостами, есть женщины-рыбы, женщины-ящерицы, даже бабочки и змеи, соединяются в одно. Но самое причудливое - женщина-гриб, выращивающая грибов-детей | Кваша Г. С. · 24-01-2019 | |
| | | Ключевые слова (2+3)
"Раздвоение двуличности": "Раздваиваются не только герои их книг, но и сами авторы. Причём, обе половинки у них настолько самостоятельны"... что требуют отдельных имен. Чемпионом по числу псевдонимов был дорогой наш Антон Павлович. "Фамилию я отдал медицине, с которою не расстанусь до гробовой доски. С литературой же мне рано или поздно придется расстаться". В результате свыше 50 псевдонимов. Среди них: Антоша Чехонте, Макар Балдастов; Брат моего брата, Врач без пациентов, Вспыльчивый человек, Гайка № 6, Дяденька, Крапива, Прозаический поэт, Пурселепетанов, Человек без селезенки, Шампанский, Юный старец, Акакий Тарантулов, Шиллер Шекспирович Гете, Архип Индейкин, Василий Спиридонов Сволачев... Ну, и т.д. | Кваша Г. С. · 17-12-2018 | |
| | Ключевые слова (2+2)
Андрей Тарковский снял "Зеркало" и все как-то разом загалдели, зашумели, что это неподражаемо, гениально, непонятно, но так здорово. Тогда так было принято, если в фильме всё понятно, то это максимум - талантливо. А вот чтобы гениально, то обязательно должно быть непонятно. Вспоминали самые разные сцены: про испанцев, про опечатку, горящий дом и т.д. Стихи вспоминали... Но редко кто вспомнит самое начало, документальную съемку, когда доктор сначала долго и упорно напрягает пациенту руки, а затем дарует способность говорить: "громко и чётко, свободно и легко, не боясь своего голоса, своей речи"... Для архетипа Мокреца, полузверя-получеловека этот момент чрезвычайно важен: не мычать и не блеять, а говорить громко и чётко, свободно и легко | Кваша Г. С. · 02-02-2018 | |
| | | Ключевые слова (2-0)
Станислав Лем и Андрей Тарковский - экранизация «Соляриса». Все козыри были на руках у пана Станислава, но он проиграл. Гигантское интеллектуальное содержание романа режиссер выкинул на помойку, все примитивизировал, извратил весь смысл романа. Лем был просто взбешен: - Тарковский в фильме хотел показать, что космос очень противен и неприятен, а вот на Земле — прекрасно. Я-то писал и думал совсем наоборот. И все же победил Андрей Арсеньевич, он спел свою песню, показал как сухие прогрессорские штуки (жесткий рентген, энцефалограмма мозга) рождают в мокрецовском болоте (дождик, туман, слюнявая собачка) вполне реальную жизнь... Лемовские Прогрессоры (Снаут, Гибарян, Сарториус) у Тарковского скисают прямо на глазах изумлённого зрителя... ("Первая битва") | Кваша Г. С. · 14-10-2016 | |
| | Ключевые слова (2-6)
А теперь представим, что Флеминга или Гогена, а впрочем, любого другого Мокреца, назовем его, к примеру, Адам, изгоняют из обретенного им Рая. Вот интересно: обрадуется тот или нет? Вроде бы простенький вопрос, но отвечая на него человечество избирает свой путь в будущее. Бороться и искать? Найти и не сдаваться? Или так и прожить свою жизнь в собственной изначальной природе, по понедельникам или в начале месяца, а может быть в начале года, повыдавливать слегка из себя, как гной из прыщика, по капельке свое собственное природное рабство... Недоносок Баратынского не пожелал покидать свой рай и входить в мир земных страстей... Его напугали "Гром войны и крик страстей, плач недужного младенца... Слезы льются из очей: жаль земного поселенца! ("Потерянный рай") | Кваша Г. С. · 11-11-2010 | |
| | | Ключевые слова (2-5)
Очень уж сильно Мокрецы сомневаются в своей человеческой природе, изнурительно и каждодневно подозревают в себе зверя. Вот и хочется им каждую секунду заглядывать в зеркало: точно ли я человек или все-таки зверь (как медведь в детском фильме "Морозко"). Они крутят Баха и поэзию самую лучшую вычитывают, лишь бы успокоиться: - Я не зверь, я не зверь, я - человек, у меня есть лицо! ("Без лица...") А может расслабиться и дать своему зверьку погулять вволю? Тем более, что в подавляющем большинстве кентавров-Зурзмансоров звери сидят вполне себе мирные, нежные и пушистые: хомячки всякие, белочки, рыбки, черепашки... ("А если, все-таки, зверь?") | Кваша Г. С. · 09-11-2010 | |
| | Ключевые слова (2-4)
Чужая планета, на которую прилетают прогрессоры, переделывает их в аборигенов с золотистыми глазами... Меняются имена, язык, привычки, да и сам строй их мысли. Природа берет свое! Вот что для Мокрецов главное. ("Прочая фантастика") Зоопсихологи говорили нам про человеческое лицо, что, мол, животные в нем видят нечто такое, чего им видеть нельзя... Вот и Зурзмансор все время теряет свое лицо, то в столовке, когда глаз съехал к подбородку, а то во сне, когда Зурзмансор лицо держал в руках, и оно смотрело... Тут же вспоминается совет выдавать зеркала, зеркала, ничего, кроме зеркал, чтобы человечество могло хорошенько рассмотреть в них себя ("Без лица...") | Кваша Г. С. · 07-11-2010 | |
| | | Ключевые слова (2-3)
Мозги без дна и берегов... Общая мировая душа - это я... Во мне сознания людей слились с инстинктами животных, и я помню все, все, все... ("Всего лишь название") Прогрессорский мир, в котором было столько места для острых как лезвие идей, высоких абстракций и захватывающих дух перспектив, сменился мокрецовским болотцем, кулинарным уголком, парфюмерной лавочкой. И книжки, видите ли, у них мускатным орехом пахнут и хорошие писатели - только те, кто тесно соприкасаются с жизнью, посредственные - скользят по ней, а плохие насилуют, оставляя растерзанную на съедение мухам... И ночью голым плыть по темной реке, как ежик в тумане... ("Мы" Замятина и градус Фаренгейта") | Кваша Г. С. · 05-11-2010 | |
| | Ключевые слова (2-2)
У прогрессора Абалкина, как мы помним, глаза были глубоко спрятаны. Видимо для того, чтобы через них, боже упаси, не начал просвечивать ледяной холод космоса. Через глаза мокреца Зурзмансора идет тепло, но такое мутное и душное, что сразу же и затошнит... Не глаза, а болото! Ну, а в болоте, как известно, не поплаваешь и не поныряешь, в болоте можно только тонуть... Они у нас такие трудяги, Мокрецы, у них ведь синдром безостановочного труда. И одновременно они водолеи, в том смысле, что льют воду почем зря, в своем страстном желании размочить прогрессорский концентрат... ("Водолей - сын Зурзмансора") | Кваша Г. С. · 03-11-2010 | |
| | | Ключевые слова (2-1)
Павел, он же, как известно, Савл, по латыни "маленький", "ничтожный"... И в то же время этот "маленький" так, тихо-тихо, легко и без нажима рулит всем происходящим на земле. - О будущем не говорят, будущее делают! Фантастическая получилась рокировочка: прогрессоры пиарились, но ничего не делали, весь пар у них уходил в свисток. А тут без всякого пиара идет гигантское вмешательство в нашу земную жизнь, во все ее порядки... И счастья они хотят не за счет себе подобных, а за счет облаков, за счет текучей воды... Растают и испарятся крыши... Все исчезнет, даже башенные часы... ("Мокрец Стругацких") | Кваша Г. С. · 01-11-2010 | |
|
|
|
|
|