www.xsp.ru/sh/ Публикации

Наталья Заборовская
https://xsp.ru/sh/ 16 января 2025 г.

Исторический Арканар

Первое мое знакомство с работами Григория Кваши было в далекие двухтысячные. Это было время моего студенчества, время социализации. Я, как и многие мои сверстники, покинув родительский дом, уехала учиться, попав в новую среду с новыми людьми. Хотелось понять сложный мир взаимоотношений между людьми, не ошибиться в выборе жизненного партнера. Вокруг образовывались пары, развитие отношений в которых складывались по разным сценариям: у кого-то кипели страсти, приводящие к трагедиям и разочарованию, а кто-то сразу спокойно и надежно «прилипал» к своей второй половинке, начиная обустраивать быт и растить детей.

Было перечитано множество книг по эзотерике и психологии. Все это казалось интересным, но надолго в сознании не задерживалось. Примерно в то же время попалась на глаза книга Григория Кваши «Гороскоп на двоих». В коротких описаниях точно были сформулированы особенности всех возможных вариантов брака. Вся информация конечно же проверялась мной на близком окружении, поражая частотой совпадений.

Потом случилось счастливое замужество, рождение детей. Жизнь завертела чередой событий, планов и забот. Полученное педагогико-психологическое образование не давало ответа на многие вопросы. Почему мальчики и девочки так разнятся в своем развитии и поведении в дошкольном и школьном возрасте? Как разглядеть в маленьком человеке задатки его предназначения? Опять в ход шли книги по психологии, педагогике… Но ответа на главные вопросы в них не было. И я снова вернулась к работам Григория Кваши. Браки, Имиджи, Деловая пирамида… Особенно поражало открытие Векторного взаимодействия… Становились понятными причины аномальности и непредсказуемости в отношениях между людьми.

Начинаешь понимать насколько глубоки эти знания, открывающие основы и закономерности развития не только человеческих судеб, но и судеб государств и народов, а может быть и всего человечества.

По сути дела, наука, созданная Григорием Квашой, является единственной системой знаний в этой области, которая основана на открытиях, имеет научный подход и владеет рабочими методиками, которые могут помочь каждому человеку и человечеству в целом.

Одним из величайших открытий стала, обнаруженная в 1988 году Григорием Квашей, возрастная последовательность знаков, ставшая основой для Возрастной теории. В отличие от природной логики (рост-расцвет-угасание) Возрастная теория трактует жизнь, как непрерывное становление личности, где человек идет только вперед, приобретая всё большую значимость.

Смена возрастов происходит последовательно, у каждого из них свои цели и задачи, причём для мужчин и женщин задачи различные. Так, например, если мужская карьера в сорок лет, по сути, заканчивается, сворачивается, то у женщин все только начинается… Знание возрастных задач способно внести в жизнь очень большой смысл. Не зная возрастных законов смысла в жизни точно не найти.

Очень трудно признать лежащую в основе Возрастной теории Обратную логику. Это противоречит всем нашим бытовым представлениям. Однако «настоящая наука не пытается судорожно цепляться за бытовые аналогии и с удовольствием принимает самые дикие абстракции, лишь бы они помогли качественно описывать реальный эксперимент» (Г.Кваша)

Обратная логика нарушает естественный ход вещей, зато приводит к рождению нового качества, что присуще миру человека, а никак не природе, которая всегда воспроизводит сама себя. В Обратной логике выстроена возрастная последовательность знаков: Петух – Обезьяна – Коза – Лошадь – Бык – Крыса – Кабан – Собака – Змея – Дракон – Кот – Тигр. В Обратной логике развивается 144-летний исторический цикл (Ночь – Вечер – День - Утро). В Обратной логике идут суточные двучасия и вслед за ними и 12-дневка Волшебного календаря.

Каждый возрастной переход, подчиняясь закону Обратной логики, идет как бы в обратную сторону, против естественного течения и поэтому представляет из себя революционный переворот. Вот, например, превращение мальчика 2,5-3 лет, этого забавного и потешного карапуза, с усердием и невозмутимостью постигающего мир окружающих его предметов, во взбалмошного и истеричного ребенка, «сотканного из фантазий, капризов, откровенной лжи и вредительства». Эти скачки в развитии, особенно в детском возрасте как правило очень заметны, психологи описываю их как кризисы, но объяснить не могут, никакой разумной теории у них нет.

Уже в 1993 году Григорию Кваше пришла идея о том, что возрасты можно выделить не только в жизни человека, но и в развитии всего человечества («Возраст человечества», «Зазеркалье» № 9).

На чем же базируется эта гипотеза? Что натолкнуло автора на такие неочевидные предположения?

Так же, как определенные рубежи делят человеческую жизнь на три принципиально разные части (0 – 12), (12 – 40), (40 - …), так и человечество проживает три эпохи: время Востока, время Империй и время Запада. В первой эпохе (время Востока) формировались языки и народы, человечество училось жить в этом мире. Это было время суперэгоизма, каждый народ был сам за себя, стараясь истребить других. Во второй эпохе (время Империй) человечество взрослеет, происходит самоопределение, идет дифференциация, конкуренция становится двигателем прогресса. В третьей эпохе (время Запада) конкуренция сменится соратничеством, и прогресс будет определяться именно степенью взаимопомощи. Эта эпоха еще у нас впереди.

«Как узнать, какой возраст человечества идет сейчас, да и по сколько лет длятся эти самые возрасты?». Очевидным выглядит сравнение текущей ныне эры прогресса с восьмым возрастом человека (31-40): «В жизни человека именно восьмой возраст является возрастом внезапного и бурного прогресса, взрыва карьеры, когда все накопленные знания и умения суммируются и начинают играть и гореть, порождая самые могучие и великие теории, великие откровения. Также в истории человечества бурный прогресс является проявлением продуктивного восьмого возраста».

«Однако технический прогресс не мог возникнуть на пустом месте, ему предшествовали крутые изменения в науке. Современная наука началась с Галилео Галилея, Исаака Ньютона, а это самое начало XVII века. По всей видимости, это и есть рубеж вступления человечества в восьмой возраст».

Британский историк науки Дэвид Вуттон и американский физик Стивен Вайнберг в своих работах настаивают на том, что наука родилась (Вуттон пишет – «была изобретена») на стыке XVI и XVII веков.

Еще одним свидетельством, подтверждающим схожесть восьмого возраста (знак – Собака) у человека и человечества, стал рост численности населения. До XVII века численность человечества почти не менялась, колебалось вокруг 500 миллионов, то чуть меньше, то чуть больше. И вдруг начался непрерывный рост, который с каждым веком только набирал скорость, численность человечества скакнула за 400 лет к 8 миллиардам.

Предшественником восьмого возраста у человека является возраст Кабана (24-31). «Возраст вполне интеллектуальный, в блеске ума ничем не уступающий нынешнему, однако лишенный прагматизма, целеустремленности, быстродействия». Зато это время путешествий, художественных прозрений. Таким возрастом для человечества стала Эпоха Возрождения. Шекспир (конец XVI века), Леонардо (конец XV века), Микеланджело… Если возраст Собаки начали ученые, то возраст Кабана, безусловно, начали поэты - Данте и Петрарка (начало XIV века). А ещё Рафаэль, Тициан, Тинторетто, Брейгель, Дюрер, Рабле, Сервантес, Бокаччо, Коперник…

Стало быть, Раннее и Позднее Средневековье, (V-IX ) и (IX-XIII) - это возрасты Быка и Крысы. То, что в Возрастной теории соответствует возрастам старшеклассника (12-17) и студента (17-24). А в Теории архетипам Белый тезис и Антитезис.

«Средневековье - принятое в исторической науке обозначение периода, следующего за историей Древнего мира и предшествующего Новой истории». Но точно также и в жизни человека возрасты старшеклассника и студента можно было бы назвать среднежитием, когда детство закончилось, но самостоятельная взрослая жизнь всё ещё не началась.

В статье «Средние века» («Зазеркалье» № 67, 1998) автор анализирует параллели Раннего Средневековья и подросткового возраста. Давайте же погрузимся в глубину веков и вместе с ним.

Одновременно с крушением великой Римской империи на протяжении V века, рушится и сверхмощная рабовладельческая империя Гуптов (Индия). «Уже с середины V века начали обнаруживаться явные признаки надвигающегося упадка могущественной державы. Политическое ослабление империи было непосредственным результатом кризиса рабовладельческих отношений и зарождения в Индии элементов феодализма». Как результат - вторжение гунн-эфталитов (ираноязычных племен раннего Средневековья) и крах империи. Вторжение эфталитов весьма напоминало по варварству нашествие германцев, сохранившись в памяти народной как величайшее бедствие. Речь идет о конце V века. Нечто похожее происходит и в другой великой державе древности. Речь о падении Ханьской империи в Китае, захвате Северного Китая варварскими племенами не китайского происхождения. Примерно в это же время начинается процесс великого переселения народов. К середине IV века вся Европа страдала от нашествия неведомого кочевого народа, вынырнувшего из глубин неизведанной Азии. Там, куда приходили гунны-завоеватели, жизнь замирала на долгие годы. В свою очередь весть о полудиких воинственных людях, восседающих на небольших, но выносливых лошадях обгоняла само вторжение, вынуждая целые народы сниматься с привычных мест обитания и отдаляться в другие места.

Вождь гуннов – Атилла (правил с 434 по 453 гг.), объединивший под своей властью тюркские, германские и другие племена, создавший державу, простиравшуюся от Балтийского моря до Кавказа и от Южной Германии до Урала, по праву считается выдающейся личностью того времени. Управляемая им империя является, согласно Теоретической Истории Григория Кваши Тоталитарным двойником Первой Византии (417-561), а сам Аттила, этот «бич божий» - мощнейшим Тоталитарным харизматиком. Аттила отличался неприхотливостью, носил простую одежду, не украшал оружие золотом, на пиру ел из деревянной тарелки. В германском эпосе Аттила характеризуется как добродетельный славный правитель, гостеприимный и справедливый с вассалами. Этот же образ и в скандинавских песнях «Старшей Эдды» и в «Песни о Нибелунгах». До сих пор чрезвычайно популярно имя Аттилы в Венгрии. Интерес к этой легендарной личности не утихает до сих пор. Аттила предстаёт во многих произведениях искусства. Джузеппе Верди создал оперу «Аттила». Было снято два фильма: в 1954 году «Аттила» (Италия, Франция), в 2001 году в Голливуде «Аттила-завоеватель». В середине 80-х годов ХХ века написана книга У.Робертса «Секреты лидерства гунна Аттилы», ставшая мировым бестселлером.

Масштабная катастрофа! Так, по подсчетам современников, только население Южной Европы сократилось с 35-37 миллионов человек до 10 миллионов человек, а в Китае от голода погибло примерно 80% жителей севера страны. И вновь мы сталкиваемся с удивительной синхронностью идущих на земном шаре исторических процессов.

Григорий Кваша пишет: «Если существует синхронность, то, стало быть, у человечества есть единая судьба, есть единая история, а потому человечество в определенном смысле единый организм. Как и у всякого организма, у человечества есть момент рождения, момент смерти, есть возрастные переходы… Так вот, у единого человечества именно в V веке внезапно заканчивается детство, тянувшееся 16 веков, и начинается отрочество. Переводя на аналогичную ситуацию в жизни любого мальчика, речь идет о кризисе 12 лет».

Это возраст, перешагнув за черту которого, молодой человек делает первые попытки самостоятельного поведения, самостоятельного мышления, и бесконечной жажды самооценки. Подросток начинает строить личность, всячески пытаясь отделить себя как от природы, так и от родителей. Процесс построения себя нового на «руинах» старых ценностей происходит болезненно. В литературе можно найти немало описаний трансформаций, происходящих с подростками в этот период. Так в «Отрочестве» Л.Н.Толстого описаны словами героя повести, четырнадцатилетнего Николеньки, его переживания: «Я чувствовал себя все более и более одиноким, и главными моими удовольствиями были уединенные размышления и наблюдения… В продолжение года, во время которого я вел уединенную, сосредоточенную в самом себе, моральную жизнь, все отвлеченные вопросы о назначении человека, о будущей жизни, о бессмертии души уже представились мне; и детский слабый ум мой со всем жаром неопытности старался уяснить те вопросы, предложение которых составляет высшую ступень, до которой может достигать ум человека, но разрешение которых не дано ему». Прежний мир беззаботного, природного детства ушел безвозвратно. На его месте предстоит создать что-то новое, пока еще непонятное «неокрепшему уму».

В такой же ситуации оказалось и человечество в V веке. Идеалы детства рухнули, великое переселение народов дымом пожарищ ознаменовало конец старого античного мира, навсегда уничтожая привычный уклад жизни и зарождая новое социально-бытовое обустройство общества. Грандиозные достижения древнего мира оказались никому не нужны. Всюду торжествует варварство, вандализм, серость, безграмотность и убогость. Франческо Петрарка (XIV в.) считал постримский период «тёмным» по сравнению со «светлой» классической античностью, противопоставляя предполагаемую тьму (невежество и ошибки) той эпохи более ранним или более поздним периодам света (знания и понимания). Действительно, предшествующие века демонстрируют нам расцвет античной культуры, философии, искусства. В этот период были созданы многие известные произведения литературы, архитектуры, скульптуры, живописи и музыки. Самым крупным государством в тот период была Римская империя. Её владения охватывали Северную Африку, Ближний Восток и значительную часть Европы.

Но в IV веке все еще богатая Римская империя начинает ослабевать, разделившись на Западную и Восточную. В результате многократных нападений Западный Рим разрушен и разграблен готами, под предводительством Алариха в 410 году, вандалами, под предводительством Гейзериха в 455 году, и окончательно низвергнут в 476 году вождем федератов Одоакром. Полотна таких художников, как Томас Коул («Крушение» из цикла «Путь империи»), Карл Брюллов «Нашествие Гейзериха на Рим» и др. пытаются передать нам атмосферу жестокости и отчаяния, страха и безумия, царивших в то страшное время.

На протяжении всего периода раннего Средневековья идёт этот процесс миграции племен и народов, создания варварских королевств (свевы, бургунды, вестготы, остготы, франки и др.), захвата одними других, с целью завладеть лучшими территориями и богатством.

Очень атмосферно описан период раннего Средневековья, взятый за основу картины мира Арканарского королевства, в романе братьев Стругацких «Трудно быть богом»: - «…по темной равнине королевства Арканарского, озаряемой заревами пожаров и искрами лучин, по дорогам и тропкам, изъеденные комарами, со сбитыми в кровь ногами, покрытые потом и пылью, измученные, перепуганные, убитые отчаянием, но твердые как сталь в своем единственном убеждении, бегут, идут, бредут, обходя заставы, сотни несчастных…»

Осколком античного мира остается Византия, она как связующее звено между Античностью и Возрождением. Запад исчезает под напором варваров, а Восток в это время начинает идеологическую экспансию христианства на этих же варваров. Более того, объединив все силы, Византия выстояла против нашествия готов, начав свой путь Имперского развития - т.н. Первая Византия (417-561).

Разрушив старый мир, Средневековье начинает строить свой, причем настолько новый и беспрецедентный, что историкам остается только разводить руками - откуда берутся новые идеи, новые веяния? И действительно, отрок, строя свою жизнь, может кому-то подражать, человечество, попав в отроческое состояние, подражать никому не могло, предстояло двигаться на ощупь. Но в том-то и фокус, что подросток 12-17 лет, как правило, никому не подражает. Все, что с ним происходит, подчиняется программе 5-го возраста, предназначенного для активизации мышления, построения иерархических систем, знака очень серого и очень среднего, но гениального фантазера, энергичного до агрессивности, грубого до бесчувствия, но непременно оптимиста. С самооценкой, самовосприятием изменившегося у подростка организма тоже все не просто, она колеблется от полного самоуничижения до мании величия.

Подросток в мечтах своих всесилен, в реальности – никто! Так Николенька из «Отрочества» Толстого размышляет: «Я все ждал, что вот начнется, и я достигну всего, чего может желать человек, и всегда повсюду торопился, полагая, что уже начинается там, где меня нет».

В этот период, согласно Возрастной теории, именно мечты и есть самое главное, что должно случиться. Планы, амбиции, энергетический замах, взведение пружины на следующие три возраста (от 17 до 40) – вот главный смысл возраста.

Стало быть, и человечество в эпоху пятого возраста (V-IX вв.) должно мечтать, формировать планы, свершать тот самый энергетический замах на грядущие века великого прогресса. Именно мечты пятого возраста закладывают бурный прогресс восьмого возраста. И в определенном смысле низкая реализация пятого возраста – это залог будущего прогресса. Если бы реализация была выше, то «пружина» не сжалась бы так как надо. Получается парадокс: именно отсутствие свершений в этих четырёх веках – главное доказательство реальности возраста!

Но в чем это выражается? О раннем Средневековье известно, то, что в этот период не было сделано ни одного значительного открытия (география, медицина, математика), резко снизился уровень грамотности и просвещения. После античной роскоши и расцвета искусства всюду царила атмосфера убогости и примитивизма. Внешняя картинка очень точная. Но как доказать, что за убогим фасадом скрывались великие мечты? Великие мечты были зашифрованы в христианстве, которое получило широчайшее распространение. Аналогия со средней школой идеальная: внешняя убогость и примитивные разговоры, а внутри великая мечта о будущей профессии (мореход, лётчик, учёный, космонавт).

Сейчас мало кто верит в то, что в христианстве была зашифрована Великая Мечта. Церковь ассоциируется с покоем, смирением, покорностью судьбе. А если и мечтой, то о спасении души. А ведь всё было не так. Именно дохристианские природные религии склоняли человека к покорности, к подыгрыванию своим инстинктам, даже низменным. Христианство же звало на борьбу, требовало дисциплины, смирения плоти ради активизации разума. Христианство, единобожие вообще, разомкнуло круг Бог-Человек-Природа, нарисовала вектор Прогресса (от природного мира к божественному). Мир Божий на земле, Град Небесный… Ради этого стоило человечеству на 4 века превратиться в примитивного, но старательного ученика.

После признания императором Константином Великим государственности христианства («Миланский эдикт» 313г.), оно становится господствующей религией в Римской империи. И скоро монашество, строительство монастырей обретают массовый характер. Происходит мощный всплеск религиозного фанатизма. Именно вера в светлое будущее становится единственным спасением в тяжелые времена. Масса легализованных, фанатично верующих людей неудовлетворённых жизнью, ищут форму уединения в своей Мечте, в служении Богу, который научит праведной жизни, покажет путь к райской обители.

Общаться с единомышленниками, молиться вместе, жить и работать в одном замкнутом пространстве, всё это стимулирует ряд христиан на создание коллективного монашеского затворничества. Сама же Церковь этого периода, получив статус государственной, превращается из мученической, в церковь ученичества.

Так, на заре средневековья (529 г.) бывшим отшельником Бенедиктом из Нурсии был основан первый в Европе христианский монастырь, разрушенный германским племенем лангобардов через несколько десятков лет. Уцелевшие монахи разбрелись по всей Европе, распространяя идеи святого Бенедикта в народных массах и основывая по возможности новые монастыри согласно «Уставу Святого Бенедикта». Их возникло множество в разных странах: и в Западной, и в Восточной Европе.

Нельзя недооценивать роль монастырей, особенно первых – бенедиктинских, в жизни средневековой Европы. Они внесли большой вклад в развитие и сохранение культуры. Почти в каждом монастыре были мастерские по переписке, в которых сохранялись и переписывались рукописи античных авторов, сохранившиеся даже и до сих пор. Например, в Санкт-Галленском монастыре итальянский гуманист Поджо Браччолини нашел рукописи Лукреция Карра и Квинтиллиана. В монастырях находили приют многие ученые люди того времени: богословы и философы.

При монастырях открывались школы, что способствовало распространению грамотности, а ведь в средневековой Европе не каждый феодал умел читать и писать. В зарождении монашества и есть основа будущего института школы с его стремлением дать образование в условиях жесткого распорядка и соблюдения правил. Мощнейшая отсылка к пятому возрасту, ведь он весь проходит в школьных стенах. Монастыри также служили больницами – здесь накапливался опыт по лечению страждущих и изготовлению лекарственных препаратов.

Именно монастыри бенедиктинцев оказали значимое влияние на архитектуру: они были построены в романском стиле. А фрески, иконописание – это образцы средневековой живописи. Богослужения в церквях зачастую происходило в музыкальном оформлении: а капелла – хоровое пение без инструментального сопровождения. Сочиняли мелодии тоже монахи. Так, из трактатов папы римского Григория I Великого (590-604г.) известно, что все значимые музыкальные произведения были написаны монахами-бенедиктинцами.

В целом же во времена раннего Средневековья центры культурной жизни переместились на восток: в Иран, Индию, Среднюю Азию. К концу IV века христианство стало достаточно агрессивной религией. Отрицались все прежние достижения, они считались «языческой мерзостью». Например, запрещались скульптуры, изображающие человека в полный рост. Неугодными становились и труды авторов Древней Греции и других стран, противоречащие христианским догмам. Библиотеки сжигались. То, что удалось сохранить, в большинстве своем было вывезено в Византию и дальше на восток. Масса копий ценнейших документов переведена на арабский язык, и нам многие древние труды стали известны, переведенными обратно с арабского. Искусство, потерпевшее крах в западной части Римской империи, находит развитие в Византии: Рим постепенно уступает место Равенне – там появляются памятники архитектуры, поражающие красотой внутреннего оформления (например церковь Святой Софии в Константинополе, 532-537гг.). Продолжают развиваться живопись, иконопись, мозаика.

Ростки знания в раннем Средневековье очень робкие, и практически все они на территории церкви. Идеальная аналогия со средней школой. Все знания только в ней. Вне её стен только жуткие подростковые занятия: драки, воровство, хулиганство…

Одним из просветителей того времени можно назвать Боэция, римского философа и христианского богослова (480 – 524). Он был одним из самых читаемых и почитаемых в средневековой школе авторов. Именно Боэций разделил семь свободных искусств на тривиум и квадривиум, т. е. практически на гуманитарный (грамматика, риторика, диалектика) и естественный (геометрия, арифметика, астрономия, музыка) циклы. Его трактат «О музыке» изучался студентами Оксфордского университета даже в XVIII веке.

Наибольшее же развитие приходится на концовку эпохи, время правления Карла Великого, короля франков, основателя империи Каролингов, названного впоследствии «Отцом Европы» (768-814), положившего начало Каролингскому возрождению – культурному и интеллектуальному основанию Запада.

В столице государства Ахене была образована Палатинская Академия, в которую он привлекал ученых мужей из разных земель для работы и преподавания, там читались лекции и велись споры. Около 787 года королем Карлом Великим также издается «Капитулярий о науках», которым предписывалось при каждом монастыре и при каждой епископской кафедре открывать школы. Одним из просветителей средневековой Европы в это время был Алкуин - богослов и поэт, ратовавший за распространение образования.

К событиям времен правления Карла Великого в своих произведениях не раз обращались авторы и композиторы последующих эпох. Так, известна опера «Орландо Фуриозо» Антонио Вивальди (1724) по мотивам поэмы «Неистовый Роланд» итальянского писателя Лодовико Ариосто. Фридрих Гендель также пишет несколько опер по мотивам этого произведения (1733). Памятником французского народного героического эпоса, описывающим события тех времен, а именно, битву в Ронсевальском ущелье между арьергардом войска Карла Великого и сарацинами (778), является «Песнь о Роланде» (XII век).

Понимая масштаб катастрофы, постигшей Европу раннего Средневековья, катастрофы, втоптавшей прежние идеалы и ценности в кровь и грязь войн и разрухи, уничтожившей целые народы эпидемиями, мы уже не просто принимаем это, как исторический факт, а соотносим это с возрастным кризисом, «взрывом» на разломе эпох.

Комплексы неполноценности новых народов, борьба за лидерство при условии крушения былых авторитетов и идеалов… Вражда племен и народов, постоянные войны, с целью захвата территорий… Безжалостные разрушения, грубость, непочтительность к прежней культуре… Подростковый бунт против прежних устоев. Битва юной варварской энергии против изнеженности и растления Былого мира.

На тему подросткового бунтарства и тяжелого опыта взросления снято множество фильмов: «Республика Шкид» режиссера Геннадия Полоки, «Чучело» Ролана Быкова, «Доживём до понедельника» Станислава Ростоцкого.

Парадоксально показное бунтарство подростков с их готовностью подчиняться определенному своду правил и законов, склонностью к установлению иерархии в своих коллективах. Это опять отсылает нас к объединяющей силе монастырей в раннем Средневековье, монашеским общинам, ограничивающим свободу и зачастую основанным на фанатизме веры.

Для многих современников символом раннего Средневековья стал Арканар, описанный Стругацкими в повести «Трудно быть богом». Само собой, что средневековые ужасы Арканара, нестерпимая духота и затхлость средневекового мирка – это взгляд из далёкого коммунистического будущего, увиденная глазами благородного дона Руматы Эстарского (на деле коммунара-разведчика из далекого будущего). Сами жители Арканара никакого ужаса в своей жизни не замечают, и даже просвещенный лекарь Будах считает жестокость и тюремную кастовость общества вполне естественной и закономерной.

Как увидеть в этой тьме Арканара ростки будущего рыцарства шестой эпохи, жажду первооткрывательства седьмой эпохи, невероятное рождение науки и техники восьмой эпохи, в конце которой мы с вами находимся? Всё это есть в романе братьев Стругацких! Великолепный, хоть и безграмотный, благородный барон Пампа – предвестник рыцарства. Неукротимый вождь повстанцев Вага Колесо – предвестник великих пиратов, открывающих новые земли. И конечно же, Будах, предвещающий своим неистребимым любопытством к жизни будущую науку. А ещё великий изобретатель отец Кабани, прекрасная Кира, преданный ворчун Уно… Они не могли изменить внешнюю картинку жизни, грязную, жестокую, безнадежную… Но они несли в себе черты всех грядущих эпох, включая нынешнюю восьмую.

Но вот чего не было в Средневековье – это информации о грядущей девятой эпохе (2025 – 2425). Ибо эта эпоха и станет временем составления новых планов на 16 веков вперед. Дух захватывает от таких временных масштабов. Но Теория возрастов человечества не ошибается, мы на пороге грандиозных перемен. Человечество делает полную перезагрузку. Материальные успехи человечества вышли на максимальный уровень. Мы научились всему: выращивать еду, перемещаться в пространстве, обмениваться информацией… Но практически не сдвинулись ни на шаг в познании человека.

Наука, родившись в восьмом возрасте человечества (1625-2025) осуществила мечту, зародившуюся в раннем Средневековье. Но эта наука затронула только естественные дисциплины (физика, химия, частично биология), гуманитарные т.н. «науки» не только никуда не продвинулись, они стремительно деградируют. Из психологии науки не получилось, в лучшем случае это эмпирика. Философия, экономика рассыпались, атомизировались и полностью обанкротились. Даже история, которая была в шаге от того, чтобы стать наукой, вдруг пошла вспять. В частности, те самые эпохи, которым посвящена эта работа, также подвергаются сомнению.

Очевидно, что меняется сам вектор бытия. Если прежняя наука, прежние технологии могли эффективно развиваться только в условиях конкуренции, доходящей чуть ли не до вражды, то новая наука потребует от нас не конкуренции, а соратничества. Григорий Кваша пишет, что таков будет главный принцип рождающегося в 2025 году нового мира, по правилам разработанным в России. Английский мир поднял на вершину принцип конкуренции, неприязни и соперничества. Русский мир провозгласит дух симбиоза, когда люди, народы и государства будет взаимодополнять друг друга, а не давить и угнетать.

Мы на пороге новой эпохи, на пороге новой науки. И, без всяких сомнений, зародышем этой будущей Великой науки являются Структурный гороскоп и Теоретическая история Григория Кваши, в рамках которых проделана эта работа.