www.xsp.ru/sh/ Публикации

Григорий Кваша
«Зазеркалье» № 161, июль 2006г.

Активный балбес

Некоторые темы структурного гороскопа достаточно удобно раскрываются через текст, слова, логические понятия, литературные цитаты. Речь в первую очередь об истории, возрастах, деловых отношениях. Другие темы через текст идут труднее, слов явно не хватает, нужны живые иллюстрации, яркие эмоциональные впечатления. Речь о брачном гороскопе и, конечно же, векторном кольце. Ну а когда в силу вошел виртуальный гороскоп, стало очевидно, что пора закрывать литературную контору и отправляться в кино, ибо описывать виртуальные знаки на словах бессмысленно. Приходится беспрерывно отсылать читателя к визуальным воспоминаниям, что-то типа: "А помнишь, как Чапаев стулья ломал?" или, например, как Мюллер говорит: "А вас, Штирлиц, я попрошу остаться". И это еще простые варианты. А как быть, если нужно напомнить о каком-то особенном выражении глаз персонажа, его походке, жестах, тембре голоса? Ну, и так далее… Согласитесь: куда проще показать само кино, чем долго и нудно его пересказывать.

Так что пора браться за кино и начинать с Шутов в кинокомедии. Вообще-то, Шут смешон везде: в детективе, мелодраме, боевике. Но в комедии Шут особенно хорош, он ведь не просто смешон, он гвоздь и центр юмористической стихии, основа комедийного бытия. Ибо, что есть такое человек, если он не может посмеяться над самим собой, над горькими проблемами своими, над всем бытием своим нелепым. Совсем без Шутов снять комедию не возможно. Если же в сценарии комедии есть ярко выраженный главный герой, то его непременно должен играть именно Шут. Только в этом единственный шанс на успех.

Дело в том, что комедия как жанр всегда на грани фола. Чуть-чуть недожмешь, и получится скучно, не засмеется зритель и все тут. Это очень плохо, ибо рождает ощущение безнадежной серости и скуки бытия. Чуть-чуть пережмешь и сразу сваливаешься в штопор, ныряешь в море пошлости или тупого гоготанья, что уже не просто плохо, а отвратительно. Спасительная фигура в такой ситуации - это Шут. Идеально присутствие Шута на всех этапах - сценарист, режиссер, гример, осветитель… Но главное - еще раз повторю - это Шут исполнитель главной роли.

Итак: комедия! Безупречно качественных комедий невероятно мало, может быть 15 - 20. В этом уникальном списке в самых первых строках "Берегись автомобиля", "Не горюй!", "Маленький гигант большого секса", "Дежавю", "Ирония судьбы", "Бриллиантовая рука", "Паспорт". Это не просто смешные и светлые фильмы - это особый комедийный жанр, тот самый случай, когда в центре не группа персонажей или дуэт, а отдельная личность. Промаха такие комедии не дали именно потому, что сыгран персонаж артистом с гороскопом Шута. Иннокентий Смоктуновский (Бык, Овен), Вахтанг Кикабидзе (Тигр, Рак), Геннадий Хазанов (Петух, Стрелец), Ежи Штур (Кабан, Овен), Андрей Мягков (Тигр, Рак), Юрий Никулин (Петух, Стрелец), Жерар Дармон (Крыса, Рыбы) - все они находятся в гороскопе Шута, и без них комедия просто не случилась бы.

Перечисленные семь комедий построены, по сути дела, по одной схеме, применен один и тот же сюжетный ход. Можно назвать этот сюжет приключениями активного балбеса, можно описать его в схеме - балбес в изгнании.

Главная линия поведения балбеса - это активная бесцельность. Все семеро героев действуют чрезвычайно мощно и напористо, демонстрируя ясность и четкость цели. Но при ближайшем рассмотрении цель оказывается пустышкой, отсюда абсурдность ситуации и неизбежный смех.

В "Берегись автомобиля" герой Иннокентия Смоктуновского Юрий Деточкин ворует автомобили у тех, кого считает ворами, продает украденные авто, а полученные деньги переводит сиротам в детские дома. Бессмысленность его действий совершенно очевидна, в конце фильма это признает сам герой, он даже просит прощения у сочувствующих ему граждан судей. Собственно говоря, в этой бессмысленной суете основа смеха. Будь Деточкин не так активен или делай он действительно что-то умное, кто бы стал смеяться?

В "Дежавю" герой Ежи Штура американский гангстер Джонни Полак напорист по сумасшедшему, он должен выполнить задание мафии, убить Миколу Ничипорука. Однако, то, что казалось естественным в Чикаго, быстро теряет смысл в России и для всех персонажей кроме Джонни его задание кажется абсурдным и нелепым. Никто до конца всей истории так и не поверил в реальность его задания. Бессмысленность помноженная на активность рождает главный смеховой эффект. Джонни ловят, сажают то на пароход идущий в Суматру, то в тюрьму, то в лечебницу, но он все рвется и рвется убить Ничипорука. И никак не поймет несчастный, что всесильная мафия абсолютно бессильна на территории СССР, а потому бессмысленно выполнять ее приказы, также как бессмысленно бояться, что мафия отомстит за невыполнение приказа.

В несколько иную ситуацию помещен герой Жерара Дармона Мираб Папашвили ("Паспорт"). Залетел случайно в Израиль и превратился в муху бьющуюся о стекло. Ему говорят, что нельзя уехать из Израиля, а он все рвется и рвется. Активность та же, но смысл вроде бы в ней есть. Бессмысленность в другом, в тех заборах, что стоят между народами, в той привычной обыденности, с которой люди принимают эти границы. Тут Шут (смешной человек) выворачивает ситуацию наизнанку. Да он балбес, ему говорят, смирись и живи в Израиле, не будь дураком, тебе не вырваться. Но он продолжает рваться и, в конце концов, вырывается на родину. Наши симпатии целиком на его стороне. Но ведь точно также мы сочувствовали Деточкину и Джонни Полаку. Мы, зрители сочувствуем балбесам, понимаем, что высокая правда за ними, но осознаем при этом, что окружающая их обыденность всегда победит. Так рождается глубина в этом вроде бы легком жанре - выплывает тема противостояния живого человека и мертвенных общественных стереотипов.

Еще одного балбеса унесло черт знает куда на самолете. На этот раз, правда, не в Израиль, а всего лишь в Питер. Речь идет об "Иронии судьбы" и ее герое Жене Лукашине в исполнении Андрея Мягкова. Питер не Израиль, садись на поезд и возвращайся. Но и тут оказывается есть препятствия в быстром возврате - это мороз, ночное время, новогодняя ночь, голод, похмельный синдром, а главное удивительной красоты и очарования женщина, с которой судьба неожиданно сталкивает героя. Как и положено по жанру герой активно рвется в Москву, хотя каждый зритель от мала до велика с первых же минут понимает насколько это глупо, ибо питерская женщина намного лучше московской и непременно нужно поменять ту на эту. Когда герой прозревает (перестает быть балбесом), комедия тут же кончается и начинается мелодрама.

Сеня Горбунков в "Бриллиантовой руке" в исполнении Юрия Никулина вроде бы никуда не рвется, он просто откровенно шляется и мается, ибо подобно Джонни Полаку получил сверхважное задание, быть на виду. Ему все равно, Черная скала или Белые камни… Главное не сидеть дома и максимально активно ничего не делать, что смешно по определению. Халатик ему подавай с перламутровыми пуговицами, коня без крыльев, ну и так далее.

В "Не горюй!" главный герой (Бенжамен Глонти - Вахтанг Кикабидзе) такой же бездельник, который ходит туда-сюда. Тут, на первый взгляд вообще никакой цели нет, просто отдыхает человек по жизни. Правда скоро выясняется, что все таки есть цель - это соблюдение чести, эдакий кодекс благородства. Тема очень грузинская, очень дворянская и очень смешная, при той нищете и убожестве, в котором пребывает наш Дон-Кихот. А тут еще и невеста его не любит. Как в такой ситуации вести себя благородному бездельнику? Тема одиночества героя тут несколько спрятана, друзей, таких же бездельников полным-полно. Однако, легко заметить, что все остальные, кроме Глонти, готовы к компромиссам, лишь он один хочет сражаться за свою честь до конца.

"Маленький гигант большого секса". Тут у нашего героя цель налицо - женщины! Отчего же так смешны стремления Марата из Мухуса (Геннадий Хазанов)? А оттого, собственно, что в поисках прекрасной дамы не видно ни последовательности, ни хоть какой-то траектории. Какие женщины ему нравятся? То крупные, то маленькие, то умные, то глупые, то роскошные, то простенькие. Именно в этой всеядности, в отсутствии хоть какого-то вектора в исканиях героя заложен главный смеховой смысл.

Что касается одиночества комедийного героя, его противостояния с обществом, то этот момент может показаться совсем не смешным. Однако, если вспомнить, что герой вынужден из-за конфликта с обществом носить маску, то становится понятным откуда берется смех. Именно конфликт между маскировочным обличием и настоящим лицом является бесконечным источником смешного.

Юрий Деточкин, будучи грозным и матерым угонщиком, вынужден в жизни изображать из себя скромного страхового агента, нежного и безропотного сына, жениха, актера самодеятельного театра, ну и так далее. Такая раздвоенность порождает тысячи смешных моментов. Хотя по сути дела ситуации весьма грустна, ибо вокруг него сплошь цельные люди (милиционеры, сослуживцы, близкие женщины), и только он один двусмысленный человек, от чего, кстати, очень страдает.

Джонни Полак вынужден прикидываться энтомологом, который едет на Суматру ловить бабочек, а ведь он безжалостный гангстер, циничный киллер. Рокировки следуют беспрестанно (дежа вю все таки) и сам герой иногда сомневается в том, кто он на самом деле. А тут еще невесть откуда взявшиеся армянские родственники… Что касается одиночества, то оно абсолютное и безоговорочное. Разве что в эпизоде с местным энтомологом что-то теплое возникло.

Мирабу Папашвили израильское общество навесило ярлык агента КГБ и он вынужден с ним смириться. После этого абсолютное одиночество ему обеспечено. Кто же станет в Израиле разговаривать с человеком, сдавшим своего еврейского брата Якова злобным кагэбэшникам.

Женя Лукашин довольно тупо пытается всем рассказывать свою истинную историю и очень быстро убеждается, что никто не может поверить в эту ахинею. В результате он вынужден надеть маску предложенную обществом, например, называться Ипполитом, женихом Нади. Это смешно и глубоко осмысленно, ибо жизнь наша такова, что легче и удобнее коротко и правдоподобно наврать, чем длинно излагать неправдоподобную истину.

Сеня Горбунков - простак простаком, для такого человека врать горше горького. Увы, органы попросили, и пришлось вешать лапшу всем без исключения, друзьям, соседям, детям, жене. В результате одиночество растет как ком и буквально взрывает героя, потому что жизнь становится невыносимой, соседи устраивают позорное судилище, жена уходит и забирает детей.

Марат из Мухуса вроде как с удовольствием ведет двойную жизнь: он гениальный женский угодник и скромный фотокорреспондент. Однако и у него его двойная жизнь неизбежно ведет к одиночеству. От него отворачиваются родственники, его выгоняют с работы и даже пытаются судить. И вновь раздвоенность личности становится источником множества смешных ситуаций, особенно когда Марат буквально разрывается между жаждой сделать эффектный снимок и жаждой отбросить фотоаппарат и приступить к своему главному предназначению.

Таков один из беспроигрышных рецептов создания реально смешной комедии. Артист с гороскопом Шута, бессмысленная активность балбеса, вынужденное противостояние с обществом, капитуляция в этой борьбе, приводящая к психологической раздвоенности.