www.xsp.ru/sh/ Публикации

Григорий Кваша
«Зазеркалье» № 181, март 2008г.

Сибариты и гедонисты

Не в силах ждать какой-либо вразумительной информации от астрологии, структурный гороскоп берется за зодиакальные знаки всерьез. И пусть никто не думает, что информации по зодиакальным знакам будет меньше, чем по годовым. Зодиакальный знак, как известно, отвечает лишь за инстинкты человека. Но кто сказал, что инстинкты перестают действовать после 12 лет и человек живет исключительно разумом (годовой знак). Они всего лишь уходят в тень и ждут тех мгновений, когда разум отдыхает.

Если брать писателей, то совершенно очевидно, что прозаику неплохо быть чуть поумнее, а вот поэту излишний ум может только помешать, недаром Александр Блок говорил о "священном идиотизме" поэта. В этом смысле чрезвычайно интересно проследить на разных примерах, в каких фрагментах доминирует годовой знак (размышление о мире), а где зодиакальный (ощущение мира).

С годовыми знаками структурный гороскоп работает не менее 20 лет, с зодиакальными совсем недавно, а потому есть смысл в годовых знаках не ограничиваться, а у зодиакальных знаков взять какую-нибудь одну группу. В декабре 2006 года ("З" № 166, "Повара и гурманы") было заявлено, что только три зодиакальных знака (Телец, Рак, Дева) свою высокую чувствительность жаждут реализовать через наслаждение. Тогда они были названы гурманами. Речь шла о классических знатоках кулинарии, таких, как знаменитая Елена Молоховец (Телец) написавшая самую знаменитую в России кулинарную книгу, или наших современниках, например ведущем "Кулинарного поединка" Дмитрии Назарове (Рак).

Но это только первый, поверхностный, пласт. Куда важнее проследить проявление зодиакального знака в произведениях великих писателей-гурманов, таких ценителей тонкой жизни, как Владимир Набоков (Телец) или Марсель Пруст (Рак), Хорхе Луис Борхес (Дева) или Михаил Булгаков (Телец).

К примеру, в "Собачьем сердце" Михаил Булгаков и его герой профессор Преображенский живут, мыслят и работают по законам годового Кота, наблюдателя, скептика, реалиста, человека здравомыслящего, смелого и жесткого в суждениях и оценках. Диагностировать - главная страсть Кота, искать болезнь у пациента, выявлять болезни у новой власти в стране или у домкома в парадном… А эта сценка, когда профессор ни секунды не сомневаясь берется за телефон и звонит высокому начальству. Очень по-кошачьи...

Но нельзя без остановки диагностировать, анализировать, осуждать. Нужен перерыв на свободные эмоции. И тогда Кот отодвигается и на передний план выходит зодиакальный, инстинктивный знак - Телец:

- На разрисованных райскими цветами тарелках с черной широкой каймою лежала тонкими ломтиками нарезанная семга, маринованные угри. На тяжелой доске - кусок сыра в слезах, и в серебряной кадушке, обложенной снегом, - икра. Меж тарелками - несколько тоненьких рюмочек и три хрустальных графинчика с разноцветными водками…

То же можно сказать и о романе "Мастер и Маргарита". Рассуждения о смысле жизни, бессмертии, трусости и смелости, все это идет от годового знака. Также от годового знака страсть Воланда, да и автора, чего уж сомневаться, со всеми рассчитаться, всем выдать все что положено за их грехи, кому голову отрезать, кому семейную неприятность учинить, кому в квартире устроить кавардак. Иногда эти писательские игры выглядят жестоко, а может и грубо. Но стоит автору устроить самому себе и читателю обеденный перерыв, как хулиганский годовой знак мгновенно исчезает и мы снова видим зодиакального гурмана:

- Что отварные порционные судачки! Дешевка это, милый Амвросий! А стерлядь, стерлядь в серебристой кастрюльке, стерлядь кусками, переложенными раковыми шейками и свежей икрой?.. А яйца-кокотт с шампиньоновым пюре в чашечках?.. А филейчики из дроздов вам не нравились? С трюфелями? Перепела по-генуэзски? Десять с полтиной! Да джаз, да вежливая услуга! А в июле, когда вся семья на даче, а вас неотложные литературные дела держат в городе, - на веранде, в тени вьющегося винограда, в золотом пятне на чистейшей скатерти тарелочка супа-прентаньер?"

И так весь роман, в диапазоне от самых серьезных и пафосных разговоров о смысле бытия и устройстве мира до поучений о брынзе, которая не бывает зеленого цвета, или осетрине, которая если не первой свежести, то она тухлая! Ну, и, конечно же, главное поучение, о том, как встречать похмельное утро:

- …поднос, на коем имеется нарезанный белый хлеб, паюсная икра в вазочке, белые маринованные грибы на тарелочке, что-то в кастрюльке (окажется сосиски в томате!) и, наконец, водка в объемистом ювелиршином графинчике, в полоскательнице, набитой льдом.

Великий русский поэт Николай Заболоцкий имел тот же гороскоп, что и у Михаила Булгакова. И вновь его творчество это достаточно гармоничное чередование высоких идей годового знака (Кот) и чувственного восприятия жизни идущего от знака зодиакального (Телец). Обожествление природы на манер Уитмена - это, конечно, очень всерьез, а потому от годового знака. Но завидный аппетит - это, конечно, от Тельца. Достаточно вспомнить его "Рыбную лавку":

Тут тело розовой севрюги,
Прекраснейшей из всех севрюг,
Висело, вытянувши руки,
Хвостом прицеплено на крюк.
Под ней кета пылала мясом,
Угри, подобные колбасам,
В копченой пышности и лени
Дымились, подогнув колени,
И среди них, как желтый клык,
Сиял на блюде царь-балык.

Желающие могут дочитать стихи до конца - эффект потрясающий, никак не меньший, чем от булгаковских описаний сервированных столиков.

Игорь Северянин (Кабан, Телец). Что в его стихах от Кабана, а что от Тельца? Особый способ выворачивания наизнанку слов и смыслов - это, конечно, Кабан. Тут они большие мастера, "беги автомобилей", "ветропросвист экспрессов"… И все-таки чувственное восприятие жизни, жажда наслаждения сквозит в каждой строке. Ну а самые знаменитые его строки "Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо и остро!" - это можно ставить как объединительный девиз для гурманов всех стран.

Другой наш выдающийся поэт Арсений Тарковский (Коза, Рак). Знаменитое "Чудо со щеглом", это в общем-то короткое поэтическое повествование настолько драматично, что его даже недавно перенесли на сцену. А ведь при советской власти поэму сочли настолько легковесной, что опубликовали в юмористическом журнале "Крокодил". Легкость и одновременный драматизм. Такое бывает только у поэтов года Козы (Пушкин, Есенин). И все же чувственность зодиакального знака прорывается почти в каждой строчке:

Зной, весь в дыму, стоял над миром,
И был похож окрестный мир
На рыбу, прыщущую жиром,
В кипящий ввергнутую жир.
Но зною мы не поддавались,
Водою с милой обдавались,
И пили чай, и целовались
(Мы, и целуясь, пили чай
Полуодетые). И это
Был островок в пожаре лета,
И это было сущий рай.

В поэзии чувственные зодиакальные знаки в очень большой цене, им всегда есть о чем писать. "Когда бы вы знали из какого сора растут стихи, не ведая стыда, как желтый одуванчик у забора, как лопухи и лебеда". Это написала Анна Ахматова (Бык, Рак). Но перед этим были еще такие строки:

Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.

Это уже по сути дела манифест по отключению интеллекта, а стало быть, целенаправленное угнетение годового знака и вытаскивание наружу знака зодиакального. Не даром поэтов так часто сравнивают с детьми.

Но может быть это всего лишь веяние новых времен, 20 века? Ну, это вряд ли! Тот же Гавриил Державин (Кабан, Рак). Как смачно он описывал еду: "Багряна ветчина, зелены щи с желтком, румяно-желт пирог, сыр белый, раки красны"… Ну, и так далее.

За границей все то же. К примеру, на наши "Ананасы в шампанском" американец Рэй Бреэбери (Обезьяна, Дева) ответил "Вином из одуванчиков". И чего он там только не накрутил вокруг этого вина. Мол, это "пойманное и закупоренное в бутылки лето" и достаточно сделать один глоток и "мириады бабочек, затрепещут на ветру"…

А чем хуже Джером Клапка Джером (Коза, Телец), автор одной из самых приятных книг в истории человечества ("Трое в лодке, не считая собаки"). Три гурмана всю книгу только и делают, что думают о еде, говорят о еде и просто едят. Но они не обжоры, они всего лишь гурманы. Они не против "холодного мяса, пирогов и хлеба с вареньем", но в такой пище нет ничего возвышающего, душа жаждет кулинарных изысков, бургундского вина, французских соусов, ну и так далее. Такая вот у них возвышенность и такая вот душа…

В этот же список легко добавить Владимира Набокова (Кабан, Телец), Франца Кафку (Коза, Рак), Марселя Пруста (Коза, Рак), ну и, конечно же, Хорхе Луис Борхес (Кабан, Дева), который был великим писателем, но еще более великим читателем: "Читая книги, я получаю эстетическое удовольствие и не обращаю большого внимания на комментарии и критику". Он называл себя читателем-гедонистом.

Кстати пора отметить некоторые терминологические оттенки. С "гурманом" все просто - это всего лишь любитель и знаток тонких и изысканных блюд. Разумеется, мы используем это слово шире. Сибарит (по названию древнегреческой колонии Сибарис, прославившейся богатством и роскошью) - это праздный, избалованный роскошью человек. Или, несколько шире, человек, живущий в роскоши, удовольствиях и праздности. Гедонизм - это философское учение, утверждающее высшим благом и целью человеческой жизни получение наслаждений. Гедонисты, стало быть - это наслажденцы-теоретики. Иногда их еще называют эпикурейцами (последователи философа Эпикура, также исповедовавшего гедонизм). Все это не совсем то, что нам нужно, так что пусть будут Гурманы.

Куда важнее вопрос, а могут ли инстинкты, в частности инстинкты Гурмана повлиять на другие виды творчества, например кино? Один маленький, но гениальный пример - это мультфильм "Ежик в тумане". Сергей Козлов (Дева) написал, а Юрий Норштейн (Дева) снял этот лучший по мнению многих фильм в истории анимации. Идей нет почти никаких, есть чувственность и нежность.

- "Пускай река сама несет меня!" - решил он. Как мог, глубоко вздохнул, и его понесло вниз по течению. Река шуршала камышами, бурлила на перекатах, и Ежик чувствовал, что совсем промок и скоро утонет. Вдруг кто-то дотронулся до его задней лапы.- Извините, - беззвучно сказал кто-то, кто вы и как сюда попали? - Я-Ежик, -тоже беззвучно ответил Ежик.- Я упал в реку.- Тогда садитесь ко мне на спину, -беззвучно проговорил кто-то.- Я отвезу вас на берег. Ежик сел на чью-то узкую скользкую спину и через минуту оказался на берегу. -Спасибо! -вслух сказал он. -Не за что! -беззвучно выговорил кто-то, кого Ежик даже не видел, и пропал в волнах.