www.xsp.ru/sh/ Публикации

Алексей Воеводин (azasello), 2008 г.
https://xsp.ru/forum/viewtopic.php?t=1783

Векторное Кольцо в Кино-VII / «Бойцовский клуб»


Как снимать антитезу серой правильной жизни, воспевающую страсть к саморазрушению без наличия Векторного Кольца, - царя и бога мордования и прочих страстей киноэкрана? Как снять страсти человека, избивающего самого cебя добровольно потому, что ему скучно?


СОДЕРЖАНИЕ


Замученный нудной и скучной жизнью, терзаемый бессонницей клерк, встречает харизматического торговца мылом с извращенной философией – Тайлера Дардена. Тайлер уверен, что самосовершенствование — удел слабых, а саморазрушение — единственное, ради чего стоит жить.

Тайлер успокаивает Рассказчика, говоря: «Твои вещи тебя поработили», — и советует ему плюнуть на все. В конце встречи Дёрден в стиле дзен-буддизма предлагает Рассказчику «дать ему по морде изо всех сил», чтобы ощутить реальность. Рассказчик перебирается к Тайлеру и перестает смотреть телевизор.

Через некоторое время главные герои мордуют друг друга на стоянке перед баром, и очищающий мордобой доставляет им высшее блаженство. Приобщая других мужчин к простым радостям физической жестокости, они организуют тайный Бойцовский Клуб, построенный по принципу «что я знаю о себе, если никогда не дрался», где главное это не боевое искусство, не победа, а умение терпеть и наслаждаться болью в духе мазохизма. Это давало просветление, свободу и спасение. После ежесубботней схватки всё в мире отступало на второй план.

После автокатастрофы Тайлер Дёрден исчезает, а Рассказчик понимает, что он и есть Тайлер, до этого страдавший раздвоением личности. Группа Дёрдена в рамках проекта «Разгром» намеревается взорвать фирмы, обслуживающие кредитные карты, чтобы погрузить страну в хаос, обнулив все счета.



СЪЕМОЧНАЯ ГРУППА
режиссер Дэвид Финчер 28 августа 1962 Тигр-Дева / Аристократ
автор одноименной книги Чак Пала́ник 21 февраля 1962 Тигр-Рыбы / Аристократ
сценарий Чак Паланик, Джим Улс 1961 Бык
продюсер Росс Грэйсон Белл, Чен Чаффин, Джон С. Дорси, ...
оператор Джефф Кроненвет 14 января, 1962 Тигр-Козерог / Профессор
композитор Даст Бразерс, Хайв, Джон Кинг, ...
страна Германия, США Бык / Бык
премьера (мир) 10 сентября 1999 Кот

В Бычьих двух странах собрались три Тигра – режиссер, оператор энд автор одноименной книги и подкорректировав первоисточник бычьим азартом сценариста, сняли фильм. Судя по тому, что премьера состоялась в год Кота, подозреваю, что мордовали в предыдущий год Тигра.

В РОЛЯХ
Эдвард Нортон — Рассказчик 18 августа 1969 Петух-Лев / Вождь
Брэд Питт — Тайлер Дёрден 18 декабря 1963 Кот-Стрелец / Вождь
Хелена Бонэм Картер — Марла Сингер 26 мая 1966 Лошадь-Близнецы / Профессор
Мит Лоуф — Боб Полсон 27 сентября 1947 Кабан-Весы / Вектор
Зак Гренье — Ричард Кеслер 12 февраля, 1954 Лошадь-Водолей / Профессор
Джаред Лето — «Ангелочек» 26 декабря 1971 Кабан-Козерог / Рыцарь


ВЕКТОРНОЕ КОЛЬЦО


Знакомьтесь, сам герой фильма – Рассказчик (Джек или Руперт - по средствам массовой информации), Эдвард Нортон (Петух-Лев / Вождь)


Его друг, он же напарник, он же фантом, он же ярчайшая идея фикс, далее везде - Тайлер Дёрден, Брэд Питт (Кот-Стрелец / Вождь). Хозяин, соответственно. Ярчайшая роль Бреда Питта, полный кошачий произвол, маскарад имиджей, костюмов, ситуаций, самый эффектный, самый отвязный игрок всей киноленты. К тому же идея-фикс для Рассказчика, обладатель самых совершенных черт человека в его глазах.


Это основная векторная пара всего фильма, непрерывно поддерживающая векторный ураган на достаточном градусе. Мало того, что они два Вождя, так еще к тому же и напрашивающийся аналог Бони и Клайда.


В связи с названием фильма вспоминаем также петушиные бои. Возможно Тигра вдохновили бои быков соответственно. Управляемая боевитость - бойцовая троица Бык-Змея-Петух, неуправляемая боевитость - Кот-Коза-Кабан. В этом плане соединение Петуха с Котом относительно названия фильма достаточно символично.

В списке также проклевывается очевидная связка Кабан-Лошадь, но углубляться дальше основной пары не буду, - их оказалось вполне достаточно, чтобы обеспечить фильм достаточным нервным напряжением и векторным мясом на протяжении всех 139 минут. Безумие, катарсисы, прозрения, драки, анархия, вплоть до разрушения ортодоксального европейского общественного порядка и стабильности, - только Вектор. Только Вектор. Повторяем эту мантру, защищающую нас от скучной жизни.