www.xsp.ru/sh/ Публикации

Алексей Воеводин (azasello), 2009 г.
https://xsp.ru/forum/viewtopic.php?t=2161

Смешные люди / Часть VI: Клоуны мира



Для начала ликбез:

Клоун (англ. clown, от лат. colonus — мужик, грубиян), в современном значении термина — цирковой, эстрадный или театральный артист, использующий приемы гротеска и буффонады. Родственные определения: шут, гаер, паяц, дурак и т. д.

Само слово «клоун» возникло в начале XVI века; первоначально так назывался комический персонаж английского средневекового театра, родственный Арлекину, Полишинелю, Гансвурсту и т. п. Это был грубоватый и неловкий деревенский парень, служивший объектом насмешек городских жителей. Роль Клоуна была насыщена грубоватыми шутками; в её исполнении традиционно был силен момент импровизации. Очень скоро Клоун проник за границы комедии — например, Уильям Шекспир часто вводит этот персонаж в свои трагедии (в русских переводах — Шут; один из самых известных шекспировских героев — Шут в Короле Лире). К XVII веку Клоун практически исчез из драматургии, сохраняясь преимущественно в эпилогах. Его имя стало нарицательным, и закрепилось за исполнителями буффонных ролей в пантомимах и балаганах.

В современном цирковом и эстрадном искусстве клоуны работают, как правило, парами или группой (устойчивая традиционная клоунская пара — «рыжий» и «белый» клоуны). При сольном выступлении партнером «рыжего» клоуна может выступать шпрехшталмейстер или униформист; в эстрадном представлении — публика в зале или отдельный зритель.

Цирковые клоуны имеют множество специализаций (музыкальные эксцентрики, ковёрные, акробаты, дрессировщики, пантомимисты и т. д.), однако чёткого подразделения не существует: большинство цирковых клоунов, как правило, работают в самых разных жанрах.
Клоун — одна из самых демократических и в то же время самых сложных и универсальных специализаций актера. История не знает примеров освоения жанра клоунады трагическими артистами; однако обратные примеры — не столь уж редки. Многие выдающиеся клоуны (в том числе — цирковые) добивались значительных успехов в кинематографических и театральных ролях трагического репертуара (Ю.Никулин, Л.Енгибаров, В.Полунин).
*http://ru.wikipedia.org/wiki/Клоун
___________________________________

Старался избегать просто комиков и эстрадных исполнителей, как бы близко к клоунаде они ни стояли (Чарли Чаплин, Мистер Бин или Бастер Китон).
Возможны огрехи и ошибки, - все поправимо.


Слава Полунин (12 июня 1950) Тигр-Близнецы / Король
Его называют «лучшим клоуном мира». Его «сНЕЖНОЕ шоу» признано «театральной классикой ХХ века». Ничего не делает абы как: все, что происходит в его жизни, очень основательно, очень продумано, очень взвешено – даже самое сумасшедшее, самое невероятное, самое авантюрное. И в достижении цели он конкретен, собран и непоколебим.
Популярность «Лицедеев» была оглушительной, всенародная любовь приняла угрожающий размах и формы.
1982 год - «Мим-парад», на который съехалось более 800 артистов пантомимы со всех концов тогда еще очень обширной родины.
1985 год - он привез иностранных мимов и клоунов на фестиваль в рамках Всемирного слета молодежи и студентов.
В 1987 году первый фестиваль уличных театров «Лицедей-лицей». Всесоюзный «Конгресс дураков», - торжественные похороны театра «Лицедеи», ибо, как утверждал Станиславский, театр через 20 лет своего существования умирает.
1989 год - апофеозом в деле осуществления неосуществимого и реализации нереализуемого стал, за три месяца до падения Берлинской стены, "Караван мира": странствующий театральный фестиваль, созданный силами театров из России, Франции, Италии, Испании, Чехии, Польши, и колесивший полгода на машинах по Европе от Москвы до Парижа. Артисты жили в домиках на колесах, играли на улице и в шапито..
1993 год - «Академия дураков», которая всего за пару лет своего существования сумела обратиться к проблеме возрождения идеи карнавала нового, современного, а не музейного. «Академией дураков» впервые был проведен фестиваль с типично русским названием «Бабы-дуры», посвященный редчайшему в природе явлению женской клоунады. Гильдия старых дураков под предводительством Ролана Быкова по-своему бесчинствовала в Москве, раздавая титулы «полных дураков» и «полудурков» лучшим из лучших, и с удовольствием принимая в свои ряды великих дураков зарубежья.
Их-то и собрал Полунин много лет спустя на Театральную Олимпиаду в Москву в рамках еще одной программы, названной «Лучшие клоуны конца ХХ века». В столицу и вправду приехали лучшие – безумнейшие и мудрейшие: Болеслав Поливка, Жером Дешамп, Франц Йозеф Богнер, Джанго Эдвардс и Лео Басси.


Олег Попов (31 июля 1930) Лошадь-Лев / Рыцарь
Отец-основатель советской клоунады. Создал артистический образ «Солнечного клоуна» — неунывающего паренька с копной русых волос в нарочито широких полосатых штанах и клетчатой кепке. В своих выступления использует такие приемы как эквилибристика, акробатика, жонглирование, пародирование цирковых номеров, но главное место в его выступлениях занимают антре, решённые средствами буффонады и эксцентрики. Среди лучших реприз Олега Попова — «Повар», «Свисток», «Луч». Участник многих телевизионных передач, часто снимался в кино. Выступал в качестве режиссёра цирковых спектаклей. Ппринимал участие в первых гастролях советского цирка в странах Западной Европы. Эти поездки принесли ему мировую славу. Лауреат Международного фестиваля цирков в Варшаве, премии Оскара (Брюссель, 1958), в 1981 г. завоевал Почетный приз «Золотой клоун» Международного фестиваля в Монте-Карло и многих других.


Юрий Куклачев (12 апреля 1949) Бык-Овен / Шут с
Cоветский, российский клоун, народный артист России. Приобрел славу, первым в СССР занявшись цирковой работой с кошками. Создатель и руководитель Театра кошек.


Юрий Гальцев (12 апреля 1961) Бык-Овен / Шут
Затесался в наш список исключительно по клоунскому титулованию. Первый претендент на выбывание из подборки.


Юрий Никулин (18 декабря 1921) Петух-Стрелец / Шут


Михаил Николаевич Шуйдин (27 сентября 1922) Собака-Весы / Профессор
Выдающийся советский клоун, акробат-эксцентрик, заслуженный артист РСФСР (1969 - Петух). Начал вместе с Ю. Никулиным работать учеником-помощником у клоуна Карандаша. Уйдя от Карандаша, Никулин и Шуйдин создали клоунский дуэт Никулин и Шуйдин (с 1950 - Тигр) и практически до конца жизни Михаила Шуйдина в 1983 году работали вместе. В обычной жизни, однако, по признанию самого Юрия Никулина, Михаил Шуйдин и Юрий Никулин особых отношений не поддерживали — сказывалась большая разница в характерах и образе жизни.


Михаил Румянцев (Карандаш) (10 декабря 1901) Бык-Стрелец / Вождь


Леонид Енгибаров (15 марта 1935) Кабан-Рыбы / Король


Клоунский дуэт Валерий Серебряков (9 июня 1939) Кот-Близнецы / Шут
Станислав Щукин (14 июня 1939) Кот-Близнецы / Шут
Дуэт не сколько великий, сколько памятный благодаря нашей истории.


Мусля (Алексей Сергеев) (16 февраля 1915) Кот-Водолей / Вождь
Клоун Мусля в цирковой среде считался самым талантливым, даже гениальным клоуном. Он обладал даром пантомимы, практически не говоря на арене ни слова. В его работе присутствовала импровизация. Публику изумляла и веселила сама по себе естественность и органичность его действий. К сожалению, Алексей Сергеев оказался слабохарактерным, что не позволило ему стать известным. Многие цирковые деятели отмечали, что если бы не эта слабохарактерность и пристрастие клоуна Мусли к алкоголю, то он, гениальный «клоун от бога», вероятно, стал бы одним из самых известных и лучших клоунов мира.


Марсель Марсо (22 марта 1923) Кабан-Овен/Рыбы / Шут/Король
Самый великий мим в мире. Создатель Школы пантомимы.
Из-за пограничной даты в статистике кроме года остальные данные в статистику не занесены.


Джанго Эдвардс (April 15, 1950) Тигр-Овен / Рыцарь
Джанго Эдвардса называют амстердамским Королем дураков. "Классика" в его понимании - это стриптиз, богохульство и швыряние в зрителей яйцами. Один из немногих людей, которого считает своим учителем Слава Полунин. Его он затащил в СССР в 1986 году (Тигр), обежав все горкомы, райкомы и комсомольские организации. За кулисами Джанго спросил Славу:
- Слава, у вас тоталитарная страна. Чего мне нельзя делать на сцене?
- Делай что хочешь – только голым на сцену не выходи…
Эффект «не бросай меня в терновый куст» сработал и Джанго Эдвардс больше никогда не появлялся в Советском Союзе вплоть до его распада. В 70-е годы он является основателем фестиваля Дураков в Амстердаме. “International Festival of Fools”. А в 80-е он основывает маленький театрик в парижском районе Pigalle.


Болек Поливка (31 июля 1949) Бык-Лев / Аристократ


Жером Дешамп (October 5, 1947) Кабан-Весы / Вектор


Лео Басси (1952) Дракон


Клоун Нук (14 июля 1908) Обезьяна-Рак / Вождь
«Фирменным знаком» Нука были огромный чемодан и большое клетчатое пальто, в котором скрывались различные музыкальные инструменты. Нук был одним из немногих выдающихся клоунов своего времени, по праву считаясь самым известным музыкальным клоуном XX века. «Самый нежный клоун всех времен» – так газеты титуловали его уже в 1962 г.


Грок (Чарлс Адриен Веттах), (10 января 1880) Дракон-Козерог / Вождь
Швейцарский клоун.


Carl Borromäus Godlewski (20. November 1862) Собака-Скорпион / Аристократ
Клоун цирка, акробат, балетмейстер, учитель танцев и хореограф.


Louis Auriol (11. August 1806) Тигр-Лев / Рыцарь
Французский клоун. Сын одноименного балетмейстера, обучался у бывшего канатоходца Пьера Фориозо, начинал у Direction Ducrow со знаменитым танцем бутылок. Обьехал со знаменитыми номрами всю Европу. Дебютировал в Париже, где он впечатлил публику номером со скачками.

Olli Hauenstein (1953) Змея
Швейцарский клоун.


Bernhard Paul (20. Mai 1947) Кабан-Телец / Рыцарь
Австрийский директор цирка, режиссер, клоун и соучредитель Circus Roncalli.

Pic, eigentlich Richard Hirzel, (* 1949) Бык
Швейцарский клоун, существенно способствовал первым успехам Circus Roncalli.


Habakuk / Arminio Rothstein (25. Juli 1927), Кот-Лев / Вектор
Австрийский академический художник, изготовитель кукол и актер кукольного театра, автор сценария и писатель, музыкант..


Gardi Hutter, Altstätten (Saint-Gall), (5 mars 1953) Змея-Рыбы / Аристократ
Женщина-клоун.


David Larible (23. Juni 1957) Петух-Рак / Вектор
Итальянский клоун.


Колюш (28 октября 1944) Обезьяна-Скорпион / Шут
Французский комик, актёр и сценарист.
__________________________________





СТАТИСТИКА

Шут – 6
Вождь – 4
Рыцарь – 4
Аристократ – 3
Вектор – 3
Король – 2
Профессор – 1
________________
Бык – 5
Кабан - 4
Кот – 4
Тигр – 3
Дракон – 2
Петух – 2
Обезьяна – 2
Собака – 2
Змея – 2
Лошадь – 1
Коза – 0
Крыса – 0
_________________
Лев – 4
Близнецы – 3
Овен – 3
Весы – 2
Стрелец – 2
Рыба – 2
Козерог - 1
Рак – 2
Водолей – 1
Скорпион – 2
Телец – 1
Дева – 0
_____________
Природные оптимисты / сангвиники – 10
Меланхолики / скептики – 8
Флегматики / космические оптимисты – 7
Холерики / драматизаторы – 2
_______________
Закрытые - 11
Ортодоксы - 9
Открытые - 7
___________________
садисты - 7
повара - 8
гурманы - 5
мазохисты - 5
_________________
взлетный - 9
безжалостный – 9
приземленный - 5
жалостливый - 3
_________________
везунчики - 11
фаталисты - 5
пионеры - 6
самодельщики - 5
-

Как видим, лавры первенства держит конечно же Шут. Также близок энергичный Вождь с чудаком-Рыцарем. Клоун - это прежде всего имидж, засим правильно поставленная роль виртуального имиджа крайне значима в его работе.

Оптимисты всех мастей, от космических до природных держат первые места на вершине, подпустив к себе всего-лишь одного скептика-Кота. Очень странно повела себя Лошадь. Видимо это бартер с Котом сыграл свое дело: одного пессимиста наверх в обмен на одного безудержного природного оптимиста - вниз. Так что все как надо, структурно и по понятиям, чисто конкретно.

Говорун-Профессор в настолько молчаливой профессии оказался настолько лишним, что вытеснил аж самого Короля.

Страннообьяснимо падение открытых знаков при полном лидерстве закрытых, - клоунада вроде не удел закрытых эстетов и является самым образцом открытости, простонародности и умения находить контакт с совершенно любым зрителем. Хотя надо заметить, что клоун всегда одиночка, это театр одного актера. И как раз эта черта - удел закрытости.

Титул самого нежного клоуна у гурмана: Рак (Нук).

Два мазохиста - акробаты, балетмейстеры, танцы... то есть в той сфере клоунады, где профессия приближается к спорту по физическим нагрузкам. Егинбаров (Рыбы) мутит номера с тарелками..

Садисты: Куклачев. Дрессура, кошек помучить, иди туда, брысь сюда, - они только и рады. Полунин (Близнецы) - организатор шоу и культмассовых мероприятий. То по полям всех погнал, то за трамваем гоняться заставил, то в палатках Европы жить всех набалаганил.. Именно садисты хорошие начальники, ибо им больше нравится "вить веревки" из людей, чем поварам, например.