Глава 3 |
Рис. 3.1. Психологическая модель человечества. |
Хотя психологи отдельных направлений отождествляют психику с самим сознанием, Юнг считает это очень ограниченным представлением. Он объясняет, что отсюда следует ошибочный вывод, о том, что ребенок входит в этот мир с пустой психикой, с течением времени постепенно наполняющейся только тем, что приобретается с помощью опыта. Исследование Юнга показывает, что психика является общей для всех психических проявлений, как сознательных, так и бессознательных. Согласно Юнгу, Психика состоит из сфер сознательного и бессознательного, которые не только дополняют друг друга, но и играют взаимно компенсирующую роль. Эго, центр поля личностного сознания, это та сторона психики, которая связана с внешним миром. Эго и личностное сознание, как таковые, плавают на поверхности громадного моря бессознательного.
рис. 3.2. Структура психики (адаптированный материал Иоланды Якоби). |
Это бессознательное состоит из личного бессознательного и более глубокого слоя массового бессознательного, или, если пользоваться термином Юнга, коллективного бессознательного (рис. 3.2). Личное бессознательное содержит факторы, уникальные для каждого индивидуума. Они включают все собранное им в течение жизни, то, что было одно время сознательным и исчезло в результате подавления или забывания. С другой стороны, коллективное бессознательное содержит наследственные факторы, общие для всего человечества. Важно подчеркнуть, что у каждого индивидуума имеется эта коллективная, или универсальная компонента в качестве базовой структуры психики. Коллективное бессознательное есть общая сумма всех психических составляющих, принадлежащих не одному индивидууму, а всему человечеству.
Содержание коллективного бессознательного Юнг называет архетипами. Он определяет их как формы, существующие с самого начала человечества и, придающие определенную форму содержаниям психики, когда они проявляются. Сам архетип не имеет определенной формы, это "паттерн эмоционального и ментального поведения", принимающий определенную форму только будучи выражен, спроецирован в мир. Архетип является существенно бессознательным содержанием, которое изменяется через процесс становления его сознательным и осознанным и принимает определенную форму. Например, известный архетип "анима", будучи спроецирован человеком вовне, может принять одну из многих форм образа матери. Это может быть богиня или ведьма, идеальная любовница или даже прожорливое морское чудовище. Все это формы этого архетипа "анима".
Юнг предупреждает, что термин "архетип" легко понять неправильно. Его можно неправильно использовать для обозначения различных мифологических образов и мотивов как таковых. Это будет ошибкой, поскольку эти определенные мифологические образы из легенд и сказок являются лишь представлениями сознанием лежащего под ними архетипа. Сам архетип является не образом, а тенденцией к формированию этих образов, или представлений более глубокого основного мотива. Эти образы оказываются очень различными в деталях, поскольку нет набора принципов, которые определяли бы, какую точно форму может принять архетип. Но все же основной паттерн выражения можно увидеть:
“Архетипы подобны руслам рек, сухим до тех пор, пока там нет воды, но она в любой момент может их найти. Архетип подобен старому водному пути, по которому столетиями текла вода жизни, прокапывая себе глубокий канал. Чем дольше текла она по этому каналу, тем больше вероятность, что рано или поздно вода вернется в свое старое русло”5.
Эти архетипы рождают наши мифы, религии и философии, а те, в свою очередь, оказывают влияние на целые нации и даже характеризуют их. Архетипы могут выходить на свет с помощью как индивидуумов, так и массы, поскольку они связаны коллективным бессознательным.
Психика массы содержит комплексы, как и индивидуальная психика. Эти комплексы — образы архетипов из коллективного бессознательного, появляющиеся при необходимых социальных условиях. В массе многие коллективные содержания индивидуумов "сгущаются", и проявляются в мире. Эта архетипическая деятельность может также принимать форму национального психоза, что мы уже видели много раз в прошлом, и видим в настоящем.
“Театральные, явно истеричные жесты Гитлера поражали всех иностранцев (за немногими удивительными исключениями) своей абсолютной нелепостью. Когда я увидел его собственными глазами, он напомнил мне психическое пугало (с рукояткой метлы вместо распростертой руки), а не человеческое создание. Трудно понять, как могли произвести такое впечатление его напыщенные речи, выдержанные в визгливых, раздражительных, женских тонах. Но немецкий народ никогда не был бы до такой степени обманут и увлечен, если бы эта фигура не отражала образ коллективной германской истерии. Не без серьезного опасения можно навешивать ярлык "психической неполноценности" целой нации, однако, небо свидетель, это единственное возможное объяснение воздействия этого пугала на массы”6.
А сколько еще таких пугал правят нациями сегодня? Может ли мунданная астрология обнаружить скрытые патологии, которые должны скрываться в каждой нации? И если да, то может быть, народ наперед сможет увидеть, какого рода созданием стремится стать его демагог.
Со временем стало ясно, что астрологический символизм очень легко может быть связан с современной, сосредоточенной на индивидууме, психологической практикой и теорией. Более того, специальное исследование с ориентацией на Юнга показало, что хотя астрология с неистовостью концентрируется на индивидуальном, коллективное игнорировать опасно. Это исследование, представленное первоначально в работе Лиз Грин,7 указывает, что планеты можно разделить на две символические группы: "личностные" и "внеличностные", или трансперсональные планеты.
Личностные планеты, непосредственно связанные с индивидуумом, это Солнце, Луна, Меркурий, Марс и Венера с Юпитером. Солнце есть символ эго, другие - энергий личного бессознательного. Трансперсональные планеты относятся к исторической, политической и социальной сферам: это Уран, Нептун и Плутон. Сатурн выглядит несколько иначе. Он стоит на границе между личностными и трансперсональными планетами (рис. 3.3) и считается "живущим у порога", символизируя призрачную границу между личным бессознательным и коллективным бессознательным.8
Рис. 3.3. Символическое изображение психики (из работы Иоланды Якоби, адаптировано Лиз Грин): |
Это символическое деление будет полезным, когда мы попытаемся рассмотреть влияние положений планет на астрологической карте нации - коллективного единства. Более того, как будет видно из главы 14, транзиты и циклы трансперсональных планет имеют очень большое значение для развития нации, — тем более что циклы могут наблюдаться с очень большой точностью. Последний эффект - особенно важный момент, отличающий "коллективную" карту от индивидуальной. Нация, продолжительность жизни которой во много раз выше, чем у индивидуума, часто может быть свидетельницей нескольких циклов внешних планет, повторяющихся в течение сотен лет.
Отметим, что от взгляда на человечество как на великое множество уникально различных и отдельных индивидуумов, теория Юнга переходит к представлению о человечестве как единстве, в котором индивидуумы, как таковые, являются пальцами рук и ног значительно более крупного целого, при этом, однако, сохраняется представление об уникальности индивидуумов. Стадии единства начинаются с коллектива, и в финале, на гораздо более высоком уровне, достигают идеи космологического единства. Юнг прочно придерживается неоплатонического единства Вселенной. Таким образом, изучая части, необходимо учитывать охватывающее их целое.
Наука астрологии представляет собой не просто математическую производную от изучения небесных движений, а синтез этих наблюдений с космологическим подходом. Она остается очень прочной частью неоплатонистской традиции, которую остальная наука, к сожалению, утеряла. Астрология, имея дело на популярном уровне в первую очередь с эффектами, направлена на более глубокий уровень, к причинам или к Причине. Она указывает на существенное единство всех вещей, что не является предметом этой книги, но мимо этого нельзя пройти. Положение астрологии точно определено Джоном Эдди в одной из его последних работ "Утверждение астрологии":
“Астрология принадлежит традиции, рассматривающей весь проявленный Космос и все в нем, как порождение иерархии принципов, переходящих от единства к множеству по стадиям, стадиям, в которых каждый высший принцип создает множество эффектов на более низком уровне...”9
Если мы считаем, что науки психология и астрология имеют аналогичные фундаментальные цели — а обе они имеют дело с пониманием человечества как в индивидуальной, так и в социальной сферах — ясно, что можно сделать следующее первоначальное допущение о мунданной астрологии: она так же относится к натальной астрологии, как массовая психология к индивидуальной психологии. Принципы, действующие в массе, те же, что и в индивидууме, различна их ориентация. Определенные психологические факторы доминируют в одном случае и играют подчиненную роль в другом. Например, свобода и спонтанность действий выше у индивидуума, чем в случае массы. Последняя имеет тенденцию к движению, которое лучше всего характеризуется как тяжеловесное.
Используя результаты психологических наблюдений и экспериментирования и установив, какие факторы становятся доминирующими в массе, в отличие от индивидуума, можно ожидать, что полученные астрологические выводы при интерпретации мунданной карты окажутся особенно значимыми. Выяснение этих факторов, или, пользуясь астрологической терминологией, уточнение планетарных интерпретаций на основе психологических наблюдений, должно быть критичным для прагматического использования мунданной астрологии. Для упрощения этого рассуждения зададимся тремя вопросами:
Исследование влияния давления массы на отношения и поведение людей выявило некоторые фундаментальные принципы. Теперь ясно, что масса создает собственные "нормы", стандарты поведения. "Хорошие" члены массы принимают их как собственные личностные ценности, несмотря на то, что ранее они могли чувствовать или действовать совершенно по-иному. Поведение индивидуума смещается в направлении гармонизации с поведением группы. Иными словами, масса оказывает давление на своих членов в сторону конформизма.10
Все массы очень часто создают авторитетную фигуру. В ряде экспериментов, проведенных в Йельском университете, неинформируемым испытуемым было предложено наносить электрические удары возрастающей силы другому испытуемому, который на самом деле был профессиональным актером и имитировал признаки усиливающейся боли (в действительности никаких электрических ударов не было). Целью было установить предел, когда первый испытуемый, предполагаемый экспериментатор, откажется продолжать наносить электрические удары. Оказалось, что большинство продолжало наносить удары столько, сколько им приказывали. Весьма обескураживающий вывод заключается в том, что большинство людей будут делать то, что им говорят, не обращая внимания на наносимый вред, до тех пор, пока получают приказы от "законной" власти.11 При таком повиновении масса становится в сущности продолжением своего лидера, идеи которого становятся идеями массы, команды — командами для массы, мораль — моралью массы. Здесь заключен для нас еще один ключ к мунданной астрологии. Как увидим ниже, карта рождения лидера также часто годится в качестве национального индикатора, как и карта рождения нации. Это показывает, что масса и ее лидер могут быть идентифицированы для практических целей. Астрологи знают об этом уже очень давно — Птолемей рекомендует использовать обе карты для астрологических предсказаний.12
Масса имеет внутреннее стремление к росту, расширению, включению в себя всех возможных членов.13 Частицы массы, люди, поэтому поощряются к поиску большего числа членов, к увеличению размера массы. Это еще один фактор, влияющий на мунданные интерпретации. Нация всегда стремится к расширению, что неизбежно ведет к желанию нажиться на обнаруженных слабостях окружающих стран. (Эта идея будет рассмотрена ниже в главе 14 при изучении астрологии войн).
Суммируя, можно сказать, что масса увеличивает конформизм индивидуума, снижает его гибкость, делает его более предсказуемым и повышает вероятность его слепого следования авторитету. "Миллион нулей, — печально сказал Юнг, — к сожалению, ничего Не добавляет к единице".14
Чтобы не осталось непонимания после этого краткого рассмотрения массы, стоит сослаться на прекрасный очерк Эриха Неумана "Группа и великий индивидуум",15 в котором он проводит важное различие между поддерживающей и положительной ролью малой группы и негативной и обезличивающей ролью массы. При психологическом подходе к натальной астрологии, в карте рождения человека видят карту потенциала его воплощения, самореализации. Натальная астрология поэтому имеет дело с уникальностью каждого индивидуума и с необходимостью личной свободы. Мунданная карта, карта массы — нечто совершенно противоположное. В действительности это карта сил, непрерывно действующих в направлении подавления и уменьшения уникальности и индивидуальности. Она символизирует энергии, стремящиеся сделать каждого человека бессознательной частицей гораздо большей массы. Поэтому можно сказать, что как индивидуум противоположен массе, гак же существует оппозиция в ориентации двух ветвей астрологии — натальной и мунданной. Карга массы, нации или государства, это схема, символически представляющая приливы и отливы энергий в этих группах. Это динамические силы действуют через людей, вместе обнаруживающих эту массу. Масса доминирует над индивидуумами, так что они действуют в первую очередь как внутренние ячейки для передачи энергии и только во вторую очередь, если действуют вообще, — как независимые человеческие существа.
Парадоксально, что рост или изменение в развитии массы зависит от индивидуума — от его выдающегося мастерства, изобретательности и инициативы. Только через индивидуума тенденция к творчеству и изменению способна найти свободное выражение. Но все же исходя из того, что только индивидуум дает ключ как к полному пониманию массы, так и к сообщению ей нового жизненного импульса, мы в своей естественной склонности к точке зрения индивидуума не должны рассматривать массу как что-то лишнее, неважное или не стоящее нашего внимания. Масса — это реальность, с давлением которой мы сталкиваемся при каждом повороте, и, возможно, особенно теперь, в эру коллективного человека. Масса требует приведения ее в истинные отношения с индивидуумом. Мунданная астрология, отражение массы, требует приведения ее к истинным отношениям с натальной астрологией.
Смысл мунданной астрологии как раз и заключается в том, что она стремиться символизировать коллективные аспекты тех качеств, которые через качества индивидуальных аспектов символизируются в натальной карте. Чем же отличаются интерпретации мунданной карты и натальной?
Были проведены наблюдения, что масса добивается подчинения, требуя конформизма от своих членов, в результате чего подавляется индивидуальность. Отсюда следует важный вывод, что масса должна быть более жесткой, более фиксированной, чем индивидуум. Масса утеряла способность действовать свободно. Иными словами, масса более фатальна, чем индивидуум. Столкновение между индивидуумом и массой можно видеть в фатальности общества в противоположность свободе индивидуума. Практическое применение этого в том, что при чтении карты государства, необходимо подходить к ней как к фатальному паттерну, ограниченному своей внутренней жесткой силовой структурой, конкретными мифами и идеалами, изменение которых маловероятно, за исключением полной дезинтеграции, за которой следует перестройка — процесс, который в случае нации может вести к замене одного национального гороскопа другим. Поэтому часто в мунданной работе оказывается, что пессимистический в своей основе подход является наиболее прагматичным, в противоположность тому, что в натальной астрологии чаше всего справедливым оказывается оптимистический подход. Таким образом, это фундаментальный подход к чтению астрологических символов, используемых в мунданной астрологии. Это также, между прочим, и указание на то, что мы можем внутренне оправданно давать точные предсказания будущих событий, вероятных для государства. Предсказания основанные на натальной карте, точно символизирующей данное государство. Конечно, исследование такой карты должно быть наиболее важным первым шагом для мунданной астрологии. Пока у нас нет точной карты, все интерпретации бесполезны. Стоит вспомнить, что отмеченные выше психологи появились не в вакууме, что идеи, о которых шла речь в этом кратком очерке, возникли из давней традиции. Высказанные здесь идеи натальной и мунданной астрологии, несомненно, высказывались и в более ранние времена, пусть в иной терминологии. Различие между натальной и мунданной астрологией, видимо, впервые подчеркнутое Птолемеем во втором веке н.э. в его "Тетрабиблосе", приобрело важность в руках более поздних христианских теологов. Оно позволило им осудить одну часть астрологии и оправдать другую. Ранняя христианская позиция была такова, что планеты влияют на смертное тело человека, а бессмертная душа всегда остается свободной, причем интеллект связан с душой, а не с телом. В результате, христиане в целом отвергли натальную астрологию. Этика христианства, в теории, если не на практике, имела дело со свободой человека от судьбы, от влияния планет. Таким образом, натальная астрология была осуждена теологами. Мунданная же астрология допускалась, поскольку они считали, что физический мир все же фатален, все же управляется влиянием планет.
В тринадцатом столетии были высказаны важные соображения относительно мунданной астрологии, особенно Фомой Аквинским и францисканцем Роджером Бэконом. Человек, указывал Аквинский, не только свободное интеллектуальное создание с бессмертной душой, способное управлять планетными влияниями, но также и физическое существо, движимое чувственными желаниями. Именно эта чувственная сторона человека, говорил Аквинский, все же подвержена влиянию планет и, в свою очередь, якобы влияет на интеллектуальную сторону.
Роджер Бэкон, также работавший в тринадцатом столетии, вторил ему; он считал, что свобода воли не стоит перед компромиссом, когда индивидуум побежден телесными желаниями, возбужденными в нем небесными силами:
“Но в значительно большей степени способны влиять на тело и его органы силы небесных тел и сильных видов звезд, и когда они значительно изменяются, человек может сильно побуждаться к действиям, о которых прежде и не думал...”16
Он добавляет слово совета натальным астрологам своего времени, совет, справедливый и сегодня:
“Ум сильно побуждается к этим действиям, хотя и не под принуждением, и в соответствии с этим принципом должен делать свое суждение астролог и не исходить из непогрешимости или необходимости”.17
Этот практический совет натальному астрологу указывает на чрезвычайно прагматический подход, принятый этими двумя теологами, и особенно последним. Поэтому Жаль, что Птолемей сохранил столь сильное влияние на протяжении столетий, так как получи Роджер Бэкон подобную известность среди астрологов, особенно, в девятнадцатом и начале двадцатого столетий, развитие предмета, несомненно, ускорилось бы.
Как же это практически приложить к мунданной астрологии? Каким видели эти люди данный предмет, высказывая свою позицию в том, что не обязательно судьба управляет человечеством? В действительности их позиция существенно схожа с позицией Канетти и Юнга. Аквинский, например, признает, что когда дело касается массы, астрологи часто очень точны, потому что чувственные страсти большого числа людей доминируют над умом и чистотой нескольких, которые смогли остаться свободными от такого небесного влияния.18 Роджер Бэкон делает аналогичные выводы, подытоженные Торндайком:
“... хотя индивидуум усилием воли может сопротивляться силе звезд, в массах людей созвездия обычно превалируют...”19
Таким образом, масса более фатальна, чем индивидуум, следовательно, предсказания могут делаться с достаточной точностью, чтобы оправдать серьезное изучение мунданной астрологии. Поддержка Бэконом мунданной астрологии всегда была вне сомнений. Он придавал большое значение способности науки делать предупреждения на будущее, особенно о военных пожарах. Он отмечает, например, большую комету 1264 года, причиной которой, как он считал, был Марс и которая, следовательно, предвещала битву, разразившуюся после этого времени по всей Европе. Если бы вожди читали предупреждения на небе, утверждал он, войны можно было был предотвратить — доказательство, что Бэкон не верил- в то, что и массы полностью находятся под влиянием чар планет.
“О, какое великое преимущество могло бы быть обеспечено Божьей церкви, если бы характеристики небес в те времена были вначале открыты учеными, поняты священниками и правителями и направлены на мирные усилия. Тогда бы не произошло столь огромное кровопролитие среди христиан...”20
Иными словами, страсти масс, символизируемые Марсом и кометой, были возбуждены, но страсти эти могли быть направлены к войне или миру. Если человек естественно склонен к войне, то умное руководство способно направить массы к миру. Возможно, Бэкон подразумевает, что каждое предзнаменование содержит свою антитезу, которая может быть обнаружена умным человеком. Но если мунданная астрология основывается на коллективной психике, то с помощью какого процесса лучше всего может быть введен астрологический символизм? Другими словами как может быть вычислена натальная карта, которая точно символизирует коллективное, массу? Очевидно, она может быть выведена из начальной точки, "рождения". Но как ее найти и какой критерий нужно использовать, чтобы выбрать критический момент из всех имеющихся в распоряжении возможных событий основания?
Рис. 3.4. Связь натальной и мунданной астрологии. |
Какие-либо выводы можно сделать лишь после того, как будут выяснены и абсолютно точно определены основные термины. Например, что такое государство? То же ли это самое, что нация или страна? Действительно, в обычной речи между всеми ими не делают больших различий. А что такое законность — имеет она какое-то влияние на данный предмет? Получит ли новый фактический лидер, заменивший своего "законного" предшественника при государственном перевороте, предпочтение с точки зрения астрологии перед смещенным или изгнанным лидером? Это вопросы должны быть выяснены до того, как придется столкнуться с практическими деталями мунданной астрологии.
Конечно, мы имеем дело с различными уровнями общественной организации. Страна — это географическая область, территория, населенная людьми, составляющими нацию. Дело усложняется тем, что нация обычно образует следующие одно за другим государства. Для каждого из этих государств может быть построена своя работающая карта, причем каждая новая в основном заменяет предыдущую, но ни одна из них не описывает сущностное значение страны, сущность земли и людей в глубочайшем смысле, синергизм нации и ее территории, охваченный немецким словом "Volkseele" — "народная душа", квинтэссенция земли и ее народа.
Различные карты государств относятся только к людям, объединенным в группу в конкретный исторический момент, возглавляемую конкретным лидером и руководствующуюся образом будущего, который внушается данным лидером. Следовательно, эта карта государства должна продолжать действовать столько, сколько сохраняется это конкретное выражение массы, или коллектива.
Истинному "времени рождения" государства еще предстоит дать определение, и предыдущие соображения дают основной критерий. Масса индивидуумов, миллионы которых часто разделяют одни и те же цели и желания, мифы и историю, вся в целом выражает коллективное бессознательное нации, получающее выражение через различных лидеров, которые из глубин психики данного общества извлекают и фокусируют эту энергию. Именно такое фокусирование коллектива лежит в основании нового государства, а лидер находится в фокусе. Поэтому вопрос о моменте, представляющем время рождения, может практически быть перефразирован: какой момент представляет точку переориентации коллективного выражения, потому что именно этот момент, когда выявляется фокус, становится показательным и действующим в мире. Я бы предложил, в практических целях, считать что этот критический момент наступает тогда, когда возникшее руководство берет власть — гарантируется ли эта власть парламентом или подразумевается исходя из силы.
Суммируем полученные выводы:
Критический момент, определяющий "время рождения" государства, это момент взятия власти. В прошлом, это часто была коронация правителя, обычно проводимая в поддень, когда Солнце, символизирующее короля, находится в Середине неба, символизирующего правителя и земную власть. Огромное значение церемонии заключалось в том, что в ней объединялось одобрение со стороны церкви и покорность знати и масс. Поэтому власть эффективно фокусировалась, одновременно материально и духовно. Конечно, сегодня коронация — значительно менее важное событие, и ее астрологическая карта гораздо менее эффективный символ современного государства.
Идея, что принятие власти индивидуумом или группой дает символическое время рождения государства, вводит нас в плодотворный круг рассуждений: за актом захвата или принятия власти лежит идея, скрытая ментальная энергия, желание лидеров. Они олицетворяют собой что-то присущее народу, действуя как линзы, способные фокусировать национальную энергию и цели, энергию, рожденную коллективной психикой. Связи лидера и нации или нового государства часто демонстрируется астрологически тесной сходимостью карты лидера с картой рождения государства, орудием основания которого он служил. Значительная гармония этих карт наблюдается чаще, чем отсутствие гармонии.
Это первое желание основателей можно рассматривать как символическое зачатие, за которым период символической беременности - необходимое планирование. Появляющееся государство может рассматриваться как вырост, расширение психики основателя. Может быть, это как-то поможет объяснить почему карте рождения лидера придавалось в прошлом столь большое значение для символической характеристики страны, которой он управлял. Символически и реально, король и государство были разделимы. Например, Птолемей, указывая на необходимость иметь карту рождения города, говорит, что когда время основания неизвестно, управляющим знаком города будет тот, который находится в Середине неба правителя.21
Государство — это творение человека, в отличие от земли, на которой оно располагается, и народа, из которого оно возникает. Все три составляющих важны для понимания мировых дел, но только государство может быть обеспечено картой рождения. Поэтому при изучении мунданной астрологии мы вынуждено ограничены самым преходящим и поверхностным из этих трех факторов. Мы видим только поверхность, не проникая в глубины. Поэтому в наших выводах неизбежны большие неопределенности, пробелы, связанные с неспособностью исследования отразить эффекты, следующие из влияния истории, традиций и, конечно, земли, на которой живет народ. Мы можем лишь собирать отдельные намеки на эти эффекты в карте государства, но не можем позволить себе забыть, что они стоят за каждой картой, которую мы строим.
Земля имеет собственное окружение, собственные чувства, собственных "богов". Чувство Вотана еще сильно в Германии, как и ощущение богини Ардуины в Арденнах. Далеко от родины пернатый змей Центральной Америки все еще возникает в культах и искусствах.
“Тайна земли — не шутка и не парадокс. Обратите внимание, как в Америке размеры черепа и таза всех европейских рас начинают индианизироваться во втором поколении иммигрантов. Это тайна американской земли. Почва каждой страны содержит какую-то подобную тайну. Бессознательное отражение ее имеется в нашей психике: как ум связан с телом, так тело связано в землей”.22
Несомненно, чувствует Юнг, почва страны ассимилирует ее завоевателей.
Это показывает, что необходима осторожность при оценке, какие черты, наблюдаемые или обнаруживаемые в карте рождения, исходят от государства и какие являются отражением национальной, "народной души". Однако, некоторые черты "народной души" не могут быть символизированы, поскольку она, строго говоря, бессмертна. (Для верящих в реинкарнацию аналогичная ситуация возникает, если попытаться построить карту вечного человека вместо карты живого индивидуума — сложно, чтобы не сказать более.)
Есть, однако, намек на подход к определению некоторых из подобных национальных качеств. Можно построить и сравнить между собой карты всех государств, которые образует нация. Должны появиться общие факторы, и эти общие факторы как раз и частично могут отражать "народную душу" нации.
Размышляя далее, если можно рассматривать государства как последовательные "воплощения" нации, нельзя ли предположить и возможность цели? Нельзя ли спросить, что было нужно нации или "народной душе", когда было позволено данному государству возникнуть? Возникло оно чисто случайно или выполняет какую-то функцию, важную для будущего нации? Возможно, государство это то, в чем нуждается "народная душа" в конкретный момент времени. Иными словами, государство создается скорее необходимостью, чем случайно, и в результате выражений необходимого "народная душа" каким-то образом медленно растет в будущее, где может ожидаться реализация потенциала массы.
Ссылки:
1 Jung, C. G. "Psychological Reflections" p. 155.
2 Jung, C. G. "Collected Works" vol. 9, part 1, p. 227.
3 Jung, C. G. "Collected Works" vol. JO, pp. 194-217.
4 Jung, ibid., pp. 465, 466.
5 Jung, ibid., p. 395.
6 Jung, ibid., p. 419.
7 Greene, L. "Relating".
8 Greene, ibid., p. 29-51.
9 Addey, J. "Astrology Reborn" p. 12.
10 Cartwright, D. and Lippitt, R. "Group dynamics and the individual".
11 Rowan, J. "The Power of Group" p. 19.
12 Ptolemy "Tetrabiblos" II: pp. 3-5.
13 Canetti, E. "Crowds and Power" p. 29.
14 Jung, C.G. "Collected Works" vol. 10, p. 535.
15 Neuman, E. "Origins" pp. 421-35.
16 Bacon, R. "The Opus Majus of Roger Bacon: Mathematics" p. 271.
17 ibid.
18 Thorndike, L. "A History of Magic and Experimental Science" vol. II, p. 610.
19 ibid., p. 671.
20 Bacon, op. cit., p. 401.
21 Ptolemy, op. cit., II: p. 3.
22 Jung, C. G. "Collected Works" vol. 10, pp. 18-19.
Библиография
Addey, J. "Astrology Reborn" London, 1978.
Bacon, R. "The Opus Majus of Roger Bacon (trans. Robert Belle Burke) 2 vols, Philadelphia, 1928.
Canetti, E. "Crowds and Power" (trans. Carol Stewart) London, 1962.
Cartwright, D. and Lippitt, R. "Group dynamics and the individual" "Concepts and Controversy in Organizational Behavior" (ed. Walter Nord) Pacific Palisades, 1972.
Greene, L. "Relating" London, 1977.
Jacobi, J. "The Psychology of C. G. Jung" London, 1980.
Jung, C. G. "Collected Works" (trans. R. F. C. Hull) 19 vols, London, 1953-7.
Jung, C. G. "Psychological Reflection" (ed. Jolande Jacobi) 2nd edition, London, 1971.
Neuman, E. "Origins and History of Concsiousness" Princeton, 1973.
Ptolemy "Tetrabiblos" (trans. W. G. Waddell) London, 1971
Rowan, J. "The Power of Group" London, 1976.
Thomdike, L. "A History of Magic and Experimental Science" 8 vols, New York, 1923- 34.