Часть вторая. Основы |
Рис. 5. 1a. Циклическая концепция истории. |
Рис. 5.1b. История как волна. |
Рис. 5.1c. История как спираль. |
Насколько известно, самое раннее представление о "Великом годе" принадлежит ассирийцам, видимо, в основном благодаря тому, что данные об их астрологии сохранили греки. Ассирийское правление началось в Месопотамии около 900 года до н.э., когда, они унаследовали двухтысячелетнюю цивилизацию, которая еще до 2000 года до н.э. разработала математическую систему, по уровню сравнимую с европейской, времен Ренессанса.3 Именно на этой основе была построена ассирийская астрология, и то, что нам известно, Может представлять остатки системы знаний, общих для цивилизаций Индии, Британии и Месопотамии в 3000 году до н.э. Однако, письменные данные об этом времени очень скудны, и можно лишь собирать по кусочкам туманные идеи о месопотамских представлениях о Великом годе. Исходя из имеющихся исторических данных, невозможно установить происхождение измерений этих циклов.
Ассирийцы обожествляли время, веря, что оно является божественным даром, позволяющим измерить жизнь души Вселенной. Они верили, что подобно всему на земле, Вселенная умирает и возрождается, как зима переходит в весну, и ночь в день. Они верили, что критические периоды жизни Вселенной наступают во время соединений всех семи планет в Раке или Козероге, то есть в точках солнцестояний.4 Эти точки представляют собой точки экстремумов Солнца на севере и юге во время его ежегодного путешествия, и поэтому это точки нарушения равновесия. Круг содержит все возможности, присущие жизни в течение одного года. Когда достигается экстремальная точка, возникает состояние дисбаланса, и Вселенная разрушается. В эти времена должна разрушиться цивилизация; соединение в Раке должно привести к разрушению огнем, а соединение в Козероге — разрушение водой. Эти представления явно создали основу мифов о потопе Ноя и Гильгамеше, а позднее, в астрологии можно увидеть, как на поверхность всплывают другие ассирийские верования. Идея о том, что мир должен испытать коллективную смерть, чтобы возродиться, была особенно сильна в европейской истории. В попеременном разрушении в Раке и его противоположности Козероге, видно представление о колебании мира между двумя полюсами, которое в Китае получило развитие в теории инь-ян даосизма, а в Европе породило дуалистическую религию и диалектическое мышление. Как будет показано ниже, греки характеризовали свой Великий год в предании о неизменном течении Вселенной между полюсами двух сил — Борьбы и Любви.
Ассирийцы также унаследовали от вавилонян сложную систему измерения времени, разработанную для регистрации всех проявлений священного циклического потока времени, от мельчайших до величайших. Хотя их математика была очень развита, этого нельзя сказать об их астрономических измерениях, в результате их оценка величины Великого года основывалась на символических числах. Эта оценка, однако, отражала их представление, что планетарные циклы движутся в полной гармонии с земными циклами, и считается, что их математические выводы были подтверждены соответствиями с на музыкальной гармонией.5 То, что ассирийцы были озабочены символом и его значением, видно из использования ими ритуального 360-дневного года, использовавшегося и другими древними цивилизациями. Их нумерологическая система основывалась на числе 6, имевшем жизненно важное значение для нескольких культур. В каком-то отношении важность этого числа следует из астрологически значимого числа 7, являющегося числом традиционных планет и четвертью лунной фазы из 28 дней. Но число 6 имеет и собственное значение, в еврейском мифе о сотворении мира процесс этот длился шесть дней, а на седьмой — Бог отдыхал. Пифагорейцы рассматривали это математически, исходя из того, что шесть не только равно сумме простых числе (1 + 2 + 3), но также числу сторон куба и поэтому характеризует тайну земли. Шесть описывает творческий процесс, соединение материи и духа для сотворения жизни и, как таковое, образует основу математических расчетов планетарных циклов и крупных символических периодов в греческой, персидской, арабской и индийской астрологии, вплоть до настоящего времени, когда эти периоды можно измерить астрономически. Вавилонская шестидесятиричная система сохранилась до сих пор в нашей системе дня из 24 часов (24 = 6х4), часа из 60 минут и минуты из 60 секунд.
Восстановленная современными историками ассирийская хронологическая система соответствует следующей схеме. Наименьшая единица равна одному человеческому вздоху — четырем секундам, причем это не только единица времени, но и утверждение взгляда, что сама Вселенная есть дыхание, частью которого является живое. Отсюда и построение всей системы через четырехминутный период, двухчасовой период до одного дня и далее через декан (10 дней), месяц из 30 дней и год из 360 дней. После чего они переходили к измерению более крупных периодов, конструировавшихся математически, конечной целью которого было измерение жизни Вселенной. Основным был период сосс в 60 лет, затем нер в 600 лет и cap в 3600 лет (60x60) (рис. 5.2). Великий cap, 216000 лет (60x60x60), представлял один вздох, но поскольку дыхание Вселенной должно составлять всю ее жизнь, она должна быть равна 432000 годам (216000x2). Следом за этим идет еще более крупный мифический период в 12960000 лет (60x60x60x60), характеризующий, видимо, жизнь Создателя.6 Все эти цифры повторяются в последующей астрологии, и они замечательны еще по одной причине: нумерологически они в сумме дают девять (то есть 4 + 3 + 2 = 9), и число 9 поэтому вошло в астрологию как значимое и священное.
Рис. 5.2. Вавилоно-ассирийское представление о символическом времени. |
Ассирийцам принадлежит еще один вклад в астрологическое наследие. Они поняли, что время и пространство являются частью одного и того же взаимосвязанного потока существования. Считается, что они изобрели систему измерения круга путем деления его на 360 градусов, причем каждый градус пространства символически равнялся одному дню.7 Они также делили небо на 36 секторов, сгруппированных в три зоны по двенадцать секторов в каждой, — система, связанная, возможно, с альтернативой года, состоящего из трех сезонов, каждый по 120 дней. Такова была основа теории астрологических эпох, усовершенствованной греками.
В Греции астрология развивалась, по-видимому, между седьмым и вторым столетиями до н.э., между временами Пифагора и Гиппарха. Идея цикличности, однако, была намного старше и являлась центральным принципом орфической религии, с богом растений Дионисом, реинкарнацией душ и бесконечным колесом жизни. Именно философу Платону (428-348 до н.э.) европейская астрология обязана идеей Великого года жизни Вселенной, носящего его имя. Однако, он, в значительной мере, основывался на работах Пифагора (шестое столетие до н.э.) и Эмпедокла (ок. 495-530 до н.э.), которые принесли в Грецию восточное знание и придали ему особый дух греческой математической логики. Пифагор создал математические основы, Эмпедокл описал циклический процесс, на долю же Платона осталось объединить их в теорию небесной гармонии.8 Платон был прочно связан с мистической традицией орфиков и пифагорейцев и стремился показать, что все живущее на Земле взаимосвязано и является неотъемлемой частью Вселенной, которая сама жива и совершает в идеальном ритме вдохи и выдохи. Частью каждого дыхательного движения является, вначале, рост всей человеческой цивилизации до достижения ею пика совершенства и затем снижение до точки всеобщего краха, чтобы затем восстановиться и расти вновь. Процесс этот продолжается бесконечно и ведет в бесконечность столь долго, как того пожелает Бог.
Для Платона вся Вселенная, если разделить это единство, состоит из двух противоположных принципов — Борьбы и Любви (то есть отрицательного и положительного) и четырех элементов - огня, земли, воздуха и воды — непрерывно текущих вместе предопределенным образом. Когда Вселенная делает вдох, идет постепенное нарастание Борьбы, а когда делает выдох - нарастание Любви. Когда одна возрастает, другая убывает, когда полностью достигается дисбаланс, четыре элемента разделяются, мир разрушается и человеческая цивилизация перестает существовать. В этот момент вмешивается Бог и запускает процесс в обратную сторону, инициируя возрождение цивилизации. Процесс этот можно представить как колебание между двумя полюсами, как движение через четыре фазы (возрастание Любви - разрушение - возрастание Борьбы - разрушение) или как часть цикла. Считалось, что один год Вселенной составляет 36000 лет (цифра, обычно заимствовавшаяся у вавилонян, но подтверждавшаяся ссылкой на Пифагора), и его можно было представлять как полный цикл. Но полное дыхание состоит из двух движений, и полная продолжительность одного цикла составляет 72000 лет, в течение этого времени человеческая цивилизация проходит через весь процесс от рождения до распада (рис. 5.3). По мнению Платона, ценность астрологии заключается в том, что она дает возможность действовать в гармонии с ритмами Вселенной и тем самым помочь Вселенной сбалансироваться и замедлить неизбежное преобладание Борьбы на Любовью. Например, он считал, что политическая жизнь должна следовать законам текущего времени и что идеальное государство должно управляться 360 советниками, разделенными на двенадцать групп по 30 человек, и каждая группа должна править в течение одного месяца.9
Подобно ассирийцам, Платон считал, что цикл начинается и кончается, когда все планеты образуют большое соединение, и уточнял, что это соединение должно произойти при том положении планет, которое было при сотворении. Он не уточнял, в каком месте зодиака находилась эта точка, но хотя он, по-видимому, знал, что ассирийцы считали соединение в Раке и Козероге двумя ключевыми точками Великого года, последующие комментаторы приняли, что Платон помещал свое соединение в 0° Овна. Таким образом, циклы семи планет и сфера неподвижных звезд вместе представляли сумму всех возможностей на Земле. Когда все планеты одновременно завершат свои циклы, Земля испытает все открытые для нее возможности, цель творения будет выполнена и цивилизация придет к концу.
Рис. 5.3. Греческий Великий год по Эмпедоклу и Платону. |
Ни один астролог после Платона не оценил, даже частично, красоту и сложность его видения мира, возможно, из-за сложности его труда, хотя Клавдия Птолемея причисляют к тем немногим, кто понимал значение года Платона. Между тем, у последующих греческих И римских астрологов, мы находим различные постулируемые продолжительности Великого года, такие как 18000 или 15000 лет. Возможно, самым существенным было утверждение Цицерона, порвавшего с идеей универсального года и считавшего, что продолжительность Великого года связана с конкретной начальной точкой, так что различные цивилизации могут иметь свои собственные циклы.10 Как это ни странно, эта идея почти неизвестна большинству современных астрологов. Мифологическую метафору продолжительности Великого года можно видеть в Жизни Феникса, птицы, цикл жизни и смерти которой считался параллельным циклу жизни и смерти мира,11 но скоро оказалось, что миф был заменен астрономией - основанием Великого года.
Арабские и индийские астрологи, видимо, многие из своих знаний, прямо или косвенно, заимствовали у греков, и среди их наследия имеется концепция большого "астрологического века". Эти цивилизации пришли к различным представлениями этой концепции, арабы к более научным, индийцы — к более символическим.
Арабские астрологи, работавшие после 800 года н.э., принимали Великий год равным 360000 лет, который делили на две фазы по 180000 лет. Ясно, что они заимствовали это число у Платона, но в отличие от него, считали, что каждая фаза начинается со слабого соединения всех планет при 0° Овна.12 Считалось, что последнее такое соединение произошло в полночь с 17 на 18 февраля 3101 года до н.э., когда начались дожди библейского потопа. Подобно Платону, арабы считали, что одна фаза представляет период духовного роста, а другая — его уменьшения, но неясно, к какому периоду они относили время своей жизни.
Математически мыслящие арабы, в особенности, Абу Ма'шар (787-886), изобрели сложные системы из двенадцати под-циклов, что позволило им связать планетные управления с точными периодами Они соединили символическую философию с изучением реальных движений планет и попытались согласовать все это с историческими данными, с целью достичь понимания эволюции истории человечества во времени. В целом, работы арабов оказали огромное влияние на последующую европейскую астрологию и историю, но в деталях, их сложные хронологические системы не были приняты европейцами. Частично это может быть связано со сложностью данных систем, но также и с тем, что европейская хронология прочно базировалась на представлении о развитии от Сотворения через инкарнацию к Судному дню. Индийская же система астрологических веков обладала привлекательностью и мифологической простотой.
По некоторым данным, еще в 3000 году до н.э. индийцы могли создать шестидесятиричную систему, переданную вавилонянами грекам. Но также представляется вероятным, что индийцы воспользовались возвращением к ним греческих идей в течение первых столетий после рождества Христова, и эти идеи внесли свой вклад в замечательную систему Юг. Описывая время, индийцы пытались описать вечность, но ясно, что они хотели соединить не-существование в одном дыхании с существованием. Поэтому их самая меньшая единица, трути, равна 0,0000074 секунды, а самая крупная уходит в миллиарды и миллиарды лет.
Вавилонский год из 432000 лет — основа системы, совпадает с Продолжительностью так называемой Кали юги, правления богини-матери Кали. Подобно арабскому году, он начинается с большого соединения планет в 0° Овна в 3101 году до н.э. Фундаментальной единицей их мифологического времени является Маха юга продолжительностью в 4320000 лет, которая делится в соотношении 4:3:2:1 следующим образом:
Крита юга (золотой век) | 1728000 лет | = | 4 |
Трета юга (серебряный век) | 1296000 лет | = | 3 |
Двапара юга (медный век) | 864000 лет | = | 2 |
Кали юга (земной век) | 432000 лет | = | 1 |
4320000 | 10 |
Весь цикл представляет собой период духовного и материального убывания от первоначального золотого века, и это внутренне завершенная система, но она также составляет часть бесконечного ряда "циклов в цикле" до бесконечности. Тысяча Маха юг составляет одну Кальпа, или день Брахмы; 360 Кальп равны году Брахмы; 1000 Кальп составляют жизнь Брахмы, а две жизни Брахмы составляют век Брахмы. Основным конструкционным блоком во всех этих цифрах является Божественный год из 360 обычных лет, и если принять в качестве соответствующей метафоры обращение Солнца вокруг Земли, это предполагает, что 360 лет равны одному году жизни души. Предпосылкой, стоящей за всей системой индийских астрологических веков, является раскрытие человеческого духа в соответствии с небесными циклами.13
До сравнительно недавнего времени в западной астрологии очень мало говорилось о Великом годе, поскольку большинство западных астрологов имели дело с планетарными циклами, особенно, циклом Юпитер-Сатурн, и с интерпретацией библейской хронологии.
Эта хронология была основана в значительной мере на работах великих европейских и арабских ученых, стоявших у истоков расцвета исламской культуры. Так, Абу Ма'шар создал усложненную астрологическую теорию истории, пользовавшуюся особым влиянием у европейцев средних веков и Ренессанса. Одним из новаторов в Европе в области астрологической истории был некто Петр из Абано, живший в Италии в конце тринадцатого и начале четырнадцатого столетий, и считавшийся одним из наиболее влиятельных среди образованных людей своего времени.
Главный исторический цикл Петра составляет 960-летний период, основанный на полном цикле соединения Юпитер-Сатурн. Петр считал, что каждые 960 лет эти две планеты образуют соединение в начале Овна, причем характер этого соединения определяется тем, какая третья планета сочетается с Юпитером и Сатурном в этом соединении. Например, когда третьей планетой было Солнце, считал Петр, началась египетская цивилизация, религия которой основывалась на поклонении Солнцу. Целью этой схемы было предсказание пришествия Антихриста, и Петр предсказал это событие на период после соединения Юпитера и Сатурна с Луной.
Петр также использовал Великий год, основанный на более символических допущениях. Он рассуждал, что как жизнь человека можно разделить на семь периодов, каждый управляющийся другой планетой, так и историю можно разделить на семь подобных периодов. Было рассчитано, что эти планетарные периоды длятся 354 года и четыре лунных месяца — цифры, вытекающие из 359 дней лунного года Каждый период имел особые исторические характеристики, например, период правления Луны, по его мнению, включал падение Содома и Гоморры и миграцию евреев из Египта.14
Мысли Петра оказали влияние на последующую астрологию, а также и на последующее развитие истории как самостоятельной дисциплины. Пьер д'Айлли, французский кардинал и современник Петра, согласился с его системой, дав ей церковное благословение Однако, он говорил о существовании четырех, а не семи, великих исторических фазах, основываясь на символизме четырех времен года и четырех возрастах человека.15 Исторические эпохи и Великие годы, основанные на библейской нумерологии, оказывали очень сильное влияние на астрологов и историков Они обычно основывались на пророческих местах в Книге Даниила и Откровении, которые, в свою очередь, были связаны с астрологическими числами, такими как семь планет и четыре времени года. Одно из наиболее полных изложений такой хронологии принадлежит английскому астрологу Джону Букеру в 1643 году.16 Букер основывал свои исторические периоды на числе 7, хотя его рассуждения не базировались только на существовании семи астрологических планет. Напротив, он исходил из того, что Христос был крещен в возрасте двадцати девяти лет (возвращение Сатурна) и распят семь лет спустя в возрасте тридцати шести лет. Он также использовал период в 245 лет, основываясь на семи ангелах Откровения, семикратно дунувших в свои семь труб, причем Букер считал, что это событие произошло символически пять раз (7x7x5 = 245). С помощью этой системы он рассчитал, что Судный день произойдет в 1786 году (за три года до Французской революции), но поправил эту цифру на 1700. Букер соединил эти два цикла с 6000-летним периодом, исходя из шести дней в неделе и других расчетов, основанных на пророчествах в Книге Даниила.
Такая периодизация оказала чрезвычайно большое влияние на последующее развитие истории как науки и искусства, и последующие историки чрезвычайно многим обязаны мунданной астрологии. В Европе средневековья и Ренессанса исторические изменения часто объясняли ссылками на астрологические соображения, хотя примерно с 1700 года произошло разделение на две науки - астрологию и астрономию. Последняя книга, написанная историком, стремившимся объяснить историю с позиций астрологии, была опубликована в 1711 году,17 и после этого лишь несколько астрологов с соответствующим знанием истории пытались сохранить старую связь между двумя дисциплинами.
Хотя все явные ссылки на астрологию были исключены приверженцами новой исторической науки в восемнадцатом и девятнадцатом столетиях, символическое деление истории на циклы продолжалось. Освальд Шпенглер и Арнольд Тойнби были главными приверженцами новой практики в девятнадцатом столетии, но забавно то, что именно Карл Маркс, твердый сторонник научной и материалистической истории, больше всех сделал для возрождения старого символизма. Астрологически значимые числа 3, 4 и 7 образуют основу исторической системы Маркса, а поэтому и исторического мышления всех считающих себя марксистами. Например, Маркс утверждал, что в истории существовало четыре великих классовых общества, и здесь сказалось влияние более раннего гегелевского описания четырех великих империй. Сам Гегель заимствовал число 4 у средневековых историков, из Книги Даниила, где оно представляло четыре фиксированных знака зодиака. Таким образом, неузнаваемый и непризнанный, астрологический символизм продолжает играть центральную роль в современных исторических науках.18
Концепция Великого года получила свежий импульс в западной астрологии под влиянием нового значения, придаваемого явлению прецессии равноденствий. Прецессия возникает в результате качаний, сопровождающих вращение Земли и называемых "нутацией", и заключается в постепенном ретроградном перемещении точки весеннего равноденствия по созвездиям. Поэтому со второго столетия н.э., при весеннем равноденствии, Солнце восходит в созвездии Рыб, хотя и находится в "тропическом" знаке Овна. Скорость прецессии определена в 50, 3708 дуговой секунды ежегодно. Если исходить из этого значения, точка весеннего равноденствия совершает прецессию на один градус каждые 71,46 года, на один знак каждые 2144 года и на весь зодиак за 25729 лет, хотя большинство астрологов приводят иные цифры. Обычно указывается значение прецессии на один градус каждые 72 года, на один знак каждые 2160 лет и 25920 лет для всего цикла. Это значение в настоящее время известно как продолжительность года Платона, хотя лучше было бы называть его "прецессионным годом", чтобы отличать от истинного Великого года Платона. Аналогично, время прецессии через один знак называют "месяцем Платона", или "астрологическим веком", и говорят, что мы сейчас переходим из эры Рыб в эру Водолея.
Прецессия была открыта современному миру греческим астрологом Гиппархом в 139 году до н.э., хотя с большой серьезностью утверждалось, что он "переоткрыл" известный ранее факт. Свидетельство это очень косвенное, и независимо от того, была ли известна прецессия древним, факт тот, что это очень новое добавление к репертуару западной астрологии. Существует несколько туманных замечаний в классической литературе об астрологической значимости прецессии (например, у Макробиуса в четвертом/пятом столетиях19, но в главном русле европейской астрологии современным авторам не удалось сослаться на источники ранее 1870-х годов.20 Неважно, была ли известна астрологам прецессия как астрономическое явление, главное, считали ли они ее астрологически значимой. Астрологи не считали ее значимой, и потому прецессия стала частью западной астрологии не многим более ста лет.
На важность прецессионного года впервые указали теософы и розенкрейцеры, хотя их учитель госпожа Блаватская не считала его заслуживающим интереса. К сожалению, современные астрологические представления о значении прецессии все еще отражают влияния авторов девятнадцатого столетия и их упрощенных версий астрологии и истории. Теософская версия эпох основана на буквальной интерпретации различных классических мифов, но также включает значительную долю фантазии и очень много исторически неверной информации. Теософы считают, что современная цивилизация ведет свое происхождение от фантастических континентов Атлантиды и Лемурии, и что развитие человечества идет от первоначально духовного плана вниз к физической кормушке, которую мы в настоящее время проходим. Они считают, что сейчас мы возвращаемся к более духовному плану существования, поэтому предполагающийся неизбежным приход эры Водолея является главным шагом вперед к духовному обновлению.
Эти основополагающие концепции показывают, что теософы, глядя в прошлое, в ранние века, видят золотой период простирающимся в доисторическую древность. Но это не подтверждается ни историческими, ни астрологическими данными. Например, эра Льва (ок. 10000-8000 до н.э.) характеризуется буквально как время героев, когда олимпийские боги сошли на землю.21 Аналогично, ожидание золотого века в будущем обусловило общее мнение, что после прихода эры Водолея мир станет "лучшим" местом.
Главная проблема со всеми этими "эрами" заключается в том, что невозможно договориться, когда они кончаются и когда начинаются. Видимо, все ожидают, что эра Водолея начнется где-то в двадцать первом столетии, но разные авторы называют различные даты в пределах от 1762 до 2658 года н.э. с периодом максимума где-то до 700 лет в обе стороны.22 Видимо, самой точной оценкой является 2369 год н.э., дата, полученная со ссылкой на астрономию эпохи Птолемея (второе столетие н.э.), и представляющая собой время, когда, по общему мнению, Солнце последний раз взойдет в созвездии Овна при весеннем равноденствии.23
Поскольку индивидуальный характер можно видеть через знаки зодиака, разумно допустить, что это относится и к коллективному характеру, и теория прецессии утверждает, что должна быть постепенная эволюция человеческой психики в соответствии со знаками, отражающаяся в истории человечества. Использовав в качестве входа в Водолей 2369 год н.э , можно получить следующую систему:
10567 год до н.э. | Эра Льва | Образование иерархии в общественных группах; индивидуализация; эксплуатация |
8411 год до н.э. | Эра Рака | Образование оседлых сельскохозяйственных сообществ, поклонение богине, матриархат |
6255 год до н.э. | Эра Близнецов | Создание новых средств коммуникации и орудий, изобретение письменности; дуализм мышления; миграции. |
4099 год до н.э. | Эра Тельца | Строительство городов, обнесенные стенами поселения, культы плодородия; поклонение быку. |
1943 год до н.э. | Эра Овна | Агрессивные империи, воинственные вторжения, великолепие, поклонение могущественным богам (Зевс, Яхве) |
213 год н.э. | Эра Рыб | Духовность, заблуждения, крушение предыдущих систем, нестабильность. |
Археология не может сказать нам, насколько эти интерпретации соответствуют фактам, но очевидно, что они слишком общи, чтобы быть достаточно исторически полезными. Больше всего бросается в глаза несоответствие века Рыб, поскольку каким бы темпераментным ни был этот знак, это знак интровертный, в большой степени предпочитающий мир и гармонию каким-то кровавым сдвигам и материализму, доминировавшим в прошедшем веке. Полагающие, что этот знак перекомпенсирован от слишком терпимого и бесплотного к подобному Деве, то есть к слишком нетерпимому и материалистичному, избегают центральной проблемы, заключающейся в том, что характеристики знаков, управляющих историческими эпохами, связаны лишь тончайшим образом с тем, что нам известно об истории соответствующего периода. Возможно, этим частично объясняется, что тем, кто писал о "веках" с астрологической точки зрения, не удалось ничего, кроме самого поверхностного изучения истории, но это также и проблема астрологическая. Астрологическая проблема возникает из-за того, что рассматривая прецессию равноденствий как явление астрологическое, мы используем звездные знаки, но приписываем им точно те же значения, как и знакам нашего обычного тропического зодиака. Это смешение приводит к вопросам, касающимся природы астрологии и не относящимся к предмету этой книги, но можно основные критические замечания по теории прецессионного века проиллюстрировать при рассмотрении истории. Уже простое знание истории показывает, что строго историческая интерпретация "веков" или "эр" оказывается несостоятельной, особенно если попытаться перейти на более точный уровень анализа предполагаемых двенадцати "субвеков", каждый примерно из 240 лет.24 Символика знаков слишком туманна и определение временных границ "веков" слишком неточно, чтобы можно было трансформировать их в логически последовательное представление об истории.
Но у нас есть альтернатива, заключающаяся в исследовании процесса прецессии психологически, не с целью глубже понять сами "века", а скорее чтобы создать миф, который помог бы нам понять, как мы пришли к нашей нынешней ситуации.25 Итак, можно видеть, что существенной проблемой эры Рыб является диссоциация психики и физических функций, ведущая к подавлению физического и его прорывов наружу в различных варварских формах. Такая интерпретация кажется более подходящей, но мы сталкиваемся с тем фактом, что она приложима только к нашей западной культуре. Универсальный цикл отсутствует.
Единственное убедительное свидетельство в пользу существования прецессионных эр — это совпадение вхождения точки весеннего равноденствия в Рыбы с основанием христианской религии с ее хорошо известной символикой рыб. Но и это слабое свидетельство, так как оно основано исключительно на европейском мировоззрении, на Таити или в Токио народ не слышал о христианстве.
Эра Водолея и окружающие его мифы также прочно встраиваются в западную концепцию Апокалипсиса, связанного с тысячелетием царства Христа — с ожиданием неминуемой катастрофы, за которой последуют новый рассвет мира и человеческое счастье. Посмотрев вокруг, можно увидеть определенные подтверждения этого убеждения в настоящее время — это разрушение окружающей среды, угроза ядерной гибели, вторжение в наши жизни уранианской технологии и сатурнианского единообразия. Но и в прошлые времена люди всегда чувствовали, и с не меньшим основанием, что живут во время исключительно важное, открывающее новую эру- в истории человечества. Мы смотрим на текущие изменения в мире и считаем, что движемся из одного великого астрологического века в другой, но все это может быть не более чем человеческое тщеславие. Теория прецессионных веков появилась очень кстати, она подтвердила соответствующие теоретические обоснования, и возник новый астрологический взгляд на мировую историю.
Но давайте подойдем к проблеме под другим углом, с точки зрения мифа, подходящего к нашей нынешней ситуации, независимо от исторических соображений. Можно рассмотреть эволюцию человеческой идеи Божественного, используя в качестве модели прецессионные эры. Так, в эру Рака Земля поклонялась Матери, единому духу, в эру Близнецов признавалась дуальность духа и материи с поклонением богам- двойникам, как египетские Гор и его брат Сет. В эру Тельца обожествлялась физическая природа в виде быка, египетского Аписа или критского Минотавра; в эру Овна Бог был антропоморфизирован в виде Бога Отца — Зевса или Яхве. В эру Рыб Бог спустился на землю как Христос — получеловек, полубог, и эра Водолея должна быть развитием этого. Возможно, мы признаем присутствие Божественного в нас самих, не проецируя его во вне в виде различных сверхчеловеческих богов и богинь. Человеческие существа признают себя источником и добра, и зла, и всех остальных возможностей на Земле. Как цикл планет содержит все возможности, так и круг натальной карты содержит весь потенциал индивидуумов, содержащийся в круге коллектива и представленный в Великом годе. Но как источник потенциала коллективного изменения заключен в индивидууме, так личностные изменения должны предшествовать изменениям коллективным. Изменения не предопределены, а зависят от свободной воли индивидуума и развития индивидуальной способности делать независимый выбор. "Новый Век" поэтому придет не как результат предопределенного паттерна, а как результат способности человечества реализовать свой полный потенциал.
Как можем мы придти к пониманию этого потенциала? Видимо, мы можем это исследовать в рамках нашего психологического понимания мифологии. Мы можем также исследовать природные явления в окружающем мире для понимания физических циклов на материальном уровне. Что такие циклы существуют, теперь, несомненно, широко признается современными учеными, до недавнего времени скептически относившимися к подобным утверждениям.
Главный ключ к природным циклам заключен в математике Пифагора, выраженной в связи между Великим годом Платона, прецессионным годом и определенными научно измеренными природными циклами. Критическими числом года Платона является 36, которое Платон выражал в виде 36000, ассирийцы - 3600, а арабы - 360000. Для Платона это было число, заключающее в себе тайну изменения. Существует прямое соотношение между математикой года Платона и математикой прецессии, соотношение, вытекающее из того факта, что созвездия прецессируют над точкой весеннего равноденствия на один градус каждые 72 года (36х2). Таким образом, Платон, вероятно, был ближе к описанию реальностей астрономических циклов, чем осознавал это сам. Может быть, как утверждали, Платон пользовался математическим аппаратом более ранних философов, в действительности измерявших прецессию. Это предположение, но чего точно не мог знать Платон, это то, что многие природные циклы на самом деле связаны математически с его теоретическими представлениями. Большая часть природных циклов, определенных Фондом по изучению циклов в США, действительно, коррелирует с продолжительностью года Платона и, косвенно, с прецессионным годом. Многие из этих циклов, описывающих явления от цен на хлопок до численности рыси и членства в пресвитерианской церкви, лежат в интервалах 3,5 (36:10), 9 (36:4) и 18 (36:2) года.
Очевидно, существует научно наблюдающаяся связь между природными циклами, философией Платона и явлениями прецессии. В этом отношении следует отметить, что Юнг предпочитал заниматься прецессией как прецессией созвездий, а не звездных знаков, и в этом ему следовали ряд астрологов, в частности, Роберт Хэнд.26 Прецессия созвездий и неподвижных звезд может дать точную систему определения времени и корреляции в дополнение к тому, что дает мифологическая аналогия знаков, и может быть использована, вместе с тем, для более удовлетворительного понимания прецессии с исторической точки зрения. Например, при обычном понимании века Рыб, Реформация — величайший сдвиг в европейской истории — не имеет астрологической корреляции. Но если смотреть на фоне созвездий, оказывается, Реформация произошла, когда точка весеннего равноденствия как раз проходила среднюю точку двух рыб в истинном созвездии Рыб. Может быть понять прецессионный цикл станет возможным, сочетая нау
чное наблюдение и психологический подход Юнга к мифологии, придя к более близкому пониманию истины на основе синтеза разума и веры.
Современная астрология, приняв концепцию прецессионных веков, возродила представление о Великих годах, которая, возможно, предшествовала еще развитию вавилонской астрологии. Но существуют три фундаментальных различия между прецессионным годом и старым годом Платона. Первое — техническое: переход от одного цикла к другому уже не зависит от соединения всех планет в точке Творения. Второе — теоретическое: концепция цикла бесконечного роста и деградации человеческой цивилизации, повторяющегося вечно в бесконечной последовательности, заменена концепцией спирали, при которой мы, несмотря на то, что движемся по зодиакальному кругу, возвратившись в начальную точку, в действительности, оказываемся выросшими в отношении мудрости и опыта. Таким образом, включается современное представление о прогрессе. Третье различие в том, что предопределенность заменена свободой воли, так что мы уже не прикованы к миру, в котором нам суждено совершать ошибки наших предшественников, мы можем вмешиваться в поток судьбы, трансформируя себя и тем самым оказывая влияние на ход будущих циклов. Таким образом, индивидуум связан с коллективом в активном смысле, и интеграция натальной и мунданной астрологии становится необходимостью.
Ссылки:
1 Hesiod, "Works and Days", pp. 18-19.
2 См. Alexander Thorn, "Megalithic Sites in Britain" London, 1971, and Gerald Hawkins, "Stonehenge Decoded" London, 1975.
3 Neugebauer, O. "The Exact Sciences in Antiquity" pp. 36-48; Boyer, C. A. "History of Mathematics".
4 Berrossus, "Babyloniaca" book I, chap. 2.
5 McClain, E. G. "The Myth of Invariance" pp. 10-14.
6 Cumont, F. "Astrology and Religion Among the Greeks and Romans" p. 31; Campbell, J. "The Masks of God" pp. 118-121; Lewis G.C. "An Historical Survey of the Astronomy of the Ancients", p. 401.
7 Neugebauer, O. op. cit., p. 95; McClain, op. cit., p. 70; Graves, R. "The White Goddess" p. 279.
8 Plato "Timaeus" chap. 21-23, 35-38; Plato "Republic" book VIII, chap. 545-6; Adams, J. "The Nuptial Number of Plato" p. 77; Santillana, G. "The Origins of Scientific Thought" p. 110.
9 Plato "Laws" book VI, chap. 758.
10 Macrobius "The Dream of Scipio" chap. 2.
11 Lewis, op. cit., pp. 282-3.
12 Pingree, D. "The Thousands of Abu Ma'shar" pp. 59-64.
13 Muller, M. "Ancient Hindu Astronomy and Chronology" pp. 59-64.
14 Thomdike, L. "History of Magic and Experimental Science" vol. 2, chap. LXX, pp. 897-8; vol. 4, chap. III, pp. 319-21.
15 Thomdike, op. cit., vol. 4, chap. XLH, p. 108.
16 Booker, J. "The Bloody Almanak".
17 Henry de Boulainvilliers "Historic de Movement de I'Apogee de Solei" Pans, 1711.
18 Campion N. "Astrological Symbolism and Historical Periodization" London, 1983.
19 Macrobius, op. cit., book 2, chap II.
20 Pearce, A. J. "The Textbook of Astrology" vol. I, p. 10.
21 Reid, V. "Towards Aquarius" p. 15.
22 Cheiro "Book of World Predictions" p. 170; "Prediction Annual" 1983, p. 85 David Williams, "AA Journal" vol. XX, No. 1; Alice Bailey, "The Extemalisation of the Hierarchy", p. 3-7; John Sturgess, "The Piscean Age and the Aquarian Age", p. 1; A. Woldben, "After Nostradamus" p. 24; "Astrologers' Quarterly", Winter 1983; C. G. Jung, "The Sign of Fishes", p. 82; Dane Rudhyar, "The lunation Cycle", p. 149; Robert de Luce, "Constellation Astrology according to the Hindu System"; Charles Carter, "Introduction to Political Astrology", p. 76; Vera Reid, "Towards Aquarius", p. 8; Paul Councel, "Your Stars of Qestiny"; Zip Dobyns, "The Zodiac as a key to History", p. 24; Cyril Pagan, "Zodiacs Old and New" p. 29; Powell and Treadgold, "The Sidereal Zodiac"; Graha Laghav in "Directions in New Age Astrology", p. 332; Sepharial, "Why the War Will End in 1917"; Sepharial, "The World Horoscope"; B.V. Roman, "A Manual of Hindu Astrology", p. 51; Max Heindel, "Simplified Scientific Astrology", Robert Hand, "Essays on Astrology"; Rupert Gleadow, "Origins of the Zodiac" p. 171.
23 Pagan, C. "Zodiacs Old and New"pp. 18, 25, 27.
24 Carter, C. "An Introduction to Political Astrology" pp. 74-87; Pottenger, Z. "The Zodiac as a key to History" pp. 13-17; Rudhyar, D. "Astrological Timing" pp. 126-36.
25 Rudhyar, op. cit.; Jung, C. G. "Collected Works" vol. 9, part II.
26 Hand, R. "Essays on Astrology".
Библиография
Adams, J. "The Republic of Plato" Cambridge, 1902.
Adams, J. "The Nuptial Number of Plato" London, 1891.
Aristotle "Polities' (trans. R.H.Racham) London, 1932.
Berrossus, "Babyloniaca" Malibu, 1978.
Booker, J. "The Bloody Almanak" London, 1643.
Boyer, C. "A History of Mathematics" New York, 1968.
Blavatsky, H. "The Secret Doctrine" London, 1893.
Blavatsky, H. "The Secret Doctrine of the Archaic Ages" London, 1931.
Campbell, J. "The Masks of God: Oriental Mythology" London, 1973.
Campion N. "The Great Year" London, 1992.
Campion N. "The Age if Aquarius: A Modern Myth" in Me Evers (ed) "The Astrology of the Macrocosm" St Paul, Minnesota, 1990.
Capra, F. "The Turning Point" London, 1982.
Carter, C. "An Introduction to Political Astrology" London, 1951.
Cheiro "The Book of World Predictions" London, 1931.
Cicero "De Divinatione" (ed. E.E.Kellett) Cambridge, 1936.
Collin, R. "The Theory of Celestial Influence" London, 1954.
Cooper, J. C. "Yin and Yang" London, 1981.
Costard, G. "The Use of Astronomy in History and Chronology Exemplified" London, 1764.
Curtiss, H. A. and Curtiss, F. H. C. "The Message of Aquaria Albuquerque, 1981; впервые опубликовано в 1921 году.
Cumont, F. "Astrology and Religion Among the Greeks and Romans" New York, 1912.
Dewey, E. and Mandino, O. "Cycles": The Mysterious Forces that Trigger Events" London, 1971.
Diodorus Siculus "History" (trans. C. H. Oldfellow) London, 1933.
Pagan, C. "Zodiacs Old and New" London, 1951.
Gleadow, R. "The Origin of the Zodiac" London, 1968.
Graves, R. "The Greek Myths" London, 1953.
Graves, R. "The White Goddess" London, 1961.
Hand, R. "Essays on Astrology" Rockport, Mass: 1982.
Heindel, M. "Rosicrucian Cosmoconception" California, 1911.
Heindel, M. "The Message of the Stars" London, 1918.
Heindel, M. "Simplified Scientific Astrology" California, 1919.
Hesiod, "Works and Days" (trans. S.Butler) London, 1923.
Jung, C. G. "Collected Works" vol. 9, part II, London, 1951.
Kepler, T. "Dreams of the Future" London, 1963.
Levi, "The Aquarian Gospel of Jesus the Christ" London, 1965.
Lewis, G. C. "An Historical Survey of the Astronomy of the Ancients" London, 1862.
Macrobias "Commentary of the Dream of Scipio" (trans. W.H.Stahl) New York, 1952.
Manuel, F. "Shapes of Philosophical History" London, 1965.
Massey, G. "The Natural Genesis" London, 1883.
McClain, E. G. "The Myth of Invariance" London, 1978.
Muller, M. "Ancient Hindu Astronomy and Chronology" Oxford, 1862.
Neugebauer, O. "The Exact Sciences in Antiquity" Oxford, 1957.
Pearce, A. J. "The Textbook of Astrology" vol. I, London, 1879.
Pearce, A. J. "The Science of the Stars" London, 1881.
Pingree, D. "The Thousands of Abu Ma "shar" London, 1968.
Pingree, D. "The Astrological History of Masha allah" Cambridge, 1971.
Plato "Laws"(trans. R.G.Bury) London, 1926.
Plato "Timaeus"(trans. R.G.Bury) London, 1929.
Plato "Republic" (trans. P.Shorey) London, 1930.
Plutarch "Life of Sulla" in "Lives" (ed. R.M.Hutchins" London, 1957.
Popper, K. "The Open Society and its Enemies" London, 1945.
Pottenger, Z. "The Zodiacs a key to History" Los Angeles, 1968.
Preston, E. W. "The Earth and its Cycles"London, 1931.
Reid, V. "Towards Aquarius" London, 1944.
Rudhyar, D. "The Lunation Cycle" California, 1967.
Rudhyar, D. "Astrological Timing" London, 1969.
Rudhyar, D. "Occult Preparations for New Age". Santillana, G. di "Hamlets Mill" London, 1969.
Santillana, G. di "The Origins of Scientific Thought" vol. 1, London, 1961.
Sepharial, "The World Horoscope" London, 1965.
Sepharial, "Why the War Will End in 1917" London, 1914.
Spengler, O. "The Decline of the West" vols. 1, 2,London, 1934.
Thomdike, L. "History of Magic and Experimental Science" 7vols., New York, 1923.
Tippet, M. "Moving Into Aquarius" London, 1959.
Toynbee, A. "A Study of History", сокращённое изложение 1-6 томах, London, 1948.
Trevelyan, G. "A Vision of the Aquarian Age". Winchell. A. "Sketches of Creation" London, 1870.
Примечание. Подробное изложение вопроса о начале Эры Водолея можно найти у Николаса Кэмпиона в "Книге мировых гороскопов" изд. Лиги независимых астрологов.