xsp.ru
 
xsp.ru
За 2009 - 2020
За 1990 - 2008


Версия для печати
ДОКЛАД
Э.А. Азроянц

Вдохи и выдохи истории

Как ни странно, но часто употребляемое понятие <Человечество> совершенно не предполагает того, что оно находится в поле зрения ученых и является объектом их пристального внимания. Как правило, это понятие просто <эксплуатируют> для того, чтобы подчеркнуть актуальность излагаемого или его масштабность, после чего спокойно оставляют в стороне, спускаясь на привычный уровень межгосударственных или социокультурных отношений. Такое отношение к объекту исследования в эпоху ускоряющихся процессов глобализации становится совершенно нетерпимым, поскольку человечество в конечном счете и есть естественный предел глобализации. Совершенно очевидно, что нельзя изучать проблемы глобализации, не зная ее предмета и предела процесса. 

В этой связи цель, которую мы перед собой ставим, заключается в том, чтобы подойти к Мегасоциуму, как объекту исследования в динамике его развития. В этом контексте только всеобщая история представляет всю полноту и масштаб процесса, его динамическую целостность.

С наших позиций, история - это продукт (след) человеческих усилий, проявленная (актуализированная) часть процесса самоорганизации Мегасоциума как организма, отражающая найденные компромиссы в вечном преодолении двух его начал: внешнего (окружающая среда) и внутреннего (внутренний мир человека). Именно поэтому нельзя отделять <физику> внешнего мира от <метафизики> внутреннего мира человека. Мировоззренческие установки сталкиваются с внешним миром и отражаются в социуме миром реальностей, которые во многом определяют сам ход и характер исторического процесса, жизнеспособность человечества.

Накопление цивилизационных ресурсов увеличивает социальный потенциал, умножает разнообразие и делает более гибким и многослойным механизм адаптации. Процесс этот противоречив, поскольку, с одной стороны, по мере накопления социального потенциала растет устойчивость социальных организмов за счет выработки механизмов сдерживания возможных негативных последствий цивилизационных вызовов. Однако, с другой стороны, растут и риски деструкции, а сам механизм становится все более хрупким.

<Биография> Мегасоциума в форме исторического процесса подвержена закономерностям присущих ему циклов и фаз, типов и характеров социальных организмов. Сегодня существует два подхода к стратификации истории: один - хронологический (монохронный), когда объектом рассмотрения выступают хронологически последовательные эпохи; второй - цивилизационный. Первый поход можно обозначить как одномерный (линейный), а второй - двухмерный (плоскостный).

В своем рассмотрении истории Мегасоциума мы предлагаем несколько иной подход, который, с одной стороны, включает в себя два вышеуказанных принципа, а с другой, дополняет их еще одним измерением, превращающим историческое поле в историческое пространство. В условной системе координат наш подход можно изобразить следующим образом:

Резюмируя, эти три подхода к истории можно обозначить так:

1) монохронный, или одномерно-линейный;

2) диахронный, или двухмерно-плоскостный (полевой);

3) триахронный, или трехмерно-объемный (пространственный).

 

1. Глобальная цикличность

Социальная общность создает и формирует человека. Только через нее человек может реализовать свою целевую функцию, решить проблему своего предназначения. Так можно объяснить высокую актуальность исторической задачи процесса самоорганизации человеческой общности во всей глубине ее непредсказуемой сложности. История в этом смысле демонстрирует использованные процедуры решения данной проблемы в форме многошаговых и разноформатных комбинаций, череды последовательных циклов и фаз, каждая их которых имеет свою промежуточную цель, а также методы и формы ее достижения. В данной работе речь пойдет о глобальной цикличности.

Переход из одного цикла в другой означает подъем на более высокую ступень развития путем приобретения нового качества. На этом переходе может иметь место кризис как характерное состояние (бифуркация), соединяющее два цикла в непрерывный процесс (прерывание непрерывности). В этом месте и в данный момент происходит смена целей и программ развития. Кроме того, осуществляется переполюсовка векторов <организации> (порядка) и <дезорганизации> (хаоса), поскольку завершение цикла характеризуется разрушительной направленностью в отношении исчерпавших себя структур и созидательной (аккумулирующей) - в отношении социальной энергии. За счет запасенной энергии кризиса при его затухании начинается строительство новых структурных конструкций под задачи нового цикла.

Эту интересную метаморфозу можно сжато сформулировать двумя тезисами:

. упорядоченная энергия - это хаос структуры;

. упорядоченная структура - это хаос энергии.

В каждый момент в организме присутствуют оба начала, но не всегда они себя легко обнаруживают, чаще, и это понятно, выделяется то, которое доминирует. Поэтому мы часто обращаем внимание только на одну сторону медали.

В течение цикла постепенно изменяется доминантность связи, происходят спорадические разрушения структуры и ее частичная реконструкция. По мере исчерпания потенциала структура стареет, отдавая свою энергию в хаотизацию элементов системы. Это обстоятельство, как правило, не позволяет завершить цикл полным разрушением. Кризисная фаза становится <моментом истины>, когда творческое начало хаотизированного энергетического потенциала выступает затравкой для кристаллизации новых структур.

Как структура, так и энергия имеют пределы роста и устойчивости, после достижения которых начинаются взаимные превращения, обеспечивая динамичность количественных и качественных параметров процесса.

Всеобщая история Мегасоциума, как и история отдельных народов и государств, обладает свойством фрактальности. Она базируется на иерархии социальных организмов от семьи до Мегасоциума и обусловлена принципом соответственно <вложенных> циклов.

Кроме того, в историческом процессе следует различать две <дороги>, ведущие к порядку. Первая - это когда историческое пространство становится структурно более сложным и приобретает новое качество (путь развития). Вторая - это упрощение структуры и утрата определенного качества (путь деградации).

 

2. Естественные циклы

Рассматривать циклы Мегасоциума, учитывая их продолжительность, имеет смысл только на значительном временном интервале. И уже это составляет значительные сложности, с которыми сталкивается историческая наука при вторжении в прошлое и в попытках построения системы хронологических оценок. Поэтому мы, во-первых, делаем акцент не на количественном, а на качественном срезе периодизации, допуская приближенную оценку времени, и, во-вторых, используем и другие источники, в частности религиозные.

С другой стороны, рассматривая Мегасоциум как организм, включенный полностью в ритмику и цикличность Космоса, мы начинаем с отражения естественных циклов, которые, по нашему мнению, серьезно влияют и на цикличность Мегасоциума. За естественную основу мы приняли астрономическую, точно рассчитываемую периодизацию, связанную с периодом прецессии Земли, а также астрологическое истолкование ее сложного влияния на Землю и на все население последней.

Цикл прецессии Земли имеет протяженность в 25 920 лет. Если эту траекторию разбить на 12 частей (по 30°), то мы получим этапы длительностью в 2160 лет, каждый из которых соответствует определенному знаку Зодиака. Переход Земли из одного знака в другой нологическая привязка современного цикла, позволяющая, в частности, определить нашу временную координату и привязывать к этой шкале другие исторические события. Решение этой задачи мы приводим в таблице № 1.

Таблица № 1
Календарь зодиакального цикла

Как мы покажем ниже, в рамках как раз этого цикла происходил процесс формирования социальной структуры человека, который завершается с началом первого этапа нового цикла, протекающего под знаком Водолея. Попутно следует обратить внимание на то, что прохождение 1° Зодиака длится 72 года и к этой длительности, а также к длительностям, кратным ей, тяготеет ряд социальных циклов.

О влиянии космических факторов на земную жизнь еще более наглядно свидетельствует активность Солнца, характер которой также цикличен. В этой работе мы хотим обратить внимание на циклы многовекового характера. Поскольку прямых измерений солнечной активности за всю историю человечества не существует, в случае необходимости прибегают к косвенным методам, опирающимся на производные признаки (например, по радиоактивному углероду или по кольцам роста древесины). Ниже мы демонстрируем график, приведенный в книге Л.В. Константиновской <Когда приходят Пророки, или Наука циклов> (М.: Современник, 1994. С. 67) и иллюстрирующий характер солнечной активности за 6,5 тыс. лет.

  По характеру кривой можно выделить три приблизительно одинаковых по продолжительности циклов (1300-1500 лет), затем короткий (около 400 лет) нетипичный цикл (~ XIII-XVII вв. н. э.), после которого изменился характер последующего цикла. Попутно следует напомнить, что наше время - это период высокой активности Солнца.

График № 1

Солнечная активность (по радиоактивному углероду)

Примечание: пунктиром обозначен прогноз автора графика.

Почему нас интересует активность Солнца? Потому что с ней связан уровень энергетики жизненных процессов на Земле. Примеров тому множество, достаточно обратиться к А.Л. Чижевскому1. Мы приведем только один пример, правда, это будет довольно длинная цитата, но лучше автора не скажешь. Вот, что пишет А.Л. Чижевский: <:Заканчивая эту главу, бросим в последний раз ретроспективный взгляд на историю Европы и историю Солнца за истекшее столетие. Пусть расстояние поглотит все мелочи и все детали этих двух феноменов, и нашему взору откроются лишь наиболее резкие и выпуклые черты их. Всматриваясь пристально в них, нельзя не заметить тот основной факт, что волнообразному процессу одного явления с великим совершенством соответствует волнообразный процесс другого. И это соответствие наблюдается не только во времени. Мы видим, что и пространственные формы этих двух явлений стремятся точно следовать одна за другой: наиболее высоким взлетам солнечных волн соответствуют наиболее острые и высокие подъемы волн человеческой деятельности, и наоборот, невысокую солнечную зыбь сопровождает мелкое волнение человеческого моря. Игра двух великих стихий хорошо согласована. Разве не замечателен тот факт, что французская революция 1789 г., наложившая печать на всю историю Европы XIX в. и послужившая примером для всех будущих политических движений в Европе, возникла при исключительно напряженном состоянии солнечной деятельности, продолжавшемся в течение трех лет, с 1787 по 1789 г.?! Общеевропейский политический кризис 1848 г. прошел также под знаком интенсивной активности Солнца, так же как крупнейшие исторические события 1870-1871 гг., когда Солнце переживало огромное напряжение. То же самое можно сказать и о революциях в России и в Германии в 1917-1918 гг. Солнцедеятельность в эту эпоху тоже была резко повышена сравнительно со всеми промежуточными максимумами 1883, 1893 и 1905 гг.>2.

В подтверждение своих слов А.Л. Чижевский приводит график, блестяще демонстрирующий однозначно выраженную зависимость всемирной военно-политической активности от уровня солнечной активности. Мы его в полном объеме и без каких-либо изменений приводим ниже (см. график 2). На графике отчетливо видна параллельность кривых, одна из которых отражает пятнообразовательную деятельность Солнца (нижняя кривая), другая - всемирную военно-политическую активность человечества (верхняя кривая) с 1749 по 1920 гг.

График № 2

Параллелизм кривых: пятнообразовательной деятельности Солнца (нижняя кривая)

и всемирной военно-политической активности человечества (верхняя кривая)

с 1749 по 1920 годы3.

По нашему мнению, громадное количество фактов, накопленных наукой, позволяет сделать вывод о том, что солнечная активность, а вернее ее циклические колебания, является своеобразным стержнем синхронизации всего исторического процесса.

 

3. Социальные циклы

Самую древнюю и весьма интересную трактовку периодизации и цикличности всеобщей истории дает нам Священное Писание, отслеживающее судьбу человечества от Сотворения человека до Страшного суда.

В качестве примера обратимся к Б. Муравьеву4, представителю эзотерического учения восточной церкви. На основании Библии длительность жизненного цикла человечества он определяет в 16 тыс. лет. Хронологически это 12 тыс. лет до Р. Х. и 4 тыс. лет новой эры. На данном отрезке времени выделяются пять фаз цикла5:

I. Фаза доисторическая (12-4 тыс. лет до Р. Х.) - от грехопадения Адама до Всемирного Потопа;

II. Фаза Отца (4 тыс. лет до Р. Х.-71 г. н. э.) - от Всемирного Потопа до разрушения Храма;

III. Фаза Сына (71 г.-1945 г.) - от разрушения Храма до Хиросимы;

IV. Фаза Святого Духа (1945 г.-2945 г.) - от Хиросимы до Свершения;

V. Фаза 1000 лет без войны (2945 г.-3945 г.) - завершается Страшным судом.

Предложенная стратификация истории аналогична нашим представлениям, связанным со структурой Мегасоциума и человека. Можно предположить, что доисторический человек, вступая в фазу Отца, за 4 тысячи лет решает задачу своего физико-психического становления (развитие природного основания). Доминантами морали этого периода выступают сила, страх, месть (око за око, сила есть власть и т. п.).

Переход в фазу Сына означает смену цели развития на социализацию человека, на формирование социальных институтов - каркаса человечества. Меняются и моральные доминанты. Прежние приоритеты уходят на второй план, а на авансцену общественных отношений выходят терпимость, прощение, любовь.

И, наконец, фаза Святого Духа - эпоха нашего времени, которая так же, как и прошлые, предполагает смену целей. Приоритетом должно стать духовное развитие человека и общества, а главным локомотивом - духовное производство, творчество. Мораль этой ступени истории должна полностью исключить насилие и страх, безраздельно введя человека в мир свободы и любви.

Однако это только аналогии, которые не являются достаточными основаниями для того, чтобы разделять точку зрения автора. Одно безусловно: рациональное зерно в этом есть, а сама идея эвристична. Мы к ней вернемся позже, когда будем излагать свою точку зрения на стратификацию истории.

Обратимся к другому примеру. Используя богатую статистику А.Л. Чижевского на больших временных интервалах, мы получим довольно интересные данные. На их основе нами построен график (см. график № 3) динамики массовых движений, имеющих заметное историческое значение, как фактор активности всемирно-исторического процесса.

График № 3

Динамика массовых движений, имеющих заметное историческое значение, как фактор активности всемирно-исторического процесса.

Анализ графика позволяет сделать ряд любопытных выводов. Во-первых, весьма четко выделяются три характерных временных интервала (цикла) продолжительностью порядка 600 лет и четвертый незавершенный цикл:

1-й цикл - V век до н. э. - II в. н. э.

2-й цикл - III век - IX в.

3-й цикл - X век - XVI в.

4-й цикл - XVII век - завершение в XXIII веке.

Два первых цикла имеют идентичный характер: активное начало с постепенным угасанием активности к концу цикла. Третий цикл носит синусоидальный уравновешенный характер, служа как бы переходом к смене типа в последующих циклах. По поводу характера четвертого цикла можно предполагать, что, начавшись с невысокой (конечно, по отношению к самому себе) активности, он будет ее от века к веку наращивать. Следовательно, нас в таком случае ждет нарастание активности всемирно-исторического процесса. Кроме того, нелишне заметить, что характер кривой и длительность цикла хорошо коррелируют с аналогичными параметрами кривой солнечной активности.

  Следующий пример связан с попыткой рассмотрения динамики образования исторически активных государств. Мы составили хронологию цивилизаций и стран, выступивших наиболее активными (т. е. лидерами) в историческом процессе (см. табл. № 2). Как это ни странно, но таких субъектов за всю известную нам историю оказалось чуть больше трех десятков. В этой хронологии достаточно произвольно, не претендуя на точность датировки (она весьма разнолика), мы выделили внутренние этапы (фазы) развития самого субъекта истории. Длительность этапов в среднем составляет 400-500 лет. 



  <Далее>




У Вас есть материал пишите нам
 
   
Copyright © 2004-2024
E-mail: admin@xsp.ru
  Top.Mail.Ru