ВЫСТУПЛЕНИЯ
А.Б. Вебер
История человечества крупным планом
Обсуждаемый доклад - еще один фрагмент фундаментального труда Э.А.
Азроянца, опубликованного теперь отдельной
книгой. Этот труд ставит автора в один ряд с
мыслителями прошлого, стремившимися, на
уровне знаний своего времени, охватить
единым взглядом и осмыслить историю
человечества как целого.
Среди этих мыслителей
можно было бы упомянуть итальянца
Джамбаттиста Вико (1668-1744) - ему принадлежит
первая попытка охватить всю историю
человечества как закономерный процесс, и
главное его положение - история
человеческого рода подчиняется таким же
незыблемым, вечным законам, как и мир
природы; немецкого историка-просветителя
Иоганна-Готфрида Гердера (1744-1803) - автора
капитального сочинения под названием <Идеи
к философии истории человечества>, дерзкой,
при тогдашнем состоянии науки, попытки
осмыслить весь процесс развития
человечества как продолжения истории
природы - Солнечной системы, Земли,
растительного и животного мира; другого
немецкого историка универсалистского
склада, Фридриха-Кристофа Шлоссера (1776-1861),
автора 18-томной <Всемирной истории>.
Шлоссер, вслед за Вико и Гердером, будучи
уже в большей степени вооружен знаниями об
истории отдельных народов и цивилизаций,
также стремился представить историю
человеческого рода как единого целого.
Можно также назвать
Гегеля, который видел в истории
человечества осуществление абсолютной
идеи. И, конечно, Карла Маркса, который
ставил своей целью открыть естественно-исторический
закон развития человечества. По Марксу,
история делится на историю природы и
историю людей, причем <обе эти стороны
неразрывно связаны; пока существуют люди,
история природы и история людей взаимно
обусловливают друг друга>1.
Интересна в этой связи
эволюция взглядов позднего Маркса.
Известно, что третий том <Капитала> остался
незавершенным. Работа над ним была прервана
за несколько лет до кончины Маркса. И не
потому, что он прекратил свои научные
поиски. В последние годы Маркс обратился к
изучению всеобщей истории. В результате
появились так называемые <Хронологические
выписки> (1880-1883) - по истории Индии и по
всеобщей истории. В основном - на основе
многотомной истории Шлоссера и ряда других
работ. В общей сложности - около 100
авторских листов.
Кстати, хронологический подход не обязательно
одномерен, как говорится в докладе Эдуарда
Арсеньевича. В <Хронологических выписках>
Маркса сочетаются два варианта
хронологического подхода - диахронический
и синхронистический, что дает как раз
объемное видение истории. Маркса
интересовала не только последовательность
исторических событий, но и сопоставление,
взаимосвязь параллельно протекавших
историй народов, находящихся на разных
ступенях исторического развития (фактически
Э.А. Азроянц также следует этому методу,
уделяя в своей книге большое внимание
синхронистическим сопоставлениям).
Почему Маркс, не завершив <Капитала>,
обратился к изучению всеобщей истории?
Видимо, на каком-то этапе его перестали
удовлетворять те выводы, которые были
получены на основе необходимого для
определенных исследовательских целей
метода абстракции. Согласно одному из
допущений, принятых в <Капитале>, весь мир
рассматривается как одна нация, моделью
которой служила Англия. Несовпадение
ожидаемых последствий с реальным ходом
событий заставило, видимо, усомниться в
универсальной применимости такой
абстракции, поскольку затемнялось
понимание реального хода событий. Отсюда -
обращение к изучению взаимосвязи
параллельных историй ряда стран,
стремление охватить всемирную историю
человечества как взаимодействие обществ в
различных сферах.
Возможно, это
свидетельство какого-то нового замысла,
который мог бы привести к новым выводам или
к корректировке прежних, сделанных на более
ограниченном исследовательском материале.
Но об этом можно только догадываться.
Такую гипотезу
выдвигал, в частности, известный советский
историк и философ Б.Ф. Поршнев 2.
Один из тех ученых, которого тоже увлекала
идея целостного видения истории
человечества. Он вынашивал замысел
обширного труда под названием <Критика
человеческой истории>. Одним из фрагментов
этого замысла стала книга <О начале
человеческой истории>, где поставлена
самая, пожалуй, интригующая проблема -
происхождение человека (она мимоходом
затрагивается и в обсуждаемом докладе). Как
произошел переход от биологического к
социальному, как возникли сознание-речь,
как антропоид стал человеком? У этой книги
была драматическая судьба: ее верстка была
рассыпана (поскольку автор вступил в
неявную полемику с Энгельсом), а
опубликована она была посмертно 3.
Попытки исторического
синтеза предпринимались и в дальнейшем.
Поэтому трудно согласиться с утверждением,
с которого начинается доклад, а именно что
понятие <человечество> часто
употребляется, но не находится в поле
зрения ученых и не является объектом их
пристального внимания. У Э.А. Азроянца были
и есть предшественники (на некоторых он
ссылается в других местах, в частности на
Данилевского, Шпенглера и Тойнби). Все мы
так или иначе стоим на плечах
предшественников, даже если их взгляды и
методология сегодня кажутся устаревшими.
Центральная идея
доклада - глобальная цикличность. Идея в
принципе не новая, она восходит к античной
теории циклизма. Своеобразие авторского
подхода в том, что он постулирует
определяющее влияние космических факторов
на земные процессы, а потому - и на
реализацию событийных процессов. Однако
привязка основных циклов Мегасоциума к
переходу Земли из одного знака Зодиака в
другой носит, на мой взгляд, умозрительный
характер.
Влияние космических
факторов связывается также с циклами
солнечной активности. Со ссылкой на
Чижевского говорится об <однозначно
выраженной зависимости всемирной военно-политической
активности от уровня солнечной активности>.
Это утверждение оставляет много вопросов.
Чижевский, как видно из приводимой в книге
цитаты, указывая на эту зависимость, имел в
виду <историю Европы и историю Солнца за
истекшее столетие>. И ссылался конкретно на
такие события, как Французская революция,
революция 1848 года, 1870-1871 годы и революции
1917-1918 годов в России и Германии.
Но этот пример не очень
убеждает; ведь с точки зрения всемирного
масштаба речь идет о локальных событиях (во
Франции прежде всего). Они отражают, скорее,
смену поколений и политических элит.
Нетрудно увидеть поколенческий <шаг>
истории в цепи событий: Французская
революция 1789-1794 гг. - реставрация Бурбонов
(1814-1915) - революция 1830 года - революция 1848
года - Парижская Коммуна 1871 года. В среднем
интервал между этими событиями составляет
20 лет. То же основание просматривается и в
событиях российской истории XIX - первых
десятилетий XX века. Декабристы (1816-1825) -
революционные демократы (40-е годы и далее) -
первая революционная ситуация (1859-1861) -
вторая революционная ситуация (1879-1880) и
народничество - революция 1905-1907 гг. -
революция 1917 года: средний интервал тоже
составляет примерно 20 лет. Со сменой
поколений связывает циклы американской
истории Артур Шлезингер-мл.4
Также со ссылкой на
Чижевского говорится о соответствии
подъемов и спадов массовых движений циклам
солнечной активности. Судя по всему,
имеются в виду те или иные насильственные
действия - в данном случае какое-то влияние
солнечной активности возможно. Но учтены ли
здесь другие массовые движения? И возможно
ли механически суммировать, например,
профсоюзное, забастовочное, кооперативное
движения с национально-освободительными,
антиколониальными и революционными? Выводы
Чижевского представляются бесспорными,
когда речь идет о влиянии солнечной
активности на биологические процессы, но по
меньшей мере спорны, когда они столь же
категорично распространяются на процессы
исторические. В общем, как мне кажется, Э.А.
Азроянц сильно преувеличивает влияние
космических факторов на исторический
процесс, когда утверждает, что циклы
солнечной активности <являются
своеобразным стержнем синхронизации всего
исторического процесса>.
Трудно понять
также, какое <рациональное зерно> может
содержаться в периодизации всеобщей
истории на основе Священного Писания. Едва
ли можно всерьез утверждать, что там <отслеживаются>
судьбы человечества вплоть до Страшного
суда, наступление которого датируется 3945
годом. Во-первых, как можно <отследить> то,
чего еще не было? Речь идет о пророчествах.
Во-вторых, в Евангелии определенно
говорится, что время второго пришествия
Христа <скрыто>, что <день и час неизвестны>,
что оно <будет внезапным и неожиданным> и т.
п. Что касается упоминания в <Апокалипсисе>
тысячелетнего царства Христа и борьбы с
сатаной, то, согласно официальному
богословскому толкованию, это число чисто
символическое и не означает буквально
тысячу земных лет. Кроме того, согласно
одному из толкований, символическое
тысячелетие началось уже с основания
Христом Царства его на земле; это
толкование устраняет кажущееся двоение
событий и так называемый <хилиазм>, то есть
ожидание промежуточного тысячелетнего
царства святых на земле между гибелью
Антихриста и выхода сатаны из темницы5.
Таким образом, предлагаемая хронология не
находит подтверждения в тексте Священного
Писания.
В докладе история
человечества представлена в <спрессованном>
виде - в виде многочисленных схем, таблиц и
графиков, что может создать впечатление
абсолютной детерминированности
исторического процесса, как если бы он
действительно подчинялся (в духе
представлений Вико) таким же незыблемым и
вечным законам, как и законы природы. Между
тем в постановке проблем автор исходит из
наличия альтернативных вариантов развития
человечества и возможностей выбора,
связывая это, правда, в основном с
цикличностью исторического процесса и с
точками бифуркационных изменений при
переходе от одного цикла к другому. Этому
аспекту, представляющему в современных
условиях особый интерес, посвящены, в
частности, последние разделы чрезвычайно
богатой фактическим содержанием и мыслями
монографии Э.А. Азроянца.
c А.Б. Вебер, 2002
1Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т.3.С.16.
2См.: Маркс-историк. М., 1968. С.404 и сл.
3См.: Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М., 1974.
4См.: Шлезингер А. Циклы американской истории / Пер. с англ. М., 1992.
5См.: Новый завет. Откровение Иоанна Богослова.
<Назад> <Далее>
|