2.9 О свойствах процесса развития объектов Природы
Прежде, чем приступить к анализу процесса развития общества людей, давайте ещё раз рассмотрим график на рис.18, отражающий новую модель процесса развития, чтобы выделить в нём особенности и свойства, которые могут служить базой или правилами при проведении анализа будущего качественного состояния общества.
Свойство первое. На примере развития вещества (рис.10) наиболее наглядно видно, что крайние качественные состояния объекта (П и Л) имеют противоположные свойства, а именно: частицы газа (пара) отталкиваются, а частицы твёрдого тела притягиваются. Поэтому, можно считать, что весь процесс развития любого объекта, от одного крайнего качественного состояния до другого, заключается в изменении типа взаимодействия между его составными частями на свою противоположность (с отталкивания на притяжение).
|
Рис. 20. График, отражающий процесс превращения вещества, как процесс развития среднего качественного состояния |
Свойство второе. Среднее качественное состояние вещества является нейтральным по отношению к крайним, так как в нём частицы материальной системы находятся в равновесии, окончательно не притягиваясь и не отталкиваясь друг от друга. Давайте более детально рассмотрим процесс изменения среднего (нейтрального) качественного состояния объекта. Для этого на рис.20 изобразим видоизмененный график с рис.10, отражающий процессы превращения вещества. На рисунке 20 видно, что в точках П, В, Л все 100% вещества в испытательном сосуде находятся в одном качественном состоянии. Отрезок (-l)-B, изображающий на стадии «конденсация» рост зародышей воды, показывает, что в сосуде одновременно с увеличением количества новой фазы (воды) уменьшается количество старой фазы (пара). При этом суммарное количество вещества остается постоянным и, если на жидкую фазу приходится 20%, то на газообразную - оставшиеся 80%. Аналогично протекает процесс перехода вещества из одной фазы в другую и на стадии кристаллизации льда, но в этом случае количество воды убывает. Этот процесс возрастания и убывания количества нейтральной фазы (воды) изображён на графике (рис.20) в виде четырёхугольника (-l)-B-JI-0. Любая вертикальная линия, проведённая между точками П и Л показывает количество воды (%) в испытательном сосуде. Максимальное количество воды приходится на вертикальную линию, проходящую через точку В. Однако такое изображение изменения количества нейтральной фазы является неудобным для восприятия, так как на рис. 20 и линия (-1)-В, показывающая возрастание количества воды, и линия 0-Л, показывающая её убывание, поднимаются вверх под одним и тем же углом слева направо. Если же на стадии кристаллизации проценты, приходящиеся на воду, отложить от нижней линии, изображающей 0%, то мы получим график, изображенный на рис.21, на котором возрастание и убывание количества жидкости наглядно представлено в виде возвышающегося пика (-1)-В-(+1).
|
Рис. 21. Изображение развития среднего качественного состояния в виде треугольника |
Таким образом, весь процесс превращений объекта (вещества) из одного крайнего качественного состояния в другое, можно представить, как процесс возникновения, роста, а затем убывания и исчезновения его среднего качественного состояния в виде нейтральной (жидкой) фазы.
На рис. 21 также видно, что для каждой стадии превращения можно провести два пересекающихся, наклонных отрезка, один из которых изображает рост количества новой фазы вещества, а другой (пунктирный) - одновременное убывание количества старой. В точках пересечения наклонных отрезков в разных фазах находится одинаковое количество вещества (точки А и Б).
Свойство третье. Из графика на рис. 18 видно, что любой дискретный отрезок, например 2'-Г3, соответствует конечному процессу развития соответствующего объекта. При этом конечная точка Г3 отрезка 2'-Г3 одновременно является и средней точкой процесса развития материальной системы, отражаемого дискретным отрезком ПК3-Г3-Б3. Это означает, что конечное качественное состояние объекта является одновременно и нейтральным качественным состоянием для материальной системы, среднюю стадию развития которой представляет данный объект.
Вот теперь мы готовы перейти к анализу процесса развития человечества.
<Назад> <Далее>
|