xsp.ru
 
xsp.ru
За 2009 - 2020
За 1990 - 2008


Версия для печати

Глава 3
О РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

В данной главе мы рассмотрим, что именно представляет собой процесс развития человечества с точки зрения найденной закономерности развития.


  1. Анализ известной части истории человечества


Если в физике, ботанике и биологии достоверно описаны процессы развития вещества, растений и насекомых, неоднократно происходившие от начала и до конца перед глазами наблюдателей, то известная история развития человечества охватывает всего лишь часть полного цикла его развития. Полный цикл развития человечества на планете Земля  пока ещё никто не брался обоснованно описать. Более того, даже известная часть истории человечества не имеет чёткого теоретического объяснения.  

Так как начало становления человеческого общества вообще не зафиксировано в каких-либо исторических документах, то скупые исторические данные позволили классикам марксизма-ленинизма расставить их в соответствии с диалектической спиралью, образ которой теперь разрушен самим ходом современной истории, ходом перестройки. Поэтому мы  в своём анализе будем опираться на рассмотренные ранее процессы развития известных объектов Природы.

Человек, являясь элементарной частицей общества людей, как системы, может наблюдать общество только «изнутри», что, конечно, очень затрудняло возможность представить историю человечества с точки зрения внешнего наблюдателя. Теперь же, имея готовый график развития, нам будет гораздо проще сделать это. Но с какого момента начать отсчёт жизни человечества? Что является своеобразной половой клеткой (зародышем) человеческой общности? Например, тот же К. Маркс писал: «Естественно сложившаяся племенная общность ... или, если хотите стадность, есть первая предпосылка присвоения людьми объективных условий их жизни» [17.148]. На этот раз с ним можно согласиться, поэтому мы начнем наш анализ истории именно со стада диких предков человека.

График отражающий процесс развития общества людей на известной части истории человечества
Рис. 22. График отражающий процесс развития общества людей
на известной части истории человечества

На рис.22 изображен график, отражающий пройденную, с точки зрения внешнего наблюдателя, часть истории человечества. График показывает, что человеческое общество, как и любой другой объект, развивается путем чередования стадий взаимодействия с внешней средой (природой) и стадий внутренних перестроек, суть которых мы должны выяснить. Вертикальную ось графика сопоставим с массой благ, создаваемых обществом при  взаимодействии с природой. На горизонтальной оси, как и раньше, возьмем три  точки, соответствующие разным стадиям внешнего проявления объекта (общества) по отношению к Природе.

Отрезок 1-2 на рис.22 соответствует стадии взаимодействия первобытного стада с Природой, в течение которой развитие происходило за счет собирания дикорастущих плодов. Со временем возникла нехватка продуктов питания, что обусловило аграрную или неолитическую революцию, то есть переход к целенаправленному выращиванию и одомашниванию диких животных и дикорастущих растений.

Немецкие  философы пишут: «Эта, «аграрная революция», в результате которой животные и плодородные земли стали средством производства в руках человека, представляет собой самую великую революцию в развитии производительных сил в эпоху от открытия способов добывания огня до промышленной революции ...» [15.85]. Во время этого перехода к новому способу взаимодействия с Природой общество находится в состоянии коллапса (отрезок 2-3), в котором масса производимых предметов потребления не увеличивалась. Закончив переход от кочевого образа жизни к оседлому, общество вступает в новую стадию взаимодействия с природой с помощью новых средств производства (отрезок 3-4).

Совершенно аналогично в конце отрезка 3-4 наступил предел в удовлетворении потребностей людей за счет целенаправленного выращивания продуктов природы. С этим пределом связана упомянутая выше промышленная или машинная революция, означающая процесс перехода к переработке предметов природы с помощью машин (отрезок 4-5). На отрезке 5-6 общество находится на стадии машинного способа обработки сырья.

Таким образом, в пройденной части истории развития человечества можно выделить три внешние стадии взаимодействия общества с природой, когда главными средствами существования людей являлись соответственно: продукты природы; земля; машины, и две стадии внутренних перестроек общества в виде аграрной и промышленной революции, каждая из которых привела к резкому увеличению производительных сил общества.

Как видите, на графике нет места общественно-экономическим формациям и социальным революциям. Эти термины обозначают события, которые происходят между людьми, как между составными частями общества, и которые доступны лишь взгляду внутреннего наблюдателя. Давайте рассмотрим на рис.23 график развития общества, построенный аналогично графику на рис.15, совмещающем в себе графики внешних проявлений и внутренних перестроек. При этом кроме двух наклонных отрезков 2'-0 и 4'-(+1), изображающих рост зародышей нового способа взаимодействия с природой, нанесем  на график еще два наклонных пунктирных отрезка, изображающих распад старых способов взаимодействия (как это было сделано на рис.21). Точки пересечения отрезков друг с другом обозначим также символами А и Б.

Будем считать, что процессы развития общества, с точки зрения внутреннего наблюдателя, тоже полностью соответствуют процессу развития других объектов природы, в частности, процессу развития насекомого, как системы.

Давайте вспомним, что жизнь насекомого тоже состоит из трех стадий его внешнего проявления, причем каждая стадия представляет собой жизнь совершенно самостоятельного организма. Применительно к обществу людей можно сказать, что составные отрезки 1-2, 2'-0-3-4 и 4'-(+1)-5-6 тоже представляют собой процессы развития совершенно самостоятельных общественных организмов. Только частичками «вещества», из которого строятся эти организмы, являются люди, а сами организмы называются государствами. В этом и состоит вся специфичность такого объекта, как общество людей, по сравнению с другими объектами Природы.

Теперь давайте подробно разберем значение отрезков графика на рис.23. Отрезок 1-2 представляет собой стадию взаимодействия с природой «половой клетки» зарождающейся общности - стада первобытных людей, выделившегося из царства разрозненных животных.

Немецкие философы пишут: «Первобытное человеческое стадо представляло собой однородный коллектив... Земля принадлежала всему коллективу первобытных людей, кочевавшему по данной территории»[15,83]. С этим утверждением нельзя согласиться, так как в любом стаде или стае существует жёсткая иерархия подчинения воле вожака. Что касается земли, то сама земля, как почва для выращивания растений, стадо не интересовала. Первобытные люди интересовались только тем, что на этой земле росло само по себе, и после съедания плодов стадо меняло место обитания, ведя кочевой образ жизни. Неравенство в стаде возникало не по отношению к земле, а по отношению к распределению дикорастущих плодов природы. Объектом собственности стада являлась территория, на которой эти плоды произрастали. Если же на этой стадии развития человечества подменить неравенство по отношению к распределению продуктов природы мнимым равенством по отношению к земле, то конечно можно придумать идеалистический образ никогда не существовавшего первобытного коммунистического общества.

К сожалению, летопись в то время не велась, поэтому мы пока не будем гадать, каким образом произошёл переход от точки 2 к точке 2', то есть к возникновению земледелия и скотоводства. Но в точке А уже половина представителей бывшего общественного организма (стада или стад) занималась этими видами производства, а вторая половина всё ещё осуществляла набеги на культурные посадки по сохранившейся привычке с помощью силы делить то, что произрастало вокруг. Поэтому естественно складывается новая общность, новый общественный организм (государство) для защиты от набегов кочевников.

Точка  0 показывает, что последние остатки прежней общности втянуты в новый общественный организм, существующий за счёт нового способа взаимодействия с природой (выращивание). В точке 0 коллапс раскрывается и далее общество развивается по внешнему отрезку 3-4.

Что же происходит на участке 3-4 внутри общества? Если на стадии коллапса развитие шло за счёт поглощения территории кочевников под культурные поля, то в точке 3 существует уже множество земельных участков, принадлежащих самостоятельным, но разрозненным хозяевам, и далее развитие идёт уже за счёт поглощения земель разорившихся собственников более сильными конкурентами. В точке 4 находится теоретический предел этого процесса сосредоточения или концентрации собственности в руках одного владельца. Достигнув этого предела, дальнейшее развитие данного общественного организма (государства), на базе данного способа взаимодействия с природой, прекращается. В этом предельном состоянии вся земля, как средство производства, принадлежит одному хозяину, который по своему усмотрению ведет управление всем государством из одного центра. Свободное предпринимательство этого единственного хозяина является жёстким планом работы для всех остальных членов общества.

Так как владельцы земли не могли лично обрабатывать огромные поля, которые стали их собственностью, то они применяли для обработки полей рабский физический труд привозимых рабов, приковывая их цепями к месту работы и заставляя под страхом голодной смерти заниматься принудительным трудом. Другого способа заставить человека работать за жалкие крохи, когда рядом было множество дикой свободной земли, не существовало. В точке 4 общество максимально разделилось на рабов и рабовладельцев.

В данном случае мы рассматриваем график развития применительно к территории существования одного стада. Если рассматривать гораздо большую территорию, на которой существует множество стад (государств), то и в этом случае сохраняются все наши рассуждения с той разницей, что первокирпичиками глобальных общностей являются уже не люди, а государства, которые тоже объединяются в единый общественный организм, уничтожая границы между собой за счет мирных договоренностей или путем ведения войны. Примером такого глобального процесса может служить Римская империя, которая охватила огромные пространства. Она занимала бы на своем графике развития точку 4, так как была основана на рабстве. После того, как римского императора Юлия Цезаря предательски убил его соратник Прутт, Римская империя распалась на 10 государств. На примере Римской империи история показала нам катастрофические последствия достижения предела концентрации средств производства. Предел развития означает смерть общественного организма. К. Маркс писал, что всеобщее обнищание, упадок торговли, ремесла и искусства, сокращение населения, запустение городов, возврат земледелия к более низкому уровню – таков был конечный результат римского мирового владычества. Поэтому рабство было отменено реформой, давшей начало феодальному строю и сделавшей бывших рабов и рабовладельцев соответственно крестьянами и феодалами, то есть частичными собственниками одной и той же земли. Появившаяся заинтересованность крестьян в уменьшении времени на производство доли феодала и увеличении своей доли урожая, заставляла крестьян искать новые средства производства - машины, которые и стали основой перехода к промышленной обработке сырья.

Таким образом, реформа, отменившая рабство в точке 4, является точкой начала отсчета феодального строя и промышленной революции. Появление владельцев машин в точке 4' графика означало появление зародышей нового способа взаимодействия с природой. Как правило, владельцы машин полностью откупались от феодальной зависимости и являлись полными, а не частичными собственниками новых средств производства. Поэтому в конкурентной борьбе они легко подавляли на рынке наиболее слабую часть крестьянства. Разорившиеся крестьяне шли наниматься не в батраки к феодалу, а в наёмные рабочие к нарождающемуся классу капиталистов, так как в период своего становления капиталисты давали рабочим гораздо большую плату за труд, чем феодалы. Происходил постепенный распад старого общественного организма (государства) по линии О-Б и одновременный рост нового общественного организма по линии 4'-Б.

Совмещённый график внешних проявлений и внутренних перестроек общества
Рис. 23. Совмещённый график внешних проявлений и внутренних перестроек общества

На  рис.23 хорошо видно, что феодальный строй, как переходный период от старого к новому, сопровождается наличием четырёх классов людей в обществе: крестьян и феодалов (на отрезке О-Б), наёмных рабочих и капиталистов (на отрезке 4'-Б).

В точке Б графика новое и старое достигает количественного равенства между собой и окрепший класс буржуазии или капиталистов полностью разрушает старую систему организации общественного организма путём буржуазной революции. В результате революции новые собственники приходят к власти и достраивают новый общественный организм (буржуазное государство), поэтому точка Б означает конец феодального строя и начало капиталистической формации. На отрезке Б-(+1) идёт превращение остатков прежних крестьян в сельскохозяйственных или промышленных наёмных рабочих и в точке (+1) общество вновь состоит только из двух классов: капиталистов и наёмных рабочих (пролетариата).

В точке 5 существует множество капиталистов, которые ведут между собой жестокую конкурентную борьбу за выживание, что отражается и на жизни рабочих, так как капиталист, чтобы выжить на рынке самому, устанавливает рабочим в этот период самую низкую заработную плату и самый длинный рабочий день. В точке 6 конкурентная борьба снова заканчивается созданием до предела централизованной системы управления всеми средствами производства единственного хозяина, но уже на базе нового способа взаимодействия с природой. Для дальнейшего развития (за счёт присоединения и поглощения чего-либо) империя переходит к поглощению соседних государств.

Таким образом, с точки зрения внутреннего наблюдателя, прожитый человечеством период развития состоит из периодов существования трёх, совершенно самостоятельных общественных организмов (государств), которые объединены тем, что каждое государство создавалось на той же самой территории и из тех же самых людей. Пределом развития конкретного общественного организма на базе определённого способа взаимодействия с природой является предельная концентрация всех средств производства в руках одного хозяина.

Начало распада старого, до предела централизованного, общественного организма и зарождение нового обусловлено переходом общества в состояние коллапса, т.е. проведением феодальной реформы по деконцентрации средств производства и передаче их всем производителям в частичную или полную собственность. Эта реформа высвобождает производителя из-под всеподавляющего пресса плана единственного хозяина и, тем самым, даёт ему возможность создать для облегчения своего труда средства производства новой ступени развития человечества, нового способа его взаимодействия с природой.

Окончательная победа нового общественного организма над старым достигается на стадии коллапса  в результате социальной революции, в которой между собой борются за власть не противоположные классы одного общественного организма, не бедные и богатые, а имущие классы (собственники) новой и старой общности. Других социальных революций в истории человечества не может быть. Всё другое - это разрушительные восстания бедных против богатых.

Расположение общественно-экономических формаций на графике развития общества людей
Рис. 24. Расположение общественно-экономических формаций
на графике развития общества людей

Исходя из вышесказанного, на рис. 24 показано сопоставление фактического графика развития общества людей с общепринятыми понятиями общественных формаций в историческом материализме. Как уже говорилось выше, точка 4 соответствует пределу концентрации земли, связанному с общеизвестным фактом существования периода рабовладения, названному рабовладельческой формацией. Период от феодальной реформы до буржуазной революции (отрезок 0-Б) общепринято называть феодализмом. Все то, что существовало после буржуазной революции (отрезок Б-(+1)) К. Маркс и Ф. Энгельс называли капитализмом.

Таким образом, достоверно известная классикам часть истории человечества умещается на участке графика от точки 4 до точки (+1). Нам осталось найти на графике то, что называлось первобытнообщинной формацией или первобытным коммунизмом. По мнению Ф. Энгельса история человечества,  следовательно, и первичная формация, начинается с момента начала земледелия (производства), т.е. с точки 2'. Но ввиду явного отсутствия преемственности в таком переходе (по отношению к предыдущему периоду) в советской литературе, например, в философском словаре И.Т. Фролова говорилось, что «... при расширенном толковании понятия первичной формации началом первобытно-общинного строя считают фазу первобытного стада, а завершающим этапом - общество общинной коллективности, где уже наметилась классовая дифференциация. Наибольшей структурной завершенности первобытные отношения достигли в период родового строя» [9,359].

В этой формулировке под первобытнообщинным строем понимается уже весь период времени от возникновения стада до распада родового строя. (Исходя из того, что племя состояло из фратрий, а фратрии из родов, это начало отсчёта истории иногда называли «племенным» или «родовым» строем.)

Таким образом, первичная формация, по определению И.Т.Фролова, должна занимать на графике область от его начала и не далее точки А, которая представляет собой кульминацию борьбы уже даже не между классами одного общественного организма, а между классами различных общественных организмов. Соответственно, до этой же точки на графике можно продолжать первобытный коммунизм К.Маркса, хотя по его теории он существует вплоть до точки 4. Фактически же, процесс развития на отрезке (-1)-А должен был полностью соответствовать феодальному процессу развития на отрезке 0-Б и, следовательно,  был связан с передачей территорий в собственность отдельных индивидов (оседлостью), что вызвало развитие земледелия.

На графике остались не охваченными историческим материализмом отрезки  А-0, 3-4 и 5-6. Что касается отрезка 5-6, то классики жили в период раннего капитализма, развивающегося в европейских странах, и только предполагали наличие предела концентрации капиталистических средств производства в точке 6, но не сопоставляли его с аналогичным пределом в точке 4. Тем более, они не  выделяли будущий предел в виде самостоятельной формации, как это было сделано для рабства в точке 4. Только В.И.Ленин в своей работе «Империализм, как высшая стадия капитализма», дал название «империализм» состоянию общества в точке 6, тоже не выделяя его в качестве формации, так как тогда получалось бы, что за капитализмом следует не коммунизм, а империализм. Но если империализм не выделять как формацию в точке 6, то тогда состояние рабства в точке 4 тоже является не формацией, а всего лишь завершающей стадией развития какой-то формации, которая занимала бы подобно капитализму всё пустое место (без названий) на графике, расположенное на отрезке А-0-3-4.

Если на участке А-4 выделить такую формацию, подобную капиталистической, занимающей, по мнению В.И.Ленина, отрезок Б-(+1)-5-6, то её уже нельзя называть рабовладельческой, т.к. рабство расцвело лишь в точке 4. Перед этой формацией необходимо выделить, как мы отмечали выше, такой же «феодальный» период (-1-А), какой имеет место перед капиталистической формацией. Этот первый «феодальный» период должен был бы следовать за пределом концентрации власти в точке 2, когда общность существовала в форме стада (орды). В таком случае на графике вообще не остается места для первобытно-общинной формации. Это еще раз подчеркивает, что первобытный коммунизм, как формация, был придуман искусственно для вписывания истории в образ спирали.

Сегодня, имея перед глазами рис.24, мы можем сказать, что если придерживаться старого принципа разбиения процесса развития общества на последовательность формаций, то мы должны назвать новыми формациями точки 2 и 6, а также отрезки (-l)-A и А-0, придумав в каждой из них новое название собственникам средств производства, так как именно оно определяет название формаций.

Гораздо проще будет применять для описания процесса развития общества термины, используемые ранее для других объектов Природы. Отрезки 1-2, 3-4, 5-6 удобнее всего будет называть первой, второй и третьей стадией или ступенью развития человечества, а отрезки (-l)-0 и 0-(+1) - первой и второй переходной стадией (или стадией коллапсов) на известной ветви истории, в периоды которых происходит социальная и техническая революция в обществе.




<Назад>    <Далее>




У Вас есть материал пишите нам
 
   
Copyright © 2004-2024
E-mail: admin@xsp.ru
  Top.Mail.Ru