Публикации
И. Гридчин
igeve@yandex.ru
www.xsp.ru 25 мая 2010г.

А Карл Маркс все таки прав!

(О синтезе цивилизационного и формационного подходов в контексте Универсальной истории)

В продолжение материала изложенного в статье «Циклы Универсальной истории. «Сингулярная точка истории» А. Панова отсутствует».

Посмотрим как в в контексте Универсальной истории согласуются и синтезируются и формационный подход к изучении истории флагманом котрого выступала советская историческая наука опирающаяся на понятие общественно – экономических формаций наиболее полно изложенного К. Марксом и цивилизационного, активно развивавшегося в западной исторической науке

В статье речь шла о том, что, во второй половине ХХ века ученые обнаружили, что существуют некие общие закономерности развития живой и неживой материи.. Что наша цивилизация достигла некоторого переломного момента, после которого ее развитие неизбежно должно  определяться преимущественно интенсивно-качественными параметрами, а не количественными. И феномене так и  "эффекта ускорения исторического времени".

Журнал "Философские науки в №8 - 10 за 2006г. посвятил ряд публикаций Универсальной Истории (т.ч. и зарубежных авторов). Но  рассматривается: равномерное ускорение кратное-3м  ( у Панова - 2,68 , у С. Капицы - 2,5 и  Д . Снукс - 3).  А если предположить  не равномерное ускоренное движение, а движение в режиме ускорение – замедление – ускорение, то выявляются  циклы и периоды событийного ряда эволюции (периодическая система эволюции истории). Закон троек будет выглядеть числовым рядом по мере убывания из будущего в прошлое:

1/3 ..-1..-3-           1... 3….9          3….9..27

.1 ….3 ... 9             3 ... 9... 27         -9... 27... 81

3... ..9 ... 27           9 ... 27... .81        27... 81... 243 и т. д.

Отсюда можно выстроить периодическую таблицу исторических циклов, которая, подобно периодической  системе Менделеева в химии, дает предсказуемую периодическую повторяемость смен общественно-экономических формаций, критических напряжений в истории, выражающихся в социальных катаклизмах.

Таблица 1: Периоды производящей экономики
Периоды производящей экономики

        * особо остро во Франции пережившей до революции 30 голодных лет

       **   Первая промышленная революция - как называют период рождения мануфактурного производства ряд исследователей.

Продолжая ряд циклов в 8424 – 2808 – 936 лет  (числовой ряд ритма 27 – 9 –3) следует полагать следующий минимальный цикл  в 2808 лет (9 – 3 - 1) с периодами 1944 – 648 и 216 лет


Посмотрим классическую схему советской исторической школы, в свете деления истории на три цикла, три общественно экономические формации (ОЭФ). Трех основных революций в развитии производительных сил.  Неолитической  8 – 6 тысячелетия до н. э., железной 11 – 5 вв. до н.э. и, как ее называют ряд авторов, « первой промышленной»  14 – 15 веков.

Когда были созданы все технические предпосылки перехода к фабрично заводскому производству. Требовался лишь вне мускульный, мощный источник движения и энергии в виде паровой машины. И он был создан во второй половине 18 века. Создание средств выработки и передачи электроэнергии на дальние расстояния превратили фабрично-заводской капитализм в индустриальный. В социальном плане «дикий капитализм», перешел монопольную стадию - империализм. После великого экономического кризиса на рубеже 1920 – 30 гг. мы наблюдаем различные формы государственного капитализма т.к. государство всеобщего благоденствия, социализм-коммунизм, разного рода формы диктатур. Крайним и наиболее реакционным проявлением которого, стал фашизм, в различных его формах, как крайне правый ответ на либеральную идею. В конечном счете,  К. Маркс, поставил диалектику Гегеля с «головы идеализма» на «ноги материализма», указав, что условия и изменения в материальном производстве и есть двигатель исторической эволюции.      



Практически одновременный и не зависимый фазовый переход к новому хозяйствованию в разных и несомненно не связанных частях Земного шара (как будто прошел всемирный съезд аграриев) может и многих наводит на мысль о добрых и мудрых пришельцах из космоса или о не менее мудрых атлантах.

Но вышеуказанная периодичность цивилизационного развития указывает, что это результат автоволновых процессов климата Земли, таких же процессов в ее биосфере и противоречием биосферы, с вышедшим из под  ее  контроля одного из биологических видов, который в очередной раз, вопреки этим биологическим законам, опираясь на накопленную материальную орудийную базу, опыт, знания и разум нашел тот единственно возможный выход из данного противоречия.

Приблизительно в это же время 9 -6 тысячелетия идет одомашнивание животных в каждом регионе своих. В Старом Свете из почти полутора сотен пригодных видов одомашнено менее 10%. На Американском континенте одно - лама.

К сказанному необходимо добавить, что бронза пришедшая на смену камня, как материала для орудий труда и оружия, прежде всего, удовольствие достаточно дорогое.

Примитивное (мотыжное) земледелие не намного превосходит производительность труда охотника - собирателя. А вот  находки костей быков в поселениях на территории Ирана и Ирака, относящихся к 4 - му  т.л. до н.э. говорит, во-первых, о "животноводческой революции» - одомашнивается крупный мясной и молочный скот и второе - появляются тягловые животные – " не говорящие орудия труда".

А одомашнивание лошади не ранее (судя по находкам) 3 - 2 тысячелетия до н.э. возможно снимает те знаки (??) вопроса в периоде - 2403 - 1755 гг. до н.э. И, вероятно, именно в отсутствии крупных тягловых животных, пригодных в земледелии,   лежит одна из причин последующего отставания цивилизационного развития на Американском континенте.

О серьезной роли тягловых животных и особенно лошади говорят такие факты.

Так в США ставшими первой экономикой мира в промышленном производстве и строительстве железных дорог в последней четверти 19 века. При населении  40 млн. человек, насчитывалось 30 млн. лошадей.

Поголовье лошадей млн. голов в Царской России СССР:

1916-35.     1929-34  1937 - 16.6  (минус 17.4)  1938  - 17.5

Тракт парк СССР :

насчитывал в 1934 г. - 276.4 с суммарной мощностью 8 млн. лошадиных сил ( 8 – 17.4 = минус 9.7 млн. лошадиных сил в с/х СССР). Так что не только не урожай причина голода в деревне1933 г.

Тракторный парк СССР в 1938 уже насчитывал 485.5 тыс. штук,  с суммарной мощностью  уже 14 млн. лошадиных сил

14 + 17.7 = 31.7 млн. л/сил (1929-34 млн. лошадей)  с/х производство снова достигло уровня 1913 г.

Уже в середине 1970-х годов в Индии использовалось 80 млн. животных. Из них: 70 млн. волов, 8 млн. буйволов, 1 млн. верблюдов и 1 млн. лошадей. Этот живой парк производил энергию с мощностью в 30 млн. кВт, что превосходило суммарную мощность электростанций страны.

Вторая промышленная революция, возникновение механизированного производства, эпоха пара и электричества: 1773 –1845 гг.

В классическом виде промышленная ревеволюция произошла в Англии в 16 - 18 веках. Лишь в ней одной были одновременно решены аграрные проблемы (рынок земли, труда и капиталов) и переход к третьему этапу развития  промышленности: Фабрично-заводскому капиталу.

Уже  в 1825 г. в Англии первый капиталистический кризис перепроизводства. Со второй половины 19 века практически все ведущие страны Европы вступили в стадию модернизации. Промышленная революция  началась во Франции в 1820 –х годах, Германии, США 1830-х. В России 1840 –х годах, с 1845 года ввоз промышленного оборудования вырос в разы.

С 1830-х годов с начала в Англии, а затем и мире промышленная революция перерастает в индустриализацию.

Само рабство, как форма полного отчуждения труда в пользу эксплуататора, не может родиться раньше, чем сам труд способен приносить добавочный продукт, превосходящий и превосходящий значительно, чисто физиологические человеческие потребности в пище, крове, одежде. Помимо такой экономической предпосылки требуется ряд социальных условий т.к. достаточно развитое государство и достаточно длительный период развития традиции. То есть когда человек рождается и умирает в соответствующем социальном статусе, передает его своим детям. В разных цивилизациях, в разные исторические периоды оно обретает свои специфические формы т.к. касты в Индии, илоты в Спарте, институт закупов на Руси.

Новейшие работы китаеведов находят типологические черты формационной стадии европейского средневековья т. к. система удельных владений, сословия военной аристократии, частной собственности на землю, развитие товарно-денежных отношений и ремесел, междоусобных войн, на территории будущего Китая уже  с XI вв. до н.э по III до н.э., завершившихся, как в Европе начала второго тысячелетия нашей эры (т.е. в Китае элементы феодализма наблюдаются на одну – две тысячу лет раньше)  централизованным государством с имперской формой правления. Для рабовладения, в силу специфики природно-географических условий, Китай не располагал свободными землями, и рабский труд не стал производительной базовой силой. Причем, сам расцвет рабовладения и работорговли приходится на 7 – 8 вв. н.э.

И наоборот Античное Средиземноморье, в силу природно – географических условий, дало классический пример максимально возможного использования полного рабства и дало название эпохе.

Современная египтология, заставила пересмотреть вопрос и о социальных  отношениях в Древнем Египте эпохи строительства пирамид. Еще полвека назад рисовалась картина подневольного труда десятков тысяч рабов. Оказалось, что трудились свободные общинники. Что пирамиды  некий «национальный проект», коллективная общественная обязанность.

Доставшаяся в наследство от более ранних племенных объединений форма поддержания единства и дисциплины в социуме, путем сооружения культовых мегалитических сооружений. Если тогда и существовала форма рабства, в третьем и даже во втором тысячелетиях до н.э. это было, в основном, или семейное или храмовое рабство. В которое забирали детей и женщин покоренных племен. Действительно трудно представить возможный жесткий контроль подневольного труда взрослых мужчин на полевых мотыжных работах. Мотыга вполне годится и как оружие, против охраны с копьями. Та же палка с металлическим острием. Охраны надо не меньше, чем самих работающих. Только рост производительности аграрного труда, с начала массового применения железных орудий, дает подлинную экономическую базу применения подневольного массового труда.  

И не даром рабство возрождается в Новом свете и расцветает в 19 веке, веке развитого огнестрельного оружия.

Тот же Лестер К. Туроу  констатирует: «В самой резкой форме – капитализм вполне совместим с рабством». Правда уточняет: «Но демократия с рабством не совместима».

Таким образом, период: второе тысячелетие до нашей эры,  первое тысячелетие нашей эры и выступают общественно экономической формацией на материальной базе железной революции. И рабовладельческий и феодальный строй выступают как ступени одной, единой  формации. Это органично соединяет и формационный и цивилизационный подход к истории. Более того, снимает целый ряд нестыковок и противоречий, в конкретной истории народов и государств, при «однобоком подходе». Особенно в истории цивилизаций Нового света, не успевших вступить в эпоху железа.

С началом эпохи производственного капитала меняются и масштабы отчуждения труда. Оно сосредотачивается в государственных масштабах в виде колониальной и полуколониальной зависимости народов и государств, выносится во вне национальных рынков труда. Это и есть классический европейский капитализм, его англосаксонская форма. Во второй половине 20 века, переходящая в неоколониальную форму управления, механизма  поддержания не эквивалентного товарообмена и труда народов. Инструментом управления этих экономических и социальных процессов в мире, по словам А. Зиновьева и выступает, западная финансовая система. Заменившая собой колониальное, прямое администрирование. Именно в развитых европейских странах второго эшелона Германии и Италии, обделенных колониальным пирогом и рождается гремучая смесь крайне правой буржуазной идеологии – расизма, с идеей классового партнерства и государства всеобщего благоденствия (рейнская модель капитализма) и социалистической идеей – фашизм.  Право на достойную жизнь и адекватную оплату труда и социальное обеспечение имеют не все народы, а только избранные. Недочеловеки, достойны на лишь счастья обслуживания арийских полубогов.



Первая промышленная революция - как характеризуют  период 1450-1550 гг. ряд ученых (С. Капица, А. Назаретян, И. Дьяконов) В терминологии И. Дьяконова - начало стабильно-абсолютистского постсредневековья. Возникновение промышленного производства (мануфактуры), великие географические открытия, возникновение книгопечатания и культурный переворот нового времени.

Здесь интересен период конец 13 -15 веков. Видимых революций производства здесь нет (в отличие середины-конца 18 в.). Видимо здесь перемены, происходят не в структуре производства, а в сфере информационно - финансовой, это зарождение КАПИТАЛА (на фоне зарождающегося обще Евро-Азиатского рынка-прообраза мирового) как самовозрастающего богатства на базе развитых товарно-денежных отношений, сначала в аграрном секторе, затем фабрично-заводском и индустриальном.

Нечто подобное происходит в биологической эволюции, когда ее ведущим вектором, становится не к.п.д. усвоения пищевой органики, усвоения энергии химии обменных процессов в организме, а процесс цефализации, увеличение массы головного мозга относительно массы тела и появление социальных животных. Одним из показателей качественного перехода, может служить рубеж указанный Карлом Саганом. Это когда объем информации хранящейся в головном мозге, превысил объем генетической информации организма.

На стыке 13 - 14 вв.  Европа изобрела банки, векселя, страхование, статистику, бухгалтерию. первые мануфактуры  появляются в 13 веке ( Италия, Нидерланды),

1460 год - начало биржевой торговли в Амстердаме  (В Генуе 13 века уже можно было застраховать жену от неудачных родов).

С начала 15 века - эпоха Великих географических открытий, начавшаяся в Китае и продолженная во второй его половине европейцами.  

Таким образом и классический европейский капитализм, анализу которого посвящен труд все жизни К. Маркса. И цивилизация Царской и Советской России - СССР, и стран сегодняшнего Третьего мира - есть формы проявления одной общественно экономической формации и ее этапов. Формы основанной на развитых товарно-денежных отношениях позволяющих делать земельный и прочий сельскохозяйственный капитал – самовоспроизводящимся богатством, не только и не столько в сфере торговли, товарообмена, а именно в сфере производства. Сначала аграрного, затем фабрично-заводского и индустриального. Есть три магистральных направления развития различных цивилизаций на этом пути.