Глава II |
Рис. 6. Сопоставление качественных состояний вещества с точками числовой оси |
Рассмотрим в качестве конкретного примера процесс превращения пара в воду, а затем воды в лёд, представленный в виде графика на рис.7. График построен в системе координат, на вертикальной координатной оси которой будем откладывать температуру внутри прозрачного сосуда с испытываемым веществом, а на горизонтальной оси условно отметим точками (-1), 0, (+1) три различных агрегатных состояния, в которых может находиться вещество. Обычно системы координат имеют точку 0 на пересечении координатных осей, параметры которых в направлении стрелок увеличиваются, но принятое нами расположении точек на осях графика делает его более наглядным, хотя при этом мы сознательно не пересекаем координатные оси друг с другом.
Рис. 7. График отражающий процесс развития вещества (процесс смены смены агрегатных состояний) |
График превращений вещества на рис.7 показывает, что данное вещество (Н2О), охлаждаясь до температуры +100°С, устойчиво сохраняет качественное состояние в виде пара. На графике этому состоянию соответствует вертикальный отрезок 1-2. При температуре +100°С начинается и заканчивается процесс конденсации, то есть процесс превращения пара в воду, происходящий при постоянной температуре вещества (горизонтальный отрезок 2-3). Далее вода охлаждается от +100°С до 0°С, оставаясь при этом водой (отрезок 3-4). При 0°С начинается и заканчивается процесс кристаллизации льда, то есть процесс превращения воды в лёд, тоже происходящий при постоянной температуре вещества (отрезок 4-5). В дальнейшем происходит охлаждение льда до абсолютного нуля «-273°С» (отрезок 5-6). Значения температур, при которых происходит кристаллизация и конденсация вещества, в физике называются критическими точками, а в философии - точками границы меры. Теперь, давайте посмотрим, что интересного можно отметить в этом графике, представляющем собой ступенчатую линию.
Во-первых, с точки зрения философии вертикальная ось температур показывает постепенные (количественные) изменения вещества, а горизонтальная ось агрегатных состояний - скачкообразные (качественные). При этом получается, что если количественному изменению объекта (отрезок 3-4) между критическими точками на оси температур соответствует постоянное качественное состояние (облик) объекта (точка 0), то изменению качественного состояния объекта (линия 2-3) тоже соответствует постоянное значение количественного параметра (+100°С). Это показывает, что деление изменений на качественные (скачкообразные) и количественные (плавные) является чисто условным и что они происходят одинаково относительно друг друга.
Во-вторых, пользуясь терминами философии, можно сказать, что ось температур представляет собой узловую линию мер с мерами: пар, вода, лёд, и границами мер в точках +100°С и 0°С (критические точки). Ниже критической точки на графике вещество находится в одном качественном состоянии, а выше - в другом. Если мысленно равномерно двигаться по шкале температуры, то при прохождении критической точки агрегатное состояние вещества действительно изменяется скачкообразно, перескакивая с отрезка 1-2 на отрезок 3-4. В действительности же, такого мгновенного скачка не происходит. Наоборот, на критической точке происходит остановка в изменении температуры до тех пор, пока всё вещество не превратится в новое агрегатное состояние, то есть до тех пор, пока вещество не пройдёт отрезок 2-3 или 4-5. И если бы внешний наблюдатель не знал заранее форму графика и не видел вещество через прозрачные стенки испытательного сосуда, а судил бы о его состоянии только по показаниям термометра, то наблюдатель, скорее всего, сделал бы из показаний термометра выводы, совершенно противоположные действительности. Он полагал бы, что если показания термометра изменяются, то и само вещество тоже изменяется, а если показания термометра останавливаются (при +100°С и при 0°С), то и вещество перестаёт изменяться, хотя фактически именно в этих критических точках происходит превращение пара в воду, а воды в лёд.
Отсюда можно сделать очень важный вывод, что внешний наблюдатель не может заметить процесс превращения объекта из одного качественного состояния в другое, так как изменение объекта при этом не регистрируется измерительным прибором, то есть объект в момент превращения не воздействует или не изменяет своего воздействия на внешнюю среду. Именно этот пробел в информации и создает впечатление скачкообразного изменения объекта по отношению к внешнему наблюдателю. Фактически же, в этом «зазоре» между двумя качественными состояниями вещества на участках 2-3 и 4-5 происходит его внутренняя перестройка - конденсация и кристаллизация. Процессы перестройки происходят практически одинаково. В обоих случаях во всём объёме вещества возникают мельчайшие частицы - зародыши следующего агрегатного состояния. Затем эти зародыши растут, сливаются вместе и занимают весь объём вещества, которое после этого снова начинает проявлять себя, так как термометр начинает показывать внешнему наблюдателю изменение температуры. Таким образом, в критических точках оси температур, то есть в «зазоре» между двумя внешними проявлениями объекта (двумя качественными состояниями вещества), происходит незаметный для внешнего наблюдателя процесс его внутренней перестройки, заключающийся в развитии внутреннего зародыша нового облика объекта. Поэтому сама критическая точка не даёт определенного ответа о том, в каком именно агрегатном состоянии находится вещество в данный момент.
Если же убрать из графика на pис.7 зоны неопределённости, а именно: отрезки 2-3, 4-5 и критические точки 0°С и +100°С, то мы получим график, изображенный на рис.8. Образно говоря, этот график показывает три агрегатных состояния вещества, как три скачкообразных следа взаимодействия вещества с внешней средой (с миром внешнего наблюдателя), разделенных процессами внутренних перестроек.
Рис. 8. График, отражающий моменты устойчивого взаимодействия вещества с внешней средой |
Для внесения определенности в скрытые процессы внутренней перестройки необходимо ввести ещё одну ось координат, перпендикулярную к первым двум. Так как в процессе превращения вещество существует одновременно в двух агрегатных состояниях, то на третьей оси координат будем откладывать отношение количества нового агрегатного состояния вещества к общему количеству вещества внутри сосуда при проведении измерений. Тогда число 0 (0%) будет соответствовать началу зарождения нового агрегатного состояния вещества, а число 1 (100%) - полному переходу вещества в новое агрегатное состояние. Поскольку на рис.8 в одной плоскости изображены агрегатные состояния, охватывающие всё вещество, то мы будем считать, что им на новой координатной оси соответствует число 100%, поэтому, с целью удобства, будем считать, что для новой оси координат в начале координат находится число 100%, тогда возникновение зародышей нового качественного состояния и их рост будет изображаться отрезками 2″-3 и 4″-5 в горизонтальных плоскостях, проходящих через критические точки оси температур (см. рис.9).
Рис. 9. Объёмный график процесса развития вещества с отражением внутренних процессов развития зародышей нового качественного состояния |
На рис.9 наглядно видно, что в момент прохождения остывающим веществом критической точки на оси температур, то есть в момент качественного скачка, внутри объекта (в точках 2'' и 4'') появляется зародыш нового агрегатного состояния, который развивается за счет поглощения вещества, находящегося в старом агрегатном состоянии. Чем дальше мы продвигаемся, например, от точки 4 к точке 5, тем большая часть вещества превращается в новое агрегатное состояние.
Если график на рис.9, отражающий внешние проявления объекта и внутренние процессы его перестройки, спроецировать на горизонтальную плоскость, то мы получим «сумму» процессов, происходящих внутри объекта при его превращениях (см. рис.10). При этом отрезки 1-2, 3-4, 5-6 превратились на рис.10 в свою проекцию на плоскость в виде точек П, В, Л, обозначающих агрегатные состояния: пар, вода, лёд. Таким образом, если внутренние процессы перестройки проецировались на ось температур в критические точки, то, в свою очередь, периоды внешнего проявления вещества проецируются в точку на плоскость внутреннего наблюдателя, то есть такого наблюдателя, который мог бы находиться внутри испытательного сосуда с веществом и наблюдать рост зародышей.
Образно говоря, график на рис.10 показывает два процесса внутренней перестройки вещества, как два следа взаимодействия вещества с миром внутреннего наблюдателя, находящегося внутри сосуда.
Рис. 10. График отражающий процессы внутренних перестроек качественных состояний вещества |
Тогда вся «жизнь» или всё развитие вещества, как объекта природы, может быть представлено в виде последовательного чередования периодов его внешнего проявления и внутренних перестроек: пар - (конденсация) – вода - (кристаллизация) - лёд. Исходя из этого, уже можно сказать, что фактически на рис.9 мы построили график превращения вещества не в осях, отражающих, как это было принято ранее, количественные и качественные изменения объекта, а в осях, отражающих взаимодействие объекта с внешним и внутренним наблюдателем или с внешней и внутренней средой. На этом мы можем пока закончить анализ процесса фазовых превращений вещества. Этот процесс общеизвестен и нам потребовалось только лишь представить его в виде наглядного графика, чтобы подчеркнуть интересующие нас моменты.
Далее мы убедимся, что полученный график отражает истинную закономерность развития поскольку он точно описывает процессы развития и тех объектов природы, которые Ф. Энгельс брал в качестве доказательства проявления спиралевидного закона «Отрицания отрицания» в Природе.