И. Гридчин
igeve@yandex.ru
www.xsp.ru 18 марта 2014г.
Тысячелетний цикл истории России и его периоды
Сейчас внимание общества к написанию единого учебника истории России велико. Но, в отличие от знания естественнонаучного, гуманитарное опе-рирует достаточно размытыми определениями. А историческое, прямо свя-зано с идеологией и культурой существующего общества, оно в определен-ной части эмоционально и иррационально. А значит и слабо увязываемое с применением математического аппарата в своей области исследования и создания математических моделей. Здесь можно вспомнить скандальную ситуацию созданную в обществе и исторической отечественной науке, и без того находившихся в состоянии хаоса в середине 1990-х годов. Когда кри-тическая традиция по отношению к принятой сегодня исторической хро-нологии получили развитие в "новой хронологии" А. Т. Фоменко и Г. Но-совского. Где математико-статистический метод сочетался с тезисами, бро-сающими вызов как отечественной, так и мировой истории. Пример, ма-тематических разработок А. Фоменко, пример, когда сам метод и матема-тический аппарат адекватны, изучаемому реальному явлению. Но нет по-нимания полученного в результате исследования
Пока в в послесоветской России устраивались "пляски на костях" поверженной советской цивилизации. На Западе зародилась область междисци-плинарного знания - Универсальная История, курсы обучения включены в программы Вузов в Западной Европе, Америки, Австралии. Несколько лет назад в результате встречи Билла Гейтса с Девидом Кристианом воз-никает идея Big History Project, проекта, целью которого стало распро-странение знаний по данному предмету школьникам по всему миру. Об ав-томодельном сокращении длительности исторических эпох, одним из пер-вых ученых, указал отечественный историк И.М. Дьяконов в книге "Пути истории". Он указал на экспоненциальное сокращение продолжительности исторических периодов и фаз развития общества по мере приближения к нашему времени. В свете предложенной периодизации сокращения времени продолжитель-ности исторических периодов в пропорции близкой к трем, периодизация истории России будет выглядеть как: соотношение периодов числового ря-да: 1 - 3 - 9 * (умноженный) на "квант" социального времени цивилизации в 72 года, практически совпадающим с одним градусом земной прецессии равного времени в 71,8 года. 72 года: период 1989 - 1917 гг. (1*72) Время с 1989 по 1991 год. Время бифуркации. От начала процесса развала системы социализма, с ноября 1989 года. Падение Берлинской стены - сда-ча ГДР - события в Румынии - роспуск Варшавского Договора - распад СССР. Можно сослаться на статью статью З. Бжезинского "Международ-ные последствия 1989 года". Дата в заголовке статьи не случайна. Он гово-рит об их "победе в 1989 году". 1917 - 1701 года, от эпохи реформ Петра I, после поражения под Нарвой к 1917 году. И 648-летний период (9*72) : 1701 -1053 гг. от Петра I до эпохи Ярослава Мудрого, когда Киевская Русь окончательно вступила в период феодализма. Как итог получаем цикл российской истории от киевской колыбели к Мо-сковскому Царству. От него к Российской империи и СССР Цикл длинной: 648 (1053 - 1701 гг.) + 216 (1701 - 1917 гг.) +72 года. (1917 -89 гг.). Общей продолжительностью в 936 лет (1053 - 1989 гг.)
Обращает на себя внимание почти синхронное по времени в периодах по-ложение Куликовской битвы: 1380 - 1053 = 327:3 = 109 лет. И Бородинской битвы: 1812 - 1701 = 111 лет. 1053 + (111*3) = 1053 + 333 = 1386 год В чем глубинный исторический смысл и цивилизационное значение этих событий? Начиная с 13 по 15 - 16 века произошло событие для Старого Света общецивилизационное. А именно, фактически цивилизация степи проиграла земледельческой сначала экономически (по прибавочному про-дукту), а затем и демографически и политически. И начала свой путь по эволюционной нисходящей. Крест поверх полумесяца на памятнике - ко-лонне на Поле Куликовом в конечном итоге символизирует именно эту по-беду (1380 год) И, практически одновременно на другом конце света в Китае (1368 г.), бы-ла свергнута династия Мин - потомков Чингисхана. И период в 216 лет (1917 - 1845 -* - 1773 - 1701 года). А. Зиновьев в книге "Запад " отмечал: "В Европе были Наполеон и Гитлер, которые поставили все точки над i . Американские Наполеон и Гитлер еще только маячат на горизонте истории." В ХХ веке это соответствует 1954 - 1955 год. Период в 72 года:1989 - 1965 --- 1941 - 1917. Более того, можно предположить из выше указанной тенден-ции, не реши то советское руководство проблему создания ядерного ору-жия, Третьей мировой было не избежать, в середине 1950 - х годов. Предположив, что периоду в 648 лет (1053 - 1701 гг.) предшествует период в 216 лет и сравнив события периода (837 - 1053 г.). И периода-(1053 - 1701 гг.) - 648 лет цикла -936 лет (1053-1989 гг.) можно отметить: (837) - 909 - 981 - 1053 гг. - основное содержание середины периода с 909 по 981 год - объединение восточных славян вокруг Киева, становление госу-дарственности и древнерусской народности. (1053) -1269 - 1485 - 1701гг. - на этом же геополитическом пространстве (после гибельного монгольского нашествия) идет становление в период 1269 - 1485 годов двух государственных образований: Московской Руси и Великого Княжества Литовского. На их пространстве идет формирование русской, украинской и белорусских народностей. Причем можно отметить, что тенденция именно такого деления существовала до вторжения степных орд. В 1210 - 1220 гг. фактически наметился раздел: Северо-Западная (Псков - Новгород) и Северо-Восточная Русь с одной стороны (земли к 1485 г. отъе-динившиеся под властью Москвы). И земли, объединенные под властью смоленских князей. Вершиной смоленского могущества стало княжение Мстислава Романовича, с 1214 по 1223 год занимавшего киевский стол. До-бывшего его в междоусобной борьбе с черниговской княжеской ветвью при поддержке своих двоюродных братьев. В этот период с 1214 по 1223 год, под их контролем находились Новгород, Псков, Полоцк, Витебск и Галич, в союзном подчинении находился и новгородско-волынский князь юный Да-ниил Галицкий. Рубежом, положившим конец нарождавшемуся объедине-нию, под властью смоленской княжеской ветви, стало поражение на бере-гах реки Калки в 1223 году от войск Чингисхана. Со второй половины три-надцатого века, земли и города, где ранее укрепилась смоленская княже-ская ветвь, постепенно переходят под власть литовских князей. Фактиче-ским рождением как государства Киевской Руси, можно считать вокняже-ние в Киеве, при новгородской поддержке (как и легендарного Олега), Вла-димира Святославовича и крещения им Руси в 988 году. А фактическим рождением централизованного Московского государства можно считать окончательное присоединение Новгорода - в 1478 году. И давнего соперни-ка Москвы - Твери в 1485 го-ду. Сопоставим даты: 1053 - (981-988гг.) = 72(65)*3=216(195) лет. И 1701 - (1478 - 1485гг.) = 223(216)лет Причем официальная история и российская и советская априори, традици-онно захват Олегом - Киева и уничтожение, правящих там князей, пред-ставляет как некий процесс создания единого государства Киевская Русь. Отталкиваясь именно из этого факта отраженного на страницах летописи. Строго говоря, историки не знают, каковы были взаимоотношения между Русью Северной и Южной. Новгородом и Киевом до середины девятого ве-ка. Впрочем, как и с остальными ведущими протогородскими центрами. Отечественный исторический журнал Родина № 9 за 2012 год, во исполне-ние Указа Президента РФ от 3.03. 2011 года "О праздновании 1150 - летия зарождения российской государственности" посвятил данному юбилею весь номер. Где отражены мнения профессионалов и на уровень изученно-сти проблемы и на сам юбилей, как с научно исторической, так и идейно-патриотической точки зрения. Сами историки подчеркивают, что от IX и X веков до нас дошло крайне мало документальных свидетельств и повест-вовательных текстов. Призвание варягов, во главе с легендарным Рюри-ком, в 862 году - значимая дата, хотя бы как, отраженная в эпосе, дата ос-нование династии. Хотя понятно, что "государство в ладье не возят" и на территории восточных славян уже были протогосударственные образова-ния. Захват Олегом - Киева в 882 году, такая же дата отражающая, хотя и важный этап становления нарождавшегося государства, но не более того. Скорее, в текущий момент, она более интересна не для понимания истори-ческого процесса, а идеологических споров "славян между собой". Чья са-мостийность старше и откуда ноги спора растут А серьезный подход определения государственности предусматривает, как минимум наличия городов, как мест сосредоточения племенной элиты. А данные археологии показывают, что во многих областях не выявлены ар-хитектурные памятники, которые могли бы претендовать на роль племен-ных центров в девятом веке. Проведя первые раскопки в Новгороде в на-чале 1950-х годов, А. В. Арциховкий заключил, что сам город возник в на-чале 10 века. Слоев VIII - IX веков в нем нет. И этот вывод в 1977 году подтвержден был экспедицией В. Янина. Существовало с середины девято-го века, в двух километрах от города так называемое Рюриково городище, его еще называют "Предновгородом". Сам Новгород возникает как быстро растущие нескольких поселений, где-то в середине десятого века, в двух километрах от городища вниз по течению реки Волхов, на трех холмах. Эти поселения и превратились, в последствии, в три городские конца. Эти селения развивались параллельно с Рюриковым городищем, и уже в 988 году деревянная церковь Софии, строится среди новых поселений на хол-мах. И к рубежу 10-11 века они перенимают значительную часть экономи-ческих и административных функций прежнего дружинного центра. Новые поселения вокруг церкви уже выступают как центр северной части древ-нерусского государства. Он существует уже за счет эксплуатации округи. Вплоть до присоединения Великого Новгорода к Москве, подати и повин-ности в новгородской земле платили только смерды в своих погостах, а го-родская община жила за их счет, выступая коллективным эксплуататором волости. Ранее существовавшая картина до 1970-х годов, основанная в ос-новном на толковании летописных текстов. Рассматривающая Русь как совокупность восточнославянских племенных территорий или древнейших городских центров соединенных как "каркас", транзитными путями пре-терпевает на основе археологических данных трансформацию. Не мог Олег на пути в Киев придти в Смоленск, просто потому, что его как города и не было. Было городище под поселением Гнездово современной Смоленской области. Еще в 1974 году ленинградскими исследователями выдвинута концепция открытых торгово-ремесленных поселений - ОТРП. Как особо-го вида протогородских центров, предлагавших новое видение начала этап урбанизации. ОТРП - были связаны с дальней транзитной торговлей, воен-ными походами и ремеслом. Они были вне племенными центрами, и типо-логически близкими к скандинавским "викам". И имели "надплеменное" значение и точки сосредоточения разно этнического населения и катали-затора новых общественных отношений. Существуя параллельно с пле-менными центрами ОРТП, приходят в упадок или трансформируются в поселения иных типов именно в конце Х века, и именно с укреплением княжеской власти и окончательным формированием городов, как устой-чивых центров ремесла, торговли и административной власти. То есть то-гда когда появляются самые первые необходимые признаки государства. Именно со времени вокняжения Владимира в Киеве, появляется единая религия. Владимир ставит города на степном порубежье, строятся церкви, и начинается распространение грамотности. Он уже несет черты правите-ля, а не вождя рыскающего с дружиной в поисках военной добычи. При его сыне Ярославе развивается архитектура, изобразительное искусство. По-является, наконец, право не родовое, а связанное с государственным ви-зантийским, а через него и с римским правом. Так, что летописный эпи-чески - упрощенный взгляд на становление государства, когда пришел, увидел, взял дань, и получилось единое государство, далек от реалий. Да и сами начальные тексты были написаны полтора века спустя после собы-тий. Так доктор исторических наук А. Дворниченко в выше названном исторический журнале "Родина" вообще дал название своей статье "А су-ществовало ли государство Киевская Русь"? Так, что вывод о том, что в периодах идут схожие социальные процессы, достаточно обоснован. В периоде (837) - 909 - 981 - 1053 годов - основное со-держание середины периода с 909 по 981 год - объединение восточных сла-вян вокруг Киева, становление государственности и древнерусской народ-ности. А в период:(1053) -1269 - 1485 - 1701 годов - на этом же пространстве (после гибельного монгольского нашествия) идет становление в период 1269 - 1485 годов двух государственных образований: Московской Руси и Великого Княжества Литовского и рождение русского, украинского и бе-лорусского народов. Если последняя дата качественного социального пере-хода от Великого княжества Московского к Московскому государству не вызывает сомнения историков. То события, происходившие на полтысячи лет раньше, нашли отражение в сохранившихся летописях, лишь полтора века спустя. Отсюда надо полагать их по содержанию былинными и ми-фологичными. Как народная память причудливо хранит память, о собы-тиях более чем вековой давности, говорит такой пример. В первой трети ХIХ века одним из любителей старины был найден могильный камень, ме-стные крестьяне рассказали легенду, что под ним захоронены две княгине погибшие во время нашествия Бытыя. После очистки надписи оказалось, действительно захоронены княгини - сестры. Но жертвы не степного на-шествия, а борьбы царя Алексея Михайловича (отца Петра Первого) с церковным расколом. Одна из сестер оказалась той самой "боярыней Мо-розовой". А вот сходство скачка в материальных и духовных процессов древнерусского и русского обществ отстоящих друг от друга на полтысяче-летия, на лицо. От принятия православного христианства от Византии к идее Руси как его оплоту и охранительнице. К идее "Третьего Рима и далее к национальной идее, оформившейся на рубеже от императорства Екате-рины Второй и конца императорства ее внука Николая Первого, "право-славие - самодержавие - народность". Налицо фрактальность (подобность) исторических социальных событий в периодах 648 и 216 лет:(837) - 909 - 981 - (1053) гг. - (1053) -1269 - 1485 - (1701) гг. и (1701) - 1773 - 1845 - (1917) гг. Впрочем, сами историки признают, что достоверно - реальным Киевским князем, а не былинно, легендарным можно считать только князя Свято-слава (возможно по отчеству Игоревича), отца (по некоторым летописным текстам брата) Владимира крестившего Русь. Именно о его деяниях до нас дошли не только записи в русских летописях, как "преданья старины глу-бокой". Но они подтверждаются из письменных источников других наро-дов, в частности византийских, имеющих за плечами века письменной ис-тории. А об Олеге историки спорят до сих пор, одна это личность или ак-кумулировавшая в себе образы не-скольких лихих вождей варяжских дру-жин лихого времени. Например, авторы-историки: А.А. Бычков, А.Ю. Ни-зовский, П.Ю. Черносвитов в книге "Загадки древней Руси". В главе "Кто вы русские князья" так оценивают информационную ценность и достовер-ность древних текстов: "…персонажи двоятся, троятся, живут по 100 - 200 лет, одновременно совершают подвиги в самых разных концах Европы и Азии, отроками женятся на старухах и после смерти их хоронят сразу в не-скольких могилах". В этом плане уход Олега в Киев, выглядит скорее как завоевание себе "Стола", при новгородской поддержке. Сама та эпоха, эпо-ха слома общества. Которую прошли все народы, на пути нарождения классового общества - эпоху военной демократии. Когда сила силы, ломит старую родовую традицию. Как ведет себя Святослав? В чем упрекает его мать и киевляне? А в том, что бросил он родной город на растерзание степ-някам, ищет славы и добычи за тысячу километров на берегах Дуная. И ведет себя, не как правитель государства, а как вождь дружины мечом до-бывающей себе добычу, подобно как в свое время и варяжская и казачья вольница "зипуны", князю (вождю) славы. Нечто подобное, страна пере-жила совсем недавно в "лихие девяностые". Когда различные бизнес структуры, то создавали свою службу безопасности, то заключали нефор-мальный договор (ряд) различного рода "крышами". То "крыша" подми-нала бизнес структуру под себя. Кончилось тем, чем и должно было кон-читься. Малиновые пиджаки сменили на цивильные. Былая "братва", кто стал правильным бизнесменом, кто в депутаты, сенаторы подался. И, при-чудливо - странным образом, сие происходит при человеке, на высшем го-сударственном посту, с именем Владимир. (Ау! А. Фоменко, с "Новой хро-нологией", где ВЫ?) А смута? И смута была в начале XI века. Были и поляки в Киеве и невинно убиен-ные: Борис и Глеб в борьбе за Киевский стол в 1015 году. Период в 216 лет:1053 г. - 1015 г. = 38 лет; 38 *3 = 114 лет. Период в 648 лет:1701 - 114 - 1587 год. По факту смерть "невинно убиенного" царевича Дмитрия 1591 год. Причем, применяя принцип сжатия социального исторического времени и фрактальности (подобия) исторического процесса получим сходные с ма-тематическим анализом древних и средневековых текстов, который провел А. Фоменко. Он отметил периодичность и сходность исторических событий разных эпох по содержанию и хронологии. Причем сдвиги составили при-близительно: 2000 лет, 700, 1053 и 333 года. По А. Фоменко: 1015 (невинно убиенные Борис и Глеб)+ 700 = 1715 год. В 1718 году Петр Великий осудил своего сына Алексея на смерть, за изме-ну. Историки склоняются к тому, что бы ни доводить дело до публичной казни, Петр приказал запытать его до смерти. Но он в российской истории не перестал быть "Великим". По А. Фоменко: 1591 год (невинно убиенный царевич Дмитрий) + 333 = 1924 год. В 1918 год расстрел царской семьи, в том числе и сына царя Ни-колая I - подростка Алексея. История, в своем ходе, подкидывает достаточ-но "мистики". Так будущий первый царь династии Романовых, подросток Михаил укрывался от поляков в Ипатьевском монастыре, туда за ним пришли посланцы из Москвы звать его на царство. И расстрел царской се-мьи произошел в бывшем доме… инженера Ипатьева. Да и в наше время "демон" приватизации в России А. Чубайс, а затем и главный реформатор энергетики страны проживал в городе Ленина на Неве, на проспекте … "Энергетиков". Судьба. Это "мистика" и гримасы истории, объективно здесь то, что как говорят в Китае имеющим пять тысяч лет истории цивилизации "не дай Бог жить в эпоху перемен". Особенно власть предержащим и особенно в России. Когда она круто, скачком изменяет вектор своего исторического развития. Когда тот кто "был ничем, тот станет всем" и наоборот. Климат у нас тяжелый для "элитного здоровья" и для страдающих "историческим склерозом" Доктор исторических наук И. Фроянов отмечает, что стартовая версия учебника опубликована, началось её обсуждение. Можно предположить: поскольку нынешнее российское общество находится в состоянии опреде-лённого идейного разброда и шатания дискуссия будет по типу "сколько голов, столько и мнений". Усугубляемого скрытыми и явными акциями либерального сообщества по очернительству русской истории. В тексте не-мало либеральных открытий и упоминаний персон, которые трудно отне-сти к выдающимся историческим деятелям России - таких, скажем, как С. Шахрай, Е. Гайдар, А. Чубайс, Ю. Афанасьев, или Г. Попов. Это стремле-ние вставить свое "лыко в строку" российской истории, смахивает на анекдоты времен Н. Хрущева, о нем с раскладушкой на пороге Мавзолея В. И. Ленина. Принято Смуту XVII века отождествлять со временем 1917 - 1920 годов. Но для периода (837 - 1053 гг.) = 216 лет. 1019 год поляки в Киеве: 1053 - 1019 = 34 года. 34*3 = 102 года; Для периода в 648 лет:1701 - 102 = 1599 год. По факту поляки в составе войск Лжедмитрия 1605 году в Москве. И польская интервенция в 1609 - 1612 годах, во времена Смутного времени.
Более того сравнивая события 1917 - 1920-х годов с переломом на рубеже веков текущего времени, можно полагать, что Россия вступила в очередной период своей 216 летней истрии. Исходя их соотношения времени продолжительности периодов 1 к 3. (1917 - 1989 гг.) =72 года. И (1989 - 2205 гг.) = 216 лет.
* Интересно как профессиональный историк Г. Иоффе, буквально сразу после ГКЧП, в своем дневнике дает оценку событиям: "Форосская эпопея М. С. Горбачева … как бы второе издание корниловщины. Там тоже во-круг тандема Корнилов - Керенский - туман". |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||