До главного революционного поворота осталось совсем чуть-чуть. Число публикаций на один погонный метр растет и растет. Однако ничего особенного пока не происходит. Идет обычный дубляж старых открытий, с более точной и развернутой трактовкой знаков. В данном случае, акцент делался именно на амплуа злодея, в то время как в «Вечном двигателе» рассматривался более авантюрный образ Внутреннего Вектора.
Июня 2001 года. «Зазеркалье» № 101.
(«ЗЛОДЕЙСКОЕ КИНО»)
Главный герой не может быть злодеем. Так, по крайней мере, было долгое время в нашем кино. Однако времена меняются. Когда-то в фильмах боролось лучшее с хорошим. Потом злодеи отвоевали себе эпизодические роли. Наконец появились фильмы противостояния, в которых боролись два главных героя. Хороший и плохой. Один из главных таких фильмов так и называется "Противостояние". Хорошего человека (сыщика) играет актер с хорошим гороскопом (у Басилашвили – рассудительный гороскоп), плохого человека играет актёр с «плохим гороскопом» ( разумеется, - это внутренний вектор) - Андрей Болтнев (Собака--Козерог). Причем, если раньше отрицательный персонаж такого масштаба был обречен на очень грубое, по сути карикатурное изображение, то в этом фильме чуть ли не впервые нарисован подробный психологический портрет злодея, маньяка и душегуба. С непривычки такое смотреть было тяжело, да еще в исполнение любимого (после германовского «Лапшина») актера.
Дальше-больше. Появился фильм Шахназарова (Дракон, Рак) «Цареубийца». И вновь весь фильм противостояние между хорошим гороскопом Олега Янковского (большой квадрат) и плохим гороскопом (все тот же внутренний вектор) Малколма Макдауэлла (Коза, Близнецы). Вновь непревычная для нас реальность психологии у откровенного злодея.
Еще одно противостояние, на этот раз отца соцреализма Максима Горького и отца нации Иосифа Сталина в фильме «Под знаком Скорпиона». Сталин в исполнении Игоря Кваши (Петух, Водолей) маленький, злобный и очень страшный. Действительно веришь в его кровавый путь. А ведь раньше Игорь Владимирович играл в основном добряков. Разве что в «Сердцах трех» он сыграл очень злобного шамана, а в «Человеке с бульвара Капуцинов» очень злобного пастора.
Накатила и откатила волна фильмов разоблачающих доморощенных кагэбэшных или мафиозных злодеев. Народный любимец Василий Лановой (Собака, Козерог) с невероятной достоверностью сыграл мерзавца по убеждению в «Черном квадрате». Противостоял ему ангельский гороскоп (большой квадрат) Дмитрия Харатьяна. Безгрешную карьеру Ланового, впрочем, несколько портят не слишком светлые образы Анатоля Курагина в «Войне и мире» и Алексея Вронского в «Анне Карениной».
Еще один любимец – Леонид Филатов (Собака, Козерог). Сыграл кучу положительных образов. Однако отметился в одном из самых ранних злодейских фильмов. «Грачи» (1982), где противостоял Петренке (странный гороскоп). Кстати о Петренко. Его гениально сыгранный Распутин не может по фильму считаться злодеем, ибо никого не убивает, никого не насилует. Никакого сознательного содействия злу. Скорее он даже хочет добра. Он просто сумасшедший.
Легче всего в кинозлодеи попасть главарям преступного мира. Хрестоматийный образ – это Горбатый из «Места встречи» Армена Джигарханяна (Кабан, Весы). У него есть психология, черная, а все же душа. Он любит свою женщину, у него есть чувство юмора, какая-то даже мудрость. И все это в сочетании с откровенным душегубством. При этом не будем забывать что Джигарханян сыграл уймищу добряков. В одном из детективов он играет с Виторганом (Кот, Козерог). Оба там злодействуют, но Виторган круче. Тот же Виторган позлодействовал еще и в «Ларце Марии Медичи». Ему как-то сразу веришь. С таким лицом (читай- гороскопом) злодейство многократно достовернее.
Еременко (Бык, Водолей) в «Крестоносцах» играет абсолютного подлюгу. А ведь какой был из себя положительный красавчик. Дальше –больше. Предложения играть бандитов посыпались как из рога. А все потому что достоверен. Впрочем, уже с первых шагов в кино он шел путем Ланового и Филатова – играл роковых сердцеедов, пожирателей дамских сердец.
В еще одном классическом детективе – «Визит к минотавру» жуткого злодея играет Филиппенко (Обезьяна, Дева). Тут вроде бы все ясно – внешность злодейская. Однако достоверно показать внутренний мир злодея никакая внешность не поможет. Только гороскоп. Тот самый уникальный внутренний вектор. Напоминаю – из 144 сочетаний внутренних векторов – 24. (Вывод внутренних векторов в «З» № 71, «Вечный двигатель»).
Теперь пора подумать о женщинах, ибо совершенно очевидно, что в женском мире злодейство распространено ровно в той же мере, что и в мужском. (Что косвенно подтверждается равенством числа внутренних векторов для женщин и для мужчин).
Легко догадаться, что если в СССР психологически достоверное злодейство было запрещено для киношных мужчин, то для киношных женщин оно было запрещено тем более. По мелочи разрешали конечно кое-что сыграть.
Скажем Алла Демидова (Крыса, Весы) могла сыграть гестаповку или злобную анархистку. Но разве это серьезное злодейство. Так, детские шалости.
Сказочную злодейку сыграла незабвенная Фаина Раневская (Обезьяна, Дева) в «Золушке». Дело вроде бы шутейное. Но ведь и у шутейного злодея есть своя психология и ее нужно вытащить и показать.
Сказочное злодейство было позволено Ирине Губановой (Дракон, Рыбы) сыгравшей снежную королеву. Но ведь тут почти никакой злодейской психологии нет. Розы поморозить, детей напугать, лебеди-раки.
Марина Неелова ( Собака, Козерог) сыграла капризную принцессу в «Тени». Велела отрубить голову. Все это шутки. Александра Яковлева (Петух, Рак) пыталась эпизодически быть ведьмой в «Чародеях». Все это копейки.
Реальный прорыв в злодейство – это роль Ингебрги Дапкунайте (Кот, Козерог) заморочившей героя Машкова и убившей героиню Фрейндлих в «Подмосковных вечерах» (1994). Легкая тренировка по подлянкам была у нее уже в «Интердевочке». А в остальном она удивительная и завораживающая...
Да и вообще наши актрисы вне подозрений. Ну кому бы пришло в голову искать злодейские роли для Натальи Фатеевой, Ирины Скобцевой, Натальи Бондарчук,Тамары Семиной, Зинаиды Кириенко. А ведь все они носительницы внутреннего вектора. Совсем другое дело современные актрисы. Алика Смехова (Обезьяна, Овен) или Анна Самохина (Кот, Козерог) своей внешностью куда ближе к злодейству. Самохина отыграв в «Ворах в законе» безнравственность на женский манер сверкнула своими чудными глазами в «Страстях по Анжелике», сыграв хоть и смешную, но ведьму.
Увы, расцвет женского злодейства в нашем кино еще явно не наступил.
Совсем другое дело – кино западное, которое давно уже стало на путь исследования злодейской психологии. При этом подчас злодейство даже смакуется и настолько обаятельно, что реально не получив ответа становится уже предметом подражания.
Сначала Европа. Актеров с внутренним вектором очень мало. Как и в России ставка сделана на художественно-эмоциональных красавчиков из большого квадрата.
И все же. Робер Оссейн (Кот, Козерог). Вычислил свое амплуа очень быстро. Играл исключительно роли садистов, маньяков и прочую нечисть. Этому, якобы, способствовали его внешние данные. За какую бы роль не брался, будь-то Раскольников из "Преступления и наказания" или князь Юсупов ("Я убил Распутина"), все у него получались маньяки, без совести и стыда. Сыграв десятки злодейских ролей в России известен, чуть ли не единственной своей добродетельной ролью ( Пейрак из "Анжелики").
Ален Делон (Кабан, Весы). Есть разночтения по дате рождения (может быть Скорпион?). Однако сыграно такое неимоверное количество негодяйских ролей, причем негодяи в его исполнении даже более органичны, чем благородные рыцари.
Теперь женщины. Европа неохотно дает им возможность негодяйствовать. Бунтарский и неуправляемый темперамент много играли Изабель Аджани (Коза, Близнецы), Жаклин Биссет (Обезьяна, Дева),…….
Итальянская актриса Лаура Бетти (Собака, Телец) прославилась сотрудничеством с П.Пазолини. Самой удачной стала работа в фильме Бертолуччи "ХХ век". А ведь сыграла она там сексуальную маньячку, фашистку, детоубийцу, исчадие ада.
Марина Влади (Тигр, Телец). Ангелочек, милашка, лапочка. Так и играла долгое время, но раскрыться полностью не могла. И вдруг несколько злодейских ролей, которые действительно дали ее дарованию истинный масштаб.
Аста Нильсен (Коза, Дева). Суперзвезда немого кино. Прославилась как создательница образа "женщины-вамп". Ее героинями были фатальные женщины-сфинксы, воплощающие мистику загадочной женской души, чья разрушительная любовь вовлекает мужчин в омут роковых страстей… Ну и так далее…
Теперь США. Злодейское кино здесь было всегда. Также всегда были в ходу актеры с внутренним вектором. Большеквадратники уступают лидерство векторным актерам. Вспомним лишь некоторых.
Кларк Гейбл (Бык, Водолей). В начале своей карьеры играл исключительно негодяев и злодеев в гангстерских и ковбойских фильмах. Дальше пошли соблазнители и авантюристы. Неизменными оставались нахальная двусмысленная ухмылка. Наиболее значима роль Ретта Батлера в “Унесенных ветром”.
Уже упомянутый Малкольм Макдауэлл (Коза, Близнецы) сыграл главную роль в «Калигуле» (1979) – одна из самых злодейских ролей в мировом кино. А до этого еще Алекс из «Заводного апельсина». (1971) Может быть самое могучее исследование злодейства в мировом кино (Стэнли Кубрик).
Энтони Перкинс (Обезьяна, Овен). Артист с ангельской внешностью. Соответственно куча ангельских ролей. И только отец злодейского кино Альфред Хичкок (Кабан, Лев) разглядел в нем своего. В своем лучшем фильме («Психоз») он доверил ему роль жуткого маньяка скрывающегося за интеллигентной внешностью. Перкинс настолько гениально вскрыл психологию злодейства, что тут же стал мировой знаменитостью. В дальнейшем никогда не брезговал ролями убийц, садистов и даже вампиров.
Джон Малкович (Змея, Стрелец). Циники, пожиратели сердец, прожигатели жизни... Тони Кертис (Бык, Близнецы). Обаятельные соблазнители, авантюристы и т.д. Эдвард Робинсон (Змея, Стрелец). Длинная череда бандитских рож. Чарлтон Хестон (Крыса,Весы). Внушительный список злодейских ролей и отвратных типов.
Бэтт Дэвис (Обезьяна, Овен). Прославилась ролью в фильме «Лисички», где довела до совершенства образ женского жестокосердия и цинизма. По сюжету ради богатства и власти идет на убийство мужа. В дальнейшем укрепилась в амплуа злобных и жестоких старух.
Деми Мур (Тигр, Скорпион). Триумфальное шествие по экрану в ролях злобных и безжалостных теток. Ее называют наследницей Джоан Кроуфорд, игравшей таких же злобных мегер, но лет на 50 раньше. Разумеется означенная Джоан также носила в себе внутренний вектор (Обезьяна, Овен).
Джоди Фостер (Тигр, Скорпион). На восемь дней младше Деми. Конгломерат цинизма, похотливой чувственности и интеллекта. Есть на что посмотреть. Пробует снимать кино сама. Впрочем, все равно получится что-нибудь про злодейство.
Ава Гарднер (Собака, Козерог). Чувственные красавицы несущие всем несчастье. Миа Фэрроу (Петух, Водолей). Малышка-скромница съедаемая смертельными страстями. И т.д.
Нет никаких сомнений в векторных гороскопах героев фильмов Дэвида Линча (Собака, Козерог). Но об этом в другой раз. Исследования продолжаются.
ТЕОРЕТИЧЕСКИ НИЧЕГО НОВОГО, ОДНАКО В ПРАКТИЧЕСКОЙ ПЛОСКОСТИ ПРОРЫВ ОЧЕВИДЕН – НАЙДЕН ЯРЧАЙШИЙ ФЕНОМЕН ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГОРОСКОПА КИНОЗЛОДЕЯ.
Ошибок нет и быть не может, векторное кольцо все выжигает каленым железом.