Открытие нового гороскопа
Пятое открытие. «РАССУДИТЕЛЬНЫЕ ЛЮДИ»
Итак: на четыре года тема совмещения гороскопов ушла в глухое подполье, на периферию сознания. Там на периферии ей было ни холодно ни жарко. Не до нее было. Надо было писать «Поиски Империи», доделывать теорию исторических ритмов, ну и так далее.
Лишь в 1997 году, как и положено в годы принятия решений (1989, 1993, 2001 и т.д.) проблеснуло что-то светлое в статье «Новые люди» («Зазеркалье» № 59). В этой незатейливой работенке просто рассказывалось о самых популярных людях и, разумеется, об их годах рождения. Впрочем, для артистов было сделано исключение. Для некоторых указывались знаки совмещения. Вот отрывок из статьи:
«Вышла энциклопедия «Звезды Голливуда», при этом составители не ориентировались на звания, стаж работы и т.д. и наряду со звездами устоявшимися поместили данные о звездочках совсем юных. Жан-Клод Ван Дамм (1962), Настасья Кински (1961, Большой Квадрат), Том Круз (1962, Плюс Один), Эдди Мэрфи (1961, Шут), Вайнона Райдер (1971), Джулия Робертс (1967), Бриджит Фонда (1964), Джоди Фостер (1962, Рок), Чарли Шин (1965, Супер). Вот такую бы оперативность с нашими артистами.»
Фантастичность этого отрывка состоит в том, что в нем черным по белому упомянуты пять знаков: Большой Квадрат, Плюс Один, Шут, Рок, Супер. Плюс Один в будущем станет Шутом. Но даже с учетом этой поправки можно сказать, что к концу 1997 года, без всяких публикаций я вернул в свои права Королевский знак (Супер) и открыл новый знак. Здесь ему дано имя Рок, потом у него будут имена: Вектор, Вихрь, Бешенный и т.д.
Итак, четыре знака встали на свои места. Пора было достоверно описать пятый знак, и это было с успехом проделано весной 1998 года.
(С этого момента уже идут статьи новой формации, практически безошибочные, в которых по ходу текста ошибок нет, есть лишь некоторые фигуры умолчания, которые ошибками называть трудно. Так начался период реального мозгового штурма по завершению создания нового гороскопа.)
Второго апреля 1998 года. «Зазеркалье» № 63
(«РАССУДИТЕЛЬНЫЕ ЛЮДИ»)
Работы по совмещению гороскопов идут очень медленно, можно сказать мучительно. Обозначено существование гармоничных людей, определены рамки рождения художественных натур, эмоционалов, указана возможность рождения великих комиков… Какое-то выдавливание по капле, всего три шажка за семь лет. А ведь тема-то интереснейшая и очень нужная.
Главное, о чем необходимо помнить при совмещении гороскопов - это о сфере применимости новых знаков. Первейшее значение знаков совмещения - это создание внешнего эффекта. Таким образом, именно в эпоху кино и телевидения совмещение знаков приобретает огромное значение. Ведь теперь гораздо важнее выглядеть, чем быть на самом деле. Самый великий политик не наберет нужного количества голосов, если не будет выглядеть так, как надо.
Впрочем, политика — вещь многообразная, в ней есть место не только народным любимцам, гениям телегеничности, но и шутам, скандалистам, а также людям рациональным, рассудительным. О рассудительных, собственно, и пойдет речь. Рождается рассудительность от совмещения тригонов.
Механика совмещения знаков очень проста. Знаки Воздуха (Водолей, Близнецы, Весы) должны сочетаться с волевыми знаками Собаки, Тигра и Лошади. Знаки Воды (Рыбы, Рак, Скорпион) должны совместиться с реалистами годов Кабана, Кота и Козы. Знаки Огня (Овен, Лев, Стрелец) вступают в союз с мистиками, рожденными в годы Крысы, Обезьяны и Дракона. И, наконец, знаки Земли (Телец, Дева, Козерог) пересекаются со знаками логики — Бык, Змея, Петух (это касается только мужчин). Произведя простые арифметические подсчеты, мы получим 36 сочетаний, вычтем из них 12 случаев полной гармонии, а также сочетания Овен — Обезьяна и Стрелец — Крыса как роковые. Остается всего лишь 22 пары. Это немного меньше 16 %.
Изучая длинный список знаменитых россиян-современников, сразу замечаешь немногочисленность рассудительных людей. Почти нет их среди артистов и кинорежиссеров, писателей. Зато удивительно много театральных постановщиков, спортсменов (среди них теннисисты Евгений Кафельников (Тигр, Водолей), Александр Волков (Коза, Рыбы), Андрей Чесноков (Лошадь, Водолей), футболист Андрей Тихонов (Собака, Весы), пловец Александр Попов (Кабан, Скорпион); в любом случае стоит запомнить, что рассудительность и рационализм занятиям спортом не помеха) и, что совсем не удивительно, математиков, физиков и вообще ученых.
Труднее вычислить, где без рассудительности не обойтись. Англичане, например, говорят, что рассудительность, вплоть до полного занудства, очень нужна для парламентского руководства. Хотя наш парламентаризм еще очень молод, но мы все же нашли своих идеальных спикеров. Прекрасно невозмутимым спикером был Иван Рыбкин (Собака, Весы), замечательно зануден Геннадий Селезнев (Кабан, Скорпион). Недооценен был нами Михаил Горбачев (Коза, Рыбы), из него вышел бы недурной спикер. Впрочем, он сам виноват, захотелось ему стать всенародным любимцем, а для этого нужно совсем другое (Большой Квадрат).
Недурно бы наполнить рассудительными людьми науку. В науке такие люди стремятся к созданию мощных обобщений. Известнейшие из известных: Дмитрий Менделеев (Лошадь, Водолей), Альберт Эйнштейн (Кот, Рыбы), Михайло Ломоносов (Кот, Скорпион). Удивительнейшим образом рационализм ученого оказывается сродни дотошности и скрупулезности поэта, достигающего высших успехов в рамках самых заскорузлых норм и правил. Величайшие из великих Борис Пастернак (Тигр, Водолей), Михаил Лермонтов (Собака, Весы), Александр Блок (Дракон, Стрелец) были достаточно далеки от чистого художества, подчиняя свою музу строгим правилам.
И все же главное для рационалистов не столько быть, сколько казаться. И тут мы неизбежно выходим на артистов кино. Должен же кто-то играть не только глазами (жестами, походкой, фигурой и т. д.), должен же кто-то произносить речи, рассуждать, читать мораль, разглагольствовать, а главное, демонстрировать убогость рационализма.
Начнем с Высоцкого (Тигр, Водолей). Ни пению, ни поэзии рациональный склад не помеха, а вот на экране рационализм обязательно выливается в назидательность и нравоучительность. Парадоксально, но всенародный любимец и был в кино эдаким моралистом на немецкий манер. В гениальном «Месте встречи» рационализм Жеглова очень точно оттеняют эмоциональный Шарапов (Конкин) и сверхэмоциональный Груздев (Юрский). И все же наши симпатии на стороне Жеглова, ибо следователю в кино и нужно рассуждать, и нужно читать всем мораль.
Гораздо меньше симпатий вызывает фон Корен («Плохой хороший человек»). Здесь морализаторство и рационализм граничат с бездуховностью и жестокостью. Как антипод — сверхчувствительный Лаевский (Даль).
Другой классический экранный рационалист — это Михаил Козаков (Собака, Весы). Его Григ («Безымянная звезда») рационален до цинизма. Надменно рационален физик из «Девяти дней одного года», особенно на фоне романтичнейшего Гусева (Баталов). Подчеркнуто примитивен и сух полковник Френсис в калягинском бенефисе «Здравствуйте, я ваша тетя!». Разумеется, не случайна роль Сильвио в «Выстреле». Ну, и наконец, самая знаменитая роль Козакова — Зурита в «Человеке-амфибии», где на фоне небесно романтичных Ихтиандра и Гуттееры рассудительность и рационализм просто омерзительны.
Еще один заштампованный рационалист и любитель порассуждать перед камерой — Кирилл Лавров (Бык, Дева). В «Братьях Карамазовых» ему доверяют именно Ивана, самого разумного, а стало быть, самого (по российским представлениям) бездушного. Кстати, сыщика Лаврову тоже приходилось играть («Колье Шарлотты»).
Продолжая поиски главных киношных рационалистов, мы неизбежно попадем на Олега Басилашвили (Собака, Весы). Олег Валерьянович идеально продемонстрировал свои рациональные данные в роли Самохвалова («Служебный роман»), где по установившейся у нас традиции рационализм плавно переходит в подлость. Еще более омерзителен рационализм Мерзляева («О бедном гусаре замолвите слово»), хотя никто не скажет, что перед нами злодей, снедаемый дьявольскими страстями, обыкновенный чиновник-буквоед. И вновь (как Юрский и Даль) ему противостоят персонажи, сыгранные артистами большого квадрата (Гафт, Леонов). Ну и сыщика, конечно, Басилашвили тоже сыграл («Противостояние»).
Аналогична судьба Вячеслава Шалевича (Собака, Близнецы). Начав с роли Швабрина («Капитанская дочка»), циника и прагматика на пушкинский манер, Шалевич продолжил в том же духе, сыграв жадного и рассудительного Григория («Три тополя на Плющихе») на фоне двух большеквадратных влюбленных — Ефремова и Дорониной.
Сложнее быть рационалистом тем, кто пребывает в тройке эмоциональных знаков (Кот, Коза, Кабан). Тут налицо некоторое противоречие между годовым знаком (мышление) и знаком сочетания (изображение). Тем ни менее рассуждать не возбраняется и интуиту, эмоционалу. Более того, в данном случае мы получаем фигуру идеального киносыщика, с одной стороны, наблюдательного и спокойного, с другой — умеющего и любящего порезонерствовать.
Таким образом, мы выходим на фигуру самого лучшего киносыщика— Василия Ливанова (Кабан, Рак), сыгравшего Шерлока Холмса настолько здорово, что даже англичане ахнули. Разумеется, что рядом с ним, для оттенения, представитель большого квадрата Виталий Соломин.
Другого сыщика, на наш деревенский манер, сыграл Михаил Жаров (Кабан, Скорпион). Ему же принадлежит целая галерея ролей всевозможных хитрованов, умников, рационалистов от сохи. Тут и Меньшиков («Петр I»), и Семибаба («Беспокойное хозяйство») и т. д. Его герои не свободные художники, не романтики, не красавчики и не счастливчики. Работа ума всегда написана на лбу у героев Жарова.
Еще один хитрован нашего экрана, еще один Михаил Иванович, на этот раз Пуговкин (Кабан, Рак). В своих ролях он играл чаще всего солдатскую смекалку («Кутузов», «Максимка», «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы», «Свадьба в Малиновке» и т. д.). В обратную сторону — роли людей себе на уме («Операция «Ы», «Девчата»). Показательно разумен и рассудителен Мельник из «Визита к Минотавру». Вот кому сыщиком быть!
Одну из первых показательных ролей логика-циника, преступающего законы нравственности, сыграл Николай Гриценко (Крыса. Лев) в фильме «Большая семья». Кто забыл, речь идет о завклубом Вениамине Семеновиче, запудрившем мозги юной девушке, а потом логически безупречно, но совершенно бесчувственно предлагавшем ей всякие нехорошести. Разумеется, что выручает девушку Алексей Журбин (Алексей Баталов) из все того же большого квадрата. Гриценко же доверили играть другого гения отвратительного русской душе рационализма — Каренина (а ведь между нами, положа руку на сердце, в чем уж так виноват Каренин, разве что души не видно). А как логичен мерзавец Сперанский в «Адъютанте»... Хотя и эмоций хватает. Души, впрочем, за этими эмоциями нет.
Из той же когорты Леонид Броневой (Дракон, Стрелец) и Василий Меркурьев (Дракон, Овен). Первый блестяще реализовался в своей рассудительности, играя Мюллера («Семнадцать мгновений весны»), второй часто играл надутых, самоуверенных, сухих и бездушных людей. Тот же академик Нестратов («Верные друзья»).
Разумеется, список можно было бы продолжить. Однако картина, думается, ясна. Рационализму, рассудительности есть место на экране. Всегда очень выгодно противопоставить физика и лирика, прагматика и романтика, рационалиста и свободного художника, законы логики и законы души.
УТВЕРЖДЕН И ДОСТОВЕРНО ОПИСАН ЗНАК РАЦИОНАЛИСТА. УТВЕРЖДЕНО ГЛАВЕНСТВО ВЕКТОРНОГО КОЛЬЦА НАД ПРОЧИМИ СТРУКТУРАМИ.
Пятый ряд ошибок.
Как уже было сказано непосредственных ошибок в тексте нет. Есть лишь два момента умолчания, имеющие принципиальное значение.
Первое: победа структурного подхода кажется безоговорочной. Про метод «плюс-минус» забыто крепко. Смысл структурного подхода в том, чтобы искать название знака в названии определяющей его структуры. Социальная структура дала социального фаворита, народного любимца, каковым является Большой Квадрат. Идеологическая структура дала мыслителя, рационалиста, думающего человека. Этот подход еще не кажется убогим, он еще дважды принесет успех, пока не приведет теорию к тупику.
Второе: в статье нет женщин. И дело не в мужском шовинизме. Следствием победившего структурного подхода стало разделения на мужские и женские знаки. Ведь у женщин своя идеологическая структура, стало быть, Рационалистами от женщин должны быть совсем другие знаки. Например, если взять Лошадь, то Рационалистами вместо Водолея и Близнецов должны были бы стать женщины знаков Тельца и Девы. Ну а Лошадь-Козерог должна была стать Суперзнаком. И хотя в статье об этом ничего нет, но все это было тогда в голове автора, пусть и в качестве гипотезы.
Именно поэтому Джулия Робертс (Коза, Скорпион) в 1997 году не признавалась Королевой.
|