Наступил 1999 год, а стало быть новых идей нет совершенно. Что делать? А ничего – повторять старые, хорошо проверенные открытия. В этом смысле седьмое открытие будет мало отличаться от третьего открытия сделанного в благословенном 1993 году. А потому не стану тянуть резину и предоставлю слово псевдорешительному 1999 году.
Девятого февраля 1999 года. «Зазеркалье» № 73
(«СМЕШНОЙ ГОРОСКОП»)
Природа смешного до сих пор не раскрыта. Иначе мы просто потонули бы в море комедий. Пока же удачная комедия скорее случайность, чем заранее рассчитанное дело. Режиссеров, преданных комедийному жанру, в нашем кино можно пересчитать на пальцах одной руки (в мировом кино их тоже немного). Но даже у этих немногих избранных нет никаких гарантий, что они рассмешат нас снова и снова. Смех - это тонкая линия берега между материком серьезна и морем пошлости. Причем очертания материка все время меняются.
Разумеется, структурный гороскоп не претендует на полное раскрытие материи смеха, однако кое-какие успехи, кажется, есть, и поделиться ими, думается, не грех. А начиналось все с двух списков, двух из ста сорока четырех.
Итак: речь вновь идет о совмещении гороскопов. Представим себе поле 12х12, составленное из 144 ячеек. Каждая клеточка соответствует одному из вариантов сочетания годового гороскопа и зодиакального. Начнем заполнять клеточки фамилиями любимых актеров. Актеров много, хватило бы на все клеточки с избытком. Однако мир устроен неравномерно, некоторые клеточки подобны переполненным сундукам, другие пусты, как первозданная пустота. Две переполненные клетки поражали особенно, ибо в них скопился чуть ли не весь смех мирового кино.
Первая - это Петух-Стрелец. Тут Юрий Никулин (18.12.1921) впритирку с Геннадием Хазановым (1.12.1945). Обоих без риска ошибиться можно назвать королями смеха. В очень спорном деле увеселения лишь эти два имени бесспорны. Рядом имя всемирное - Джульетта Мазина (22.11.1921). Именно ее называли "Чарли Чаплиным в юбке". Наши не хуже - речь о Нине Руслановой (5.12.1945), доказавшей, что смех не чисто мужское дело и женщина умеет не только смеяться, но и смешить. Рядом с ней известная ныне как театральный режиссер Галина Волчек (19.12.1933). Очень серьезная женщина, однако, как актриса, игравшая очень комично. Вспомним хотя бы "Осенний марафон". Бесспорно положение другой актрисы - Зои Федоровой (21.12.1909). Жизнь ее сложилась достаточно трагично, но играть ей приходилось женщин смешных, та же Гапуся в "Свадьбе в Малиновке", поварихи, вахтерши и т.д. Из мужчин вполне могли бы поддержать дело смеха Евгений Стеблов (8.12.1945), всегда игравший неуклюжих и длинношеих юношей. Еще один артист указанного гороскопа Игорь Скляр (18.12.1957). С его внешними данными, его музыкальностью он никак не мог попасть в комедийные края. Однако гороскоп оказался сильнее внешности, началось кривлянье и паясничанье в "Узнике замка Иф", ну и, конечно, знаменитый "Имитатор". И для полноты картины одна история с нереализованным гороскопом. Дина Дурбин (4.12.1921) могла бы стать звездой комедийного кино, но не нашлось для нее проницательного режиссера, в результате - однотипные роли и преждевременный уход из кино.
Теперь о втором списке, о Быках-Овнах. Тут, конечно, все планеты кружатся вокруг одной звезды, вокруг Чарли Чаплина (16.4.1889). Комментировать тут, как говорится, нечего, хотелось бы лишь напомнить, что Чаплин не только играл, он создавал свои бессмертные фильмы и даже писал к ним музыку. Поскольку Бык в большей степени западный знак, чем имперский, то вторые и третьи номера в этом сочетании знаков скорее всего родятся там. Из современников это, конечно, Эдди Мэрфи (3.4.1961). Красавец высокорослый, как его угораздило стать комиком? Непонятно. Если, конечно, ничего не знать о его гороскопе. Наш ответ пока еще очень скромен, хотя есть в списке клоуны Маковский и Куклачев, "академик" Цекало, замечательная комедийная актриса Светлана Немоляева (18.4.1937).
Несколько фамилий из второго списка вызвали бы спор, ибо комическое дарование соседствует у них с другими не менее яркими талантами. Можно помнить Иннокентия Смоктуновского (28.3.1925) по уморительному Деточкину ("Берегись автомобиля"), а можно по заглавной роли в "Гамлете". То же самое Борис Плотников (2.4.1949), не сразу пришедший к комедии (например, "Собачье сердце"). Что уж говорить об Алле Пугачевой, которая хоть и начинала с "Арлекино" и никогда не боялась смеха, работает все-таки не клоуном.
Долго эти два списка занозой торчали в сознании, ибо нет в теории понимания смысла подобных сочетаний знаков. Впрочем, вспомним один из законов смешного, закон пародийности. Пародия должна быть обязательно похожа на объект пародирования, почему бы не предположить, что эффект пародирования возникает именно при т.н. сочетании "минус один". В самом деле Обезьяна соответствует Стрельцу, Петух - Козерогу. Стало быть, Петух минус один - это и есть Петух-Стрелец. Аналогична ситуация со вторым сочетанием: Бык минус один - это Бык-Овен.
Пользуясь обнаруженным правилом, мы легко вычислим все остальные сочетания: Кабан-Водолей, Крыса-Рыбы, Кот-Близнецы, Змея-Лев, Лошадь-Дева, Коза-Весы, Обезьяна-Скорпион. В список не вошли три сочетания, которые, конечно же, не лишены чувства юмора и пародийного дара, но все же испорчены внутренним вектором (см. "Зазеркалье" № 71, "Вечный двигатель"). Это Собака-Козерог, Тигр-Телец, Дракон-Рак.
Начнем поиск среди предсказанных теорией сочетаний. Кабан-Водолей. Тут сюрприз замечательный - Леонид Гайдай (30.1.1923). Один из четырех столпов отечественной комедии. Из артистов легко заметить Сергея Мартинсона (6.2.1899) и Валентину Талызину (22.1.1935). Если первый - вечный Дуремар нашего кино, то вторая соответственно дуремариха (особенно хороша Алевтина в "Зигзаге удачи"). Удивительно, но такой же гороскоп у героя гражданской войны и по совместительству героя множества анекдотов Василия Ивановича Чапаева (9.2.1887). Удивительны зигзаги гороскопа.
Лошадь, как и Кабан, природный оптимист, как у нее дела? Оказалось, неплохо. Лошадь-Дева подарила нам второго столпа отечественной комедии - Георгия Данелию (25.8.1930). Из артистов, точнее актрис, обязательно нужно вспомнить о Надежде Румянцевой (9.9.1930), рекордсменке по числу главных ролей в комедийных фильмах ("Неподдающиеся", "Девчата", "Королева бензоколонки" и т.д.).
Дальше пойдем по порядку. Коза-Весы. Этот знак представляет Инна Чурикова (5.10.1943), которая, несмотря на присутствие сверхсерьезного мужа-режиссера, всегда играла максимально смешно. В том же гороскопе великий комик Бестер Китон (4.10.1895). Далее наши современницы Елена Санаева (21.10.1943) и Марина Дюжева (9.10.1955) ("Мимино", "Покровские ворота"). Ну и, наконец, звезда черного юмора Александр Баширов (24.9.1955). Блестящий список, не сильно уступающий двум изначальным.
Обезьяна-Скорпион. Здесь на первых ролях Денни Де Вито (17.11.1944) и наш Николай Караченцов (27.10.1944). Может, и не густо, но и не пусто.
Забыли про сочетание Змея-Лев. В нем всемирно известный комик Бурвиль (27.7.1917) и наш замечательный писатель, актер и режиссер Василий Шукшин (25.7.1929). Нет никаких сомнений, что комическое в Шукшине победило бы тот трагизм, который дарует знак Змеи, и он снял бы еще много веселых фильмов.
Осталось разобраться с одним знаком - Котом. Знак в нашем и не только нашем кино один из главных. А уж по части юмора один из главнейших. Коты шутят всегда, с каким бы серьезным материалом им ни пришлось работать. Именно среди Котов наши основные комедийные силы. Из режиссеров: Александров, Рязанов, Меньшов, Серый, Титов, Довлатян, Дорман, Коренев и т.д. Однако универсальность кошачьего юмора делает ненужным дополнительное зодиакальное пародирование. Что, впрочем, не запрещает снимать смешное кино (Довлатян) и играть в смешном кино (Игорь Дмитриев) Котам-Близнецам.
Подведем некоторые итоги. Три сочетания отвергнуты на законном основании, Кот отодвинут по причине слишком богатого чувства юмора. Где-то в складках киноистории затерялась Крыса. Остальные семь знаков дали в сочетании "минус один" мощнейшие всплески смеха, смеха изобразительного, киношного. В результате эти семь клеточек на огромном поле в 144 клетки дали большую и лучшую половину всего киношного юмора. Думается, описанный феномен - один из мощнейших во всем структурном гороскопе.