отец и сын Дюма
Александр Дюма-отец - великий французский романист. Родился в 1802 году, умер в 1870. Автор бесчисленных пьес и романов, общим числом насчитывающих сейчас около 1200 томов. Но наиболее прославившим его романом были и остаются знаменитые "Три мушкетера".
Александр Дюма-сын - известный французский драматург (1824-1895). Автор нескольких романов, повестей, драм, среди которых самым прославленным произведением является роман "Дама с камелиями", за одну неделю переделанный в одноименную пьесу, доставившую писателю всемирную известность
Дюма-отец - сын наполеоновского генерала, мать которого (бабушка писателя) была негритянкой. От отца унаследовал Дюма исключительную энергию, пылкий темперамент и атлетическое сложение. Мать его была простая женщина, дочь содержателя гостиницы. Дюма вырос в эпоху наполеоновской эпопеи и надолго пережившей ее наполеоновской легенды, полностью воспринял дух времени, культ геройства, мятежного индивидуализма, сильных страстей наперекор рассудку и ярко отразил идеалы тогдашней Франции в своем творчестве и своей жизни. После смерти генерала Дюма, попавшего в немилость к Наполеону за республиканские взгляды, вдова с двумя детьми осталась без средств к существованию и не смогла дать сыну приличное образование. Будущий писатель восполнил этот пробел чтением. Он рано стал увлекаться немецкими романтиками, Вальтером Скоттом и Шекспиром, хотя и в плохих на то время французских переводах и переделках. Рано и муза заговорила в нем, он стал писать для сцены пьесы, занимая скромное место клерка в нотариальной конторе. В 1822 году Дюма переселился в Париж, получил место в канцелярии герцога Орлеанского, познакомился с знаменитым актером Тальма и все душой отдался театру. Начало славы Дюма положила пьеса "Генрих Третий", имевшая огромный успех и знаменовавшая торжество романтизма на французской сцене. Она принесла автору 50000 франков, и Дюма стал вести широкий, шумный и веселый образ жизни. Так велики были и позднее его заработки, что только легендарная его расточительность, необузданность его фантазий, проявлявшаяся в жизни, как и в творчестве, довели его в конце жизни до разорения и нужды.
Чудовищная плодовитость Дюма в драматургии и литературе со временем навлекли на писателя многочисленные процессы его бесчисленных сотрудников, оспаривавших авторство романов и пьес. Сам Дюма признавался не без гордости, что у него было столько сотрудников, сколько у Наполеона было генералов. Однако каковы бы ни были отношения между писателем и его сотрудниками, сколько бы они не работали на него, только Дюма, благодаря своей пылкой фантазии и своей чуткости к духу времени, мог объединить все выходившее в свет под его именем в стройное целое, отмеченное его индивидуальностью.
Огромное количество вышедших за подписью Дюма томов (около 1200) выдвигает со временем в еще более острой форме вопрос о помощниках писателя. В процессе 1847 года доказано было, что за один год Дюма напечатал под своим именем больше, чем самый проворный переписчик мог бы переписать в течение года, если бы работал без перерыва днем и ночью. Нельзя не заметить, однако, что, как и пьесы Дюма, романы его имеют несомненное "фамильное сходство". Помимо смены вечно новых и разнообразных инцидентов, в них чувствуется общий характер торжествующего индивидуализма, удали, веселья и беззаботности, вполне отражающий личность самого автора. В героической эпопеи о похождениях мушкетеров Дюма создал (почти единственный среди его произведениях) вполне определенный тип д(Артаньяна, остроумного, веселого и храброго гасконца, беззаветно преданного друзьям и, вместе с тем, прекрасно охраняющий свои интересы. Любимые герои Дюма - доблестные искатели приключений, гордые красавцы, любители вина, карт и женщин, смелые и здоровые, хватающиеся за шпагу, при каждом удобном и неудобном случае. Этот тип, с небольшими вариациями, повторяется во всех романах Дюма и составляет центр интриги. В сравнении с ним женские фигуры под рукой писателя слабы и бледны так же, как и в его драмах. "Исторические" романы столь же фантастичны у Дюма, как и авантюрные романы; исторический сюжет служит ему только, по его собственному выражению, гвоздем, чтобы повесить на него картину.
В своих мемуарах Дюма с большой откровенностью, доходящей до цинизма, рассказывает о своей жизни и жизни своего сына, с которым он был в большой дружбе. Старость Дюма была печальна, он сделался беден, обременен долгами и жил в уединении. Когда, уже на смертном ложе, к нему в руки попали «Три мушкетера», он заплакал.
Еще одним, но нелитературным произведением Александра Дюма-отца явился Александр Дюма-сын. Мать его была простой работницей, ей он обязан практическим здравомыслием, сделавшим его проповедником общественной морали. Отец Дюма-сына привязан был к сыну нежной любовью, превратившуюся со временем в духовную близость и дружбу. Под влиянием среды, окружавшей отца, Дюма стал жить веселой, светской жизнью, которую потом описывал и обличал в своих пьесах. Он скоро запутался в долгах, тогда отец дал ему совет последовать его примеру - работать для расплаты по обязательствам.
В 1848 году появился прославивший Дюма роман "Дама с камелиями", переделанный им самим - очень быстро, в одну неделю - во всемирно-известную драму. Прообразом для героини Маргариты Готье, послужила актриса Мария Дюплесси, которую Дюма знал лично. Некоторые эпизоды драмы написаны с натуры. Дюма задумал "Даму с камелиями" не как оправдание "падшей женщины" в том смысле, как понимают и проповедуют "жалость к падшим" русские романисты. Дюма относился критически к "жрицам любви", и самоотверженная Маргарита Готье была в его глазах не общественным типом, а психологическим ислючением. "Даме с камелиями" пришлось выдержать упорную борьбу с цензурой, находившей пьесу "безнравственной". Она попала на сцену только в 1852 году.
После ошеломительного успеха Дюма сосредоточился на писании психологических драм, некоторые из которых были отголоском его личных переживаний. В этих произведениях, снабженных в печати обширными теоретическими предисловиями, Дюма проповедует систему общественной морали, в основу которой он кладет "оздоровление семьи". Он сторонник развода, как средства искоренить ложь в семейных отношениях; он стоит за охрану прав жены и матери, за право незаконнорожденных детей, требует уважение к женщине и стоит за супружескую верность мужа. В то же время он суровый обличителем женской измены, своим знаменитым ("Убей ее!") Дюма дает жестокий совет опозоренному мужу. Блестящие и злые афоризмы Дюма в его пьесах тоже немало содействовали успеху его пьес, обнаруживая глубокое понимание жизни и людей. Дюма был дважды женат, его первой женой была русская - Наталья Нарышкина.
<Назад> <Далее>
|