www.xsp.ru/psychosophy/ Публикации

МАРЦИАЛ МАРК ВАЛЕРИЙ

Величайший римский сатирик. Родился около 40 г. н.э., в городе Бильбилы (Испания), умер там же  около 104 года. Фактический создатель жанра эпиграммы и наиболее яркий его представитель .


В Рим Марциал приехал в возрасте двадцати трех – двадцати шести лет, в последние годы правления императора Нерона, но первые его произведения были изданы значительно позднее – так называемая «Книга зрелищ» в 80 году (при императоре Тите), а «Гостинцы» и «Подарки» в 84-85 году.

Однако из первого же стихотворения первой книги его «Эпиграмм» видно, что Марциал стал выступать как поэт значительно раньше, чем начал объединять свои эпиграммы в отдельные книги и поручать их переписку и распространение римским книгопродавцам. Стремясь войти в римское общество и обеспечить себе известность и признание в высших его кругах, он становится «клиентом» (грубо говоря, прихлебателем), то одних, то других знатных римлян, являясь к ним с приветствием ранним утром, сопровождая их на форум и получая от них, наряду с другими клиентами, разного рода подачки, то в виде корзиночки с едой, то в виде мелких денег, то в виде плаща или тоги. Постоянно в эпиграммах Марциала мы находим об этом упоминания, по которым, однако, нельзя заключить, что он действительно нуждался в подачках. Марциал только не хочет выделяться среди других попрошаек-клиентов, доставляя этим, конечно, немалое удовольствие своим покровителям. А все жалобы Марциала на свою бедность – это, несомненно, литературный прием, и по ним никак нельзя выводить заключение о каком-то жалком положении в Риме этого поэта.

Несмотря на то, что в своих эпиграммах Марциал постоянно говорит о себе, далеко не все в его стихотворениях надо принимать на веру и считать автобиографическими. Но есть среди этих эпиграмм и такие, каким можно, безусловно, доверять – и подобных эпиграмм у него немало.

Вполне понятно, что по приезде в Рим, Марциал далеко не сразу обосновался с удобствами. Сначала ему пришлось поселиться в скромной наемной квартире, но впоследствии у него был собственный дом в Риме и даже усадьба в Номенте, в двадцати километрах на северо-восток от Рима. Поэтому можно с уверенностью сказать, что быть клиентом заставляла Марциала не нужда или бедность. Положение в Риме при императоре Домициане (81-96 гг.) совершенно упрочилось. Прожил он в Риме целых тридцать четыре года. По эпиграммам Марциала видно, что он считал себя человеком обеспеченным и самостоятельным, и если уезжал из Рима ненадолго, то заставляло его то что «надоело ему тогу напрасно таскать», то есть, необходимость подчиняться надоедливым правилам и обычаям столичной жизни и требованием патронов. Но скоро Марциала опять тянуло в Рим, в привычную ему, оживленную,  хотя и суетную обстановку. Надо, однако, сказать, что, живя в Риме, Марциал никогда не забывал о своей родной Испании, к которой был искренне привязан.

Причины, заставившие Марциала навсегда покинуть Рим после смерти Домициана, точно не известны, но, скорее всего, его отъезд на родину объясняется резкой переменой его общественного положения при последующих императорах. Марциал был уже стар, чтобы привыкнуть к новым порядкам, да и устал от жизни в шумной столице. Приехав в свою родную Бильбилу, Марциал отдыхал и всласть спал до позднего утра «сном глубоким и крепким», «тоги нет и в помине», и жил он, как говорил в послании к Ювеналу, тихой сельской жизнью. Богатая и образованная испанка Марцелла подарила Марциалу прекрасное поместье, и кажется поэту, что нашел он, наконец, под старость лет спокойное пристанище. Он забрасывает литературные занятия и не издает больше эпиграмм. У него нет и привычных слушателей, нет ни библиотек, ни театральных зрелищ, ни общества. И это начинает раздражать и беспокоить. Но вот приезжает в Испанию его друг и земляк Теренций Приск, и Марциал, в котором отнюдь не угасло его дарование, вновь принимается за привычное дело и выпускает новую, уже последнюю, книгу эпиграмм.

Чтобы представить себе, как выглядит эпиграмма Марциала, и какой изящной ядовитости он достигал в этом жанре, приведу (по памяти) только одну, по калености слова очень напоминающую пушкинские эпиграммы:

«Семерых мужей схоронила Ксантиппа.
Теперь вышла за тебя она, Аникст…
Видно, покойных мужей хочет она навестить».

С момента выхода последней книги эпиграмм его муза умолкает, но остается удивительный, ядовитый и задорный юмор его эпиграмм, читать которые и сейчас невозможно без смеха. Однако далеко не все эпиграммы Марциала носят насмешливый или сатирический  характер. Немало у него и таких, какие следует назвать лирическими стихотворениями, особенно те, что обращены к его родной Испании, «он все видел и все описал: блюда и обстановку богатого пира и убогого угощения, наряд щеголя и убранство гетеры, тайны римским терм и спален, роскошь городских дворцов и загородных дач, все прельщения и разврат театров и цирка, вакханалии Субуры и ужасы Колизея и вместе с тем – такова обаятельная сила его дарования – заставляет еще нас, после восемнадцати столетий, грустить с ним над смертью рабыни-малютки и сочувствовать отцу, льющему слезы над могилой безвременно похищенной дочери.»