www.xsp.ru/psychosophy/ Публикации |
Эрнс Теодор Амадей ГофманЗнаменитый немецкий романтик. Родился в Кенигсберге в 1776 году, умер в Берлине 25 июня 1822 года. Мать Гофмана была очень нервной женщиной, отец - человек очень способный, но беспорядочный. Родители писателя разъехались, когда ребенку было всего три года. Он воспитывался под влиянием своего дяди юриста, человека умного и талантливого, но фантаста и мистика. Гофман рано проявил замечательные способности в музыке и живописи, так что даже считался чудо-ребенком. В школе он учился прекрасно, хотя тратил много времени на рисование и музыку. Гофман с отличием закончил курс юридических наук в кенигсбергском университете, хотя не чувствовал к юриспруденции особого расположения и продолжал усердно заниматься искусствами. Сдав в 1800 году блистательно свой последний экзамен, он получил место в Познани, где широкое гостеприимство поляков впервые приучило его к кутежам. Гофман всюду был желанным гостем, как остроумный собеседник, отличный музыкант и талантливый карикатурист. Карикатуры сильно повредили его служебной карьере. Благодаря им, он был переведен на гораздо худшее место. Женитьба на очень доброй и преданной польке сделала из него "порядочного" человека, к этому же времени относятся и первые литературные опыты Гофмана. Несколько последующих лет оказались для писателя бедственными, однажды он написал в дневнике: "продал сюртук, чтобы пообедать". С начала 1813 года дела его пошли лучше: он получил маленькое наследство и предложение занять место капельмейстера в Дрездене. Тогда же Гофман собрал свои музыкально-поэтические очерки, написал несколько новых, очень удачных вещей и приготовил род сборника своих произведений. Книга имела значительный успех. Скоро писатель потерял место капельмейстера, переехал в Берлин и нашел себе место советника, которое обеспечивало его и в тоже время оставляло ему много времени для досуга, так что его творческий талант, поддерживаемый успехом, смог развернуться во всю силу. Но он слишком привык к цыганской жизни и губил себя излишествами. Чувствуя отвращение к чинным "чайным" обществам, Гофман проводил большую часть вечеров, а иногда и часть ночи в винном погребке, где около него постоянно образовывалась веселая компания. Расстроив себя вином и бессонницей нервы, Гофман приходил домой и садился писать. Ужасы, создаваемые его воображением, иногда приводили в страх его самого. Тогда он будил жену, которая присаживалась с чулком к его письменному столу. А в положенное время, если это был служебный день, Гофман уже сидел в суде и усердно работал. Классическим произведением этого периода творчества Гофмана стала бессмертная "Крошка Цахес". К 47-и годам силы Гофмана были истощены окончательно. У него развилась болезнь, в старину называемая "спинной сухоткой", но и на смертном одре он сохранил силу воображения и остроумие. Если бы одна напряженность и богатство фантазии делали поэта, Гофман был бы первым поэтом в мире, но так как от поэта требуется еще глубокое понимание действительности и художественно-верное ее воспроизведение, то он - только первый из немецких романтиков. Гофман подводит итоги германского романтизма и является самым полным выразителем лучших его устремлений, которым он придал небывалую прежде яркость и определенность. Самое ненавистное для Гофмана понятие - "филистерство". Это понятие очень широкое, целое мировоззрение. В нем заключается и самодовольная пошлость, и умственный застой, и эгоизм, и тщеславие, и грубый материализм, и все иссушающий формализм, превращающий человека в машину, и педантизм, доходящий до того, что человек и влюбляется, и делает предложение по правилам. Первое условие для того, чтобы освободиться от давящих рамок этой филистерской пошлости и сохранить живую душу, - "детски благочестивое поэтическое настроение". Только обладая этим талисманом, можно верить, любить людей, природу и понимать поэзию, а понимать поэзию - значит понимать все так как "поэзия есть высшее знание". Поэзия вместе с тем есть и высшая мораль, она может исходить лишь из чистой любящей души, и до нее нельзя добраться никакими ухищрениями ума. В поэзии отождествляется прекрасное, истинное и нравственное. Вместе с тем она есть и высшее счастье. Это счастье доступно не одним только избранным натурам, но всем неопошленным людям. Детям, исключая нравственных уродов, открыт путь в царство поэзии, пока они живут согласно с природой, которая для них служит и лучшей коллекцией игрушек и лучшей учительницей. Юноша, который "грезит с открытыми глазами" - истинный богач и счастливчик, хотя бы у него не было бы ни гроша в кармане, истинный поэт, хотя бы он не написал ни строчки, но горе ему, если он начнет стыдиться своих мечтаний, увлечется пошлыми удовольствиями, выгодой и тщеславием. Он устроит свою карьеру, но потеряет свой талисман и будет считать чудаками всех, кто остался детски чист душою, исполнен веры и любви. |