|
|
Антитезис кино | Антитезис кино (16-2)
Савва Кулиш (17.10.1936) так и остался в нашем кино не понятым, не нашедшим своё место. Его безусловно тянуло к пониманию своего архетипа - Антитезиса, что доказывает фильмы "Сказки старого Арбата", "Трагедия в стиле рок". Последняя попытка оказалась явно неудачной. И мы неизбежно возвращаемся к самому первому его фильму "Мертвый сезон"(1968 - Фальстарт-фиксация). Возможно, именно в нём он максимально приблизился к пониманию Антитезиса. Разве место действия (некий курортный Даргейт) - не есть Остров Антитезиса? Никакой реальной связи с большим внешним миром, любой приезжий как инопланетянин. Чем не "Город "Зеро"? Да и само название фильма ("Мертвый сезон") - намёк на 6-ой возраст, в котором надо всё мотать на ус, не высовываться со своим мнением, и бесконечно терпеть, ожидая некого финального аккорда | Кваша Г. С. · 26-04-2024 | |
| | | Антитезис кино (5)
Один из эталонных фильмов Антитезиса - "Кин-дза-дза!" (1985). Удивительно, что этот сумасшедший фильм снял Георгий Данелия, режиссёр весьма и весьма реалистичный. Ничего в его предыдущем творчестве не предвещало такого поворота. В этом фильме количество молодёжных приколов никак не меньше, чем в "Ассе" - все эти цаки, гравицапы, три раза "ку", а главное пепелац-гадюшник (Бананан обзавидуется)... Презрение к миру с цветовой дифференциацией штанов, тайная любовь к планете цветов... Пожалуй это фильм номер один в нашем конкурсе на образец Антитезиса. При всём уважении к Георгию Николаевичу, но "родителем номер один" этого фильма необходимо признать сценариста Резо Габриадзе (29.06.1936), опытного кукловода и мастера парадокса (повтор от 4.06.2019) | Кваша Г. С. · 07-06-2021 | |
| | Антитезис кино (20)
Если помнить только о хиппи и рок-музыке, то мы вряд ли составим себе полное представление об Антитезисе. Молодежная контркультура, молодежный прикол, бессмысленный и инфантильный, были во все времена. И будут во все времена. Именно об этом фильм Петра Тодоровского "Какая чудная игра" (1995). Снятый в тяжелые времена для нашего кино, за абсолютно ничтожные деньги, этот фильм стал "лучом света" в жуткой тьме антисоветской чернухи. И это несмотря на свою очевидно натянутую концовку (взятка общему тренду?) - в жизни-то эта история закончилась вполне благополучно. Впрочем, Антитезис не пострадал, трагическая развязка ему к лицу. Музыка Петра Ефимовича ("Танцующие клавиши") выше всяких похвал (ПЛ-3413) | Кваша Г. С. · 23-07-2019 | |
| | | Антитезис кино (19)
Ни Сталкер, ни Слухач Антитезису не чужие, один в нём видит спасителя от Умниковской казармы, другой - младшего брата. Плюс Векторные связи... Отсюда фильм Гарика Сукачева (1.12.1959) по сценарию Ивана Охлобыстина (22.07.1966) "Дом солнца" (2010). Всё, что положено для Антитезиса, всё в фильме есть: нужная одежда, правильная музыка, особенно песня Марка Фернера (29.09.1948) Mean Mistreater, непонимающие родители, дурные чиновники, нелюбовь к любым системам, пиратская радиостанция, жажда жить одним днём, трагедия юной смерти... Само собой никаких детей (главный растворитель Антитезиса кино). Но не слишком ли всё канонично для реального Антитезиса? Тем более, что снят этот протест задним числом, во вполне уже вольные времена. (ПЛ-3400), (ПЛ-3402) | Кваша Г. С. · 17-07-2019 | |
| | Антитезис кино (18)
Одна из самых больших странностей Антитезиса состоит в том, что он должен непрерывно отрицать предыдущие достижения собственного архетипа. Отрицание отрицания (почти по Гегелю) неизбежно приводит к воспроизводству Тезиса, но слегка подкорректированного ("эрзац"). Об этом фильм Сергея Лобана (3.09.1972) "Шапито-шоу" (2010). Высмеяв (впрочем, вполне дружелюбно) множество модификаций Антитезиса, показав бессмысленность и инфантильность всех видов молодежных игр, автор уперся в идею Эрзац-героизма. Вместо Рафаэля - прерафаэлиты, вместо Ленина - Хрущев или Брежнев, вместо Виктора Цоя - Рома Легенда... Впрочем, и тут полный крах! И ещё, поразительно, как в фильмах Антитезиса старательно убирают из кадра детей. А ведь это Крым, лето - детей по определению тысячи (ПЛ-3327) | Кваша Г. С. · 11-07-2019 | |
| | | Антитезис кино (17)
Карен Шахназаров - живой классик. А почему? Всегда разный! Поработал в своём архетипе, можно и в другом поискать. Тем более всегда под боком классик-сценарист - Александр Бородянский (3.02.1944). Который неизбежно цеплял Антитезис, особенно в те памятные "последние 80-е", когда все чего-то ждали от молодежи. В фильме "Курьер" (1986) состоялась попытка приблизиться к Антитезису напрямую, - через возраст. Главный герой Иван, закончил школу, но в институт не поступил. Сыгравший его Фёдор Дунаевский (14.06.1969) фактически одногодка своего героя. Очаровательная наглость в сочетании с наивностью, яркий талант в сочетании с инфантильностью. Парадоксы шестого архетипа... | Кваша Г. С. · 05-07-2019 | |
| | Антитезис кино (16)
Савва Кулиш (17.10.1936) ворвался в наш кинематограф гениальным "Мёртвым сезоном" (1968). Примерно в том же направлении "Комитет 19-ти" (1972)... Ничто не предвещало ухода от внешнеполитической темы. Но архетип берёт своё... И вот в 1988 году, практически одновременно с соловьевской "Ассой" (видимо время пришло) он снимает "Трагедию в стиле рок". Удивительно, но режиссер решительно выступил против "своих". Не нашел он в Антитезисе ничего светлого или цветного, не обнаружил никакого очарования. И уж совсем никакой силы. Что пятый архетип (бандиты), что седьмой (секта) с лёгкостью давят жалкого и беспомощного собрата Бананана. Впрочем, вывод всё тот же - виноваты "плохие" взрослые люди... | Кваша Г. С. · 03-07-2019 | |
| | | Антитезис кино (15)
Сергею Юрскому всего-то 26 лет. Он бодр, весел и пребывает в отличной спортивной форме. Никакого юношеского сплина, зато полным полно наивности, безоговорочной честности и жажды справедливости. Песни, танцы, кромешный абсурд и кавардак... Речь о фильме Эльдара Рязанова "Человек ниоткуда" (1961). Источником всего этого "безобразия", безусловно, является сценарий Леонида Зорина (3.11.1924), уже отмечнного нами за сценарий к "Покровским воротам". Сейчас кажется, что драйва могло быть и побольше и абсурда маловато. Но в те годы разыгралась настоящая буря. Фильм был осужден, как безидейный, снят с проката и отправлен под замок на долгие 27 лет (ПЛ-3329) | Кваша Г. С. · 01-07-2019 | |
| | Антитезис кино (14)
Море цветных тряпок, абсолютизация свободы, ритмичные заводные песни и красивая любовь с трагическим исходом, который навеки оставляет пророков Антитезиса вечно молодыми. В основе первый рассказ Максима Горького "Макар Чудра", написанный им в конце шестого возраста. Режиссер Эмиль Лотяну (6.11.1936). Речь о фильме "Табор уходит в небо" (1975). Вроде бы всё на месте. Но чего-то не хватает. Может быть реальной молодости? Григоре Григориу (34 года) взрословат для Антитезиса. Да и Светлана Тома (28 лет) уже не девочка. Молодежный бунт (беспомощный и беспощадный) в их исполнении выглядит несколько надуманным. Тем не менее фильм имел рекордный прокат, ещё раз продемонстрировав, что даже попытка показать Антитезис народом принимается благожелательно | Кваша Г. С. · 29-06-2019 | |
| | | Антитезис кино (13)
Три Умника собрались залезть на территорию грядущего архетипа. Андрей Михалков-Кончаловский, Александр Градский и Иннокентий Смоктуновский сотворили "Романс о влюбленных" (1974). Они очень хотели смоделировать очарование Антитезиса. И ничего не вышло. Нет милых молодежных финтифлюшек, слишком пафосный вокал (рок так не поют), пафосные надуманные тексты, совершенно не натуральный надрыв. Что всё-таки удалось? По сути дела три песни на стихи Окуджавы (9.05.1924): "Песня о дружбе", "Возвращение" и особенно "Любовь". Плюс, конечно, сцены ушедшие под эти песни. Попытка была сделана, но создать безумный мир Антитезиса так и не удалось, получилось коряво и натужно. Но несколько минут чистого Антитезиса всё же есть | Кваша Г. С. · 27-06-2019 | |
| | Антитезис кино (12)
"Забриски-пойнт" (1968) - один из центральных фильмов культуры хиппи, а стало быть Антитезиса на пике его популярности. Режиссёр Микеланджело Антониони (29.09.1912), продюсер Карло Понти (11.12.1912), один из сценаристов Тонино Гуэрра (16.03.1920). Рок-музыка представлена в фильме максимально широко, в частности несколько знаменитых композиций Pink Floyd. Долина смерти, юные "Ромео" и "Джульетта", сжигание американского флага, любовь-любовь и разрушение старого мира "до основания, а затем"... Всё вроде бы на месте. Однако в прокате фильм провалился, в отличие от "Ассы"... И время вроде правильное - 1968 год. Самый пик молодежного бунта против мира взрослых. Может быть всё дело в том, что в прокат вышел фильма на два года позже (1970) чем надо? | Кваша Г. С. · 25-06-2019 | |
| | | Антитезис кино (11)
Возможно, главный шедевр в рамках архетипа, - это дилогия Барри Зонненфельда "Семейка Аддамс" (1991) и "Семейные ценности Аддамсов" (1993). Само собой, что основа этого невероятного всплеска Антитезиса - это комиксы Чарльза Аддамса (7.01.1912). Он создал абсолютно сумасшедший мир. Но очарование этого мира столь велико, что преодолеть его невозможно. Сначала Мортиша и Ларч. Потом появляется Гомес. Клан "безумцев" постепенно увеличивался: Маман, Пагсли, Венсди, Дядя Фестер и Вещь... А ещё мириады родственников клана Аддамсов. Никто не мог объяснить, почему эта странная семейка обладает такой притягательностью. Но в этом и состоит главный фокус Антитезиса - его рецепт не поддаётся формализации | Кваша Г. С. · 23-06-2019 | |
| | Антитезис кино (10)
"Питер FM" (2006) Оксаны Бычковой (18.06.1972). Женская версия "Ассы" - мягкое и милое восприятие рок-культуры. Вместо котенка - черепашка. И прочие мелкие признаки Антитезиса: нищеброд завтракающий у мусорного бака, алкоголик с обаянием суперзвезды, дети под картонной коробкой идут под дождём. Есть, конечно, и бунт против установленного порядка. Но опять же очень мягкий и милый. Против стандартного замужества и коммерческого руководства на радио. А в остальном всё прекрасно. Особенно песни. Думается подбор никак не хуже, чем в "Ассе". И всё же до реального Антитезиса не дотягивает, нет настоящего сумасшествия. Чувствуется реалистическая оглядка на окружающий мир | Кваша Г. С. · 20-06-2019 | |
| | | Антитезис кино (9)
Истинный Антитезис - это всегда неожиданность, взрыв, шок. Пусть корявое и наивное, но откровение. Любая попытка копировать или тиражировать Антитезис всегда заметна. В те годы, когда вышло "Покаяние" (1987) и "Асса" (1987) желание снять нечто абсурдное стало логичным. Режиссер Карен Шахназаров и его вечный сценарист Александр Бородянский не смогли удержаться и сняли "Город Зеро" (1988). В целом попытка удалась, абсурдом насыщены буквально все эпизоды. Но чувствуется натужность, лёгкости и близко нет. А главное, нет молодежного драйва, которыми перенасыщены "Покровские ворота", "Женя, Женечка..." и конечно же "Асса". Так что, увы, - близко, но не точно. Взрослым дядькам играть в абсурд неудобно, могут ведь и в дурдом сдать | Кваша Г. С. · 12-06-2019 | |
| | Антитезис кино (8)
Грузия - страна фантазий. Здесь Антитезис в кино скорее норма, чем странность. Особенно старался Тенгиз Абуладзе (31.01.1924). Уже в фильме "Древо желания" (1977) он проделал большой путь к чистому Антитезису. Но вершина - это конечно "Покаяние" (1984). Абсурд без малейших попыток замаскироваться под что-то реальное. Чем больше, тем лучше. Удивительно, но всё в рамках шестого архетипа. Даже средневековый рыцарь - тоже ведь расцвет шестого архетипа, но уже в мировом масштабе. Поразительно другое, у нас традиционно "мерзости сталинизма" снимают в серо-коричневых грязных тонах. А здесь такое буйство цвета, такая "роскошь общения". Таков Антитезис - мир ярок до рези в глазах... Но все умирают! | Кваша Г. С. · 10-06-2019 | |
| | | Антитезис кино (7)
"Покровские ворота" (1982) Михаила Козакова - фильм про возраст Антитезиса, задуманный драматургом Леонидом Зориным (3.11.1924), и снятый под песни Булата Окуджавы (9.05.1924). Костик - главный носитель Антитезиса! Очаровательный, лёгкий, победительный, готовый всё в этой жизни (кроме любви, конечно) превратить в фарс, в абсолютное "смешение жанров". Безусловно, лучшая роль Олега Меньшикова (8.11.1960). Но есть и второй носитель Антитезиса - Лев Хоботов, наивный, чистый, нелепый специалист по романским поэтам. Он всё вокруг обращает в хаос (кроме любви, конечно) - у него "в каждый миг решительно все будет взрываться, вспыхивать, портиться". Оборотная сторона Антитезиса. Лучшая роль Анатолия Равиковича (24.12.1936) | Кваша Г. С. · 08-06-2019 | |
| | Антитезис кино (6)
Труднее всего внедрить Антитезис в исторический фильм. Эти герои прошлого, цари-императоры, все они требуют мрамора, гранита, бронзы. А Антитезис - это солома, папье-маше, куклы, фитюльки разные, милые пустячки... И никакого пафоса. И всё же был у нас один император вполне пригодный для Антитезиса. Само собой это Петр Первый (9.06.1672) - император, "поднявший Россию на дыбы", сумевший выступить буквально против всего, что было свято. Создатели фильма "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил" почувствовали это и вместо застенков и казематов сняли феерию, с множеством приколов (глобус, в котором можно спать), масок, плясок, абсолютной буффонады. И конечно же любовь, очень трепетная и, наконец, счастливая | Кваша Г. С. · 06-06-2019 | |
| | | Антитезис кино (5)
Один из эталонных фильмов Антитезиса - "Кин-дза-дза!" (1985). Удивительно, что этот сумасшедший фильм снял Георгий Данелия, режиссёр весьма и весьма реалистичный. Ничего в его предыдущем творчестве не предвещало такого поворота. В этом фильме количество молодёжных приколов никак не меньше, чем в "Ассе" - все эти цаки, гравицапы, три раза "ку", а главное пепелац-гадюшник (Бананан обзавидуется)... Презрение к миру с цветовой дифференциацией штанов, тайная любовь к планете цветов... Пожалуй это фильм номер один в нашем конкурсе на образец Антитезиса. При всём уважении к Георгию Николаевичу, но "родителем номер один" этого фильма необходимо признать сценариста Резо Габриадзе (29.06.1936), опытного кукловода и мастера парадокса | Кваша Г. С. · 04-06-2019 | |
| | Антитезис кино (4)
Меньше всего ждешь Антитезиса от фильмов про войну. Война - дело серьёзное, суровое, пафосное. Меж тем фильм "Женя, Женечка и "катюша" чрезвычайно близок к нашей теме. Виной тому грандиозная сила, идущая от сценария Булата Окуджавы (9.05.1924), тональность, заданная его абсурдистской песней "Капли датского короля". Наивные и романтические мушкетерские, рыцарские мечты главного героя... И вполне реальная фронтовая авантюра с переодеванием в женское платье. И само собой святая любовь, закончившаяся смертью героини. "Ромео и Джульетта", "Асса"... И далее по списку. Кстати, победе над Белым тезисом фашизма наивный юношеский Антитезис вовсе не помеха. Как говорится, ударим хаосом по избыточному порядку | Кваша Г. С. · 02-06-2019 | |
| | | Антитезис кино (3)
Один из лучших фильмов нового времени "О чём говорят мужчины" (2010) снят режиссёром Дмитрием Дьяченко (16.09.1972). Элементы Антитезиса в фильме безусловно есть - насмешка над основными тенденциями современности: гламуром, бизнесом, рекламой, беспредметной живописью, сексуальной всеядностью... Есть светлая романтика дальних дорог, есть БИ-2... Но в целом, конечно, мимо... Слишком велико влияние грядущего архетипа, от сценаристов Леонида Бараца и Ростислава Хаита. Интеллектуальная многовариантность, отсутствие цели, тупик во всём... И приколы реально смешные, мастеровитые, профессиональные. Но юношеского наивного и милого парадокса, которым славится Антитезис ("серьга Бананана") нет. Хороший фильм, но не Антитезис | Кваша Г. С. · 31-05-2019 | |
| | Антитезис кино (2)
Англия - колыбель Антитезиса. Уж где-где, а в Англии с Антитезисом всё в порядке. Впрочем, фильм "Рок-волна" (2009) утверждает обратное. Якобы английские бюрократы в своё время душили и преследовали рок-музыку. И единственным островком свободы были пиратские радиостанции, вещавшие со стоящих на якоре в Северном мире полусгнивших посудин. В этом смысле фильм весьма и весьма похож на нашу "Ассу". Молодые абсурдисты идут против замшелой бюрократии... Идут весело и нагловато. Неизбежно проигрывают, но... неожиданно выходят на некий символический триумф! Ну и само собой, режиссер, сумевший разложить Антитезис по элементам - Ричард Кёртис (8.11.1956) | Кваша Г. С. · 29-05-2019 | |
| | | Антитезис кино
По этой рубрике вскоре будет объявлен конкурс. А пока что-то вроде артподготовки. Как изобразить Антитезис в кино? В искусстве, которое слишком бизнес и слишком производство... Легче всего, наверное, Обезьянам, они видят крысиные штучки насквозь. Сергей Соловьев снял "Ассу" (1987), сбросив в двухчасовой фильм, копившиеся годами, а может десятилетиями, молодежные контркультурные приколы вроде Communication-tube ... Замечательные антитезисные песни: про малчьика-Бананана, старика Козлодоева и особенно про "Город золотой", написанный Анри Волохонским (19.03.1936). И само собой уникальное название фильма. Второй раз такое точно не придумаешь (спасибо Бананану!). Всё совпало, повторить такое нельзя | Кваша Г. С. · 27-05-2019 | |
|
|
|
|
|