|
|
Сад расходящихся тропок | Сад расходящихся тропок (11)
Андрей Тарковский (4.04.1932). Как будто специально запутывал всё, что было можно. Не дай бог, чтобы хоть что-то было ясным и определенным. Пытаясь сделать экранизацию "Пикника на обочине" он буквально измотал Стругацких требованием переписать сценарий. При этом, сформулировать, что именно его не устраивает и что бы он хотел увидеть, он был не в состоянии. В результате бесконечного виляния и запутывания следов, Тарковский откровенно провалил фильм "Сталкер". Казалось бы с "Солярисом" (по С.Лему) всё было иначе, и фильм очевидно удался. Но так думают только те, кто не читал книгу С.Лема, и не слышал гневной отповеди автора. Тарковский и здесь всё перевернул и перепутал | Кваша Г. С. · 01-09-2024 | |
| | | Сад расходящихся тропок (10)
Величайший писатель - братья Стругацкие (Дева, Овен)! А кто следующий? Может быть Курт Воннегут (11.11.1922)? Чтение его книг создает грандиозное пространство для парадоксального мышления. Можно сказать, что читатель Воннегута переходит на новый уровень свободы мысли. Литературные критики оказались бессильны в своём дурацком стремлении всё классифицировать и разбросать всех писателей по жанровым клеточкам. И к фантастике в чистом виде не отнесешь, и сатирой не назовешь... Чёрный юмор, а может быть абсурдизм? Кто-то тащит Воннегута в классики, другие упрекают в вульгарности. Что касается отдельных произведений, то тут всё ещё сложнее, траектории их сюжета принципиально непредсказуемы, концовку лучше не загадывать. Остаётся лишь наслаждаться игрой великого ума | Кваша Г. С. · 31-08-2024 | |
| | Сад расходящихся тропок (9)
Гай Ричи (10.09.1968). В чём секрет его фильмов? Несколько цитат: " Фильмы Гая Ричи похожи на американские горки, сойти с которых не дождавшись конца, практически невозможно". "С самого начала зритель видит несколько очень разных, но переплетающихся сюжетных линий. Мы следим за героями и всегда знаем немного больше их, оттого и ждём с таким нетерпением кульминации, где все линии обязательно столкнутся самым абсурдным образом". "Вещь, которой все хотят обладать (Макгаффин) у Гая Ричи всё время меняется. Соответственно меняется смысл и стержень фильма". "Ричи всё время смеётся и постоянно ввязывает своих героев в абсурдные ситуации и безвыходные положения". Короче, интригует (ПЛ-8965) | Кваша Г. С. · 15-08-2024 | |
| | | Сад расходящихся тропок (8)
Сэмюэл Беккет (13.04.1906), пьеса "В ожидании Годо". Сюжета по сути нет. Стоят два бомжеватого вида мужика и ждут. Пока ждут, один из них выбросил драные ботинки и остался босиком (единственное осмысленное действие). Появляются ещё двое, один из них хозяин, который издевается над своим слугой и развлекает этих бомжей белибердой. Потом они уходят. Появляется мальчик и говорит, что Годо сегодня не придёт. Затем тоже самое повторяется по кругу с незначительными изменениями. Всё! Меж тем в Википедии аж 4-е различных интерпретации. Но вполне возможно, что Беккет никакого смысла не вкладывал, а просто посмеялся над нашей тягой к трактовкам. (А.Осипенков), (ПЛ-8964) | Кваша Г. С. · 14-08-2024 | |
| | Сад расходящихся тропок (7)
Любой фильм Георгия Данелия (25.08.1930), какой бы банальной не была ситуация, всегда оставляет простор для трактовок. "Афоня", главный герой - хам, бездельник и вымогатель. А может милый, беззлобный, слегка потерявшийся паренек? "Осенний марафон". Куда переводчику податься - к жене, машинисте, или бросить обеих? "Мимино". Разброс вариантов чудовищный - тюрьма, международные авиаперевозки или милые сердцу холмы Грузии. "Паспорт". Всего-то хотел шампанского с братом выпить, и вдруг открыл ящик Пандоры широчайших вариантов и траекторий. И так в каждом фильме, зрителя буквально подвешивают между множеством жизненных возможностей. Ну а в "Кин-дза-дза" варианты развития сюжета приобретают галактический масштаб. (ПЛ-8800) | Кваша Г. С. · 27-07-2024 | |
| | | Сад расходящихся тропок (6)
Рубрика создавалась по названию рассказа Хорхе Луиса Борхеса (Дева) "Сад расходящихся тропок". Интересно, что рассказ посвящен некой Виктории Окампо (Овен), аргентинской писательнице и издательнице. Предполагалось, что в первых подачах рубрики будет рассмотрена многозначность произведений Льва Толстого (Дева), Николая Гоголя (Овен), Ивана Тургенева (Скорпион), Фёдора Достоевского (Скорпион), Максима Горького (Овен), Ивана Бунина (Скорпион). Одним словом, именно тех, кто создал образ загадочной русской литературы, загадочной русской души. Однако что-то пошло не так, в рубрике появились размышления по четырём книгам братьев Стругацких (Овен, Дева)... И на этом рубрика заглохла. А жаль, замысел неплох | Кваша Г. С. · 24-03-2024 | |
| | Сад расходящихся тропок (5-2)
Запоминается последняя фраза... Мысль примитивная, но работает безотказно. Подавляющее большинство читателей "Пикника" буквально вцепились в слова Арчи Барбриджа "Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженный!". Вокруг этих слов накручиваются буквально рулоны обсуждений и трактовок. Повёрнутые на теме антисоветизма и прочей русофобии (Дмитрий Быков и др.) талдычат о том, что Зона это и есть советский эксперимент, мол, погуляли комиссары, оставив за собой жгучий пух и прочую зуду... Куда более важная идея представлена в словах Валентина Пильмана: "Не важно, откуда они прибыли, зачем прибыли, почему так недолго пробыли и куда девались потом. Важно то, что теперь человечество твердо знает: оно не одиноко во Вселенной". Правда, трактовать эти слова надо не напрямую | Кваша Г. С. · 11-07-2020 | |
| | | Сад расходящихся тропок (5)
Самая любимая в народе книга братьев Стругацких (Дева, Овен) - "Пикник на обочине". Это произведение настолько увлекло читателей, что кое-кому на волне этой эйфории захотелось снять кино. Увы, добавка к авторским загадкам своих персональных заморочек привела к катастрофе, фильм провалился. Дважды плотнейшим образом к экранизации подходили американцы. Интересно, что в первом случае Рэдрика должен был играть Джон Траволта (18.02.1954), а во втором - Мэттью Гуд (3.04.1978). Почувствовали архетип! Но оба раза что-то не склеилось. Написано какое-то безумное количество продолжений и подражаний. Американцами, японцами, нашими... Видимо, этот "Сад..." оказался самым завораживающим | Кваша Г. С. · 10-07-2020 | |
| | Сад расходящихся тропок (4)
"Град обреченный", безусловно, главная книга братьев Стругацких (Дева, Овен). Чтобы минимизировать число тропок братья фактически создали одномерное пространство: слева неприступная стена, справа - обрыв. Впрочем, и в одномерном коридоре есть варианты для выбора жизненной позиции: китайский вариант созерцания, японский путь борьбы, немецкая власть, русская правда, корейское любопытство и еврейская идея. Это внутри книги. А вне книги настоящая борьба трактовок. Самые тупые, как всегда, бубнят про некое прозрение комсомольца-сталиниста (стоило для такой ерунды роман городить?). Другие, тоже туповатые, талдычат про недопустимость экспериментов над людьми. Третьи замечают очевидный посыл авторов: нами "рулят", причём в независимости от того признаём мы это или нет. Самые прозорливые увидели главное: битвы архетипов | Кваша Г. С. · 07-07-2020 | |
| | | Сад расходящихся тропок (3)
Возможно самое концептуальное произведение братьев Стругацких (Дева, Овен) - "За миллиард лет до конца света" (1973). Гигантское поле для трактовок. Кто-то намекает, что противостояние с Гомеостазисом - это битва с советской властью. Другим мерещатся возрастные проблемы. Третьим (Гертшери Фло) - битва Прогрессора с грядущим архетипом. Четвёртые (Вячелав Рыбаков) предполагают, что не было никакого Гомеостазиса, а вполне конкретный Господь Бог занимается наглым подгоном мироздания под нужный ему результат. Сами герои также в абсолютном недоумении - поставленная перед ними проблема (истина или жизнь?) не имеет удовлетворительного решения. Кстати, о тропах: "Сказали мне, что эта дорога меня приведёт к океану смерти, и я с полпути повернул обратно. С тех пор всё тянутся передо мною кривые глухие окольные тропы"... | Кваша Г. С. · 06-07-2020 | |
| | Сад расходящихся тропок (2)
Одна из самых неоднозначных книг братьев Стругацких (Дева, Овен) - это "Жук в муравейнике". В какие-то моменты читатель буквально убеждён, что Лев Абалкин - это агент Странников. Вторую версию отстаивает сам Абалкин - он чист перед Землей. В следующей своей книге - "Волны гасят ветер" - авторы однозначно выступили на стороне Абалкина, мол несчастный Рудольф Сикорский - параноик и зря он подстрелил угрюмого прогрессора. Но читатели Стругацких не так просты, авторов буквально закидали письмами с прямым вопросом: если Абалкин не агент, то как погиб Тристан? Стругацкие отвечали уклончиво. Гертшери Фло, описывая сражение архетипов, однозначно заявил, что Абалкин безусловный вражеский Прогрессор, и Странник-Сикорски просто обязан был его застрелить. | Кваша Г. С. · 03-07-2020 | |
| | | Сад расходящихся тропок
Теория не обязана плестись позади жизни, утверждать лишь то, что тысячекратно проверено и перепроверено. В истории создания СГ было немало эпизодов, когда теория беззастенчиво опережала жизнь. Теория Брака была создана за 5 минут и не имела на момент создания ни одного довода "за". Предположение, что Календарные знаки - это инстинкты, импульсы, в общем-то детство, было сделано интуитивно и не имело никаких доказательств, которые потом пришлось собирать 10 лет. Искомое тут предположение об одном из главных критериев для рождения самой привлекательной литературы также было сделано мимоходом. Доказательства можно искать сразу по нескольким линиям. В этой рубрике предлагается Вам, друзья СГ, описать неоднозначность наших любимых книг. Речь идёт о писателях Овнах, Девах и Скорпионах | Кваша Г. С. · 02-07-2020 | |
|
|
|
|
|