Глава 5 ВОЗРАСТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Самая восхитительная и страшная тайна жизни скрыта в наступлении старости. Можно сказать, что жизнь это и есть старение. Однако правильнее было бы говорить не о старении, а о смене возрастов.
До сих пор мы говорили только о возрастах человека, однако есть возраст и у государства, и у человечества.
Теоретически удалось пока создать учение о трех глобальных эпохах в жизни человечества. Одна кончилась давно, вторая - в разгаре, третьей еще предстоит наступить.
В первой эпохе (время Востока) формировались языки и народы; Бог был природен, жил в космосе, камнях, цветах, в любом мусоре.
Во второй эпохе (время Империй) формируются государства, свершается научный и технический прогресс; Бог социален, живет в обществе, зримо или незримо пребывая меж людей.
В третьей эпохе (время Запада) окончательно сформируется человек, его душа; Бог переселится в личность, в глубину души каждого отдельного человека.
Эти формулы составляют неотъемлемую часть учения о Трех эпохах структурного гороскопа. А вот идеи, положения о возрастах человечества - это пока гипотеза, представление, подкрепляемое более эмпирическими данными, чем теорией.
Итак, человечество вступило в завершающую фазу второй эпохи, по возрастной классификации - это восьмой возраст, возраст Собаки. Можно ли найти в нашем времени признаки возраста Собаки? Думается, их очень много, недаром Мандельштам сравнивал наш век с волкодавом (сам он не был волком по крови своей, поскольку родился в год Кота). А вот истинные герои нашего времени очень часто рождались именно в годы Собаки. Речь не только о Лермонтове, но и о Александре Дюма, Стивенсоне, Ремарке, Николае Гумилеве и других представителях этого знака, во многом создавших идеологию нового времени, основанную на идеалах суровой мужской дружбы, борьбы за справедливость, чести и совести.
"Собачье" время - это и общая мрачность и скептицизм, и чрезмерная национальная и государственная гордость, и войны до последней капли крови, и расцвет социалистических идей.
Но главное, конечно, не эти внешние признаки. Именно возраст Собаки знаменует собой внезапный и бурный прогресс, взрыв карьеры, когда накопленные знания и умения суммируются и начинают играть, гореть, рождая самые могучие теории, великие откровения. Это в жизни человека.
В истории человечества бурный прогресс является действием продуктивного восьмого возраста.
Живя в своем времени, мы привычно ругаем его, клянем за войны, концлагеря, массовый террор, тем не менее с удовольствием пользуемся благами его прогресса. Более того, попробуйте отнять их, и вы увидите, что никакое возвращение в леса и горы не сможет оторвать человечество от телефона, телевизора и прочих благ и игрушек, рожденных прогрессом.
Казалось, они с нами вечно. Но давайте вспомним. Первый паровой автомобиль построен во Франции в 1769 году, автомобиль с двигателем внутреннего сгорания создан в Германии в 1885 году. Лишь в конце XIX века начинается промышленное производство автомобилей, тогда же появляется телефон и лампа накаливания. Ну а XX век, тот самый век-волкодав, резко увеличил скорость прогресса. Телевидение, космос, компьютеризация, электрификация и т. д. Резко рванула вверх численность населения планеты, город стал основным жилищем человечества. (Последнее, кстати, очень напоминает возраст Собаки в жизни любого человека - это время создания семейного очага, рождения и воспитания детей.)
Технический прогресс не мог волшебно возникнуть на пустом месте, ему предшествовали крутые изменения в науке. Современная наука началась с Ньютона, Лейбница, а это самое начало XVIII века. По всей видимости, там и был рубеж вступления человечества в восьмой возраст. Так что три века в самом продуктивном своем возрасте человечество уже оттрубило, мы уже не мальчики, но мужи, по человеческим стандартам лет эдак 39...
Возрасту Собаки предшествовал Кабан, вполне интеллектуальный, блеском ума не уступающий нынешнему, однако без его прагматизма, целеустремленности, быстродействия. Возраст Кабана подарил человечеству Шекспира (конец XVI века), Леонардо (конец XV), Микеланджело. Если возраст Собаки начали ученые (Ньютон и Лейбниц), то возраст Кабана, безусловно, начали поэты - Данте и Петрарка (начало XIV века). Имя этого возраста вспомнить нетрудно - Возрождение, или Ренессанс. Рафаэль, Тициан, Тинторетто, Брейгель, Дюрер, а еще Рабле и Сервантес, Бокаччо и Коперник. Каждое имя- символ эпохи с ее томлением, сомнениями ("Быть или не быть?"), неясностью дальнейшего пути.
Если снова о Кабане, то снова о молодости. Возраст Кабана - последний перед зрелостью период всеобщего оптимизма, веселого ветра и соленых брызг. За Кабаном утвердилось имя "Парусник" - за его любовь к путешествиям, способность увлечься любой идеей, подверженность каждой перемене ветра. Потому не менее значимым явлением, чем возрождение культуры, стало географическое возрождение (или рождение) человечества. Географическое самосознание человечества получило официальное название эпохи великих географических открытий.
Колумб всего на год старше Леонардо. Васко да Гама на шесть лет старше Микеланджело. Магеллан на три года старше Коперника. Какая блестящая плеяда. Какой невиданный взлет! Таков расцвет возраста Кабана.
Спустимся еще глубже - средневековье (V-XIII века), оно охватывает сразу два возраста (Бык и Крыса).
Крыса - знак мистический, и в ее эпоху человечество отдало дань мистицизму. Расцвет алхимии - это XI-ХШ века; в XII же веке в Европу проникает астрология и приобретает то мистическое обличье, которое не удалось отмыть даже нашему рационалистическому времени. В те же годы свершались крестовые походы, шло устроение церкви, хотя в итоге не она, а государство стало главным героем всей второй эпохи, завершающейся возрастом Собаки и начавшейся возрастом Быка (V - X века).
В планах, проектах, амбициях возраста Быка закладывается то, что потом осуществится в возрасте Собаки. Главные герои технической и научной революции - Франция, Англия, Германия, Россия - зарождались именно тогда; Франция, Англия - в IX веке, чуть позже Германия и Россия. Государства, родившиеся раньше или позже, даже такие гиганты, как Китай или США, главных ролей в прогрессе человечества не сыграли. Впрочем, у них еще есть время для реабилитации, ведь не за горами возраст Змеи, девятый возраст человечества.
А как и когда прошло детство человечества? На них приходится несколько возрастов: первый (Петух), второй (Обезьяна), третий (Коза), четвертый (Лошадь). Это тема отдельного разговора. Возраст Лошади, как и возраст Собаки, - одна из вершин человеческого развития, между ними много общего, недаром Олимпийские игры из светлого возраста Лошади (Эллада), минуя все эпохи, перекочевали прямо в возраст Собаки. Древнюю Грецию, Древний Рим часто называют счастливым детством человечества, и чем старше оно будет, тем больше станет вспоминать свое языческое прошлое.
Возрождение интереса к восточным учениям тоже признак приближающегося возраста Змеи. Возвращение ведущей роли женщины, семьи, снижение общечеловеческой энергетики, агрессивности, прекращение войн- и это признаки нового времени.
Оптимизма, увы, новый возраст человечеству не принесет: Змея, как и Собака, темный знак. Однако полностью сменится круг нынешних проблем. Без особых сомнений можно заявить, что символом нового времени станет медицина. Вслед за географической революцией возраста Кабана и научно-технической революцией возраста Собаки человечество ждет медицинская революция возраста Змеи.
Видимо, не то и не так мы лечили все время и медицинские победы были дутыми, до сих пор так и остался непознанным человеческий организм. Подводя итоги возраста Собаки, мы должны в этом признаться. В тупик зашло медикаментозное лечение, в тупике вся индустриальная и техническая медицина. Огромные ресурсы направлены на то, чтобы тушить пожар, и ничего не делается для его предупреждения, напротив, мы специально делаем все (курение, пьянство, непосильный труд), чтобы болеть, и болеть как можно чаще.
Не исключено, что именно Россия будет родиной новой медицины в XXI веке. Однако никакая, даже самая прекрасная медицина не спасет человека от смерти. Она - венец всякой жизни. Все, что родилось, должно умереть. Ждет смерть и человечество. Представить себе это трудно. Смерть человечества - это не полное исчезновение людей, скорее исчезновение человечества как единого целого, а потому точнее - это некое переселение.
Что-то об этом переселении можно понять, если прочитать "Конец детства" Артура Кларка или "Волны гасят ветер" Стругацких. И все же о смерти и посмертной жизни человечества говорить можно, лишь почувствовав и осознав смерть и посмертную жизнь человека...
|