Глава 6 РУССКАЯ ИСТОРИЯ И ПРАВОСЛАВИЕ
Рассмотрев общую картину хронологии русской истории, легко увидеть, что вся история шла по нарастающей. Между первым (Олег - Ярослав) и вторым (Иван II - Иван III) волевыми рывками - 300 лет, в которые уместились два 144-летия стабильного уклада и 12 лет перехода. После второго рывка еще одно 144-летие стабильного уклада и снова рывок (Алексей Тишайший - Екатерина II), после которого вообще не уместилось никакого законченного цикла. Всего две фазы успела пройти Россия в свободном эволюционном развитии и вновь вступила в волевой рывок в 1881 году, из которого выйдет лишь в XXI веке.
Такое нарастание темпов волевых преобразовании привело к созданию уникального народа, в котором постоянное политическое движение вытеснило всякое представление о нормальном, преемственном существовании.
Петр Чаадаев: "Мы так странно движемся во времени, что с каждым нашим шагом вперед прошедший миг исчезает для нас безвозвратно... каждая наша идея бесследно вытесняет старые..."
Николай Бердяев: "Для русской истории характерна прерывистость... она менее всего органична... Развитие России было катастрофическим".
Такое развитие, безусловно, несет многие беды народу, но создает идеальные условия для национального новаторства, для острого и непредвзятого восприятия мира.
Результатом каждого волевого 144-летнего рывка является создание нового уклада, причем в темное время революции (И и III фазы) этот уклад еще не виден. Оформляется он только в IV фазе каждого рывка. А потому, чтобы увидеть все четыре уклада, все четыре ступени русской истории, мы должны обратиться к четвертым фазам всех рывков: 1) Ярослав Мудрый, 2) Иван III Великий, 3) Екатерина II Великая, 4) мудрые и великие правители конца XX и начала XXI века.
При Ярославе Мудром стало ясно, что племенная организация восточных славян уничтожена и на ее руинах сформировалась новая "политическая народность" славянства с удельно-родовыми отношениями. Все это отражено в Русской Правде Ярослава Мудрого. Причем новый уклад был столь жизнеспособен, что практически без изменений просуществовал 300 лет, несмотря на все пронесшиеся над страной бури.
Этот уклад подвергся коренной, революционной ломке во втором рывке, когда при разрушении удельно-родового уклада была абсолютизирована идея "старшего князя" и создано вотчинное самодержавие. Все общество стало единым в своем бесправии по отношению к царю.
Иван III был первым царем на Московском престоле.
Следующие затем 144 года стабильного уклада только закрепили такое положение вещей, признав, что власть царя - от Бога, сделав государство полностью зависимым от доброй или злой воли царя, при нем - процветающим, без него - погибающим.
Третий волевой рывок круто изменил соотношение самодержца и подданных. Он создал военный класс - дворянство, которое, будучи освобожденным от государственной повинности Екатериной II, стало вровень с самим самодержцем. Это позволило создать гигантскую империю. Фактически самодержец лишь возглавил лидирующий класс. Противолежащим классом становится крепостное крестьянство.
Четвертый рывок, начатый в 1881 году, также заложил основу нового уклада. Этот уклад начинает только-только проявляться в наши дни, ибо IV фаза началась лишь три года назад. Однако его не так уж трудно представить, помня о том, что весь рывок проходил под знаком индустриализации. Лидирующим классом становится класс освобожденной технократии, ну а работающим классом остается, естественно, рабочий класс. Все остальные группы населения - крестьянство, духовенство, армия и т.д. играют промежуточную, вспомогательную роль.
Чтобы понять, что еще проявится в IV фазе, мы скорее должны обращаться к планирующей фазе (1881-1917), чем к темному времени (1917-1989). И в том времени мы найдем зачатки принципиально нового для России явления - русской религиозной философии, с одной стороны, основанной на православии, с другой стороны, лишенной ортодоксальности и догматизма, найдем фактически начала нового духовного учения. Другими пророками, указывающими наше будущее, были те российские ученые и философы, которые обратились к сокровенным знаниям Востока.
Таким образом, IV фаза текущего волевого рывка покажет нам не только новый уклад, но и проявит новые духовные устремления народа - создание единого духовного учения, готового к восприятию кажущихся чуждыми идей Востока.
Можно усмотреть противоречие между технократическим укладом и духовным прозрением народа. Однако такового не имеется, ибо технократический, естественнонаучный подход всего лишь вносит систему, устраняет догматизм, связывает духовные прозрения с грешной землей. Пророки и герои современности в России - это почти всегда представители технической интеллигенции - отец Павел Флоренский, Александр Солженицын, Андрей Сахаров.
Поскольку четвертый уклад заключительный, именно в нем должно реализоваться предназначение тысячелетней истории русского народа.
Николай Бердяев: "Русская мысль, русские искания... свидетельствуют о существовании русской идеи, которая соответствует характеру и призванию русского народа. Русский народ, по своей вечной идее, не любит устройства этого земного града и устремлен к Граду Грядущему, к Новому Иерусалиму, но Новый Иерусалим не оторван от огромной русской земли, он с ней связан, и она в него войдет. Для Нового Иерусалима необходимо... братство людей, и для этого необходимо еще пережить эпоху Духа Святого, в которой будет новое откровение об обществе. В России это подготовлялось".
Чему же обязана Россия тем, что результатом ее существования станет новое духовное значение, которое она подарит человечеству? Ответ можно найти, если рассматривать ее историю как четыре действия, два из которых - вхождение в православие, а два - выход из него.
Первый рывок (909-1053) был тем временем, когда закладывался весь план русской истории. Крещение, вхождение в православие, обращение к книжной культуре определило всю дальнейшую судьбу.
"Подобно тому как если бы кто-нибудь распахал землю, а другой посеял, а иные стали бы пожинать и есть пищу обильную, так и князь Владимир распахал и умягчил сердца людей, просвятивши их крещением; сын его Ярослав насеял их книжными словами, а мы теперь пожинаем, принимая книжное учение..." - так говорится в летописи.
Во втором рывке (1449 год) Московское государство отказалось принять Флорентийскую унию: русское православие стало независимым духовно и юридически и от своей матери Византии, и от католического мира.
Историк С. М. Соловьев пишет, что это "одно из тех великих решений, которое на многие века вперед определяет судьбу народов".
Православие стало основой Русского государства. Именно оно толкало его на борьбу с татаро-монгольским нашествием, оно же поставило вопрос о воссоединении всех православных земель под властью Москвы. Ему принадлежит формулирование мессианской идеи русского народа о Москве как о Третьем Риме. Православие стало духовным фундаментом русской культуры.
Два шага внутрь православия совершены, теперь идет выход из него, выход, сопровождающийся переработкой ортодоксальных идей в идеи духовной свободы, духовной воли.
На переломе стоит фигура Никона - его реформы стали началом Великого раскола. 1653 год - начало реформ Никона, год входа в третий волевой рывок. Впервые светская власть встала над духовной. Православие из поводыря превратилось в помощника.
Раскол, а затем секулярные реформы Петра I, превратили православие в один из институтов государственной власти. Памятником былого величия православия осталось старообрядчество.
Но духовная мощь православия перелилась не только в государственную идею, но и светское искусство, которого до третьего рывка Россия практически не знала. На протяжении всего существования третьего уклада (1801-1917) Россия не переставала удивлять мир грандиозной духовностью своего искусства, в основном литературы.
Важно также и то, что именно в третьем рывке Россия начала вбирать в себя все новые и новые народы, не ассимилируя их. Сохранение национального и религиозного достоинства народов - залог того, что Россия уходит от догматического доминирования чисто русской и чисто православной идеи и подготавливает почву для вселенских и наднациональных идей четвертого шага, четвертого волевого рывка.
Разумеется, важнейшим шагом, оправдывающим и искупающим всю нашу историю, является четвертая фаза четвертого рывка - то самое время, в котором мы живем. До 2025 года должно произойти двойное проявление русской истории, и всех нас должна переполнять гордость за доверие, оказанное нам историей. Но это - и величайшая ответственность.
Новая духовность будет лишена ортодоксальности и, по сути, уже не будет религией, но религиозна, православна та сфера, в которой она росла, а потому она будет походить на своего породителя.
В первом действии своей истории Русь была крещена миром, в четвертом действии своей истории уже она будет крестить мир.
Свершив свое предназначение, Российская империя погибнет как государственное образование, но никак не ранее этого, ибо история не кончается на полуслове. Россия же своего Слова, своего окончательного Слова, еще не сказала.
РУССКАЯ ИСТОРИЯ И ПРАВОСЛАВИЕ, ИЛИ ЧЕТЫРЕ
ШАГА ДУХОВНОЙ ЭВОЛЮЦИИ РУССКОГО НАРОДА
909-1353 (3 цикла) |
Вхождение в православный мир |
Крещение Руси (988) |
1353-1653 (2 цикла) |
Становление независимой национальной религии |
Отказ от принятия Флорентийской унии (1449) |
1653-1881 (1,5 цикла) |
Потеря церковью политического и культурного лидерства |
Раскол (1653) |
1881-2101 (1,5 цикла) |
Остановка в развитии православия. Рождение общемирового духовного учения |
Победа антирелигиозной революции. Отделение религии от государства (1917) |
|