www.xsp.ru/sh/ Структурный гороскопГлава 10 |
Примеры: | И. С. Тургенев - П. Виардо (Тигр - Змея), И. А. Бунин - В. Я. Муромцева (Лошадь - Змея), И. И. Пущин - Я. Д. Фонвизина (Лошадь - Бык), А. И. Куприн - Е. М. Куприна (Лошадь - Петух), Я. В. Недоброво -А. А. Ахматова (Лошадь - Бык), Д. С. Мережковский - 3. Н. Гиппиус (Тигр - Змея), Г. Нельсон - Э. Гамильтон (Тигр - Змея). |
Обычно такой брак заключается по взаимной и страстной любви. Любовь ломает все языковые барьеры, стоящие перед влюбленными. Они полностью отдаются своему чувству, часто совершают невозможное, непонятное ради своей любви.
Ксения Куприна так описывает решительное объяснение своих родителей: "В Даниловском Куприн уже по-настоящему влюбился в Лизу... Однажды во время грозы он объяснился с нею. Первым чувством Лизы была паника. Она была слишком честной... Разрушать семью, лишать Люлюшу отца казалось ей совершенно немыслимым, хотя у нее зарождалась та большая, самоотверженная любовь, которой она впоследствии посвятила всю жизнь".
Прекрасная, романтическая любовь адмирала Нельсона и леди Гамильтон стала легендой, о ней снимают фильмы. Они пренебрегли всеми приличиями ради своего чувства, буквально сгорели в его огне.
Наталия Дмитриевна Фонвизина "...тайно, под видом поездки в свои отдаленные имения, отправилась к друзьям в Сибирь. Этому предшествовала переписка с И. И. Пущиным, вполне красноречиво доказывающая, что "любви все возрасты покорны". В 1857 году по велению сердца (а также по совету чудотворной иконы) 52-летняя Н. Д. Фонвизина сочеталась браком с 59-летним декабристом".
И. С. Тургенев писал Полине Виардо: "Во всей моей жизни нет воспоминаний более дорогих, чем те, которые относятся к Вам... Мне приятно ощущать в себе после семи лет все то же глубокое, истинное, неизменное чувство, посвященное Вам, сознание этого действует на меня... как яркий луч солнца.
Пока живу, буду стараться быть достойным такого счастия, я стал уважать себя с тех пор, как ношу в себе это сокровище".
Согретые взаимной любовью, люди живут друг для друга. Письма Полины Виардо к русскому писателю убеждают, что чувство, которое он к ней испытывал ("никогда невиданное на земле", как он писал), было взаимным.
Любое романтическое чувство жертвенно по природе, и романтическая любовь не является исключением.
Ум-эль-Банин пишет о жене И. А. Бунина: "Она вызывала мое восхищение: добротою души, преданностью человеку, который, на мой взгляд, совсем этого не заслуживал, полным отсутствием ревности... ей важно было только одно: чтоб он был счастлив".
Но романтик не управляет своими чувствами. Он только хочет, чтобы любовь была неизменной, не понимая, что все в мире изменяется. Отсюда многие трагедии.
Как никто другой, Бунин отразил в своем творчестве муки романтической любви. Литературовед пишет: "Любовь у Бунина трагедийна, в ней вызов и протест против несовершенства мира в самих его основах... бунинские персонажи доходят в своем пути к счастью до несчастья: не удовлетворяясь скромными, отпущенными им сугубо "земными" пределами, они подымаются до тяжбы с природой и вечностью в требовании идеального чувства".
А вот строки из письма Бунина брату Юлию: "...описывать свои страдания отказываюсь, да и ни к чему. Но я погиб - это факт совершившийся. ...Давеча я лежал часа три в степи и рыдал, и кричал, ибо большей муки, большего отчаяния, оскорбления и внезапно потерянной любви, надежды, всего, может быть, не переживал ни один человек... Как я люблю ее, тебе не представить... Дороже у меня нет никого".
Взаимная любовь двух романтиков небесконечна. Кто-то разлюбит, возникнут конфликты, проснется воля, которая окончательно запутает все и вся.
Полина Виардо решила не покидать мужа; что это было волевое решение - сомнений нет.
Вот ее слова: "У меня были в жизни очень горькие минуты... я могла совершить большую ошибку - потому что лишилась воли. Я вовремя обрела ее, чтобы скрепя сердце выполнить свой долг... понемногу мой разум вернулся ко мне, а с ним и воля. Обладая ею, я была сильнее всех. Я не совершила ошибки".
Да, Тургенев и Виардо через всю жизнь смогли пронести свою романтическую любовь, но семью они не создали.
В таких браках супруги кратчайшим путем идут к пониманию того, что они одинаковые люди, поэтому дух соперничества (коса и камень) может отравить совместное существование, когда любовь уходит от них. А в этом браке совместное дело, вероятно, самый важный компонент счастливой жизни.
"Вера Николаевна, ставшая женой Бунина, в течение почти полувека сопровождала его, окружала заботой и вниманием, изучала писательские привычки и даже капризы своего "Яна"".
Бунин сказал одному журналисту: "Вот я скоро умру... и вы увидите: Вера Николаевна напишет заново "Жизнь Арсеньева"..."
Да, лучший вариант этого брака, когда "содружество... было и сотворчеством". Именно так написано о союзе Тургенева и Виардо.
"Он (Тургенев.- Авт.) писал для нее тексты романсов, сочинял либретто... когда она решила проявить себя на композиторском поприще". Высоко ценя ее критическое мнение, "он знакомит ее со всеми своими творческими замыслами".
Литературно-критическая поддержка Н. В. Недоброво во многом помогла Анне Ахматовой подняться на вершину поэтического Олимпа. Она писала, а он построчно разбирал ее произведения: хвалил, ругал, советовал, направлял.
Леди Гамильтон не только любила Горацио Нельсона, она принимала самое деятельное участие в его военных экспедициях, обеспечивала снабжение, узнавала последние новости Неаполитанского двора и передавала адмиралу. Она использовала все свое влияние на короля и королеву Неаполя, чтобы облегчить существование английской эскадры в Средиземном море. Впоследствии их дом в Англии превратился в своеобразный военно-морской клуб.
"Имя Зинаиды Николаевны Гиппиус... биографически и духовно соединено с именем ее мужа Дмитрия Сергеевича Мережковского. В литературно-общественной, религиозно-философской, художественной жизни России на рубеже веков...- на протяжении нескольких десятилетий - развертывается интенсивная и многообразная творческая деятельность этих широко образованных, остро мыслящих, подвижнически неутомимых писателей-проповедников".
Дом Мережковских "сделался одним из центров духовной жизни начала XX века. Андрей Белый... пишет, что в нем "воистину творили культуру. Все здесь когда-то учились"".
Двух волевиков всегда привлекает общественная деятельность. Эти браки оставляют нам в наследство созданные государства, общественные течения, новые направления в искусстве и т. д.
В заключение скажем, что когда в брак вступают две столь сильные личности, то на первое место должно быть поставлено уважение друг к другу. Только такое отношение позволит избежать очень многих конфликтов.
КЛАССИЧЕСКИЙ ПРИМЕР. Владимир Ильич Ленин (Лошадь) (1870-1924) - организатор партии большевиков, основатель Советского государства.
Надежда Константиновна Крупская (Змея) (1869-1939) - государственный, партийный деятель.
Общим делом этой семьи стала революционная борьба, итогом жизни - создание нового государства.
Разные исследователи их жизни пишут об одном и том же - о духе соратничества, поддержки и взаимопомощи.
Н. Васецкий: "Он и она жили вместе, как два товарища".
Н. П. Морозова: "Все, что я читала о Крупской, все, что я читала ее... показывает, что ей так же, как и Владимиру Ильичу, было абсолютно чуждо понятие жертвенности. Общее для них было личное, то есть было просто полное единение общего и личного. Им не надо было раздваиваться... знамя Ленина было и ее знаменем... знамя коммунизма было их общим знаменем".
"Она (Н. К. Крупская.- Авт.) была не только женой. На протяжении его нелегкой жизни Надежда Константиновна оставалась его верным другом и соратником, его партийным товарищем... Владимир Ильич глубоко уважал и ценил Надежду Константиновну как революционера и марксиста, постоянно советовался с нею, ей первой поверял свои планы и мысли. Их содружество было полным и гармоничным".
Плюсом этого равного брака было то, что Надежда Константиновна и Владимир Ильич не потратили ни одной минуты на поиск общего дела. Они познакомились на революционной сходке, более того, молодую революционерку заинтересовал не сам Ульянов, а его доклад.
Крупская пишет, после того как прочитала рукопись доклада Ульянова: "Хотелось поближе познакомиться с этим приезжим, узнать поближе его взгляды". Встреча состоялась на масленичной вечеринке, "где марксисты ели блины, рассуждая о будущем России".
Опишем такую жизненную ситуацию: невеста разлучена с женихом несколько лет; она рвется к любимому, он пишет ей признания в любви; они встречаются после долгой разлуки в сибирской глуши и... "Долго мы проговорили в ту ночь" - так вспоминает Надежда Константиновна свою встречу с Владимиром Ильичем в Шушенском.
В каждом браке свои радости. В равном союзе - это счастье общения, когда приходит полное взаимопонимание через поиск смысловых параллелей.
Н. П. Морозова: "В первые же годы совместной жизни между ними выработалось то удивительное единодушие, про которое в народе говорят: "Живут душа в душу"... Мне думается, что такому единению душ немало способствовало общее свойство - глубоко эмоциональное отношение к делу, которым они занимались".
В воспоминаниях Крупской красной нитью проходит это единение мысли двух волевиков.
Ленин работает над книгой "Развитие капитализма в России", а Крупская пишет, что она изображает "беспонятного читателя", чтобы судить о ясности изложения материала.
Или: "В тяжелое время между половиной января и концом января много ходили мы с Ильичем вокруг Смольного, по Неве. Ильичу было трудно, и в такие минуты у него была потребность рассказать громко кому-нибудь близкому то, что его заботило. Я не помню уже того, что он говорил, но созвучно с тем, что говорил он на VII съезде партии. Эту его речь не могу я читать без волнения и сейчас. Точно Ильича голос слышишь, все его интонации".
Деловой характер брака двух волевиков налицо. Только в нем можно читать официальную речь мужа-политика и испытывать теплые чувства, перед мысленным взором воскрешать образ мужа.
Вершиной интеллектуального единения Крупской и Ленина можно назвать последние трагические месяцы его жизни. Ленин болел, парализован, не может говорить, постепенно отключается мозг, а в воспоминаниях Крупской мы видим очень оживленный диалог супругов: она читает газеты, отвечает на его вопросы и т. д.
Н. К. Крупская: "Отгадывать было возможно потому, что, когда жизни прожиты вместе, знаешь, что и какие ассоциации у человека вызывает".
Как видим, секрет прост. Они так долго работали вместе, все обсуждали вместе, что, когда один потерял речь, на интеллектуальном взаимодействии это почти не отразилось.
Равный брак Ленина и Крупской является классическим примером и потому, что в их совместной жизни полностью отсутствовала бытовая сторона. В таком браке супругам не до семейных вечеров и домашних обедов.
Крупская писала: "...хозяйка я была плохая. Люди, привыкшие к заправскому хозяйству, весьма критически относились к моим упрощенным подходам..." Даже оторванные пуговицы Ленин пришивал себе сам, это у него получалось лучше.
Хозяйство семьи Ленина и Крупской с Шушенского вела мать Надежды Константиновны. Нередко супруги ходили в рестораны, "как заурядные любовники", так как дома ничего не было и не хотелось готовить.
Два волевика - два источника романтической любви. Несмотря на деловой характер брака, и Ленин и Крупская испытали это сильное чувство.
Надежда Константиновна пишет: "Мы ведь были молодожены. То, что я не пишу об этом в воспоминаниях, вовсе не значит, что не было в нашей жизни ни поэзии, ни молодой страсти".
Они испытали и крушение романтической любви, что также закономерно для брака двух волевиков.
"Знала ли Крупская об отношениях между Лениным и Инессой (Инесса Арманд.- Авт.)? Не могла не знать, трудно было не заметить. Со слов той же Коллонтай (она хорошо знала Инессу и с нею переписывалась), Марсель Боди сообщает, что Крупская хотела "отстраниться", но Ленин на это не шел, не мог пойти на такой разрыв. "Оставайся", - просил он... Нельзя не отметить проявленное потом Крупской совершенно особое мужество самозабвения. Под ее редакцией вышел сборник статей "Памяти Инессы Арманд", ее портрет и теплые строки о ней находим в воспоминаниях Крупской. Этого требовала память Ленина. Далеко не всякая женщина могла бы так забыть себя..."
А мы скажем, что так может поступить женщина только в равном браке. Супруги одинаково мыслят и, следовательно, испытывают одинаковые чувства к окружающим их людям. Как же Надежда Константиновна могла ненавидеть Инессу Арманд, если она прекрасно понимала чувства Ленина к ней?
Со смертью Ленина не прекратился этот деловой союз. Крупская работала с его творческим наследием, боролась за ленинскую линию в партии.
"После смерти Ленина Надежда Константиновна еще долго не могла привыкнуть говорить о нем в прошедшем времени. Она постоянно беседовала с ним, думала о нем, советовалась.
До конца своих дней хранила она два обручальных колечка, выпиленных из медного пятака, они напоминали ей о Шушенском венчании".
Лит.: Валентинов Н. Попытки узнать Ленина, М., Слово, 1990; Московский комсомолец, 1991,23 апр.; Москвичка, 1991, аир., № 3; Женщины русской революции, М., Политическая литература, 1982.
Брак носит открытый характер. Хорошо иметь большой дом и часто приглашать гостей.
Чувствительного мужа может удивить прямолинейность и приземленность его избранницы, но это мелочь по сравнению с общим взглядом на жизнь.
Романтическая страсть бушует, может быть, поэтому любовь очень скоро покидает такой союз, уступая место борьбе за власть. Помните, что эта борьба бессмысленна.
Различия в характерах супругов чисто внешние. Именно они помогут создать крепкую семью. Открытость и энергичность мужа прекрасно сочетаются с эстетизмом и уравновешенностью жены. Любовь и чуткость обоих супругов только укрепляют их союз. Как можно дольше не покидайте сферы любви.
Из трех представительниц женской воли только Змея сможет полностью понять мужа, найти в его деле свое собственное место.
Муж должен помнить, что рядом с ним очень утонченный человек, любящий комфорт и спокойствие.
В этом союзе быстрее, чем в других, на первое место выходит борьба воли. Жена просто не сможет скрыть своего властолюбия и диктаторских наклонностей. Другого мнения для нее не существует, она настойчива до упрямства, часто бывает безжалостна. Мужу, у которого независимый характер и очень чувствительная душа, невозможно очень долго выносить это.
Муж поступит мудро, если хозяйственные проблемы оставит жене, не будет вмешиваться в процесс создания дома. Жена должна помнить, что воля мужа хотя и мягче, но сильнее.
Брак, основанный на существенных различиях, где со временем главным становится чувство меры. Муж никогда не добьется от жены такого желанного ему абсолютного подчинения. Не стоит ревновать избранницу ко всему свету. Жена должна приложить все свое умение и талант, чтобы создать изысканный, идеальный, а главное - спокойный домашний очаг. Бесконечные гости будут только раздражать мужа.
Все хозяйство в этом браке ложится на жену, мужа сложно заставить что-либо сделать по дому.
Брак носит эстетский характер. Оба - аристократы не только в душе, но и в поведении, манере одеваться, стремлении к комфорту и спокойствию.
Постоянное взаимопроникновение, потребность жить интересами друг друга долго не отпускают любовь из этого союза. Эзотеричность супругов помогает им поддерживать столь важное в равном браке взаимопроникновение. Лишь эзотерику дано заглянуть в глубь колодца.
Две воли, две любви, а главное- векторное кольцо. Если оно начало раскручиваться, то спасти брак практически невозможно. В реальной жизни у супругов почти нет общих точек соприкосновения. Она- хозяйка, да еще энергичная, безжалостная, требующая такой же активности от мужа. Он - слуга и к тому же любящий спокойствие, уют, тишину, не очень энергичный, эстет по натуре. Волевому мужу не пережить унижения. У брака очень мало шансов выжить. Но вдруг случится чудо, и хозяйка пожалеет своего бестолкового и пассивного (с ее точки зрения) мужа, тогда совместная жизнь возможна. Однако смотрите по обстановке. Любовь сменится ревностью... рисковать не посоветуешь.
И вновь две воли, две любви и векторное кольцо. Брак также достаточно безнадежный" хотя у супругов много общего. Муж становится все более мрачным, потерянным. Жене, несмотря на ее любовь, все сложнее уважать его. В конце концов ей становится просто скучно с ним, ведь она женщина общительная, живая. Учащаются ссоры. Разумеется, права всегда хозяйка, слуга-муж готов от отчаяния броситься в бой. Брак может спасти только доброта обоих супругов и стандартный совет - поменьше контактов... Дело, дело и еще раз дело.
Муж получает со стороны жены полное взаимопонимание. Для него это очень важно, так как любая несправедливость воспринимается им очень болезненно. Взаимный пессимизм вряд ли укрепит такой союз. Супругам хочется пожелать, чтобы они окончательно не замыкались, не превращали свой дом в убежище от мира.
В доме всегда должен быть порядок. Золотые руки мужа и стремление к изысканности и утонченности у жены - предпосылки для создания весьма уютной обстановки.
Пусть жена не принимает близко к сердцу прямолинейность и упрямство мужа.
Опять две любви, две воли и векторное кольцо. Но не будем забывать, что хозяин здесь все-таки муж. Слияние супругов, помимо кольца, идет в плоскости ортодоксальности. Жена, естественно, полностью переходит на позиции мужа. Муж же становится еще более агрессивным.
Жена во всем согласна с мужем, с обожанием слушает его бесконечные жалобы на жизнь, исполняет капризы. В создании дома не щадит себя. Удивительно наблюдать, как тает эта суровая женщина рядом с таким мужем.