www.xsp.ru/sh/ Увлекательный структурный гороскопНЕ ОТ МИРА СЕГОВ этой жизни мы всегда замечаем посланцев иного мира, эдаких инопланетян, хотя и рожденных в обычных роддомах, учившихся в обычных школах. Про таких говорят - не от мира сего. Без сомнений, что наивысший процент подобного люда среди поэтов. Сочинение стихов для обычных людей - занятие совершенно невозможное. Результатом такого дела может быть только провал. Даже у гениев поэзии есть откровенно слабые стихи, остальным же дай бог за всю-то жизнь сочинить одно-два удачных стихотворения. Столь высокого ценза не знает ни один вид искусства, хороших прозаиков сотни и тысячи, хороших поэтов единицы. Большие поэты - редкие гости во времена благополучные, стабильные, сытые. И наоборот, чем смертоносней время, тем сильнее поэзия. Собственно, и сами поэты не спорят, понимая, что стихи не укрепляют здоровья. Например, Борис Пастернак:
Переберем в памяти имена любимых поэтов: одна судьба печальнее другой - самоубийства, дуэли, расстрелы, болезни. Пушкин, Лермонтов, Гумилев, Ходасевич, Лорка - поэты как будто договорились соревноваться в быстроте сгорания. Этот феномен, с печальным юмором, обыгран в фильме Михаила Козакова "Покровские ворота": Камоэнс, Рембо, Вийон, что ни судьба, то трагедия, болезни, раны, гибель. Поэт Александр Кушнер, жалуясь на судьбу поэтов, писал: "Живопись и впрямь счастливее поэзии, художник счастливее поэта. Обратим внимание на то, как долго живут художники, какое им даровано долголетие. 100 лет, мафусаилов век, прожил Тициан, Микеланджело жил 89 лет, Тинторетто - 76 лет, Мантенья - 75, Эль Греко - 73, Карпаччо - 71, Леонардо - 67... И это в XV-XVI веках, когда средняя продолжительность человеческой жизни в Европе не превышала 25-30 лет!.. Пикассо прожил 92 года, Шагал - 98, Матисс - 85, Моне - 86 (несмотря на плохое здоровье), Дега - 83, Ренуар - 78. Ци Байши умер в 97 лет, Сарьян - в 92 года, А. Бенуа - в 90, Ларионов - в 83. Гончарова - в 81, Добужинский - в 82 года"... Выходит, что не всякое творчество сжигает, бывает, искусство и продлевает век. Близость поэзии и смерти замечена многими, но для выводов о загробном мире этого, пожалуй, маловато. Поговорим еще об одном виде инопланетян - смертельно влюбленных. Как вы уже знаете, не считая векторных исключений из правил, существует четыре типа брака: равный, гнездовой, или патриархальный, духовный и романтический. Гнездовой (патриархальный) брак существует ради счастливого детства. Именно в таких браках лучше всего детям, самые многодетные браки опять же гнездовые. Отношения между супругами в гнездовом браке сохраняют детскую чистоту, простоту, наивность. Равный брак - это взрослое счастье. Именно в этом браке возможно супружеское сотворчество, оттачивающее разум, достигается максимальное сексуальное единство. Духовный брак лучше других передает настроение третьей части жизни. В духовном браке супруги отделяются от мира, уходят даже от своих знаков, создавая некое единое и неделимое существо, то, что Боконон (К. Воннегут) называл дюпрассом. ("Настоящий дюпрасс, - учит нас Боконон, - никто не может нарушить, даже дети, родившиеся от такого союза".) И лишь романтический брак не имеет ни аналогий, ни соответствий. Он вне времени, вне пространства. В этом браке взаимодействуют не два живых человека с реальными достоинствами и недостатками, а два бесплотных образа, возникших в сознании супругов. Образы эти столь мощны, что легко затмевают реальных людей. Жить с образом и легко, и трудно, образ не стареет, не просит еды и денег. Единственное, что с ним может случиться, - он может растаять. Давая величайший накал любви, романтический брак остается почти платоническим. То, что называют сексом, скорее всего, принесет в этом браке разочарование, хотя именно этот брак наиболее сексуален в бесконтактном своем варианте. Все это признаки неземной природы романтического брака. Родство романтических отношений и смерти очевидно. Любовь и смерть неразделимы. Самоубийство Бениславской (Петух) на могиле Есенина (Коза), самоубийство Жанны Эбютерн (Собака) во время похорон Модильяни (Обезьяна). Смертельный эталон романтического брака - казнь супругов Этель (Дракон) и Юлиуса (Лошадь) Розенбергов. Их любовь была смертельной при жизни и стала бессмертной после казни. Данте родился в год Быка, его Беатриче в год Кота - вновь романтический союз, и вновь коротка дорога от любовных сонетов к "Божественной комедии" ("Ад", "Чистилище", "Рай"). Другой знаток запредельного мира, Михаил Булгаков (Кот) написал свой "Великий бал у сатаны", также находясь в романтическом браке (Е. С. Булгакова родилась в год Змеи). Романтический союз всегда витает между небом и землей, между жизнью и смертью, между реальностью и иллю- зией. В нем черты сразу двух миров. Иногда сами участники этого союза понимают, что участвуют в съемке некоего фильма про любовь, так красиво все, что с ними происходит, так поверхностно и так мало касается их самих. Борис Пастернак (Тигр), Ольга Ивинская (Крыса), "Доктор Живаго": "Они любили друг друга потому, что так хотели все кругом: земля под ними, небо над их головами, облака и деревья. Их любовь нравилась окружающим еще, может быть, больше, чем им самим". Как видно, доказать тождественность поэзии и смерти, романтической любви и смерти не так уж и трудно. Остается проверить последнюю грань: поэзия - романтический брак. Эта связь также не вызывает сомнений. Практически каждый большой поэт наиболее активно творил именно под воздействием романтических отношений. Для Маяковского (Змея) поэтической музой была Лиля Брик (Кот), для Вертинского (Бык) Лидия Циргвава (Коза). Самый поэтически плодотворный эпизод жизни Александра Блока (Дракон) связан с его любовью к "снежной деве" Наталье Волоховой (Тигр). Вдохновение находила Ахматова (Бык) в браке с Ан-репом (Коза) и Шилейко (Кот). Примеров этих очень много. Можно показать, что поэт всю жизнь ищет романтический союз, дабы не утратить свою способность отрываться от земли. Верна и обратная связь: если человек вступил в романтический союз и уже оторвался от земли, то его тянет к поэзии. Таким образом, треугольник замкнулся, и мы познакомились с явлениями наполовину земными, наполовину загробными - поэзия, романтическая любовь. Для теории этот вывод крайне важен. Давно было известно, что поэзия чисто языковое явление. Свободное от вмешательства разума. Однако было ясно, что язык поэзии не тождествен языку природы, природа не пишет стихов. Теперь понятно, что ее язык - это синтез двух миров (сего и не сего). Ну и наконец, исключения из сказанного. Поэзия опасна для жизни, для здоровья, поэты не живут долго, исключений из этого правила слишком мало. Однако опасность поэтических взлетов значительно меньше для тех, кому от природы положено взлетать, то есть для взлетных знаков - Тигр, Кот, Дракон. Им, кстати, и брак романтический не так уж и нужен для вдохновения. Николай Заболоцкий (Кот) и Осип Мандельштам (Кот) прекрасно творили в гнездовом браке, самом земном и обыденном союзе (оттого любовной лирики так у них мало). Взлетность, поэзия, романтизация - черты загробного мира, мира бестелесных образов, вечных слов работающих душ... |
|