www.xsp.ru/sh/ Виртуальный гороскоп: найди свой образ

ДРУГИЕ, НЕ МЕНЕЕ НРАВСТВЕННЫЕ

Народная любовь, сконцентрированная на Алексее Баталове, должна была заполучить хотя бы нескольких его заместителей.

Вячеслав Тихонов (Дракон, Водолей). Ему доверили сыграть эталонного героя русского литературы, образец чистоты, благородства и прочего в том же духе - князя Андрея Болконского в "Войне и мире" Сергея Бондарчука. Эталонный образ, эталонное исполнение. Уж не главный ли это герой всей русской культуры?

Георгий Юматов (Тигр, Рыбы). Как и Тихонов начинал с "Молодой гвардии". Далее полный набор положительных ролей, но более всего запомнился Алексей Трофимов в "Офицерах" Владимира Рогового. Может показаться, что главный в том фильме блистательный герой Ланового. Однако законы настоящего советского кино утверждают, что в образе созданном Лановым слишком много хитрости, хваткости, авантюрности. Наш герой должен быть проще, чище, душевнее. Именно в этом преимущество героя Юматова, а потому именно он главный, с него начинается и им заканчивается фильм, ему преданна главная героиня, его дело продолжают дети и внуки, его боготворят солдаты и офицеры, ему посвящен этот флагманский фильм о советском офицерстве.

Человек-легенда Евгений Урбанский (Обезьяна, Рыбы). Центральная роль, как не крути, - это образ Василия Губанова в фильме "Коммунист". Сейчас позволительно про этот удивительный фильм Юлия Райзмана говорить много гадкого. Однако в своем времени фильм был наиглавнейшим. Искренняя, без фальши и картона картина про истинного героя своего времени. Летчик Астахов в "Чистом небе" Григория Чухрая - это вновь о чистоте и чести, о том, что правда всегда торжествует. Причем заметьте, сам Астахов ничего не делает для того, чтобы оправдаться, его моральное превосходство очевидно настолько, что не нуждается в аргументации. Он прав по определению. Такое не сыграешь, с таким образом надо было родиться.

Анатолий Папанов (Собака, Скорпион). Есть несколько ролей в длинном списке актера, которые можно считать абсолютным эталоном нравственной чистоты. Причем сыграно настолько достоверно, что даже отмена канонов советского кино ничего не изменило в оценке образов. Дубинский в "Белорусском вокзале", доктор в "Детях Дон Кихота", Копалыч в "Холодном лете 53 года". Именно эти роли удались Папанову лучше всего, а не разнообразные сатирические или военные персонажи.

Кого сравнишь с этими титанами чистоты… Обратимся к двум великим Олегам Ивановичам.

Олег Иванович Даль (Змея, Близнецы). Сыграно много, ярких ролей достаточно, комических, трагических, злодейских, добродетельных... Однако в самых запоминающихся и ярких ролях герои Даля обязательно чисты и целомудренны. В первую очередь это Шут из "Короля Лира" Григория Козинцева, во вторую - Женя Колышкин из "Жени, Женечки и "катюши" Владимира Мотыля. Однако хочется вспомнить про другое, про незабвенного принца Флоризеля. Ну кто еще как не Даль, весь в белом, незапятнанный, мудрый и справедливый мог бы путешествовать по миру и везде устанавливать порядок и покой, награждая праведных и наказывая злодеев, устраивая судьбы всех кто попадался ему на пути?

Другой Олег Иванович - это, естественно, Янковский (Обезьяна, Рыбы). Сыграно все что угодно. Однако любим и помним мы все же главное - того самого Мюнхгаузена, да еще Сергея в "Полетах во сне и наяву". Ни там, ни там его герои не идеальны. Врут, кривляются, мутят воду. Иногда, в своих шалостях они явно перебирают. Но почему же наши симпатии именно с ними, а не с добропорядочными гражданами, почему именно их переживания кажутся самыми искренними, самыми чистыми. Более того, когда Мюнхгаузена делают нормальным садовником Мюллером становится так грустно.

Приближаясь к современности, вспомним героев Александра Абдулова (Змея, Близнецы). Сыграть ему довелось какое-то невероятное количество ролей, причем по большинству во второсортных фильмах. Не всем режиссерам приходит в голову предложить этому холеному красавцу роли душевно чистых людей. Однако только такие роли могут прославить этого мастера. Так было с "Обыкновенным чудом" Марка Захарова, где он играет юношу-Медведя. Кто еще может быть чище, мужественнее и душевнее, чем сказочное животное. Точно также получилось с "Чародеями", где заведомому сердцееду доверили играть нецелованного юношу, доброго, чистого и наивного, одним словом, настоящего Ваню. Не липнет к его героям грязь, будь то киллер в "Шизофрении", или преступный авторитет в "Нексте".

НЕМОЕ КИНО

А кстати, почему кино родилось немым? Есть в этом явлении нечто загадочное. Эдисон изобрел фонограф в 1877 году, братья Люмьер изобрели кинематограф в 1895 году. Почему так долго кино было немым как-то не очень понятно. Однако факт остается фактом - киноискусство сформировалось как немое, лет тридцать звук не мог стать полноценным элементом кино.

Рискнем утверждать, что и теперь дух немоты не ушел из кино, тишина, мимика, жесты, грация по-прежнему в великой цене. Внутренние переживания не передашь в болтовне, в разговоре, иногда походка, наклон головы, взгляд больших выразительных глаз куда красноречивее любых слов. Таков закон кино. Главный герой должен быть молчалив, не надо лишних слов. Понимать это надо буквально.

Кахи Кавсадзе (Кабан, Близнецы). В фильме "Любовь с первого взгляда" Резо Эсадзе он отклеивает усы и объявляет обет молчания. Но что при этом выделывает его лицо... Воистину, настоящее кино не нуждается в словах.

Нина Усатова (Кот, Весы???). Сейчас она играет чуть ли не в каждом втором фильме. Ее уникальная органичность эксплуатируется во всех возможных амплуа. И мало кто помнит, что внезапный и головокружительный взлет ее начался с фильма "Холодное лето 53 года", где она играла немую женщину. Именно немота мощно и решительно раскрыла ее пластическое и эмоциональное дарование.

Уже упомянутый выше Александр Абдулов, чувствуя, что лишние разговоры только ухудшают его имидж, продюссировал фильм Сергеева "Шизофрения" (даже сценарий к нему писал), в котором сыграл роль немого снайпера. Получилось очень выразительно, особенно тогда, когда что-то надо сказать, а сказать нельзя, немой все же.

Олег Даль все в том же "Флоризеле" почти все слова перепоручает закадровому голосу своего шпрехшталмейстера (Игорь Дмитриев) сам же предпочитает молчать. За него говорят трость, шпага, парики, усы, иногда попугай Ферри. Принц молчит после встречи с Жаннет (Любовь Полищук), молчит, поднимая роковую карту в клубе самоубийц, молчит, когда скучает... Это особенно трудно, поскольку принц фактически ведет расследование, а расследование требует рассуждений вслух. Лишь в конце фильма Флоризель разговорился, но тут же извинился перед секундантами за излишнюю многословность.

А ведь начинал Даль в кино с очень многословных, даже болтливых ролей, но с каждым годом становился все более молчалив. Вспомним знаменитый детектив "Золотая мина". За весь фильм Даль произнес лишь несколько слов, молчал при встрече с любимой, фактически смолчал при аресте, процедив шепотом сквозь зубы лишь одно слово.

В самом своем знаменитом фильме Тихонов, он же Исаев, он же Штирлиц крайне немногословен. А вот за кадром говорлив Ефим Копелян, артист совсем с другим гороскопом. Почувствовала Лиознова - нельзя Тихонову много говорить, не создан он для рассуждений.

Изумительно молчание главного нашего героя (Алексея Баталова) в фильме "Звезда пленительного счастья", где он играет князя Трубецкого, несостоявшегося диктатора в декабристском восстании. Сцена столкновения со своим главным оппонентом Ливановым (Николай II). Слова против эмоций, крик против молчания, мораль против совести.

Забегая вперед, упомянем Чулпан Хаматову, красиво молчащую в "Стране глухих". Впрочем, о женщинах чуть позже.

В самом народном, самом популярном нашем фильме "Белом солнце пустыни" все сцены снов и видений Сухова сняты как немое кино. Текстовые заставки типа "Солнце еще не взошло" также стилизация под немое кино.

А теперь фильм, в котором эпоха немого кино была возвращена практически буквально. Это "Кин-дза-дза" Георгия Данелии. Одноименная планета для немого или почти немого кино просто замечательная, сплошные "ку", "кю", "ы-ы-ы" и прочие междометия. Причем недостаток слов вполне компенсируется эмоциональной окраской, мимикой и жестами. Ну и кого же выбирает гениальнейший из гениальных Георгий Данелия на главные роли? Евгений Леонов (Уэф), Станислав Любшин (Машков) и Юрий Яковлев (Би). Раньше эти артисты никогда не казались молчунами, говорить они умели и не стремились к чисто пластическим решениям. Однако факт остается фактом - все трое попали в искомый немой гороскоп. Евгений Леонов (Тигр, Дева), Станислав Любшин (Петух, Овен). Юрий Яковлев (Дракон, Телец).

Получается, что не оценили другие режиссеры истинного значения Яковлева или Любшина.