www.xsp.ru/sh/ Виртуальный гороскоп: найди свой образ

ПРИНЦЕССЫ НА БОБАХ

Лидирующий на мужской половине нашего кино Аристократ, на женской половине сникает. Типаж нежной и трепетной женщины оказался далек от общественных ожиданий.

Вот имена несостоявшихся героинь.

Жанна Прохоренко (Дракон, Телец). Глаза в пол экрана, врожденная немота, столь же врожденная грация и обаяние. В 19 лет слава буквально обрушилась на нее после выхода на экраны "Баллады о солдате". Увы, вернуться на круг удача более не смогла. Та чистота и наивность были приняты за возрастное явление.

Светлана Светличная (Дракон, Телец). Это теперь ее позволено называть секс-символом советского кино. А в свое время, только ленивый не поиздевался над ее актерскими способностями, будто она виновата в том, что без лишних слов могла сыграть все своими глазами, плечами, жестами... Ну не виноватая она... Ее крошечные молчаливые роли в "Бриллиантовой руке" (Анна Сергеевна), "Семнадцати мгновениях весны" (Габи), "Место встречи изменить нельзя" (Надя) навсегда в мужской народной памяти.

Лариса Гузеева (Кабан, Близнецы). Эти бездонные глаза, эта грация, наивность и чистота. Казалось бы, ей гарантированы главные роли во всех фильмах про любовь. А что реально сыграно, кроме прославленной роли в "Жестоком романсе"?

Татьяна Друбич (Кабан, Близнецы). Гороскоп позволил ей сыграть в "Ста днях после детства" наивную, большеглазую молчунью, очаровавшую юного героя фильма. Впрочем, счастье было не в этом, а в том, что попутно она очаровала режиссера фильма, причем режиссера весьма продуктивного. Он ей в дальнейшем помог раскрыть свое дарование. Сама же Татьяна практически во всех своих лучших ролях продолжала отмалчиваться, интригуя своей загадочностью и притягивая своей нежной чистотой.

Ольга Остроумова (Кабан, Дева). Вторую такую красавицу надо еще поискать... И вновь практически один запомнившийся фильм: "А зори здесь тихие".

Светлана Тома (Кабан - Близнецы). Звездный час - это Радда ("Табор уходит в небо"). Все те же слагаемые успеха: гипнотический взгляд (даже кони останавливаются, что же о мужчинах говорить), безупречная грация и пластика, молчание и редкие, но меткие афористические высказывания. Как видим, рецепты абсолютно те же что и у мужчин.

Марианна Вертинская (Коза, Лев). Как и в большинстве других случаев, ее нежность и гармоничность оказались не востребованы. К сожалению, наш экран искал более темпераментных актрис. Не пишут сценаристы красивого молчания и грациозных движений. Разве что детская сказка "Город мастеров", где она сыграла Веронику.

Наконец-то перед нами королева экрана - Алла Ларионова (Коза, Водолей). Наиболее точно в ее гороскоп попадает Оливия из "Двенадцатой ночи", холод и молчание, а потом вдруг лучезарные, горящие глаза. Глядя на таких актрис, начинаешь верить в бессмысленность слов. Великая кинокарьера, первая красавица советского кино. Но, положа руку на сердце, разве сыграла Ларионова хотя бы половину того, что заслуживала?

Чулпан Хаматова (Кот, Весы). К советскому кино отношения не имеет. Находится в начале славных дел, но признаки все те же - говорящие глаза, чистота, нежность, эфемерность - все то, что так ценится у молодой актрисы, но не ставится ни в грош у актрисы зрелой.

Лариса Удовиченко (Коза, Телец). Одна из самых популярных наших актрис. А что она, собственно, сыграла? Вульгарную грацию Маньки-облигации в фильме "Место встречи изменить нельзя", жеманную милицейшу в "Золотой мине" (вся актерская игра в кресле у косметолога). Не в цене у нас женская красота, не в цене.

Изольда Извицкая (Обезьяна, Близнецы). Фантастическая красота, всемирная слава. Но все это по единственному фильму, снятому в молодости ("Сорок первый"). А дальше забвение, одиночество...

Дабы не кончать на совсем грустной ноте, вспомним про истинную принцессу нашего экрана. Елена Сафонова (Обезьяна, Близнецы). Слава Богу, она дождалась того времени, когда нежность, чистота, мудрое женское молчание обрели экранную прописку. Спасибо конечно режиссеру Масленникову, но еще большее спасибо народу, оценившему именно такую героиню и буквально потребовавшего продолжения "Зимней вишни". Показательно название одного из последних фильмов с ее участием. "Принцесса на горошине" - это нежность, трепетность, аристократизм, но "Принцесса на бобах" - это еще и неизбежный проигрыш пассивного женского аристократизма.

ОБОРОТНАЯ СТОРОНА МЕДАЛИ

Виртуальный гороскоп показывает лишь образ человека, а не реальную его суть. Однако не только в кино, но и в жизни мы сталкиваемся с образом. Причем, в отличие от кино, в жизни мы видим не только лицевую сторону образа, но и оборотную.

В данном случае оборотная сторона диаметрально противоположна лицевой. Если выгодная сторона Аристократа (Нравственного героя) - это ангельская чистота, нежное спокойствие, невероятная красота, то с тылу этот знак абсолютно противоположен. У Аристократов наименее устойчивая психика, они настолько чувствительны, настолько эмоциональны и тонки, что реагируют на внешние события слишком буйно, слишком резко, теряя при этом всю свою красоту и грацию, что, конечно же, не украшает их ни в жизни, ни на экране.

Наиболее точно эту сторону образа демонстрирует Олег Даль в фильме "Отпуск в сентябре" ("Утиной охоте"), а также в фильме "В четверг и больше никогда" Анатолия Эфроса, время от времени, впадая в истерическое состояние. В том же духе знаменитая роль Олега Янковского в фильме Романа Баляна "Полеты во сне и наяву". Есть очень точные эпизоды в "Чистом небе" у Урбанского, когда он рассказывает о побеге из концлагеря. Ну и, конечно же, незабываемые сцены очередного провала в исполнении парочки Папанова и Миронова в "Бриллиантовой руке" под условным названием "все пропало шеф, все пропало".

АРИСТОКРАТ ПРОТИВ ПРОФЕССОРА

Так уж получилось, что в России сухой рационализм равнозначен бездушию, а душевности тождественна эмоциональная чувствительность. Хороший у нас только тот, кто умеет чувствовать, тот же кто умеет думать - фигура подозрительная и даже сомнительная. Так возникает главное противопоставление российского (советского) кино. С одной стороны пылкий, тонко чувствующий, искренний и несколько наивный герой (образ - Аристократ). С другой стороны рационалист, сухой прагматик, неизбежно скатывающийся к цинизму, а там и подлости (образ - Профессор). На Западе, особенно в Голливуде этот конфликт почти не разрабатывается. У нас же он самый главный, магистральный для всего кинематографа. Так осуществляется диалектическое столкновение тезиса и антитезиса.

В "Большой семье" на стороне эмоциональной чистоты, как уже говорилось герой Алексея Баталова, а роль рассудительного циника (зав. клубом Вениамина Семеновича) играет Николай Гриценко (Профессор). Причем речь идет не просто о сравнении, а именно о противопоставлении. Зав.клубом много рассуждает, мощно и логично, демонстрирует недюжинные ораторские способности, но в результате бросает женщину с ребенком (своим, между прочим), а рабочий паренек Алеша Журбин (Баталов) говорит беспомощно и робко, но благородно берет эту самую женщину к себе в дом с этим же самым ребенком. Особенно важно, что противостояние плохого и хорошего идет заочно, без прямого контакта, на уровне образов.

Очень выпукло и серьезно конфликт между чувственными эмоционалами (Аристократ) и черствым рационалистом (Профессор) прорисован в другой кинокартине Иосифа Хейфица "Плохой хороший человек". На стороне первых Лаевский (в исполнении Олега Даля) и Самойленко (в исполнении Анатолия Папанова). За рационалистов выступает фон Корен, в исполнении Владимира Высоцкого (Профессор). Хотя не все в сюжете фильма по чеховской "Дуэли" однозначно, но тем ценнее победа душевных героев над бездушным прагматиком и моралистом.

Вот слова фон Корена: "Наша культура значительно ослабила борьбу за существование. И мы должны сами позаботиться об уничтожении хилых и негодных. Иначе когда Лаевские размножатся, цивилизация погибнет. И человечество выродится совершенно". И на чьей же стороне будет зритель после этих слов? Зритель, знающий, что попытки вырастить сверхлюдей, неизбежно приводят к строительству концлагерей.

Более смешной план указанного противостояния рассматривается в фильме "Начальник Чукотки", где Кононов (Дракон, Телец) реализует образ чистого и наивного мечтателя, а Алексей Грибов (Профессор) встает на сторону голого прагматизма и прямого расчета. ("Йес, Сан-Франциско").

Трагифарс "О бедном гусаре замолвите слово" доводит противостояние до апогея. Честные и искренние герои Евгения Леонова (Тигр, Дева) - Бубенцов и полковника Валентина Гафта (Кабан, Дева) противостоят Мерзяеву в исполнении Олега Басилашвили (Профессор).