www.xsp.ru/sh/ Виртуальный гороскоп: найди свой образ

КИНО В БОЛЬШОМ ДОЛГУ ПЕРЕД НАУКОЙ

Увы, но необходимо признать, в нашем кино ученый своего места еще не нашел. Нет художественного отображения великих мыслителей. Где киношные Менделеев, Мечников, Циолковский, Вернадский, Курчатов, Сахаров, Черенков, Ландау, Капица? Что уж говорить о том, что могли бы снять кино про Коперника, Ньютона, Галилея, Менделя, Эйнштейна и так далее и тому подобное.

Причем речь не идет об образе ученого-авантюриста типа инженера Гарина или какого-нибудь Франкенштейна или Хайда, а ученого мыслящего, рассуждающего.

Вот и получается, что наиболее достоверный образ ученого удалось создать именно Евстигнееву в "Собачьем сердце". Все как положено, множество чрезвычайно умных рассуждений на все жизненные темы. Именно таким и должен быть киношный ученый, не столько мудрец, сколько рационалист, машина для рассуждений и умствований.

Понимая, что текст написан Михаилом Булгаковым, примерим все же сказанное именно к интонациям Преображенского-Евстигнеева: "Вначале каждый вечер пение, затем в сортирах замерзнут трубы, потом лопнет паровое отопление и так далее"… "Разруха не в клозетах, а в головах" и т.д. Рационализмом пронизано все, в том числе рассуждения о горячих и холодных закусках, советских газетах и краковской колбасе.

Умен Преображенский необыкновенно, все он понимает и, что самое поразительное, находит и признает свои собственные ошибки - настоящий ученый. Причем все это зримо на виду, точнее на слуху у зрителя.

С другими учеными нам не везло. Баталов в "Девяти днях одного года" почти не рассуждает, Черкасов игравший Тимирязева (Полежаева) в "Депутате Балтики", Попова в "Александре Попове" и академика Дронова в фильме "Все остается людям" более занят человеческими качествами своих героев, чем собственно их научностью.

Не вызывает энтузиазма исполнение Кириллом Лавровым (Бык, Дева) роли конструктора Башкирцева (Королева) в фильме "Укрощение огня" Даниила Храбровицкого. Однако отдадим должное Лаврову, в нучно-технических эпизодах он убедителен. Собственно говоря, все. По советскому кино. Однако не удержавшись вспомним о грандиозном успехе в мире "Секретных материалов" фильма демонстрирующего работу интеллекта. Идет расследование, но не бытовых событий, а чего-то необычного. Для этого понадобились расследователи интеллектуалы, Малдер и Скалли. Сыграть такое под силу было только актерам с рациональным гороскопом. Это были Дэвид Духовны (Крыса, Лев) и Джилиан Андерсон (Обезьяна, Лев).

Большого успеха добились создатели фильма "Игры разума" поведавшие историю математика Джона Форбса Нэша-младшего, сумевшего победить шизофрению и получившего Нобелевскую премию по экономике. Гениального ученого очень подробно и достоверно играет Рассел Кроу (Дракон, Овен).

БЮРОКРАТЫ, БЮРОКРАТЫ

Аркадий Райкин (Кабан, Скорпион). Всю свою творческую жизнь он был пламенным сатириком и жестким моралистом. Он не столько развлекал, сколько учил и лечил нас. И главное направление своего удара он направлял на бездушных людей, в том числе чинуш и бюрократов типа "привет семье". Райкинский бюрократ идеален именно потому, что не является молчаливой карикатурой, косноязычным дураком, как Огурцов из "Карнавальной ночи". Его бюрократ прекрасно говорит, он логичен и последователен, приветлив и обаятелен, но неумолим, как неумолима машина, конвейерная лента, компьютерная программа.

Всю жизнь бюрократом в нашем кино был Николай Парфенов (Крыса, Лев). Сыграно им бесчисленное количество эпизодических ролей, все примерно в одном ключе. Памятен он в "Афоне", характерен в фильме "Дайте жалобную книгу".

Уже упомянутая роль Неходы (Грибова) в "Верных друзьях" является кривым зеркалом для более важного героя - академика Нестратова, бюрократа от архитектуры, любителя произносить красивые речи, но оторванного от реальной жизни. Большого бюрократа играет Василий Меркурьев (Дракон, Овен). Весь фильм друзья "макают академика", но от надутости, самохвальства и пристрастия к кабинетной жизни по настоящему вряд ли излечивают. Кстати, тот же Меркурьев с блеском играл надутого Мальволио в "Двенадцатой ночи".

Леонид Броневой (Дракон, Стрелец). В роли герцога в "Том самом Мюнхгаузене" он, в определенном смысле тоже бюрократ. Своего мнения нет, на все наплевать, куча советников, помогающих соблюдать букву закона. Наконец, вместо того чтобы решать государственные дела он просто шьет.

Другая грань высокого бюрократизма сыграна Броневым в "Семнадцати мгновениях весны". Идеальный кабинетный работник, аккуратный, спокойный, рассудительный и очень себе на уме. Даже "Хайль Гитлер" говорит с ленцой.

В том же духе домашний доктор из "Формулы любви". Ничем его не удивишь, ни глотанием вилок, ни искрами летящими из глаз. Спокоен, вменяем, рассудителен. Уж он-то точно знает, что "с барышнями надо поаккуратнее, мраморные не мраморные - его дело сторона: сиди на солнышке грейся". Ну и конечно же главный лозунг доктора-рационалиста: "Медицина знает разные средства, лучшее из которых и самое безвредное - беседа. Слово лечит, разговор мысли отгоняет". Какое несовпадение с молчаливыми Аристократами. А ведь прав герой Броневого, у виртуального Профессора нервная система куда крепче, чем у виртуального Аристократа, да и здоровье покрепче.

Самый бюрократический наш император Павел I (Собака, Весы) в кино получил достойное воплощение в исполнении Виктора Сухорукова (Кот, Скорпион) , да и Николай I изображен был достаточно бездушным бюрократом именно Василием Ливановым (Кабан, Рак) в "Звезде пленительного счастья".

Грибовский Тимофей Храмов ("Начальник Чукотки") тоже ведь чинуша, хоть взяточник, вор, соглашатель. А с другой стороны сторонник пусть плохенького, но все же порядка, настоящий консерватор, хранитель устоев. Он же с легкостью играет начальника фотоателье в "Зигзаге удачи".

Великолепно справился с ролью бюрократа Виктор Борцов (Собака, Близнецы) в фильме "Визит дамы". Впрочем, гораздо более ярок он в "Покровских воротах" со своими спецштихилями…