www.xsp.ru/sh/ Виртуальный гороскоп: найди свой образ

6. ВОЖДЬ. Огонь и страсть

Памятуя о своем недавнем прошлом, мы можем предположить, что для пафоса в нашем кино всегда было место.

ЧАПАЕВ ИЛИ ПЕТР ПЕРВЫЙ

"Чапаев" когда-то потряс наше общество, да и Запад был вынужден признать силу этого уникального фильма. Петьку играет Леонид Кмит (Обезьяна, Рыбы), а Фурманова Борис Блинов (Петух, Овен). Оба в гороскопе Аристократа. Они, безусловно, очень обаятельны и привлекательны, все делают как и положено Аристократу - молчат, улыбаются, ведут себя гармонично, честно, по совести. Но вот парадокс, при всем блеске их игры, они не в состоянии встать на центральное место. Ибо молчание нравственного Аристократа, принесшее ему столь безоговорочную победу над болтливым Профессором, приносит ему поражение на фоне могучего темперамента Вождя.

В данном фильме скорее можно говорить о симбиозе фурмановской точности и чапаевской отчаянности. И все же Чапаев безусловно впереди, на боевом коне.

Итак: Борис Бабочкин (Дракон, Козерог). Горящий взор, громкий голос, лихо закрученные усы, бурка, шашка, а главное - огненные речи, готовые зажечь и поднять кого угодно.

В чем же сверхзадача Бабочкина-Чапаева? Он не просто полководец, он огонь, он трибун - фигура несущая поток энергии с экрана в массы. И массы этот поток приняли и понесли вперед. Нет никаких сомнений, что именно такие фильмы как "Чапаев" готовили на энергетическом уровне тех солдат, что выиграли Отечественную войну в 1945 году.

Теперь "Петр Первый". Идея вождизма не уходит из кино, напротив, ее значение нарастает. Безусловно, основой удачи фильма стало приглашение на главную роль Николая Симонова (Бык, Стрелец). Его игра была как взрыв атомной бомбы. Петр, безумный, горящий как пороховая бочка, весь из молний и искр, с дурацкими усами перышками. Можем взять любой эпизод и будем поражены неестественной, остервенелой, буквально обжигающей игрой актера. Никогда более, во всю жизнь не сыграет Симонов ничего подобного. Роль Петра выжгла его и создала внутри него стереотип, который он не сможет преодолеть. В небезызвестном "Человеке-амфибии" играя доктора Сальватора, он показал нам того же бесноватого Петра, только постаревшего и разочарованного в своей идее создания морской утопии.

Таким образом, два фильма с величайшей славой, два актера, играющие заглавные роли в этих фильмах. Великая, несмываемая слава, но слава одной роли, ибо все остальное на фоне этих ролей совершенно не существенно. Такова история двух величайших Вождей мирового кино. Впрочем, Вождей у нас в кино еще достаточно.

СКАЗАНИЕ О ЗЕМЛЕ СИБИРСКОЙ

Этот фильм явил миру образец темпераментного мировосприятия. Так велело время, так велели вожди. Ленин (Лошадь, Телец) и Сталин (Кот, Стрелец) должны были поднять народ и подняли его, но того же требовали от кинематографа страны Советов.

Борис Андреев (Кот, Водолей). При своей комплекции мог бы быть добродушным и рыхлым толстяком. На деле же отличался попросту буйным темпераментом и во всех своих киноработах играл только зажигательных героев. "Трактористы", "Большая жизнь", "Большая семья" - везде большой и громогласный, нигде тихоня и рохля. Как он кричал в "Большой семье" - "Я - Журбин!" В "Оптимистической трагедии" он играл Вожака, что буквально совпадает с его знаком. В "Двух бойцах" загоняет в тень Аристократа Марка Бернеса (Кабан, Дева), красавца, певца, хохмача, говорящего мало и смачно. Именно "Саша с Уралмаша", простой, искренний, обидчивый и взрывной первый номер в этой паре. Матрос Лучкин в "Максимке" буйный и могучий русский матрос, хоть и простоватый до глупости, но любезный зрителю именно своей лихостью и силой. Ну и, конечно же, "Илья Муромец" - гордый до непочтительности, прямолинейный до глупости, но компенсирующий все своим напором, своей жгучей энергетической облавой на врагов всех мастей.

Вера Васильева (Бык, Весы). Почти вся ее кинослава в "Сказании о земле Сибирской". Задорно, розовощеко, почти лубочно, но так жизнерадостно и бодро, что редкий зритель удержится от восхищения во взоре.

Владимир Дружников (Собака, Рак). Типичный плакатный герой, а ля "Бабочкин-Чапаев". В этом смысле характерна его заглавная роль в "Константине Заслонове". И все же главной его ролью остается именно роль композитора Балашова в "Сказании о земле Сибирской".

Марина Ладынина (Обезьяна, Рак). Будучи женой одного из главных сталинских режиссеров, снималась во всех его фильмах, причем в главных ролях. При этом фокус состоял в том, что фильмы, снимаемые Пырьевым, гораздо больше соответствовали гороскопу жены, а также гороскопу Сталина, чем собственному пырьевскому гороскопу. Не случайно после смерти Сталина и развода с Ладыниной он стал снимать совсем другое кино (экранизировал Достоевского). В "Трактористах", в "Свинарке и пастухе" и особенно в "Кубанских казаках" она играет совершенно плакатную передовичку производства, вождиху, предводительницу народных масс, оголтелую, напористую, без тормозов и сомнений. Лирические сцены ей явно не удаются, да и вообще ее талант не создан для камерных интимных ситуаций, для нее чистое поле и гонки на лошадях.

Так вот, именно эту четверку сумел разыскать и поставить в один ряд Пырьев для создания лубочного шедевра, наполненного картонными диалогами, непрерывным чтением лозунгов и неподдельным горением героев. Не смотря на формальное присутствие в фильме любовных треугольников, это совершенно антилюбовное кино. Любовь тут совершенно не причем, не имеет ни значения, ни цены. А имеют значение - Сибирь, мороз, симфоническая музыка, патетический речитатив, куча громких слов, а еще гвоздь, попавшийся под колесо автобуса…