www.xsp.ru/sh/ Структурный гороскоп в вопросах и ответах

2000 г. Творческий крест

Крестами названы скопления знаков-лидеров в той или иной сфере творчества. Мысль очень проста - если в каком-либо виде творчества есть центральный знак, то это неспро-ста. Центральность этому знаку обеспечивает сочетание в нем двух структурных характеристик. Пересечение двух ли-ний, двух структурных компонент - это и есть крест.

Например, поэзия - загадочное и малопонятное творчест-во. Выучить человека на поэта практически невозможно: либо человек слышит музыку сфер, либо нет. Центральным, самым слышащим, оказался Дракон. Его центральность - это сочетание взлетности, дающей подключенность к небес-ным сферам, и ортодоксальности, обращающей музыку не-бес в ритмичное, регулярное и рифмованное произведение. Таким образом, пересечение взлетной линии (Кот, Дракон, Тигр) с линией ортодоксальности (Коза, Бык, Собака, Дра-кон) дает тот самый искомый крест поэзии. Понимать это надо так, что, кроме центрального Дракона, в поэзии лиди-руют еще пять знаков (Кот, Тигр, Коза, Бык, Собака), хотя их поэзия несколько однобока.

Центральным знаком в драматургии является Крыса. Это положение обеспечивает ей сочетание драматического тем-перамента (Коза, Крыса, Змея) и мистической способности подниматься над временем (Дракон, Крыса, Обезьяна).

Становится понятна тяга театра к драматургии абсурда, отсутствие реализма и любовь к вечным (проклятым) вопро-сам. Ну и разумеется, каждая пьеса, вне зависимости от года рождения драматурга, должна нести в себе элемент драма-тического мировосприятия, должна кипеть неестественны-ми, бешеными страстями, от безумного ликования к столь же безумной горести.

Совсем другие расклады возникают в философии. Здесь торжествует темперамент космического оптимизма (Петух, Дракон, Тигр), склоняющий человека к отстраненности от мира, к некоему взгляду на человечество со стороны или даже сверху. Вторая компонента философствования - это власть над временем, даруемая волевым знакам (Лошадь, Тигр, Собака). Только эти три знака могут выстроить неис-каженное пространство, в котором прошлое, настоящее и будущее представлены равномерно, а стало быть, можно вычислить связь времен, найти линию эволюции. Таким об-разом, "крест философии" в центр этой отрасли культуры ставит Тигров.

В живописи центральная позиция у Змеи. Такое положе-ние обеспечивает пересечение линии мастеров пространства и цвета из тройки логиков (Петух, Змея, Бык) с линией бес-конечно углубленных закрытых знаков (Обезьяна, Змея, Тигр, Кабан). Лидерство закрытых знаков, кстати, доказыва-ет, что всенародной, общедоступной живописи высокого уровня быть не может, в отличие, скажем, от музыки или кино.

Что касается кино, то это, конечно, целый мир, в котором возможно существование нескольких крестов. Однако если говорить об основных законах жанра, то центр рождается на пересечении жажды движения и любви к предметному миру - это приземленные знаки (Петух, Собака, Обезьяна), а так-же линии знаков, владеющих секретами времени, - это зна-ки воли (Тигр, Собака, Лошадь). Легко увидеть, что в центре стоит Собака, что подтверждает в нашем кинематографе ти-таническая фигура Сергея Эйзенштейна, в грузинском кино Отара Иоселиани, в японском - Акиры Куросавы, в немец-ком - Райнера Вернера Фасбиндера и так далее. Это именно те фигуры, которые открывают магистральные пути в кине-матографе, пути, по которым потом ходят толпы мастеров.

В балете, как и в поэзии, центральный знак - Дракон, но теперь, кроме взлетности (Тигр, Дракон, Кот), понадобилась еще и магия мистицизма (Крыса, Дракон, Обезьяна). В воен-ном деле безоговорочный лидер Петух, его крест - это ли-ния логиков (Бык, Змея, Петух) и линия действия (Обезьяна, Петух, Собака).

В ремесле (будь то ювелирное дело или создание скри-пок) лидирует Обезьяна, стоящая в центре креста мистиков и знаков предмета и действия. Коза - центральный знак изо-бретательства, Кабан - центральный знак путешественни-ков, Бык возглавляет список клоунов, Лошадь - педагогов, Змея - медиков... И везде в каждом деле есть свой крест, а стало быть, есть целая теория данного вида творчества. Фак-тически речь идет о гигантском и самостоятельном разделе структурного гороскопа.

Есть, правда, в этом разделе слабое место - очевидная субъективность оценок. Даже в военном искусстве, где, ка-залось бы, критерии гениальности очевидны, достаточно трудно доказывать лидерство тех или иных полководцев. Что уж говорить о поэзии или живописи, где у каждого свои пристрастия. Впрочем, нашлась все же творческая сфера, в которой удалось ввести объективные критерии силы, - это шахматы. Уже много лет в шахматах лидирует один-единственный знак - Кот. Уже во времена Анатолия Карпо-ва (1951) выдвинулась целая когорта его одногодков (Вага-нян, Андерсон, Тимман, Рибли). Потом пришел Гарри Кас-паров (1963) и его одногодки (Соколов, Хьяртарсон, Красен-ков). На подходе поколение Котов-75. В первую очередь это Владимир Крамник и Веселин Топалов.

Центральное положение Кота подтверждает его свита: тройка интуитов (Коза, Кот, Кабан) и четверка открытых знаков (Лошадь, Кот, Крыса, Петух) отряжают в эту свиту пять знаков - Коза, Кабан, Петух, Лошадь и Крыса.