www.xsp.ru/sh/ Путь рокаМини-цикл 1973-1977 гг.В заключительной трети второй американской 12-летки в целом американские исполнители рока оставались в тени своих британских коллег, лишь дополняя картину, где последние оставались главными действующими лицами. Развитие мэйнстримовского русла приводит к формированию одного из значительных его ответвлений, нашедшего определение в термине ГЛЭМ-РОК (GLAM ROCK). Изысканность, обаяние, блеск, экстравагантность и сексапильность - признаки глэм-рока (синоним ГЛИТТЕР-РОК {GUTTER ROCK)). При этом на концертных представлениях делался упор на праздничность и помпезность. Эти признаки вписывались в различные стилевые музыкальные проявления от тихих баллад до шумного хард-рока. Как наиболее интересную в этом плане и оригинальную в музыкальном отношении хотелось бы выделить Лос-Анджелесскую группу SPARKS, фундаментом которой являлись братья Ron и Russel Маеl (некоторые критики их творчество относят к арт-року). Фактически братья начали творить в начале второй 12-летки "официального" мэйнстрима. Однако успех нашел их лишь во второй трети 12-летки, когда они по зову сердца приняли решение перебраться в Британию и с помощью местных музыкантов собрали искомую группу. Их подобрал продюсер Muff Winwood, питомец небезызвестного Спенсера Дэвиса (THE SPENCER DAVIS GROUP), в результате чего в 1974 г. родилось сразу два замечательных альбома "Kimono My House" и "Propaganda". Именно эти два альбома ИСКОРОК отмечены божьей искрой и достойны занимать привилегированное место в кунсткамере рок-музыки. Неподражаемый, экзальтированный, несколько залихватский вокал Рассела Мэла, под стать вокалу несколько чумная, то истеричная, то безмятежно умиротворяющая инструментовка, - в результате эта весьма эклектичная смесь дает эффект специфического саунда группы. Увы, потенциала братьям хватило лишь на четыре года. Вернувшись на родину в Калифорнию и попытавшись с местными музыкантами развить успех, они вскоре убедились, что ничего путного не выходит. Их опять потянуло в Европу, но это уже другая песня - на дворе стоял 1979 год. Стилистика глэм-рока прослеживается и в творчестве еще одной оригинальной группы из Сент-Луиса PAVLOV'S DOG, образованной в 1973 г. и выпустившей два любопытных альбома "Pampered Menial" (1974 г.) и "At The Sound Of The Bell" (1976 г.). В те годы, когда еще оставалось немало неистоптанных путей-дорог, публику можно было поразить только чем-то необычным. Группа удивила прежде всего своеобразным голосовым тембром вокалиста Дэвида Серкэмпа (David Surkamp), чем-то напоминающим голос героя нашего детства Буратино, знакомый нам из радиопередач. При этом очень красивая мелодичная музыка группы в сочетании со студийно, по всей видимости, корректированным (не беремся судить однозначно) голосом вокалиста производила весьма благоприятный эффект. Благодаря подвижникам полупиратского музыкального бизнеса, память о группе была недавно реанимирована у нас в стране, что наверняка приятно поразило и молодое поколение отечественных меломанов. На Западе был выпущен еще один бутлег группы в 1977 г., после чего следы вокалиста Д.Серкэмпа надолго затерялись. И лишь в 1990 г., то есть примерно через один 12-летний цикл, был выпущен еще один диск группы под названием "Third". В том же 1973 г. начинает функционировать команда парней из Нью-Йорка с простым, но запоминающимся названием KISS (особенно запоминаются последние две буквы - вы знаете почему). Музыканты сумели избежать забвения, потому что, невзирая на исполняемый ими рядовой хард-рок, они сильно заморочили головы простодушным американским ребятам своим, мягко говоря, неординарным имиджем ( который, мы уверены, большинству читателей известен). Однако в этом как раз и заключается наружная сторона глэм-рока. Сами музыканты на критику в их адрес и обвинение в плагиате реагировали спокойно: "Мы не считаем подобный метод порочным... Неважно, что другие играют роскошные соло, стоя на голове или выдают сто нот в секунду, - все равно мы убираем всех, и наша энергия непобедима". Первый диск группы с одноименным названием был выпущен 21 декабря 1973 г. KISS благополучно отработали два четырехлетних цикла, купаясь в скандальной славе своих гастролей (британскую публику они, однако, не покорили). Но в 1980 г. пришлось думать о смене имиджа - в конце года вышел альбом "Unmasked" ("Без Масок"), незатейливо намекнувший на путь, обозначавший грядущие перемены. Не беремся судить, "что такое хорошо и что такое плохо", рискнем лишь заявить, что "песни всякие нужны". Ну, и поскольку процесс всякого развития имеет тенденцию распространяться вширь, то отметим, что в завоевании мира хард-роком не обошлось, конечно, и без дам. Свидетельством тому явилось "возгорание" на хард-роковом небосводе в качестве "звезды" уроженки американского населенного пункта, именуемого Детройтом, басистки-вокалистки Suzy Quatro. Зажгли ее, однако в Англии, под крылом компании "RAK" продюсер Микки Мост (Mickie Most) и создатели хит-"боевиков" Ник Чинн (Nick Chinn) и Майк Чапман (Mike Chapman). В 1973 г. выходят синглы и затем дебютный альбом исполнительницы, который, как принято, не имел названия (то есть так и назывался "Suzy Quatro"). Личность Сюзи была весьма популярна в мировом масштабе, включая и нашу Отчизну. Однако женское начало у хард-рокерши давало себя знать. Ей пришлось родить двоих детей от гитариста своей группы. В конце четырехлетнего цикла по этой причине группа приостанавливала свою деятельность. А вращение в коллективе фирмы "RAK" приводит к тому, что в 1977 г. сотрудничество с Крисом Норманом (Chris Norman) из СМОКИ, воспитанного теми же Чинном, Чапмэном и Мостом, дает появление формирования типа SMOKIE (как-бы нового), и стиль исполнения Сюзи резко меняется (циклы, господа, циклы!), и "звезда" потихоньку стала "затухать". Напомним, что в четырехлетнем цикле, начинающемся в 1973 г., на стезе хард-рока относительную конкуренцию британцам продолжали составлять лишь GRAND FUNK, Alice Cooper и, может быть, BLUE OYSTER CULT. (В.О.С. - иногда называли пятой группой после упоминаемого британского триумвирата плюс GRAND FUNK. Однако, думается, что еще минимум 2-3 британские группы можно втиснуть между "четвертым" и "пятым" номерами.) Что касается начинавших в это время свою творческую деятельность ныне славных американских групп AEROSMITH и ZZ ТОР, то их ранние альбомы имели скорее локальный успех. У АЭРОСМИТ первый диск выходит в 1973 г., а вокалист ансамбля Стив Тэйлор (Steven Taylor) начинал с откровенного подражания Мику Джаггеру (такие же губищи и ужимки) и в целом - манере РОЛЛИНГ СТОУНЗ. Группа ZZ ТОР, начавшая записываться еще ранее, лишь к 1973 г. обретает популярность (композиция "Ла Гранж" с их третьего альбома получила статус международного хита). С 1977 года члены группы делают упор на гастрольную деятельность, чтобы своими длиннющими бородами (ну, и тяжеленьким кантри-блюзом, вдобавок) добыть себе популярность. Как уже упоминалось выше, в 1973 г. ощущается всплеск интереса к соулу. После выхода в указанном году альбома "Innervisions" ранее лишь предрекаемое сравнение в славе с самим Рэем Чарльзом стало реальным фактом для Стиви Уандера (Stevie Wonder). Музыкант, пожалуй, первым из "черных" в 70-е годы покорил и приверженцев рока, пробудив в них интерес к модернизированному стилю соул. Вслед за успехом Уандера рок-публика открывает для себя и ряд других имен из когорты исполнителей соул: Barry White, Curtis Mayfield, Marvin Gaye, Isaac Hayes, Roberta Flack, группа TEMPTATIONS и др. Перечень "звездных личностей" был бы неполным без упоминания еще об одном американском парне с гитарой, который по образу и подобию (то есть небритостью, внешностью, поначалу и стилем) напоминал самого Боба Дилана. Речь идет об уроженце штата Нью-Джерси Брюсе Спрингстине (Bruce Springsteen). Собственно говоря, и функционально Брюс как бы претендовал на такую же роль на американской сцене (поэт, певец и композитор, близкий народу). И примерно 12 лет прошло как и Боб Дилан стал обретать популярность в широких кругах. Первый свой диск Брюс выпустил в 1973 г. и назывался он "Greetings From New Jersy". К его чести, надо сказать, что сходство с Диланом было только в начальном периоде его активного творчества. В дальнейшем же Спринг-стин обрел и свой узнаваемый индивидуальный почерк, который трудно было уже отнести к какому-либо из сложившихся к тому времени стилей и направлений. Поскольку же Брюс со своими творческими вложениями надолго осел в колеснице почитаемых, то в дальнейшем мы еще уделим ему внимание. Несмотря на то, что в очерченный нами круг задач не входит анализ творчества всех широкоизвестных ансамблей, все-таки несколько слов скажем еще о трех группах, о которых не забывают упоминать в рок-справочниках, изданных в последние годы. Речь пойдет об ансамблях KANSAS, STYX и BOSTON. Объединяет их, с одной стороны, довольно высокий уровень популярности в рассматриваемом периоде, а с другой стороны - особенность, которую мы попытаемся осветить с позиции теории структурного гороскопа. По нашим наблюдениям стать "этапными" гораздо больше шансов имеют те коллективы, которые начинают, образуются или оформляются в стабильный состав (в результате обретая свой характерный творческий почерк) в годы ПЕТУХА, ЗМЕИ или (на худой конец) БЫКА. Упомянутые же группы служат нам как раз иллюстрацией обратного. Самая достойная внимания из них, пожалуй, - KANSAS. Маленькое абстрактное предположение. Любители рок-музыки, которые, допустим, впервые обрели доступ к так наз. "фирменным дискам" где-то в середине 70-х и с головой окунулись в безбрежное море уже "развитого рока", могли в числе первых попавших им в руки дисков поиметь одну-другую пластиночку группы KANSAS. Они с высокой вероятностью могли бы посчитать ее (группу) за одну из "главных" в рок-музыке. Однако искушенным меломанам уже в то время было ясно, что эта высокопрофессиональная (надо отдать должное) рок-группа отнюдь не "первична": в своих изысканиях она занималась, по справедливому заключению автора изданной у нас в стране "Лирической рок-энциклопедии" Александра Кутинова, "американизированием европейского прогрессив-рока" и "действовала со штатовским размахом и надрывом, свойственным только очень богатым людям"1. Склонность к уже сложившемуся английскому варианту арт-рока побуждает нас отнести творчество коллектива к "мэйнстримовской ветви", хотя налицо и "американизмы". Эта некая двоякость, по нашему мнению и объясняется тем, что ансамбль образовался в 1970 г. (а, скажем, не в 1969-м), а свой первый диск выпустил в 1974 г. (где-то в середине мэйнстримовского мини-цикла). В дальнейшем коллектив, тем не менее, (как и должно быть) не избежал воздействия "волн цикличности". Другой пример - группа STYX. Начинала в 1972 г. Излагали в помпезной хард-роковой манере с элементами арт-рока. Имели популярность как "у них", так и у нас. Но их внешне красивая мелодичная музыка и "сахарное многоголосие" сильно напоминали и URIAH НЕЕР и DEEP PURPLE. To есть, группа в сущности была "вторична", соответственно - безлика, и излишне приглажена. Ну, и наконец, группа BOSTON. Образовалась в 1975 г. Не являясь в сущности новаторской, сумела своим первым альбомом, вышедшим в 1976 г., вломиться в хит-парады и "достучаться" до сердец многих слушателей. Стиль противоречивый. Нечто вроде хард-фолк-рока. Хотя группа и была ругаема критикой, но и второй альбом "Don't Look Back", вышедший в 1978 г., надолго осел в хит-парадах. Затем на некоторое время группа ушла в тень. Поиски путей развития, свойственные всей второй мэйнстримовской 12-летке, отражаются в деятельности еще многих не названных нами исполнителей Северной Америки. Однако, напомним, что именно американской ветви было в большей степени присуще вести поиски альтернативных вариантов развития. Подтверждением тому было оформление так наз. гаражного рока, собственно говоря, предвестника зарождающегося панка. Идеи панка в последней трети второй американской 12-летки уже прослеживались в музыкальной деятельности таких исполнителей как NEW YORK DOLLS, Iggy Pop, RAMONES , VELVET UNDERGROUND + Lou Reed, TUBES - впоследствии их подхватят и доведут до уровня стойкой тенденции английские панкеры. 1Кутинов А. Алистер Макдермот. - В кн.: Лирическая рок-энциклопедия. М.: ИНФОСЕРВ, 1993, с. 111. |