www.xsp.ru/sh/ Путь рока

Триумвират - LED ZEPPELIN, BLACK SABBATH, DEEP PURPLE

Начнем же по порядку, а именно - с легионеров ХАРД-РОКА, поскольку в последнем, в первую очередь, и воплощалась генеральная линия мэйнстрима.

Мы сразу приносим свои извинения за то, что не смотря на обещанную демократию в оценке "сонма великих", мы все же несколько выделим LED ZEPPELIN, потому что их творчество - это эталон высочайшего мастерства в роке, какой только возможен. Группа, у которой нет ни одной посредственной пластинки и, более того, (мы не боимся осуждения в предвзятости) ни одной слабой вещи. К тому же их путь - классический образец проявления логики структурного гороскопа (его исторической структуры). Ансамбль просуществовал в неизменном и неделимом составе 12 лет (с июня 1968 г. По сентябрь 1980 г.). Вот текст официального заявления, который опубликовали 4 декабря 1980 г. после смерти барабанщика Джона Бонэма (John Bonham) трое живых членов LED ZEPPELIN:

"Потеря нашего друга и глубокое чувство гармонии, которое мы все ощущали, привело нас к решению, что в прежнем виде мы больше существовать не можем"1.

И этот шаг достоин уважения.

Проследив внимательно творческий путь группы, что же мы обнаруживаем? "Фатальное" знакомство двух главных музыкантов группы Джими Пэйджа (Jimmy Page) и Джона Пола Джонса (John Paul Jones) происходит в 1965 г. Можно говорить как бы об "эмбриональном периоде" в становлении LED ZEPPELIN через YARD-BIRDS. В високосный 1968 год (год пророческих сновидений - по гороскопу) через работу участников образовавшегося ансамбля обнаруживаются пока еще смутные очертания будущей доминирующей тенденции четырехлетки. По поводу первого альбома LED ZEPPELIN, записанного в октябре 1968 года всего за 30 часов работы в студии, в легендарном подпольном журнале "OZ" были приведены такие слова: "Время от времени выходит пластинка, которая не поддается немедленной классификации просто потому, что это очевидный поворотный пункт в рок-музыке и только времени можно доверить окончательную экспертизу. Таким альбомом является "ЛЕД ЗЕППЕЛИН". Выпущен же в свет дебютный альбом был только в конце января 1969 г. (год ПЕТУХА). Сведенная лента записи для второго альбома появилась в процессе непрекращающихся гастролей по Америке где-то к августу 1969 г. Сам же альбом "Led Zeppelin-II" был издан 22 октября 1969 г. "Этот альбом перевернул все представления в мире рок-н-ролла. До этого бытовало два "лейбла": White Blues и Heavy Music. Тяжелый сплав гитарной жесткости, отточенная ритм-секция, на которой как на батуте, неистовствует вокалист, и все это безукоризненно аранжировано - этот коктейль окрестили хард-рок. Хотя "лейблы" тут, конечно, ни при чем: талант всегда труднее классифицировать...", - слова из статьи отечественного "зеппелино-веда" Петра Фадеева2.

Итак в 1969 г. главная тенденция была сформулирована.

Отметим также, что четвертый альбом LED ZEPPELIN, выпущенный в ноябре 1971 г. - квинтэссенция первого творческого этапа группы.

Несмотря на то, что к этому времени филигранное мастерство музыкантов уже покорило сердца обширной аудитории поклонников, находивших в их музыке некий мистический культ, члены ансамбля жаждали еще большего признания у публики. В таком дерзновенном состоянии духа их и застал 1973 год.

В последующих альбомах "Houses Of The Holy" (1973 г.) и "Phisical Grafity" (над которым члены группы работали с перерывами, начиная с ноября 1973 г. по июнь 1974 г., но в связи с традиционными проволочками в оформлении обложки альбом вышел в свет только в 1975г.) - улавливается уже некая изощренность. Она проявляется в расширении использования жанровых рамок (прогрессирующий отход от ритм-энд-блюзовой основы), в усложнении метрического размера и фразировки (начиная с "Houses Of The Holy" обнаруживается и постоянное отступление от стандартных четырехдольных тактов, на диске "Presence" (1976 г.) из семи композиций пожалуй только в половине материала улавливаются четкие "четыре четверти").

На композиции "Kashmir" с двойника "Phisical Grafity", которую Роберт Плант считает определяющей для творчества LED ZEPPELIN зрелого периода, вы также не обнаружите привычные для рок-н-ролла или ритм-энд-блюза 4/4. Но поразительно, тем не менее, как гармонично сложный ритм композиции укладывается в так называемую "метрическую сетку". Альбом "Phisical Grafity" наиболее полноценно отражает все грани композиционного и технического совершенства (детализация и "подметание крошек" по гороскопу), которых достигла группа во второй четырехлетке "золотого периода".

И, наконец, третий этап - который волею судьбы на время с 1977 г. и почти на весь 1978 г. выбивает из колеи Роберта Планта (смерть сына в 1977 г.), - отмечен всего лишь одной студийной работой (альбомом "In Through The Out Door") выпущенной в свет в предвисокосном 1979 г. Альбом отличается ярко выраженным присутствием клавишных, что не было так заметно на предыдущих дисках. Лонгплэй занял одно из первых мест в мире по объему продаж.

Через полтора месяца после обнародования второго альбома LED ZEPPELIN, полноценно содержащего в себе уже все признаки того, что стали называть хард-роком, в пятницу 13 февраля 1970 г. вышел в свет дебютный альбом квартета, окрестившего себя в 1969 г. BLACK SABBATH. Группа сразу "попала в струю" (мировоззрение хиппи к этому времени уже испытывало кризис). "Шабашники", в основном стараниями вокалиста группы Оззи Осборна (Ozzy Osbourne), внесли определенную "духовность" в текстовую структуру своих творений. Суть ее сводилась к вариациям на темы каббалистики, черной магии и сатанизма, которые пришлись весьма по кайфу юной публике. Под стать было и звучание команды: зловещее, мрачное, магически таинственное - гулко пульсирующая ритм-секция в контрасте с режущими слух гитарными риффами и неподражаемый в своей экзальтированности вокал Оззи - это в совокупности производило ошарашивающий и гипнотический эффект. Категоричный Оззи выразился так: "Это была наша реакция на всю эту ерунду: вроде "мира, любви и счастья". Я думаю, все это было несусветной чушью. Хиппи говорили: "Человек, мир так прекрасен!" Но стоило оглянуться вокруг и вы убеждались, что он просто отвратителен..." Сатанинский имидж команды и специфический вокал Осборна, который частенько пел "рядом с нотами", были поводом для критики в прессе: Оззи упрекали даже в отсутствии вокальных данных. Но эти обстоятельства - парадоксально, но факт - только играли на руку команде. Завораживающая же личность Оззи сделала его бесспорным кумиром подростков и молодежи в разных уголках планеты.

Грань между первым и вторым этапом в творческом пути группы приходится на конец 1973 г. - из-за административных неурядиц ансамбль на некоторое время даже приостановил всякую деятельность. Выход же альбома "Sabotage" в 1975 г. показал качественный эволюционный сдвиг в саунде группы. Альбом в этот раз очень благосклонно был принят критикой: отмечалось "сложное сплетение студийных эффектов и жестких аккордов, которые составили бешеную музыкальную атаку"; эксперименты с хором неузнаваемо меняли их стиль.

Шатания и разброд проявляются, как и положено, к 1977 г. Осборн даже заявляет об уходе, но возвращается на время - однако закат уже обозначился. И BLACK SABBATH образца 80-90-х годов, по крайней мере, для нас уже не представляет прежнего интереса.

Наверное, мы не преувеличим, если скажем, что ансамбль DEEP PURPLE в нашем суровом краю был любим самым массовым образом. И все наши неглухие пацаны "в годы правления ПАРПЛОВ" считали своим моральным долгом и почетной обязанностью иметь на своих магнитофонах записи этого заграничного ансамбля. Мы даже о них много и говорить не будем: кому это было надо - тот знает, "что, где и когда". Мы лишь " в научном свете проливаемого нами знания" чуть-чуть задержимся на хронологии.

Любимый широкими массами DEEP PURPLE фактически начинается параллельно с заменой летом 1969 года двух членов уже функционирующего с умеренным успехом коллектива на певца Иана Гиллана (Ian Gillan) и басиста Роджера Гловера (Roger Glover), после чего ТЕМНО-ЛИЛОВЫЕ зазвучали во всю свою мощь. Запись ставшего классическим альбома "Deep Purple In Rock" осуществлялась с сентября 1969 по апрель 1970 г. 1973 год - разброд и шатания: Блэкмор (Ritchie Black-more) и Гиллан уже с трудом смотрят в глаза друг другу. Уходит Гловер, чуть позже - Гиллан. Три диска с вокалистом Дэвидом Ковердэйлом (David Coverdale), - естественно, уже другой саунд. 15 марта 1976 года - последний концерт группы, причем уже даже без Блэкмора. Просматриваются две немножко "усеченные" четырех- летки. О том, что происходило дальше с группой говорить не обязательно.


1Сева Новгородцев. Рок-посевы. М.: "СКиТ", 1995, с. 94.

2Московская правда, 1995, 14 июля.