www.xsp.ru/sh/ Путь рокаСимфо-рок - PROCOL HARUM, ELECTRIC LIGHT ORCHESTRA (ELO), SUPERTRAMPПоехали дальше. Честно говоря, до сих пор не очень понятно, что подразумевают под симфо-роком использующие этот термин, однако нам думается , что, если его придумали американцы, то лишь для того, чтобы пристроить в компанию к великим англичанам своих земляков, как-то: KANSAS , STYX и почему-то BOSTON1. По нашему же скромному представлению в разряд коллективов симфо-рока следует включать рок-коллективы, интенсивно использующие в своем творчестве метод европейского симфонизма, "...основанный на многостороннем раскрытии глубокого и цельного художественного замысла в последовательном движении..." и т.д.2 Истинными аристократами от арт-рока хочется назвать этих джентльменов. Коллективное имя им PRO-COL HARUM. Музыкальная концепция этого ансамбля, возглавляемого Гари Брукером (Gary Brooker), близка далеко не каждому средне-статистическому меломану и распознается не сразу. Но те, кто ею проникся однажды, обеспечили себе к этой музыке любовь навечно. Музыку коллектива иногда классифицируют как барокко-рок, и этот термин как-то даже более понятен. Гари Брукер любил И.С.Баха, и эхо величественной музыки гениального немца мы улавливаем в большинстве композиций англичанина Г.Брукера. Музыка ансамбля не отличается особой виртуозностью исполнителей, но магическая загадка музыкальной темы той или иной вещи кроется в удивительном композиционном чутье Бруке-ра. Кто изучал музыкальную грамоту, тот знает, что есть такое понятие в музыкальной гармонии как "разрешение" - то есть, переход от неустойчивого звука лада к опорному. Вслушайтесь в музыку PROCOL HARUM, и вы уловите, что чуть ли не каждая музыкальная фраза как-бы настойчиво требует продолжения. Мы затрудняемся привести пример того, кто бы еще из исполнителей рока так умело и тонко использовал музыкально-гармонические приемы. Хочется отметить еще и весьма необычное сочетание в составе группы параллельно двух клавишных инструментов: фортепьяно и электрооргана. Плюс ко всему непритязательный, но, тем не менее, глубоко проникновенный драматический баритон Гари - неотъемлемое дополнение к звуковому портрету группы. В мелодической линии Брукер как бы совершает прогулки широким вольным шагом по интервальному пространству. Звучание большинства композиций в исполнении PROCOL HARUM создает какое-то ощущение торжественности происходящего, подобно присутствию в величественном храме, где открываются тайны бытия (можно догадаться об авторской "слабости"). А начинался ансамбль (точнее, формулирование его концепции) еще в 1965 г. со встречи Гари Брукера с будущим штатным автором текстов группы Китом Ридом (Keith Reid). Брукер к этому времени вышел из состава коллектива PARAMOUNTS, некоторое время выступал соло, но уже фактически разрабатывал с Ридом концепцию будущего коллектива. В 1967 г. вышел дебютный альбом "Procol Harum", на котором был записан один из признанных мировых шедевров "A Whiter Shade Of Pale". Ранний период творчества, благодаря лирике Рида, носил заметный отпечаток психоделии. Год ПЕТУХА (1969 г.) отмечен в деятельности ансамбля сменой органиста Мэтью Фишера (Matthew Fisher) на Криса Коппинга (Chris Copping) и выходом альбома "A Salty Dod", начиная с которого Брукер периодически привлекает к записи симфонический оркестр (оправдывая мотив нашей "комплектации") Четырехлетка 1973- 1977 гг. ознаменована выходом еще четырех альбомов группы, последний из них - "Something Magic". Каждый из альбомов своеобразен, и в то же время уникальный почерк группы сохраняется, пронизывая единым стержнем все творчество этого замечательного коллектива. С 1967 г. ежегодно (кроме 1976 г.) PROCOL HARUM выпускали по одному альбому. (В 1972 г - концертный, с Эдмонтонским симфоническим оркестром). Скажем предвзято: все альбомы хороши. Поскольку группа причислялась (особенно в начале) к андерграунду - объяснимо и начало в 1965 г . В принципе же PROCOL HARUM как идея про функционировал опять-таки полную 12-летку. Этапы не так важны. Мудрый Брукер впоследствии фактически не пытался восстанавливать состав. Однако не удержался и он, и выпустил-таки в 1991 г. (через 24 года после дебютного) еще один альбом. В данном случае можно сказать, хоть молодость и не вернешь, но у Брукера исполнять плохо, слава богу, не получается. Оригинальная компания музыкантов, назвавшихся ELECTRIC LIGHT ORCHESTRA, благодаря наличию в своем составе так наз. группы "струнных", содержит тем самым в себе и бесспорный компонент, позволяющий отнести коллектив к разряду исполнителей симфо-рока. Ряд рок-групп еще до образования ELO уже экспериментировали с подключением к исполнению отдельных "номеров" симфонических оркестров. Собственно говоря, первыми были БИТЛЗ ("Strawberry Fields Forever" и "I Am The Walrus"). Джефф Линн (Jeff Lynne) с единомышленниками взял в постоянный штат коллектива профессиональных исполнителей классической музыки, что и явилось декларацией собственного стиля. Характерным звучанием для ELO было сочетание ярких мелодий с превосходными "аранжировками под классику". Такое сочетание нашло широкомасштабный отклик как у сторонников интеллектуального рока, так и у потребителей облегченной музыки, в отличие от ориентированной на сравнительно узкий круг рок-эстетов музыки таких монстров арт-рока как GENESIS, YES, KING CRIMSON, VAN DER GRAAF GENERATOR и тот же EMERSON, LAKE & PALMER. История ELO корнями уходит в середину 60-х. До 1965 г. Джефф Линн и Рой Вуд (Roy Wood) уже поиграли совместно в ансамбле THE NIGHTRIDERS. В 1965 г. Вуд организовал коллектив MOVE, а Линн остался в прежнем. В 1971-м Линн подключился к MOVE, уже работавшему в ключе арт-рока. Рой Вуд и подкинул идею синтезировать в аранжировках звучание рок-квартета и симфонического оркестра, которая понравилась Джеффу Линну. Дебютный альбом нового формирования вышел в том же 1971 г., в то время как MOVE осталось работать еще некоторое время с концертами, выполняя условия контракта. Дебютный диск имел определенный успех. В 1972 г. Вуд выходит из состава ELO и образует свою группу WIZARD, уступив лидерство Джеффу Линну. Второй диск ELO выходит в 1973 г., и коллектив на-чинает восхождение по ступеням популярности. С выходом двойного альбома "Out Of The Blue" (1977 г.) об-наруживается крен в сторону более легкой музыки, ощущается упрощение аранжировок и привлечение элементов диско-музыки, но красота мелодий и изысканность исполнения сохраняются, что не умаляет, а даже усиливает популярность коллектива в массах. Альбом 1979 г. "Discovery" - квинтэссенция этого периода. В "коммерческую 12-летку рока" ELO вступает с мощным альбомом "Time" (1981 г.), признанным в Британии лучшим альбомом года. В нем, как и в следующем альбоме "Secret Message" (1983 г.), осязаемо ощущаются новые элементы, связанные с подключением электронных новшеств. После этого коллектив распадается. Как ни крути, зарегистрировано тем не менее 12 лет непрерывной и успешной деятельности коллектива под названием ELO. Попытку через три года реанимировать славный оркестр нельзя назвать особо успешной (но нас уже не удивить такими фактами). В некоторых источниках мы обнаружили, что лондонскую группу SUPERTRAMP относят к числу исполнителей симфо-рока. Признаемся, мы себя особо не муча-ли вопросами (типа "за что?") - раз причисляют, значит кому-то это надо. Мы все равно не разлюбим SUPERTRAMP. Для нас важнее было осознать то, что это еще один из ансамблей, нашедших свой оригинальный "звук", не имеющий аналогов в мире. Их музыка внешне проста и мелодична, но в то же время глубока и драматична, мудра и душераздирающа. Порою слова бессильны, когда звучит Музыка - это, как раз, случай с SUPERTRAMP. А что же нам скажут даты? Будучи истинно мэйн-стримовской группой ЗАКОРЕНЕЛЫЙ БРОДЯГА объявляется в Лондоне в 1969 г. Два ранних диска группы, вышедших в 1970-1971 гг., несмотря на определенную оригинальность и новизну в идеях, явились (развивая образ, заложенный в названии) еще блужданием в поисках истинно верного пути. Притихнув на пару лет и определившись с составом, супертрэмповцы совершают "волевое усилие" и заявляют о себе первой "фирменной" работой "Crime Of The Century"(1974 г.). Выкристаллизованный альбом "Crisis? What Crisis?" появляется в 1975 г. Третья четырехлетка - два альбома "Even In The Quietest Moment" (1977 г.) и особенно "Breakfeast In America" (1979 г.) приносят им всемирную славу. Все песни с альбома 1979 г. попадают в Тор-20 Британии. Так почти не бывает. Но так получилось с SUPER-TRAMP. Невзирая на уход в солисты Роджера Ходжсона (Roger Hodgson) после выпуска диска "Famous Last Words" (1982 г.), развиваемая группой творческая линия была настолько фундаментальной, что ее хватило еще минимум на четырехлетку, по 1985 год (лонгплэй "Brother Where You Bound" с привлеченным в качестве "гитариста-гостя" Дэвидом Гилмором). Дальнейшее восхождение уже было бы маловероятным - так оно и стало. Практически 12 лет плодотворной и оправданной работы здесь обнаруживаются без труда. В двух следующих тройках объединяющим признаком будет их причастность к направлению, получившему определение ГЛЭМ-РОК. 1См.: История рока. Энциклопедия в стиле "комикс". М: "Студия-С", 1993, с. 83. 2См.: Эциклопедический музыкальный словарь. М.: БСЭ, 1959, с. 224. |