www.xsp.ru/sh/ Путь рокаГлэм-тройка - DAWID BOWIE, MARC BOLAN & T.REX, ALEX HARVEYВ этой тройке два ее представителя, Dawid Bowie и Marc Bolan, фактически стояли у истоков направления. Фигура же Алекса Харви стоит несколько особо. То, что Dawid Bowie - выдающаяся личность в рок-культуре - факт, не нуждающийся в доказательствах. Bowie - многолик в своем творчестве. Чуть ли не каждую пару лет он менял свой стиль и имидж, создавая повод другим развивать им оставленное. В этой тройке Bowie потому, что в золотой период рока он в созданных им музыкальных образах оснастил нарождающееся глэм-направление перспективными творческими идеями. Собственно говоря, творческий путь Дэвида Боуи - это тема целой отдельной книги - ибо путь его плодотворен и насчитывает уже более тридцати лет. Привлекательно опять-таки то, что эволюция Дэвида Боуи как "мэинстримовского" рок-музыканта более чем наглядно иллюстрирует механизм проявления "закона структурного гороскопа" (его исторической структуры). Исходная точка в становлении Боуи как личности просматривается в 1965 г. В марте указанного года появляется на сингле первая сочиненная Дэвидом песня "Take My Tip", выпущенная фирмой "Parlophone Records". В 1967 г. выходит дебютный альбом певца и музыканта - фактически он олицетворяет творческие достижения раннего ("эмбрионального") периода творчества Боуи и пока не приносит музыканту заметного успеха. В 1968 г. он на несколько месяцев удаляется в буддистский монастырь (это происходит в год "вещих снов" по гороскопу). Полученные впечатления и опыт Боуи начинает реализовывать в 1969 г. - в созданной им артистической лаборатории "The Beckenham Art Lab", где он экспериментирует в области синтеза театра и рок-музыки. В этом же году появляется первый "настоящий" альбом "Dawid Bowie", впоследствии переименованный в "Space Oddity" по названию заглавной песни. В музыке альбома - явно новаторское звучание, тексты внедряют в рок космическую тематику. Налицо и концептуальность пластинки. Через год (в 1970 г.)выходит альбом "The Man Who Sold The World", развивающий тематику предыдущего. 1971 г. - "Hunky Dory" - это уже глиттер-рок: критики высоко оценили пластинку, публика же - прохладно (напомним, что это год псевдорешений). В 1972 г. (год расчищения места, переосмысления и в то же время - "вещих снов") выпускается диск "The Rise And Fall Of Ziggy Stardust" - совершенно новаторский, на его основе создается и сценическое шоу. В тексте альбома - апокалиптическое видение мира, космическая мифология, социально-политическая проблематика, и, по иронии судьбы, рассказ о "взлете и падении" рок-музыканта Зигги Стардаста делает Дэвида Боуи супер-звездой рок-музыки. В 1973 г. (в год "поворотов") Боуи даже объявляет о своем уходе с рок-сцены. Но он и на сцену вернулся (через год) и выпустил подряд две пластинки "Alladine Sane" (1973 г.) и "Pin Ups" (1973 г.), представляющие по стилю классику глэм(глиттер)-рока. Снова и в музыке, и в имидже - новаторский поворот. Далее в дискографии Боуи значатся два "золотых диска": "Diamond Dogs" (1974 г.) - антиутопия, по содержанию, и "Young Americans" (1975 г.). Причем второй из "золотых" - самый удачный в коммерческом плане (1975 г. - год "сбора урожая", и в то же время - "псевдорешений": поворот в сторону белого соула). Снова концептуальность и эксперимент в альбоме "Station To Station" (1976 г. - отрицание достигнутого, и в то же время - совершенство стиля) - великолепный альбом. В 1977 г. выходят два альбома с участием Брайана Ино "Low" и "Heroes", знаменующих очередной поворот, обозначивший увлечение авангардно-электронной музыкой. В 1979 г. с тем же Брайаном Ино выпускается "Loger" ("подметание крошек"). Альбом "Scary Monsters" (1980 г.) развивает предыдущую тематику - в нем проявились наиболее удачные находки Дэвида в песенно-танцевальном жанре. "Золотой период" у Боуи выглядит очень достойно и подобающим образом оценен как критикой, так и публикой. С 1981г. - перемены в эволюции музыканта ощущаются в том, что он все заметней устремляется в поиск коммерческого успеха, много записывается в компании с другими звездами. Начинается эта полоса с композиции "Under Pressure" (1981 г.), исполненной вместе с музыкантами ансамбля QUEEN. Пик дерзаний в этом ключе пришелся на 1983 г. ("сбор урожая, квинтэссенция") - альбом "Lets Dance" содержит в себе много танцевальных хитов года. Вехи: 1985 год - отмечен выступлением в знаменитом концерте-марафоне "Live Aid", a также съемкой ставшего знаменитым видеоклипа в дуэте с Миком Джаггером, 1989 год - вхождение в состав команды TIN MACHINE, два диска, записанные с группой (второй в 1991 г.), являют полную метаморфозу музыканта, однако вряд ли удачную. Вот выдержка из статьи "Электрический Болан" в издании "ЗАБРИСКИ RIDER NEW": "Болан - вспышка в черной глыбе космоса, Болан - герой эльфийских земель, всадник, путешествующий на лебеде, потом - на драконе. Он - солнце на верхушке глэм-рока, он - "Teenage dream" и он - "Teenage insomnia", "сон и бессонница подростка". Марк, по прозвищу "Электрический боец", "рожденный для бути" иод "Малиновой луной" и "Бороздой из звезд". Растрепа в блестящем пиджаке и в расстегнутой до пупа рубахе. Роковый поп-карлик - так называли его в Англии, и "Его Величество Глэм-рок" - таким мы видим его на обложке видеобиографии"1. То, что Marc Bolan оказался в фокусе внимания хипповского издания - не случайно, гак как начальный этап творческой биографии одной из безвременно сгоревших звезд рока отмечен печатью художественной эстетики хиппи. Кроме того, Марк заслужил звание одного из лучших поэтов рока. Ранний ("эмбриональный") этап в становлении музыканта мы фиксируем с момента выхода его первого сингла "The Wizard", выпущенного фирмой "Decca" 19 ноября 1965 г., с которой Марк подписывает рабочий контракт. Перепробовав игру в компании с различными партнерами, в 1967 г. он объединяется в дуэт с ударником, которого звали Steve Peregrine Took. Дуэт назвали TYRANNOSAURUS REX. Ранний "акустический этап" заканчивается с момента расставания Марка со своим партнером по дуэту Стивом, сформировавшимся в законченного наркомана. Разрыв произошел в 1969 г. мосле летних американских гастролей. Стива заменяет Michael Norman Finn, Болан же начинает использовать в работе электрогитару, а стиль соответственно меняется - в нем начинают вырисовываться признаки так наз. глэма. Чуть позже название ансамбля сокращается до T. REX. Параллельно эта перемена обозначала и выход из андерграунда, а популярность Болана начинает неумолимо расти. Характерными для саунда группы, помимо несколько экзальтированного "блеющего" вокала Марка, становятся своеобразная ритмика, а также использование массы различных музыкальных инструментов. К 1971 г. очертания нового музыкального стиля " становятся явно ощутимыми, в то же время концертные выступления группы превращаются в сценическое рок-представление, поднявшееся до уровня подлинного искусства, получившего определение глэм-рок (напомним: сокр. от glamourus - чарующий, пленяющий). Бесспорная артистическая, музыкальная и поэтическая одаренность Марка Болана привлекает на его сторону растущие ряды юных поклонников. С 1973 г. обозначается стойкая тенденция: глэм превращается в "моду" и уже доминирует в этом качестве на рок-сцене. У Болана же остается последняя отведенная ему в земной жизни четырехлетка, на протяжении которой он купается в лучах славы. В начале 1973 г. T.REX выпускают свой альбом "Tanx", признанный классическим образцом глэм(глиттер)-рока. Последний студийный альбом T.REX выходит в марте 1977 г. А в августе того же года Болан, будучи подлинным мастером, чутко реагирующим на ритмы времени, выпускает свой последний сингл "Celebrate Summer" уже в стиле новой волны. В сентябре 1977 г. жизнь одного из молодежных кумиров "золотого периода рока" трагически оборвалась (смерть в автокатастрофе), тем самым четко обозначилась 12-летка творческой самореализации "короля глэм-рока", чья музыка являла собой сверкающий праздник, и как истинное искусство она звучит поразительно современно и сейчас. Вступивший в "золотой период" по роковым меркам уже немолодым человеком, уроженец шотландского селения Глазго по имени-фамилии Alex Harvey достойно внес свою уникальную лепту в фонд мировой рок-культуры. Его имя сейчас наверняка неизвестно широким кругам, но зато весьма почитаемо в среде профессиональных рок-музыкантов и искушенных меломанов. Творчество этого Великого Мастера повлияло на формирование целого ряда неординарно мыслящих рок-исполнителей. Высоко его ценили и в родном Юнайтед Кингдоме. А.Кутинов так характеризует стиль "несравненного Алекса": "...Тяжелый, театрализованный, гротескный рок-н-ролл с аллегорическим искусственным саундом и абсолютно неповторимым вокалом. Алекс предпочитал не петь, а драматически вещать, вскрики-вать и завывать, охватывая 4 октавы и перетряхивая целый сундук интонаций"2. Безусловно, главная сила ансамбля SENSATIONAL ALEX HARVEY BAND была в сценическом действе - ярком театрализованном шоу с масками, феериями, захватывающими публику, но его студийные альбомы не менее захватывают своей потрясающей по силе энергетикой, а по пародийности и юмору ему в Британии не было равных, как и в Америке - Заппе. Из творческой биографии Алекса Харви мы опустим продолжительный путь становления музыканта, который начинался еще в 50-е гг.. Там было увлечение и джазом, и ритм-энд-блюзом, и рок-н-роллом, и соулом. Справочники свидетельствуют, что складываться характерный "фирменный саунд" Алекса Харви начинает в конце 60-х, после раскола собранного им коллектива, называвшегося ALEX HARVEY SOUL BAND, выйдя из которого Алекс некоторое время выступает соло, но в процессе гастролей по Шотландии сближается с музыкантами, образовавшими впоследствии костяк его SAHB (Chris Glen, Zal Cleminson, братья Hugh & Ted McKenna). Первый сингл под вывеской "Сенсационного оркестра" вышел в 1969 г. и назывался "Полуночный Моисей", и уже содержал в себе элементы пародии на хард-рок, который лишь начинал входить в моду. Начиная с диска "Next" (1973 г.) Алекс Харви и его группа уже начинает вполне оправдывать свое название. С 1973 г. по 1977 г. было выпущено еще несколько ярких альбомов, последний - "Penthouse Tapes" (в 1977 г.), представляющий свой вариант глэм-рока. После чего Алекс покинул коллектив, получив травму позвоночника во время концерта (Клеминсон, как вы помните, в этом же году ушел в NAZARETH). Alex Harvey умер смертью настоящего артиста - на сцене (от сердечного приступа). Это случилось в переломном 1981 г. - так судьба обозначила его богоизбранность. 1Забриски Rider New, 1996, № 3, с. 7. 2Кутинов А. Лирическая рок-энциклопедия, с. 93. |