www.xsp.ru/sh/ Путь рока

Арт-глэм-тройка - QUEEN, 10 СС, ROXY MUSIC

Этой тройке суждено было искать свою нишу в сложившемся к моменту выхода их дебютных работ пестром раскладе стилей и направлений. Так или иначе, каждый из коллективов тройки такое место себе нашел, и несмотря на то, что проявлять себя им пришлось во второй четырехлетке, когда фактически трудно было уже писать музыку, не напоминающую чью-то, можно уверенно сказать, что каждая из групп обрела свое оригинальное лицо и по праву заслуживает внесения в ранг классиков рок-музыки. Их творчество при этом объединяет наличие в нем признаков глэм-рока, отмечаемое подавляющим большинством критиков. И поскольку элементы глэм-рока получают здесь свое дальнейшее развитие в общей канве, присущей арт-року, - постольку мы их так и определили: АРТ-ГЛЭМОВСКАЯ ТРОЙКА.

Группа QUEEN является тем коллективом, отношение к которым у ценителей рока порою бывает полярно противоположным. Часто это случается именно с незаурядными исполнителями. А меломаны и профессиональные критики таким образом пытаются привлечь к себе внимание якобы "смелостью и оригинальностью суждений". В подтверждение сказанному приводим выдержку из экстравагантного труда под названием "50 худших альбомов рок-н-ролла", созданного двумя авторами Джимми Гаттерманом и Оуэнном О'Дониеллом (каждый из авторов перенес в свое время несчастную любовь): "Британский арт-металл-квартет Queen превратился в такое возвышенное зрелище, что теперь никто уже и не помнит, какими зубастыми они были на старте. Они появились в ранние 70-е как род глэм-рока, берущий начало в LED ZEPPELIN, гитарист Брайан Мэй играл тяжелые риффы в духе Пейджа, а барабанщик Роджер "Медуза" Тейлор создавал накатывающийся волнами грохот, который пытался подхватить басист Джон Дикон. Бессменный певец и временами пианист Фредди Меркьюри метался по сцене в одноцветном одеянии и смотрелся так, словно Мик Джеггер пытается пародировать Роберта Планта...И когда Queen лажали на концертах, это было отчетливо видно. Это был кошмар. Они сделали несколько ужасающих альбомов после "Queen-2"...До 1979 г. и альбома "Queen Live Killers", записанного в европейском турне, рок-музыка не подвергалась таким издевательствам"1.

Чего только не напишешь с горя.

Теперь хронология. В 1969 г. Freddy Mercury ( по метрике - Frederick Bulsara) познакомился через Тима Стаффелла (Tim Staffel), бас-гитариста и певца группы THE SMILE, с еще двумя ее участниками: гитаристом Брайаном Мэем (Brian May) и ударником Роджером Тейлором (Roger Taylor). Тим после неудачного дебютного сингла ушел, чтобы начать сольную карьеру, а Брайан и Роджер, оценив возможности Фредди, пригласили его на постоянную работу. Через полгода группа нашла и басиста Джона Дикона (John Deacon), тоже, как и все трое, студента. Цитируем теперь отечественное издание "Кумиры западной поп- и рок-музыки": "В тайных глубинах творческой души Фредди Меркьюри уже тогда зрела та чудовищная смесь тяжелого и симфо-рока, камерной музыки и сногсшибательного театрального представления. Им предстояла долгая и тщательная работа по воплощению в технике и материале этих, пока еще смутных, титанических идей, словно бы зародившихся в самых сокровенных уголках азиатского континента, его "страны чудес" - Индии, откуда, говорят вышла вообще вся человеческая культура.

Именно этой работой группа и занималась на протяжении 1970 года"2.

И 1971 год, и половину 1972 г. музыканты QUEEN не спешили показаться на люди, лишь изредка давая бесплатные концерты для студентов. И лишь в июле 1973 г. был выпущен дебютный сингл квартета "Keep Yourself Alive" , а первые концерты группы проходят в ноябре 1973 г. Таким образом , группа фактически начала существовать с 1969 г. - вторая же четырехлетка имеет четкое начало в 1973 г., то есть налицо фазы "правильного" мэйнстримовского развития. Апофеоз четырехлетки - бесспорно альбом "A Night At The Opera" (как и Queen-2 - концептуальный), вышедший в конце 1975 г. Начало следующей четырехлетки - альбом 1977 г. "News Of The World", неожиданный для критики, ввиду изменившегося саунда. Такое же, необычное для группы звучание обнаружил и следующий диск "Jazz" (1978 г.) Ансамбль вполне сознательно и радикально менял саунд, чтобы встряхнуть и удивить публику. Альбомы этого четырехлетнего периода, включая "Game" (1980 г.), имели успех у публики. Новую 12-летку QUEEN встречает крутым изменением стиля - они одни из первых мэйнстримовских коллективов, уловили высокий потенциал в танцевальном минимализме электро-фанка. Наглядно это видно по альбому "Hot Space" (1982 г.). Подлинным открытием на пластинке стала композиция "Under Pressure", записанная в 1981 г. с Дэвидом Боуи. В том же 1981 г. Роджер Тейлор своим сольным альбом (как и Мэй в своем "сольнике" 1983 г.) показывает, что в творчестве QUEEN ему уже становится тесновато. С 1985 г., тем не менее, обнаруживается постепенный закат славы квартета. (У Фредди, в частности, заметно сел голос.) И как это часто бывает, лишь смерть фронт-мена группы возбудила повышенный интерес к творчеству ансамбля (теперь уже прошлому).

Если, пофантазировав, представить, что BEATLES не распались и продолжают играть в 70-х, то они вероятно играли бы музыку, которую за них стали делать музыканты группы 10cc. Пожалуй, эта британская группа идеально сумела развить битловскую мелодическую концепцию - и за это им наше "большое спасибо!" Когда Сева Новгородцев еще вещал с ВВС, то обронил в адрес 10сс текст, из которого запомнилось, что композиции группы "очень добротно сшиты". Хороший образ. Высочайший исполнительский профессионализм музыкантов и их композиторская одаренность не прошли мимо внимания и наших отечественных ценителей рока. Их успех отчасти объясняется тем, что ядро группы (исходный состав: Graham Gouldman, Lol Creme, Kevin Godley и Eric Stewart) имели до образования коллектива с этим "геометрическим" названием уже солидный опыт игры и композиции. К сожалению, не располагая полной информацией о предыстории ансамбля, мы лишь обнаружили, что коллективы, в которых уже совместно начинали работать музыканты, на рубеже десятилетий носили название WHIRLWINDS, MOCKING BIRDS и HOTLEGS. Так что, в принципе, можно считать, что группа начинала формироваться в начале той же второй мэйнстримовской 12-летки.

Первый же диск под именем 10сс выходит в год БЫКА - 1973-й. Начиная с дебютного - все последующие альбомы четырехлетки автор "Лирической энциклопедии" А.Кутинов не побоялся назвать шедеврами. (А, собственно говоря, чего тут бояться?) В 1976 г. квартет распадается на пары - это значит, что для нас есть метка: оставшиеся в составе 10сс E.Stewart и G.Gouldman добирают толковых музыкантов и выпускают в 1977 г. пластинку "Deceptive Bends" и затем еще четыре неплохих альбома, включая "10 out of 10" (1981 г.), после чего, по выражению А.Кутинова, "воссоединяются с блудной половинкой"). В 80-е гг. творческая активность ансамбля снизилась, хотя официального сообщения об их окончательном расформировании не зафиксировано.

Весьма своеобразное лицо удалось обрести и формированию под названием ROXY MUSIC, собранному довольно богатым и университетски образованным (по специальности "изящные искусства") молодым человеком по фамилии Bryan Ferry. Достопримечательностью коллектива было и участие в его первых проектах еще одной легендарной личности рока, имя которой Brian lino (о нем мы выскажемся отдельно и позже). Кроме того, в группе поиграло еще несколько талантливых музыкантов, которые со временем проявили себя как в сольных работах, так и в составах других достаточно уважаемых коллективов. Как в случае с QUEEN, группа подвергалась и серьезной критике: их упрекали в профанации арт-рока (в середине 70-х). Тем не менее первый же диск, вышедший в 1972 г., стал культовым для глиттер-глэм-рока. А то, что, может быть, не улавливали придирчивые критики, в принципе и было изюминкой для истинных поклонников ROXY MUSIC. Суть состояла в том, что музыканты порою прикидывались, что плохо владеют композицией и техникой игры, а у Брайана Ферри, можно было подумать, вообще нет музыкального слуха. Но так оно и было задумано, и называется это по английски idiosyncrasy (в переводе - черта характера, особенность склада, стиля) - то бишь, "манернича-ние". Все это впоследствии пришлось по вкусу и было принято на вооружение подвижниками будущих модных течений: новой волны, пост-панка и нью-романтик.

Коллектив формировался постепенно, и впервые лэйбл ROXY MUSIC был обнародован Брайаном Ферри в ноябре 1970 г. В начале 1971 г. к группе примкнули еще два ключевых музыканта Andy Mackay и Brian Eno - по этому по дате образования группы в справочниках - и разноголосица: то 1970 год, то 1971-й. Как видите, момент образования коллектива, все равно, не попадает в фазу "правильного" мэйнстримовского развития. Мы же объясняем это тем, что по стилю команда представляет как бы внутреннюю альтернативу (мини-альтернативу). Ее иногда относят и к авангарду. Можно считать, что свою линию группа начинает формировать все-таки в 1971 г. (год псевдорешений). Но, забегая чуточку вперед, отметим, что распалась она в 1983 г. - опять-таки имеем рабочий цикл в 12 лет. Существенные же перемены происходят?!... "правильно", в переломные годы! Так Брайан Ино покидает группу в 1973 г., после выпуска второго альбома "For You Pleasure". В 1977 г. коллектив оставляют Eddie Jobson (уходит в UK) и John Gustafson.

В 1976 г. Ферри, обидевшись на критиков, на время даже распустил состав. В 1980 г. происходит смена целой тройки музыкантов.

Следует отметить, что Ферри, не покидая ROXY MUSIC, успешно развивал и сольную деятельность. Зна- менательно то, что первый его сольник "These Foolish Things" был выпущен в 1973 г. Фактически то, что он записал, было настоящим новаторством в области звукозаписи, так как альбом представлял собой каверверсии, то есть исполнялись признанные хиты других исполнителей в собственной аранжировке: часть из них была представлена в пародийном варианте. Этот зачин был впоследствии подхвачен Дэвидом Боуи и Джоном Ленноном - их альбомами каверверсий, соответственно "Pin Ups" и "Rock'n'roll". Модно этим стало заниматься и в настоящие годы. Ферри, записав еще пару сольных альбомов с каверверсиями, в 1977 г. выпускает самостоятельно сочиненную музыку (альбом называется "In Your Mind"). Этапными событиями для дальнейшего творчества уже признанного и не сдающегося мастера явились и альбомы "Boys And Girls" (1985 г.) и "Taxi" (1993 г.). Остается добавить, что логика структурного гороскопа, как можно убедиться, процветает и "в хозяйстве" Брайана Ферри.

(Лирическое отступление: когда же кончится эта книга - уже и отдохнуть хочется.)


1См. журн. "ROCK-SHOP" (Одесса), 1993, № 2, с. 21.

2Шпак В., Щуплов А., Кумиры западной поп- и рок-музыки. М.: Эпицентр "Виват", 1994, с. 95.