www.xsp.ru/sh/ Тайна рожденияГригорий Кваша |
1 возраст 2 возраст 3 возраст 4 возраст |
0 - 1 1 - 3 3 - 7 7 - 12 |
Новорожденный Младенец Дошкольник Мл. школьник |
Петух Обезьяна Коза Лошадь |
(№10) (№ 9) (№ 8) (№ 7) |
5 возраст 6 возраст 7 возраст 8 возраст |
12 - 17 17 - 24 24 - 32 32 - 40 |
Ст. школьник Студент Молодой специалист Деятель |
Бык Крыса Кабан Собака |
(№ 2) (№ 1) (№ 12) (№ 11) |
9 возраст 10 возраст 11 возраст 12 возраст |
40 - 53 53 - 68 68 - 85 85 - … |
Реализатор Директор Мемуарист Патриарх |
Змея Дракон Кот Тигр |
(№ 6) (№ 5) (№ 4) (№ 3) |
По поводу обратного хода пока умолчим. Что касается разрывов, то место их расположения явно не случайно: именно 12 и 40 лет являются теми рубежами в жизни, которые нельзя назвать просто возрастными переходами - это настоящая ломка, особенно переход в 12 лет.
Изменения, происходящие на этих рубежах, приносят мощнейший физиологический переворот в жизни человека.
Но дело заключается не только в трудностях переходного периода, а в том, что эти рубежи делят человеческую жизнь на три принципиально разные части.
Но в жизни эти периоды зовутся детством, зрелой жизнью и старостью. Возрастной гороскоп позволяет дать более точное разъяснение смысла этих периодов. Границы указаны точно: 0-12, 12-40, 40-...
Возрастной гороскоп не пользуется этими характеристиками, смысл которых, как всем понятно, состоит в том, что детство - это становление, взрослая жизнь - расцвет, а старость - угасание.
Возрастной гороскоп трактует жизнь как становление личности, где человек идет последовательно вперед, от рождения и до смерти, приобретая все большую самостоятельность.
Такой подход, естественно, вызовет протест, ибо любой тест по физическим и умственным способностям человека легко покажет, что пик жизни человека приходится на середину отмеренного ему срока жизни. И все-таки попробуем это объяснить.
От рождения и до 12 лет идет становление человека в семье. Четыре фазы этого становления, четыре возраста завершаются созданием личности, готовой выйти в социум, или, как у нас говорят, в жизнь. Таким образом, главная задача семьи состоит именно в создании условий для 12-летнего обучения родившегося ребенка. Разумеется, платой за это обучение является бескорыстная и абсолютная преданность ребенка своим родителям в течение всех 12 лет.
В 12 лет начинается иная школа, иная жизнь. Человек живет в обществе и в коллективе. Но учится он тому, чтобы стать Личностью, человеком независимым. И горе тому, кто не успеет за 28 лет такую независимость заработать! Четыре фазы этого обучения, четыре возраста, с пятого по восьмой, с 12 до 40 лет человек постигает всю премудрость, скопленную человечеством, активно участвует в жизни общества. Плата за обучение, как и в предыдущем периоде, - беззаветная преданность обществу, коллективу, превознесение его интересов над своими. Одной из сторон этого превознесения являются, как ни странно, сексуальные устремления человека, апофеозом которых является продление рода.
Разумеется, самым загадочным является заключительный, третий период жизни. Обучение продолжается, восхождение идет так же круто, как и раньше, если считать не год жизни, а количество проживаемых возрастов. Куда же теперь идет человек? В 40 лет он стал индивидуальностью, свободной от опеки общества, причем, как правило, и морально, и материально. В народе так обычно и говорится: "Стал человеком!", подразумевая полную его самостоятельность. Но самостоятелен он стал в быту. А вот стал ли он духовно самостоятельным? Видимо, нет. И мышление его, да и сам организм его еще очень тесно связаны с миром.
Предстоящие ему еще четыре возраста и есть период полного освобождения его духа. Человек уходит в себя, ищет главные истины. Нам же кажется, что тело его и мозг подвергаются все большему и большему разрушению, и мало кому может прийти в голову, что самым спортивным знаком является знак 11-го возраста (70-85 лет). Объяснение этому, кстати, достаточно элементарное - 11-й возраст это возраст борьбы со смертью. Как вы сами понимаете, победителей в этом соревновании не так уж много.
Возрастной гороскоп полон таких парадоксов. Но основная его цель не удивлять и интриговать, а объяснять смысл и предназначение каждой из 12 ступеней человеческой жизни. Очень важно понять, что сам возрастной гороскоп в отрыве от понимания индивидуальных особенностей человека не может объяснить всей его жизни __ он объясняет лишь возрастные особенности, изменения в человеке, связанные с его возрастом.
Первую жизнь человеку дано прожить, ничего не запомнив. Ребенок одной ногой еще в небытии, и память ему не нужна - не следует начинать жизнь, будучи отягощенным мыслями о мире ином. У некоторых народов человек признается родившимся только к четвертому месяцу жизни.
Эта двухтерриториальность возраста скрепляется мостом внешних обстоятельств: единство матери и ребенка только до рождения было истинным, а после рождения стало формальным.
Внешняя беспомощность и несуразность младенца не должны вводить родителей в заблуждение: новорожденный - это высокий интеллектуал. У него огромная скорость мышления и серьезные навыки в работе. А работы много, по сути, первый возраст - это сплошной мозговой штурм: идет освоение пространства, времени, звуков, цвета. Заметьте, что решает ребенок эти грандиозные проблемы чисто интеллектуальным путем - ведь он не перемещается в пространстве и не распоряжается своим временем.
Способность ребенка работать со звуком, временем и пространством доказывает, что то место, откуда он "прибыл", обладает всеми этими категориями. Без сомнения, именно в первом возрасте формируется слух, пространственное мышление.
Человек, родившись, кричит. Аналогов этому нет в животном мире. Его крик можно сравнить с криком петуха на рассвете. Но на этом сходство его с птицами не кончается. Ребенок в первом возрасте должен научиться имитировать звуки, причем не любые, а именно те, с помощью которых общаются родители. Из всех 12 зоологических аналогов гороскопа имитировать звуки может лишь птица (попугай, сорока, канарейка).
Петух - логик. Может ли быть логиком несмышленыш? Может. Ведь логика - это способность решать формализируемые задачи формальными методами. И пространство, и время, и звук (сила, частота, тембр) - формализируемые категории, их можно выразить формулами. И переворачивая пространство, считывая пространство, анализируя и синтезируя звук, малыш действует как логик-формалист.
Образ жизни, кстати, у него вполне военный, что тоже соответствует логическому мышлению: подъем, отбой, кормежка, общение на уровне сигналов (плач, крик), режим, распорядок, субординация.
Еще один показатель логического мышления - наличие комплексов неполноценности. Они на лицо. Он кричит, пытаясь утвердиться в этом мире, доказать нам, что он уже живет. Видимо, в том мире сила звука что-то значит. Но у нас младенца любят и уважают совсем за другое - в нем видят чудо новизны, и запаса этой новизны вполне хватит до конца первого возраста, а там уж любовь...
Ну и конечно, важнейшее свойство логического знака - это планирование своей жизни. Что же это за план? Легче всего представить его в виде одной сплошной гигантской амбиции, амбиции длиною в жизнь. Откуда берется энергия на эту амбицию? Безусловно, от родителей, родственников и прочих, не жалеющих сил выражения своих неуемных восторгов.
Но точно ли, что ребенок понимает направленность и силу этих восторгов? Думается, да. Ведь Петух - открытый, а, стало быть, проницательный знак. Тем более что восторги, эту самую необходимую ему эмоцию, он впитывает, как губка. Не бойтесь перехвалить младенца. Не бойтесь перехвалить родившихся в год Петуха.
Открытость Петуха имеет массу других последствий. Его жажда всенародной любви может при недостатке общения привести к страшной болезни (госпитализму). В критических ее фазах единственное спасение - ударные дозы общения.
Мужчины, рожденные в год Петуха, не должны искать в себе черт младенца, а пусть обнаружат такую скорость мышления, как у шахматиста Ананда, такую же логику, как у Суворова и Фрунзе, такой слух, как у Рахманинова, голос, как у Шаляпина и Карузо, и подражательные способности Хазанова и Петросяна. Все - Петухи. Если же не найдут ничего такого, пусть у них будут хотя бы амбиции, как у Уильяма Фолкнера, заметившего, что "блестящее поражение лучше рассчитанной победы".
Второй возраст наступает в год, хотя, скорее всего, речь идет о семи-восьми месяцах.
Кончается двухтерриториальность, нет больше моста, связывающего с тем миром, человек перешел в круг семьи. Зато начинает формироваться память - залог связного восприятия жизни. Хотя она еще младенческая, фрагментальная. Вспомните лучше фильмы Тарковского, Феллини, Соловьева - они фрагментарны, отрывочны. Сюжетность несвойственна мастерам года Обезьяны.
Кончился военный образ жизни. Наступила любовь - к миру, к родителям и к себе. Любовь очень конкретная и осязаемая. Надо потрогать мир, родителей, себя. Можно и лизнуть, и куснуть... Ну чем не маленькая забавная, добрая обезьянка... И если любовь - это наука о взаимопроникновении, то постигнуть эту науку надо за очень короткое время - в течение второго возраста.
Любовь тождественна эмпиризму - то есть бессистемному перебору всего, что попадается под руку, так что позаботьтесь, чтобы попадалось что-нибудь новенькое.
Какое резкое отличие от первого возраста - там военное единообразие, а здесь - бессистемность и разброд.
Не стоит забывать, что вкус и обоняние формируются в этом возрасте. Не надо кормить ребенка сказками о детской еде.
Фактически это первый возраст реального существования человека. Он вышел а мир, и может быть, главным открытием в этом мире окажется существование в нем своей собственной персоны. Вот почему так удачно, что Обезьяна - интроверт, знак, обращенный внутрь. В этом возрасте лишнее общение ни к чему. Пусть посозерцает свой пуп.
Осваивая свое "Я", он осваивает и свое тело. Сидеть, ползать, ходить, подтягиваться - все это тоже задачи возраста. Закладывается физическая мощь на все детство. Если во втором возрасте не создали богатыря, так и будет все детство хилым.
Кстати, Обезьяна - знак волевой. Не мешайте воле ребенка, пусть одержит несколько побед, не помешает. Но все-таки надо помнить, что воспитание воли - это задачи четвертого возраста, а пока воля - скорее отдых от любовных игр.
После двух с половиной лет с малышом происходит не самая приятная для окружающих метаморфоза. Сладчайший волевой физкультурник превращается в плаксивого, капризного негативиста, жулика и бездельника.
Но плохих возрастов не существует, как нет и плохих знаков. И великий знаток детских душ - Корней Чуковский больше всего любил именно этот возраст, назвав его возрастом лингвистической гениальности.
Человек осваивает весь объем мироздания. Первая часть мироздания - природа, вторая - языковой эквивалент всего сущего. Слово и мир тождественны. Так что необходимо позаботиться, чтобы и словарный запас, и запас знаний о мире у ребенка к семи годам был стопроцентным.
Пусть вас не обманет видимость застоя в развитии ребенка. Юный завершитель, как губка, впитывает слова, фразы, обороты, сказки, фильмы, горы, степи, леса. Лишь бы вы не держали его на голодном пайке впечатлений.
Разумеется, чтобы иметь столь открытую для впечатлений натуру, надо быть созерцательным и сверхчувствительным знаком - такова Коза.
Важнейшей задачей возраста становится одушевление. Ребенок одушевляет весь мир. Не сушите его слез, пусть поплачет в этом возрасте - вырастет добрым. Но не забывайте жалеть человека, он действительно беззащитен в этом возрасте.
Конечно, жизнь - не книга, и родителям терпеть упрямство, негативизм, капризы нелегко. Как бороться? Без излишней серьезности. Не надо взывать к совести - она еще не вызрела, превращайте все в игру, побольше фантазии.
Так что при некоторой затрате сил и достаточном времени и этот возраст можно сделать праздником для родителей и детей. Хотелось бы дать совет: не форсируйте дошкольную учебу, пусть наиграется, наболтается, пусть голод на учебу станет волчьим.
После застоя предыдущей жизни наступает прогресс. Шутки кончились, началась работа.
Воля - ключевое понятие этого возраста, причем это воля разума, воля как глубочайшее осознание цели.
Семилетний человек вдруг осознает, что все познания и умения его шуточны и несерьезны. Ни читать, ни считать, ни делать - ничего он не умеет толком. Теперь он должен учиться все делать сам. Дайте ему шанс - не лезьте с назойливой опекой. Дети в возрасте Лошади и люди, родившиеся под этим знаком, - самообучающаяся машина. Железная воля Лошади непобедима, а потому роль родителя опять лишь в том, чтобы создать условия для действия законов возраста.
Не пытайтесь сделать развитие однобоким. Учеба, спорт, помощь по хозяйству - ничего нельзя упустить, в 12 лет будет поздно.
"Лошадиный" возраст - тоже двухтерриториальный. Ребенок остается предан семье, родители - его кумиры (для Лошадей так всю жизнь), но он уже производит разведку в социуме, во взрослой жизни, с ее делами и заботами. Мостом между территориями для Лошади и Быка служит школа.
Возраст приходит и уходит, но приобретенные навыки остаются. Воля, совесть, ответственность приходят лишь в 7-12 лет. Или никогда.
При переходе от 12 к 13 годам происходит прыжок через пропасть. Мост (семья и школа) лишь маскируют пропасть. Кроме смены идеологии и психологии меняется и вся скрытая возрастная обойма - у человека теперь "крысиная" физиология, "кабанья" эмоциональность, "собачье" осуществление. Все - другое, чем прежде.
Человек не в один день привыкает к своему новому организму. Двухтерриториальность возраста в том, что он еще в семье, может быть даже подчеркнуто предупредителен (хотя чаще хамоват), но всеми помыслами и устремлениями - в социуме. Вот где Фрейду раздолье: социальное теснейшим образом переплетено, даже слито с сексуальным.
Но пока что все еще в планах. Физиологически человек готов к половой жизни, но лучше для него и для окружающих, если бы он пришел к ней в 17 лет. Можно даже сказать, что пружина, раскрученная раньше времени, не сможет довести его до мощного завершения возраста Собаки.
Сексуальные социальные стимулы, переплетаясь, ведут человека по жизни до 42 лет. Пока же надо дать волю комплексам неполноценности и их оборотной стороне - мании величия. Пусть "потенциальный человек" копит в себе потенциал, шарахаясь от самоунижения до осознания своего величия.
Разумеется, чтение фантастики, беседы на вечные темы, поиски смысла жизни - все это лучшее, что можно придумать для этого возраста. Не надо умышленно снижать человека, привязывать к земле, реальности.
На этот возраст приходится время сколачивания "банд". Ничего удивительного, ведь безжалостность и ортодоксальность Быка создают мышления строгой иерархии, а тут еще их логика, она требует военной дисциплины.
Охранить от неформальных банд смогут лишь "банды" легализированные - спортивные, военизированные и прочие детские образования, с доморощенными сталлоне и шварцнеггерами во главе, ведь Бык - это еще и культ грубой силы.
Тем не менее возраст безвольный, а стало быть, всегда есть шанс воздействовать на отрока. (Не забывайте - у девочек ситуация иная, и воля в возрасте Быка - железная.)
Разумеется, для большинства это возраст подготовки к обучению профессии. Бог в помощь, мальчик-Бык - идеальный ученик. Лошадь лишь делала вид, что слушает учителя, пытаясь все постигнуть сама, а вот Бык верит на слово, и качество его знаний - это качество обучения. Ищите учителей...
Наконец-то возраст любви! Тут уж не до учебы. Сексуальная физиология больше не блокируется сознанием и врывается в мозг, как весенний ветер... Отвернуться от любви невозможно, да и бессмысленно. Если любовь не реализуется, то она сублимируется, как доказал Фрейд. И потому можно лишь поражаться упорству военных начальников, которые стремятся 18-летних юношей, в самом пике этого возраста, отгородить от женской половины человечества. Это самый короткий путь к садизму и прочим "прелестям" сублимации - у нас ее называют дедовщиной.
Любовь - главная, но не единственная задача возраста. Обучение продолжается, но теперь оно идет не систематическим и теоретическим путем, как у Быка, а на практике, осязаемо. Вот почему так важно, чтобы в институтском обучении доля практических занятий была чрезвычайно высокой. Хорошо также попробовать побольше чисто ручного труда - строительные и прочие работы.
Тем, кто понял любовь этого возраста лишь в телесно-половом смысле, можно посочувствовать. Любовь этого возраста - всеобъемлюща. Полюбить можно музыку, науку, народ, все человечество, пределов нет, учись любить. И все же без любви к женщине настоящего умения в любви не достигнуть. А без этого умения не понять, не проникнуть в чужую и неведомую сферу.
Наступает застой, аналогичный застою дошкольника.
Между тем человеку 24 года. Возможно, что уже закончен институт. Вид солидный, масса знаний, сногсшибательная эрудиция, широчайший диапазон интересов, а толку чуть. Кого в этом возрасте не тянуло заняться живописью, писать стихи, путешествовать, жизнь так прекрасна и столько соблазнов! Может, поэтому главная тема еще не звучит.
Кабан - парусник. Куда подует ветер, туда он и плывет. Есть работа - хорошо, нет - тоже хорошо. Любая работа под силу, но самому понять свое предназначение еще не дано.
Тем, кто идет по максимальной программе, не надо бояться слабой реализации этого возраста. Главная его задача - освоение культурного богатства. Запомните, что вам предоставлен последний шанс все прочесть, все прослушать, все узнать, потом читать будет некогда.
Трудно держать мужчину без дела до 32 лет, как трудно было не начать учебу до семи лет. Но надо. Чтобы прыжок был дальним, и разбег должен быть долгим. К тому же речь не о полном безделии. Историю с Ильей Муромцем, сиднем просидевшим ровно тридцать лет, надо понимать более общо. Работать надо, нарабатывать опыт, но настоящее дело начнется лишь в 30-31 год.
Зачем Кабану закрытость? А затем, чтобы мировую культуру пропустить через свое личное восприятие, чтобы пробудить в себе все таланты, какие только есть. Впрочем, его закрытость, самодостаточность не мешают ему быть достаточно общительным и компанейским человеком - веселый возраст, бесшабашный...
Шутки кончились. Как и в случае с возрастом Лошади, наступает пора безостановочной работы. Обязательная женитьба (иногда второй брак), рождение детей, их воспитание, создание прочного хозяйства, но одновременно карьера, открытие своего дела, своей теории, своей практики и т. д. Хватит ли на это сил? Если нигде раньше жизнь не была форсирована, а шла, как того требовали законы каждого возраста, то хватит.
Воля Собаки не так сильна, как Лошади, но вполне достаточна, чтобы превратиться в настоящего мужчину. Наступил тот вожделенный возраст, который считается вершиной, и надо этой вершине соответствовать.
Вордсворт сказал: "Ребенок - отец мужчины". По-настоящему этот парадокс реализуется в возрасте Собаки. Ребенок и есть то условие, та среда, в которой по-настоящему реализуется мужчина. В глазах своего сына он найдет движущую силу своим свершениям (хорошо бы найти то же самое и в глазах жены).
Природа (или Бог) распорядилась разумно. Третий знак действия (первые два - Петух, Обезьяна) перенесен в восьмой возраст. И потому действовать необходимо весь возраст, не останавливаясь. Семь раз отмерять надо было раньше, а теперь только действовать. Что касается ортодоксальности Собаки, то она соответствует всему периоду 31-42 года и реализуется и в семейности и социальности возраста.
Двухтерриториальность возраста состоит в том, что продолжая преданно работать на общество и не получив еще автономности от него, Собака уже совершает вылазки в мир личностей, индивидуумов. Да и как не совершать, ведь надо становиться самостоятельным человеком, творцом. Мост между Собакой и Змеей - это безусловно единство семьи, единство службы и карьеры. И мост этот закамуфлирует ту страшную катастрофу которая происходит с мужчиной, когда он достигает 42 лет.
Итак, две реализации человек осуществил, а до третьей дано дожить не каждому. Ведь чтобы реализоваться, надо весь период к этому готовиться, планировать в Змее, перебирать в Драконе, обобщать в Коте, а кому охота "вкалывать" на старости лет - пенсия, отдых.
Вот почему для одних возраст Змеи - время важнейшей переработки души, а для других - просто кризис жанра...
Вспомним переход Лошадь - Бык: работал, работал, и вдруг на тебе - новая физиология, новые интересы. Все, ради чего жил, учился, стало казаться мелким, никчемным.
То же происходит и в 42 года. Работал, работал, семья, дети, дела, коллектив. И вдруг понимаешь, что все это рабство, кабала, оковы, что все это лишнее, а есть лишь ты сам, один...
Все это сопровождается внезапными энергетическими спадами, мыслями о приближающейся старости, неизбежной смерти... Сколько трагедий произошло с мужчинами в этом роковом возрасте!
Очень важно понять, что душа человека в этом возрасте становится столь же нежна и беззащитна, как и от трех до 12 лет. Но тогда рядом была мама, а сейчас? Змея - закрытый знак. Уходит внутрь. А там, внутри - голая, беззащитная душа.
Вот тут и начинается разделение трудов. Одни пытаются спрятать тоску в гульбе, вине, комфорте, благах. Другие не оставляют свою душу, со всеми ее страхами, пытаются разобраться в ее проблемах. В любом случае - вновь застой, вновь раздумья. Не пренебрегайте самокопанием, ведь вы готовите себя к последнему пути в этой жизни.
И все-таки этот возраст можно назвать возрастом реализации, а вернее, минимализации. Все гражданские планы предыдущего возраста пора сворачивать, а точнее - воплощать в конкретные дела. Человек торопится успеть все сделать, и все великие дела совершаются именно от42 до 55 лет.
Двухтерриториальность возраста в том, что человек еще продолжает социальную жизнь, еще работает на людей, сам же становится одиноким, самодостаточным, островом, отколовшимся от материка.
Есть, конечно, и признаки комплекса неполноценности - не зная, что именно ценится в мире индивидуалов, Змея пытается утвердить свою значимость сексуальными подвигами (бес в ребро).
Стоит напомнить, что в год Змеи родился Коперник, Николай Кузанский, Циолковский. Так начинается тема космоса, которая усложняется и обогащается в течение всех последних возрастов человека.
Главное - еще раз понять, что любой планирующий возраст это как природный камень и от самого человека зависит, куда он от сюда пойдет.
Кризис миновал, чистилище, которое устроила себе Змея, пройдено. Пройдена двухтерриториальность, теперь человек стал личностью, ему дарована взлетность, а вместе с нею солидность, мечтательность, поэтичность, способность материализовать слова и мысли, способность путешествовать в миры иные. Все это не уйдет от человека до самого конца.
Бернад Шоу (Дракон): "Настанет день, когда людей не будет, а будет только мысль". Максим Горький (Дракон) , прочтя это, воскликнул: "Это же моя мысль!"
Внешне же это очень солидный возраст, его можно назвать возрастом "директоров". Генерированные в "собачьем" возрасте идеи реализованы в "змеином" возрасте, теперь можно руководить, благодетельствовать. Для этого все есть - экономический талант и достаточно сильная воля. Но не ищите у Дракона острого ума. Про этот возраст говорят: "Впал в творческий расцвет". Возраст торжествующей физиологии, но физиологии последней трети, низкоэнергетической, звездной, полетной. Прочтите любую книгу писателя - Дракона - и увидите, что у них без полета, без облаков не обходится. У Гарсии Маркеса летают на простынях в коврах-самолетах, у Грина бегают по волнам и т. д.
Именно в возрасте Дракона мистичность находит свое самое мощное воплощение. Ведь Дракон еще и ортодокс, а стало быть, близкий к религии человек. Кому не известно, что возраст этот - лучший для поисков Бога.
Все возрасты третьего периода - это время прощания. С чем-то распрощались в возрасте Змеи, а в возрасте Дракона - прощание с любовью. Прощание действенное, ведь Дракон - источник любви. Будем считать, что любовь эта вкупе с ортодоксальностью обратиться к семье, детям, внукам, роду своему, созданному большими трудами.
Драконы, как эмпирики, специализируются в энциклопедизме, коллекционировании. Их специфика - собирание генеральной коллекции. Тоже своеобразное прощание с жизнью.
Но не надо печалиться: прощаясь с жизнью, душа не пустеет, а полнится.
Игровой возраст, сходный с возрастом Козы и Кабана. Помилуйте, с чем же это играть в столь преклонные годы? Играть можно лишь со смертью...
Да, Кот - самый спортивный знак из всех 12 знаков. Его азарт, его страсть в борьбе сопредельны. Я знал многих, кто умирал весь этот возраст, но умер лишь на переходе к возрасту Тигра. Что же мешает человеку, достигшему возраста Кота, умереть и что помогает выжить? Душа. Она в процессе заключительной огранки, она еще не готова к смерти.
Кота называют мемуаристом, зафиксировано просветление памяти на входе в этот возраст. Завершительство Кота - наиболее мощное в ряду завершителей. Ему надо вспомнить всю жизнь, всех людей, дела, слова, свершения. К тому же Кот - знак открытый, и его завершительство дополняется глобальными тенденциями, в своих обобщениях он стремится объять весь мир.
Кот творит в себе обобщенный и совершенный со всех сторон кристалл, некую законченную и идеальную картину мира. Хотите - назовите этот кристалл душой, хотите - эпосом, хотите - исторической памятью.
Не всем, достигшим этого возраста, он по душе. Кант жаловался, что, "пользуясь довольно хорошим здоровьем, чувствовал себя пораженным душевным параличом..." Да, для философии это не лучший возраст, своих мыслей у Кота не бывает, к своим мыслям человек еще придет.
Пока же надо прощаться с людьми, народом. Кот - знак открытый, общительный. Не забывайте об этом, люди.
На Востоке таким старикам - аксакалам - всегда есть дело: со свадьбы на свадьбу, застолья и т. д.
Одиночество не лучшее времяпровождение в этом возрасте. К тому же открытому знаку необходимо всеобщее внимание и уважение, пусть даже ради этого внимания приходится высиживать много часов в президиумах. Ну а если серьезно, то лучшими слушателями могли бы быть внуки. Вот так, вспоминая свою жизнь, час за часом, и молодых бы уму учить и свою жизнь приводить в порядок...
Теперь уже смерть по случайности или по ошибке невозможна. Можно вздохнуть спокойно.
Любой переход от возраста к возрасту- перестройка организма, любой может нести смертельную опасность. Но переход 85 лет - опаснее всех. Мало кому удается стать Тигром.
Тигр - знак высочайшей воли. Зачем она немощному старику? Нужна она, как и всегда, для работы. Застойное ничегонеделание кончается, и человек приступает к работе. Без выходных и перекуров.
Лошадь учится учиться, готовя себя к социальной жизни без помощи родителей. Собака учится действовать и думать самостоятельно без помощи общества, готовя себя к жизни индивидуальной. Ну а Тигр учится работать без помощи тела, без помощи мозга. В возрасте Тигра человек пестует в себе работающую душу.
В чем будет заключаться работа этой души - об этом пока можно лишь рассуждать.
По-другому начинаешь понимать слова Заболоцкого, которые мне раньше казались неудачными: "Душа обязана трудиться..."
Конечно, зная о том, что последние три возраста взлетные, три поэтических знака, ищущие Слово, можно предполагать, что главным орудием в работе души будет Слово. Но это - тема отдельного разговора.
Тема эта безгранична. И чем говорить о ней поверхностно - лучше не говорить совсем. Тех же, кто захочет понять в ней больше, - отсылаю к творчеству философов, родившихся в год Тигра, - они и есть истинные философы, благо, их чрезвычайно много3.
Двухтерриториальность знака показывает, что Тигр, продолжая оставаться жителем Земли, уже совершает экскурсы в жизнь запредельную. Да и можно ли, не бывая там, знать, как учить свою душу работе?
Чтобы все, здесь сказанное, не казалось фантастическим, вспомните об институте старцев. Прообраз будущей, думается, духовной власти.
О смерти, а вернее, успении одного из старцев о. Павел Флоренский писал: "Уже давно отсохли и отвалились все сырые, кропотные и неодухотворенные привязанности к жизни. Смерти нечего было перерезать в нем. Он не умер, а уснул".
Господь создал человека по образу и подобию своему.
Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.
Если мы действительно подобны Богу, то проживая 12 жизней, проходим три эти божественные ипостасии - сын, отец, дух.
1 В группу исследователей входили Сергей Петухов, Юрий Порембский, Александр Кутинов и автор статьи.
2 Женская версия возрастного гороскопа еще не завершена.
3 Назовем некоторых: Аврелий Августин (р.354), Григорий Сковорода (р. 1722), Петр Чаадаев (р. 1794), Лев Шестов (р. 1866). Их поиск Абсолюта, думается, подскажет, в чем смысл загробной жизни.