www.xsp.ru/sh/ Теория войнСоздание исторической шкалыПри создании исторической шкалы необходимо основы-ваться на 4-летнем ритме, едином для всех государств и на-родов. 4-летний ритм - это своеобразный бульон (раствор)., из которого при определенных условиях выкристаллизова-лись непрерывные по фазам (1,2, 3, 4 и снова 1, 2, 3, 4...) ленты Западного и Восточного ритмов, а также изолирован-ные Имперские 144-летия. Сам по себе 4-летний ритм нам для изложения материала по циклам и ритмам не понадобится, - очень уж коротко 4-летие для большой истории. Но созданный на основе 4-летия календарь нужен для максимально точного обозначения ре-волюционных и переломных отсечек. Кроме того, 4-летний ритм очень пригодится во втором томе, когда для вычисле-ния графика столкновений не только четыре года, но и каж-дый отдельный год будет на вес золота. Войны идут гораздо быстрее, чем история. Для исторических подвижек нужны десятилетия, иногда века, для военных свершений бывает достаточно пары лет, а иногда и нескольких месяцев. Календарь приведен для девяти последних веков, но легко может быть продолжен в обе стороны.
4-летний ритм и представленные выше отсечки, как уже было сказано, являются общими для всего человечества. Но для обозначения рамок ритмического следования каждого отдельно взятого государства по фазам (36 лет) и периодам (12 лет) необходимо для начала определить принадлежность данного государства к тому или иному миру. Если мы уверены в том, что государство следует ритмом Востока, то датировать его периодику мы можем только че-рез годы Идеологических решений. Если государство идет ритмом Запада - только через годы Экономических реше-ний. Если перед нами Имперское государство, то нам необ-ходимо четко и однозначно выделить сам Имперский цикл длиной 144 года, обозначая границы этого цикла через годы Политических решений. В случае с Имперским циклом необходимо еще упомя-нуть его предшественника и последователя, то есть Запад-ный или Восточный цикл, а также обозначить Зоны техни-ческого перехода, длиной, как это совершенно понятно, ли-бо 4, либо 8 лет. Легко заметить, что при переходе от Запада к Империи и от Империи к Востоку Зона технического пере-хода длится 8 лет. Если же взять переход от Востока к Им-перии или переход от Империи к Западу, то Зона техниче-ского перехода длится 4 года. Иногда эти крошечные и смешные при панорамном взгляде на историю Зоны вбира-ют в себя все периоды правления некоторых монархов. Яр-чайший пример - драматическое и не такое уж смешное время правления императора Павла I (1797-1801). Двигаясь таким путем, необходимо обозначить ритмиче-скую структуру наиболее крупных и мощных государств (именно государств, а не наций). Только после этого можно будет понять, объяснить и предсказать способы взаимодей-ствия государств, в независимости от того, называем ли мы эти взаимодействия войнами или спорами, альянсами или союзами... На все про все (все государства мира во все времена) в нашем распоряжении два стационарных ритма (Восток, За-пад), а также временный ритм (Империя), который, несмот-ря на свою сиюминутность (в историческом масштабе), яв-ляется по своей сути главным инструментом истории. Все историческое новаторство, все, чем человечество по праву гордится, - все изобретено внутри Империй, Имперскими народами, а также в рамках противостояния Империи и ее Тоталитарного двойника. Итак, ритм Востока датируется (отсечки) через годы при-нятия Идеологических решений. Восточные циклы (144 го-да) характеризуются главенством идеологии. У власти стоят так называемые Идеологи, духовные отцы нации. Основное население государства - так называемые Коммерсанты (как правило, просто крестьяне). В изгоях пребывают так назы-ваемые Политики (самозванцы всех мастей, политические авантюристы). Восточные циклы могут идти непрерывной чередой, перетекая друг в друга. Как только заканчивается четвертая фаза (36 лет) одного цикла, сразу же начинается первая фаза (36 лет) другого. В каждой фазе (36-летие) чере-да периодов неизменна: сначала Идеологический период (12 лет), следом - Политический (12 лет) и на закуску - Эконо-мический (12 лет). Таким образом, в каждой фазе в первую очередь высказывается власть, во вторую - изгои, и на за-куску высказывается народ, что всегда кроме четвертой (Ос-вободительной) фазы приводит государство к кризису. Западный ритм датируется (отсечки) через годы Эконо-мических решений. Западные циклы (144 года) характери-зуются главенством экономики. У власти акулы бизнеса, ли-деры финансовых систем, всевозможные коммерческие структуры. Основное население государства - так называе-мые Политики, политически грамотные люди, члены раз-личных политических и общественных организаций (какая-нибудь гильдия или профсоюзная организация). Среди изго-ев так называемые Идеологи, люди, оторванные от реальной жизни, фанатики... Так же как и восточные, западные циклы могут идти непрерывной чередой, перетекая друг в друга; заканчивается четвертая фаза (36 лет) одного цикла, и тут же начинается первая фаза следующего цикла. В каждой фазе (36 лет) порядок следования периодов неизменен: начинает-ся фаза с Экономического периода (12-летие), в середине Идеологический период (12-летие), и замыкает фазу Поли-тический период (12-летие). Таким образом, и в этом ритме начинает власть, продолжают неудачники и завершает фазу - народ. И вновь, за исключением четвертой (освободитель-ной) фазы, народная активизация приводит государство к кризису. Так что и здесь каждый цикл (144 года) потенци-ально содержит три серьезных кризиса: на переходе во вто-рую фазу, на переходе в третью фазу и на переходе в четвер-тую фазу. И вот в этот извечный (казалось бы) мир противостояния Востока и Запада вклинивается временный (переходный) ритм. Для него невозможно стационарное, непрерывное те-чение, он доступен для избранных наций и осуществляется в изолированных одиночных циклах (144 года). Но даже у Из-бранной нации таких циклов не более четырех. До Импер-ского цикла и после него время течет либо в ритме Востока, либо в ритме Запада. При этом цикл, идущий перед Импер-ским циклом, может оказаться незавершенным. То есть Им-перский цикл может начаться, не дожидаясь окончания предшествующего Западного, или Восточного, цикла. Наи-более вероятно, что предыдущий цикл прерывается в первой или третьей фазах, энергетически самых слабых. Имперские циклы выдвигают на первое место политиче-ские приоритеты. У власти именно те, кому и положено быть, реальные властители: князья, цари, короли, генсеки, президенты... Основное население государства - так назы-ваемые Идеологи, то есть люди, живущие по совести, пат-риоты, бессребреники. В изгои попадают коммерсанты всех мастей (спекулянты, хапуги, бандиты). Имперские циклы, как уже было сказано, во времени всегда отдельны и изоли-рованы, однако в своем внутреннем строении они аналогич-ны Восточным или Западным циклам. Четыре фазы по 36 лет. Внутри фазы всегда на первом месте Политический пе-риод (12 лет), затем Экономический период (12 лет) и, нако-нец, Идеологический период (12 лет). Таким образом, вновь фаза начинается с государственной стихии, а заканчивается стихией народной. И вновь во всех фазах, кроме четвертой, народный подъем приводит государство к кризису и необхо-димости революционного преодоления этого кризиса. От-сечки циклов идут через годы Политических решений. Таким образом, триединое историческое пространство человечества скорее можно было бы назвать трижды разъе-диненным. Различия между Востоком и Западом были заме-чены очень многими, тот же Редьярд Киплинг в яростном бессилии воскликнул: Запад есть Запад, Восток есть Восток, Насчет неизменности Киплинг конечно же погорячился. Впрочем, возможно, он имел в виду нечто другое, не то, о чем говорит Теоретическая история. Ничуть не менее грандиозны различия Запада и Империи, Востока и Империи. И, как легко догадаться, различия в полномочиях власти - это всего лишь верхняя часть айсбер-га. Наиболее грандиозны различия именно в народном теле. И наиболее грандиозно в этом смысле военное преимущест-во Империй. Ведь они обладают народом-идеологом, а это бесконечный ресурс любого межгосударственного противо-стояния, будь то война, идеологический спор или нечто про-тивоположное - верность межнациональной дружбе, пре-данность союзам и т. д. Раздел человечества на три мира - это так называемое Большое разделение мира. Но есть еще и Малое разделение: на периоды, когда внутри одного народа, одного государства приходит время доминировать то ком-мерсантам, то идеологам, а то и политикам. И это еще один источник, на этот раз внутренний, конфликтных ситуаций. Например, сейчас (2001-2013) в России идет Экономиче-ский период, и коммерческая элита воображает себя самой важной, а главное - навеки лидирующей. Но ведь Россия все еще Империя и коммерсанты в ней пока изгои. К тому же в 2013 году начнется Идеологический период (2013-2025) и многих коммерсантов ждет большое разочарование, ведь в центр внимания вернутся идеологи. Само собой, без опреде-ленного сопротивления коммерсанты своих главенствующих позиций не отдадут. Совсем другое дело - четырехстадийность. Она скорее сближает народы и страны, чем разделяет их. Одному наро-ду легче понять и простить другой народ, если он пребывает в той же фазе. Иногда "своего" видят даже сквозь века. Так, второфазник Сталин уверенно выделял в толще веков имен-но "своих": Ивана Грозного, Александра Невского, Петра I, Тамерлана и т. д. Первая фаза (36-летие) при всех трех ритмах - это время достаточно смутных и неясных устремлений, формирования задач развития, набор энергии. Вторая фаза (36-летие) - время реформ, ускорение, силовое и решительное время, со-провождающееся определенным насилием со стороны госу-дарства и сверхнапряжением народа. Доминируют сыскные организации. Третья фаза (36-летие) - время последователь-ного и мощного движения с постоянной скоростью. Расцвет бюрократии, тотальное вовлечение всех слоев населения в общее дело. Четвертая фаза (36-летие) - освобождение, рас-крытие реального положения дел, демонстрация и начало использования накоплений. Освобождение идет по главной народной стихии, на Западе идет политическое освобожде-ние, на Востоке - коммерческое, а в Империи - идеологиче-ское. Это те самые стихии, по которым шло Закабаление на-рода во вторых фазах. Ну а дальше начинаются чудеса и парадоксы. Во всех ритмах для гражданских войн предназначены Политические периоды, для внешних (международных) войн - Идеологи-ческие периоды. Экономические периоды более миролюби-вые. Получается, что Восточный народ готов к внешним войнам практически без подготовки. Стоит только насту-пить новой фазе, родиться новой элите - и страна готова ид-ти в бой. Западный народ готовится к войнам тщательнее, отдав предварительно 12 лет экономическим проблемам. А вот Имперский народ воюет в, казалось бы, самый критиче-ский момент, через войну спасая разрушающуюся модель власти. Впрочем, тут мы забегаем вперед, это материал вто-рой книги. В истории человечества бывали моменты, когда Империй не было. Например, один из самых длительных таких перио-дов - с I по V век. Однако стоит только появиться Империи, как человечество оживляется и военизируется. Ничего уди-вительного тут нет, все-таки война - один из главных эле-ментов политической экспансии. Причем агрессия исходит не от самой Империи, а от так называемого Монстра, некой псевдоимперии (Тоталитарного двойника), государства, идущего по ритму Запада или Востока, но живущего в им-перских амбициях, для реализации которых у него нет глав-ного ресурса - имперского народа-идеолога. И тогда начи-наются Большие (Имперские) войны, в которых роль агрес-сора и поджигателя практически всегда играет Тоталитар-ный двойник (Монстр). Теоретически, одномоментно у каждой Империи есть один Восточный монстр и один Западный. После того как один Монстр разбит, раздавлен и более не демонстрирует имперских амбиций, его место занимает другой Монстр. Та-ким образом, одна Империя может породить и уничтожить нескольких Двойников. Все зависит от мощности самой Им-перии. Так, Четвертая Россия довела число Двойников до пяти (три Западных и два Восточных). Видимо, это рекорд. Иногда Империя сама воюет со своим Двойником, иногда удается так запутать своего Монстра, что он бросается на другие государства. Но в итоге Двойник, к вящему удоволь-ствию Империи, всегда погибает. Трагедия Тоталитарного двойника в том, что он остается один против всего мира, мир же возглавляет Империя, в то время как на самом деле одинока именно Империя, а Тоталитарный двойник вскоре после того, как разгромлен, оказывается таким же, как все (на Западе или на Востоке). Ломается система "свой-чужой". Такова базовая доктрина Теории войн. Поэтому в первой книге, которая посвящена изолированному описанию циклов, все внимание будет сосредоточено именно на Импе-риях и Двойниках и почти ничего не будет сказано о ней-тральных государствах. Таким образом, вся первая книга - это "Имперские циклы и Тоталитарные двойники". Общая историческая ситуация в последние века такова, что, по сути, идет чередование английских и российских Имперских циклов (Шахматная партия Великих Империй). И в этом смысле можно выделить следующие отрезки вре-мени. 1. Доминирует Третья Англия (1473-1617). 2. Безимперское время (1617-1653). 3. Доминирует Третья Россия (1653-1761). 4. Две Империи (1761-1797). 5. Доминирует Четвертая Англия (1797-1881). 6. Две Империи (1881-1905). 7. Доминирует Четвертая Россия (1905-2025). Именно эти периоды станут наиболее важными в рас-смотрении военной ритмики. Хотелось бы с ходу отметить тот факт, что в ситуации двух Империй (1761-1797) и (1881-1905) Европа жила на-много спокойнее, чем во времена доминирования одной Им-перии. Теория тут выходит на новый уровень и допускает "замораживание" судорожной активности Двойника на вре-мя двух Империй. Более того, когда мир становится вновь одноимперским, а место Двойника свободно, недобитый за-мороженный Двойник может воскреснуть (см. главу "Гипо-тезы Тоталитарной Пруссии (1705-1849)"). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||