www.xsp.ru/sh/ Теория войнГлава 2 |
Идеологический период | Политический период | Экономический период | Фаза | Стихия | |
Даты | 1565-1577 | 1577-1589 | 1589-1601 | 1 | Набор энергии |
Ориентир | Селим II (1566-1574) | Мурад III (1574-1595) | |||
Даты | 1601-1613 | 1613-1625 | 1625-1637 | 2 | Силовое давление |
Ориентир | Ахмед (1603-1617) | Осман II (1618-1622) | Мурад IV (1623-1640) | ||
Даты | 1637-1649 | 1649-1661 | 1661-1673 | 3 | Бюрократизация |
Ориентир | Ибрагим I (1640-1648) | Мехмед IV (1648-1687) | |||
Даты | 1673-1685 | 1685-1697 | 1697-1709 | 4 | Освобождение |
Ориентир | Мехмед IV (1648-1687) | Сулейман II (1687-1691) | Мустафа II (1695-1703) |
Начинается Восточный ритм резко и воинственно, а именно с Идеологического периода (1565-1577). То есть Идеологическое время как бы не прерывается, но мощь уже не та. В частности, в 1571 году тяжелое поражение потерпел султанский флот в морской битве при Лепанто. В 1570 году Селим II, унаследовавший в 1566 году османский трон, зате-ял воевать с венецианцами. Европа уже научилась объеди-няться, по инициативе папы была собрана Священная лига для войны с османами (Венеция, Испания, Мальта, Генуя, Савойя и ряд других государств). Рассеялось заблуждение, в коем пребывал весь мир и все народы, полагавшие, что тур-ки на море непобедимы. Впрочем, в реальности никакого за-блуждения не было, Имперский османский флот так и ос-тался непобедим, проиграл сражение флот восточного пост-имперского государства. Впрочем, через год флот был вос-становлен, через два года турки получают Кипр, через три изгоняют испанцев из Туниса.
В Восточном ритме быстро теряется смысл государствен-ного развития. На смену военному аскетизму пришла страсть к роскоши, дорогим одеждам, пышным дворцам. Народ-идеолог, отличавшийся прежде воинственностью, си-лой, терпеливостью, скромностью, воздержанностью и бе-режливостью, превратился в восточный народ-коммерсант, отличающийся вялостью, трусостью, сладострастием... Что-бы не воевать, за деньги выставляли вместо себя наемников, чему в достаточной степени способствовало корыстолюбие пашей и продажность чиновников...
И конечно же сразу после перехода к Восточному ритму резко усиливается религиозный фанатизм. Так было при окончании первого имперского цикла ислама (Халифат), так было при окончании Второй России. Османы не стали ис-ключением.
В. Бартольд: "Османская династия, первоначально до-вольно равнодушная к религии и подчинявшаяся влиянию дервишского вольнодумства, силою обстоятельств была вынуждена возобновить традиции воинствующего ислама, в 1593 году во время одной из европейских войн впервые бы-ло вынесено в бой "зеленое знамя пророка", будто бы най-денное в Дамаске" [21].
Внутри Имперского цикла крестьянские восстания обыч-но обозначали даты смены одной фазы на другую, внутри же фаз все было стабильно. После Имперского цикла восстания идут сплошной чередой. Тишина, установившаяся в госу-дарстве (политическая лакуна шла с 1533 по 1577 год) после восстания Календера (1527), прервалась в 70-80-х годах мощным гулом беспрерывных бунтов.
Н. Иванов: "Социальное равновесие в османском общест-ве достигалось за счет отказа от индивидуальных стрем-лений человека, его подчинения теократической идее всеоб-щего счастья. На рубеже XVI-XVII веков рухнул миф о кре-стьянской идиллии под харизматической властью дома Ос-манов. Восстания, охватившие империю на рубеже XVI- XVII веков, ознаменовали собой конец героической эпохи ве-ликих завоеваний, не оставив от нее ничего, кроме смутных легенд и суровой реальности бесконечной османской тео-кратии" [20].
Кажется, что с уходом Имперского ритма рухнула сама система бытия. В упадок пришло сельское хозяйство, уже в 1564-1565 годах был голод, в некоторых районах большин-ство населения питалось травой. И это практически сразу за "золотой" четвертой фазой. В том же 1564 году впервые был зафиксирован дефицит поступлений в казну. Янычары, оп-лот Имперской государственности, деградируют на глазах. В XVI веке, по общему мнению, они "так же опасны в мирное время, как слабы во время войны"... Править начинают женщины, султанши-матери. В народной памяти первая по-ловина XVII века осталась как "эпоха правления женщин". Народ отворачивается от пьяниц султанов и властолюбивых султанш, высшая власть, высший авторитет постепенно пе-реходит к духовенству.
В дальнейшем были и территориальные приобретения (например, за счет венецианцев или Малороссии), были и грандиозные планы (каналы: Суэцкий и Волго-Донской, впрочем нереализованные), были попытки реформировать развалившуюся империю. Однако удерживать страну в прежних границах становилось все труднее.
Правители первого Восточного цикла (1565-1709). Селим Пьяница, практически не занимавшийся государством... Му-рад III, большой любитель гаремных наслаждений... Мехмед III, с которого, собственно, и началось ослабление Осман-ской империи. Все это - первая фаза.
Вторая фаза (1601-1637) частично возвращает мужество османским султанам. Ахмед I подавлял восстания, лично возглавлял армию, при нем построили знаменитую Голубую мечеть. Осман II был энергичным и самостоятельным султа-ном и даже затеял военную реформу, но был убит мятежни-ками. Мурад IV, избавившись от опеки матери, показал себя очень жестоким правителем, организовав масштабные ре-прессии и укротив мятежных янычар. На переходе в третью фазу (1638-1639) он даже нанес ряд поражений соседнему Ирану.
Но третья фаза (1637-1673) вновь повела бывшую Импе-рию к ослаблению. Слабое и короткое правление Ибрагима I и очень долгое правление Мехмеда IV, при котором госу-дарство захлестнула анархия, сопровождавшаяся многочис-ленными интригами матери и бабушки.
Впрочем, повзрослев и перейдя в четвертую фазу (1673-1709), султан одержал ряд побед над Польшей, но потерпел жестокое поражение под Веной (1683). Ничем не прослави-лись его братья Сулейман II и Ахмед II. Так что и четвертая фаза продолжила резкое ослабление бывшей Империи. Воз-можно, что косвенная причина была в том, что на севере уже застучало новое Имперское сердце - родилась Третья Россия (1653-1797), военная сила которой скоро окончательно уничтожит былое величие Османской империи.