www.xsp.ru/sh/ Теория войнГлава 5 |
Политический период | Экономический период | Идеологический период | Фаза | Стихия | |
Даты | 1905-1917 | 1917-1929 | 1929-1941 | 1 | Набор энергии |
Ориентир | Ахмад-шах (1909-1925) | Реза-шах (1925-1941) | |||
Даты | 1941-1953 | 1953-1965 | 1965-1977 | 2 | Силовое давление |
Ориентир | Мохаммед Реза (1941-1979) | ||||
Даты | 1977-1989 | 1989-2001 | 2001-2013 | 3 | Бюрократизация |
Ориентир | Хомейни (1979-1989) | Али Хаменеи (1989-) | |||
Даты | 2013-2025 | 2025-2037 | 2037-2049 | 4 | Освобождение |
Ориентир | - | - | - |
Четвертый исламский цикл в едином порыве должен объ-единить религиозный экстаз Арабского халифата, воинст-венность и социальный пафос Османской империи, богатст-во и аристократизм Великих Моголов. Кроме того, Иран должен еще придумать нечто новое, то, что не смогли сде-лать предыдущие три цикла. Лучшим из таких нововведений был бы переход из Имперского ритма не в ритм Востока, как это было со всеми предыдущими исламскими Империями, а в ритм Запада. Это было бы уникально, ибо ислам у всех по-ка ассоциируется лишь с Востоком, хотя, еще раз повторяем, это явление Имперское, как и любое другое единобожие.
С датировкой цикла проблем не возникло.
С. Алиев: "Для иранской государственности в XX веке наиболее судьбоносными оказались два события. Это рево-люции 1905-1911 годов и 1978-1979 годов" [23].
Первая фаза (1905-1941). Случайность и внезапность иранской революции 1905 года удивила многих, хотя задним числом большинство наших историков умудрились связать внезапное пробуждение веками спавшего Ирана с нашей собственной неудавшейся революцией 1905 года. Дело в том, что значительная часть населения пустынного Ирана жила в районах относительно плодородного севера, откуда рукой было подать до бурлящего Закавказья.
В.И. Ленин писал в статье "Пробуждение Азии": "Вслед за русским движением 1905 года демократическая револю-ция охватила всю Азию... Мировой капитализм и русское движение 1905 года окончательно разбудили Азию. Сотни миллионов забитого, одичавшего в средневековом застое населения проснулись к новой жизни и к борьбе за азбучные права человека, за демократию".
Если же считать, что Имперский цикл Ирана вызвало не-кое чрезмерное унижение национального сознания, то здесь примеров достаточно, хотя вряд ли они помогут нам понять, почему рубежом унижения стал все же 1905 год. Дело в том, что острый кризис стал очевиден уже в середине XIX века.
З. Арабаджян: "Военные неудачи в двух русско-иранских войнах 1804-1813 годов и 1826-1828 годов, захват англича-нами острова Харк (1837) в связи с Гератским кризисом привели к установлению капитуляционного режима в этой стране, который юридически закреплял неравноправное по-ложение Ирана в его политических и экономических связях с европейскими державами. Это в сочетании с неспособно-стью надежно защитить приграничные районы Ирана от набегов турецких войск красноречиво свидетельствовало о необходимости социально-политических реформ в стране" [24].
Вслед за бабидскими восстаниями в середине века после-довали попытки реформирования (в частности, реформы Мирзы Таги-хана и Мальком-хана), однако кризис зашел слишком далеко, и эволюционным путем преодолеть его было невозможно. Положение усугублялось начавшимся вырождением правящей династии, вырождением правящего класса, развалом армии. Так, в англо-иранской войне в сра-жении под Хутабом в феврале 1875 года 10-тысячное иран-ское войско было разбито атакой одного полка индийской регулярной конницы (600 человек), боевые качества которой сами же англичане оценивали очень низко.
Кстати, еще одна гипотеза происхождения иранского Им-перского цикла связана именно с тем, что две действующие Империи столкнулись в Иране лбами, съесть Иран не смог-ли, а от высеченных при ударе искр разгорелось пламя иран-ского Имперского цикла. Впрочем, пламя мир увидел не сразу, гигантские Имперские вихри XX века, как и все иные, начинаются с довольно мирных и тихих первых фаз. Сама революция 1905-1911 годов маскировала свой грандиозный смысл некоторой незавершенностью. Некоторым кажется, что она по аналогии с российской революцией тех же лет была подавлена, однако это не так. Все произошло в точном соответствии с 4-летним ритмом революционных событий.
Начав в декабре 1905 года, революция набирает силу в 1906-м, 5 августа 1906 года издается указ о введении кон-ституции, 7 октября открывается первый иранский меджлис, 30 декабря шах подписывает первую конституцию страны. Подавив в 1907 году попытку контрреволюционного пере-ворота, в 1909 году (июль) конституционалисты свергают шаха Мохаммед-Али и создают правительство либеральных помещиков и бахтиарских ханов... Все, что было после 1909 года, не относится к сути революции в Иране, скорее, речь идет об англорусских маневрах. Так в одной точке сопри-коснулись три Имперских ритма. На собственно иранский результат революции Англия и Россия в 1911 году наложили свою резолюцию, что уже никак не могло остановить или изменить вектор иранской истории.
М. Иванов: "Экономическое и политическое закабаление Ирана, оккупация части его территории турецкими, анг-лийскими и царскими войсками, соглашение об окончатель-ном разделе Ирана на сферы влияния - все это усилило ан-тиимпериалистические настроения в Иране. Даже иранское правительство, состоящее из представителей феодальной верхушки, занимало в 1915 году резкую антианглийскую по-зицию. И наоборот, Германия, воевавшая против Англии и России, казалась многим националистически настроенным буржуазным и помещичьим деятелям Ирана страной, на которую можно было опереться в борьбе против Англии и царской России" [25].
Так зарождается мощная политика уравновешивания. Сначала на территории Ирана сталкиваются Россия и Анг-лия, затем, когда Англия и Россия договариваются между собой, в столкновение вовлекается Германия. В результате "у семи нянек" дитя оказывается достаточно самостоятель-ным и независимым. Когда в конечном счете Россия, Англия и Германия оставят надежды руководить строптивой стра-ной и лишь США сохранят империалистические иллюзии, Иран уже наберет силу и последний "наставник" вылетит из Ирана в 1979 году, как пробка из бутылки шампанского в новогоднюю ночь.
Как это в общем-то и должно быть в Имперском цикле, в первой фазе связь времен рвется не по всем линиям, сохра-няя внешнюю картинку. В данном случае речь идет о по-следнем шахе династии Каджаров - Ахмад-шахе (1909-1925). Такого государя на Руси, несомненно, окрестили бы Тишайшим. Став сувереном в возрасте 11 лет, он вплоть до своего совершеннолетия оставался в тени своих регентов. В период же его правления, свободного от опеки регентов, Ахмад-шах оставил единственный, но исторически мас-штабный след, отказавшись, несмотря на сильнейшее давле-ние иранских англофилов, утвердить печально знаменитое англо-иранское соглашение 1919 года, превращавшее Иран фактически в английский протекторат.
Впрочем, "тишайшим правлением" первая фаза Ирана не ограничилась, ведь речь идет хоть и о тихом, но все же Им-перском развитии. Ахмад-шах робко, но настойчиво продви-гал идею независимости. Сменил его у власти деятель куда более грозный, который идею Имперской консолидации на-циональных сил начал проводить уже в открытую.
З. Арабаджян: "Реально власть Тегеранского правитель-ства распространялась на столицу и несколько крупных го-родов. В провинциях хозяйничали большие и малые ханы и вожди, не признававшие над собой никакого правительства. Поэтому попросту в начале 1921 года в стране не было по-литического пространства как арены реформы. Надо было сначала воссоздать (по существу - создать) централизо-ванное государство, а уж потом и модернизировать его" [24].
Реза-хан прекрасно эту ситуацию осознавал, что вполне видно из его заявления, сделанного сразу после февральского переворота 1921 года: "Наша цель установить... сильное правительство, которое создает мощную и достойную уважения армию, потому что могучая армия - это единст-венное средство спасти страну от того униженного поло-жения, в котором она находится. Мы хотим установить правительство, которое не будет дискриминироваться ни гилянцами, ни тебризцами, ни кермианцами. Мы хотим ус-тановить правительство, которое не будет инструментом иностранных политиков".
Подавление восстания Хазаля в 1924 году стало большой национальной победой, ибо Хазаля поддерживали англича-не.
З. Арабаджян: "Итак, сокрушив сепаратистов, сильней-шие из которых пользовались иностранной помощью, Реза-хан сумел объединить Иран и тем самым создать одно из необходимых условий для модернизации страны (оставалось устранить Ахмада). Реза-хан уговорил Ахмад-шаха поехать в Европу и во время его отсутствия, используя широкое об-щественное недовольство этим слишком мягким и благо-душным государем, созвал Учредительную ассамблею, ко-торая 31 января 1925-го приняла резолюцию о низложении Каджаров и передаче правления страной Реза-хану. А 12 декабря он был провозглашен наследным шахом Ирана и взял фамилию Пехлеви" [24].
Завладев престолом, Реза-шах стал полновластным дикта-тором. Парламент (меджлис) превратился в послушное ору-дие в руках монарха. Некоторые преобразования Реза-шаха поражают своей грандиозностью. Невозможно представить, что речь идет о совсем еще недавно умиравшей стране.
З. Арабаджян: "Поистине грандиозным предприятием, поражавшим воображение современников, было осуществ-ленное Реза-шахом строительство Трансиранской желез-ной дороги. Эта дорога, строившаяся с 1928 по 1938 год, достойна своего великого создателя и по сей день является стержнем железнодорожной сети Ирана" [24].
Как видим, тут наблюдается мощное сходство с первыми фазами Четвертой Англии и Четвертой России. Другим эле-ментом модернизации общества стала реорганизация воо-руженных сил Ирана. Реза-шах впервые в истории страны, несмотря на отчаянные протесты духовенства, боявшегося ослабления своего влияния на народ, начал создавать армию на основе всеобщей воинской повинности. Была создана це-лая сеть офицерских школ и училищ, куда был широко от-крыт доступ выходцам практически из всех слоев населения.
З. Арабаджян: "Реза-шах может быть назван шахом го-родских низов, шахом городских средних слоев, которые ви-дели в нем выразителя своих интересов. Такая политика по-зволила монарху успешно использовать энергию и честолю-бие этих людей для создания нового Ирана" [24].
Ну и, наконец, самое мистическое событие первой фазы - это уход Реза-шаха с политической арены в 1941 году, абсо-лютно добровольный, совершенно своевременный, в час смерти первой фазы (Поиски периодичности). Особенно это все поразительно при его демонических способностях, его магической власти над людьми. Внешне уход Реза-шаха вы-глядел не как внутреннее дело Ирана, а как следствие разго-ревшейся мировой войны. Иран, верный своей политике равновесия (балансирования между двумя силами), все бо-лее склонялся к Германии. Когда эта политика привела ша-хиншаха к краху - пришлось уйти. На самом же деле ничего внезапного в смене власти не было, к 1941 году политиче-ский и экономический кризис в Иране был уже в разгаре.
Наступил настолько острый кризис законности, что даже шахский ручной парламент выступил против шаха после вторжения союзных войск. Армия, на которую шах на про-тяжении своего правления тратил столько государственных средств, растаяла в одно мгновение. Большинство офицеров бежали в столицу, а солдаты вернулись в свои деревни.
Вторая фаза (1941-1977). С начала Второй мировой вой-ны и особенно с момента нападения гитлеровской Германии на СССР, несмотря на формальное провозглашение Ираном нейтралитета, деятельность фашистской агентуры в Иране при полном поощрении со стороны правительства Реза-шаха усилилась еще больше. В городах Северного Ирана создава-лись фашистские группки, которые иногда действовали под покровительством местной полиции. В Тегеране издавался фашистский бюллетень на персидском языке. Многие газеты были подкуплены гитлеровцами. Германия требовала пере-дать ей иранские авиационные базы. На случай, если не уда-стся втянуть Иран в войну, готовился переворот... В начале августа 1941 года в Тегеран под видом представителя мало-известной фирмы приезжает руководитель абвера адмирал Канарис, снабженный огромными суммами фальшивых де-нег для подкупов.
СССР трижды предупреждал Иран - 26 июня, 19 июля, 16 августа... Наконец, 25 августа СССР принимает предложе-ние Англии и союзники вводят в Иран свои войска. В ре-зультате вместо предполагаемого фашистского (точнее, профашистского) переворота переход во вторую фазу про-шел достаточно мирно. Реза Пехлеви 16 сентября отрекается от престола, а к власти приходит его сын Мохаммед Реза Пехлеви.
З. Арабаджян: "Долгий 38-летний период его царствова-ния был сложным временем драматических, политических коллизий, крупных экономических реформ и не менее мас-штабных социальных трансформаций. Судьба оказалась су-ровой к этому человеку. Она сделала его монархом в тяже-лый для Ирана момент, когда страна практически утрати-ла свой суверенитет и, несмотря на провозглашенный во Второй мировой войне нейтралитет, была оккупирована войсками великих держав" [24].
Второй Пехлеви по своему темпераменту и способностям, безусловно, уступал своему отцу, что не помешало ему стать типичным вождем-полубогом. В рамках своей родной вто-рой фазы он оказался фигурой неприкосновенной. Правда, за пределами второй фазы рухнул почти мгновенно.
Первые четыре года фазы ушли на окончание Второй ми-ровой войны. Если не знать об Имперском ритме Ирана, то большое удивление вызвал бы дружный вывод английских и советских войск из Ирана в 1945-1946 годах. Вслед за осво-бождением от оккупации следовало разделаться с сепарати-стами и оппозицией. К концу 1946-го уже усмирены иран-ский Азербайджан и Курдистан. Закрываются левые органы печати... Буквально за один год проливаются реки крови, ко-торые обычно сопровождают первое четырехлетие станов-ления новой власти. Объясняется это все тем же присутстви-ем иностранных войск. Однако отметим для себя, что при-сутствие войск не смогло сместить исторический отсчет, и гражданская война в 1946 году велась уже вполне сформи-ровавшейся властью быстро, уверенно, мощно.
С. Алиев: "После подавления демократического движения правящие круги Ирана в начале 1947 года организовали вы-боры в меджлис 15-го созыва. Правительством были пуще-ны в ход различные средства давления на избирателей и всякого рода махинации, чтобы добиться избрания лишь угодных ему кандидатов" [23].
В 1949 году неудавшееся покушение на шаха сотрудника промусульманской газеты было использовано властями как предлог для запрета деятельности Народной партии, демо-кратических профсоюзов и других оппозиционных мелко-буржуазных партий.
В 1952 году, в самом конце Политического периода (1941-1953), правительство Мосаддыка разрывает отноше-ния с Англией и высылает всех английских представителей из Ирана. Однако в 1953 году начинается Экономический период (1953-1965), все встает на свои места. "Доходами от нефти, - говорил тогда Мосаддык, - мы сможем удовлетво-рить все наши нужды, положить конец бедности, невежеству и болезням, охватившим миллионы трудящихся страны". 19 августа 1953 года происходит военный переворот, Мосад-дык и другие министры арестованы, премьером становится руководитель переворота генерал Захеди. В декабре 1953 года восстановлены дипломатические отношения с Англией. В 1954 году подписываются соглашения по нефти. В 1955 году Иран вступает в военный Багдадский пакт и т. д.
В том же Экономическом периоде шах выступил с заяв-лением о том, что курс на нейтралитет (за что ратовал Мо-саддык), которого "Иран придерживался в течение 150 лет, ничего хорошего не сулит". Монарх предлагал смело из-брать новый путь и "приобрести себе достойных союзни-ков". Речь шла о резкой переориентации на США. Однако удивительнейшим образом новая политика не привела к очарованию иранцев американскими прелестями. Скорее, наоборот, США подпали под обаяние шахского режима, по-верили в него, поверили в то, что дружба с Ираном вовек нерушима. Подобные обманы распространены в истории Имперских циклов. Петр I надул Европу, убедив ее в том, что Россия стремится стать европейской окраинной провин-цией. Туркофильство в народных и интеллектуальных кру-гах Европы породил Мехмед II ("Мехмедова прелесть"). Примерно тот же обман сотворил на наших глазах Иран, об-манув все мыслимые и немыслимые разведки, спецслужбы и т. д. Такова великая сила маскировки второй фазы. Ну а пока отношения США и Ирана крепнут с каждым днем.
С. Алиев: "Основа дружбы - экономика, деньги, нефть, но не только... В середине 50-х годов при самом активном содействии ЦРУ США в Иране началось создание широко разветвленной организации тайной полиции (САВАК). Эта организация стала систематически осуществлять репрес-сии против членов антишахских и оппозиционных организа-ций" [23].
Таким вот образом США вполне содействовали развитию своего самого страшного в будущем врага. Ну а Иран зани-мался обычным Имперским делом для второй фазы - созда-вал систему тотальной слежки всех за всеми.
Аграрная реформа началась в 1962 году. Прежде чем при-ступить к воплощению реформы в жизнь, шах 9 мая 1961 года распустил меджлис. Дело в том, что меджлис состоял в большинстве из представителей помещиков и духовенства и одобрить аграрную реформу такой парламент был не в со-стоянии.
З. Арабаджян: "Такой достаточно радикальный для Ирана подход вызвал яростное сопротивление духовенства, помещиков и представителей племенной верхушки, которое принимало самые различные формы, вплоть до вооружен-ных выступлений и убийства представителей правительст-ва, проводивших референдумы на местах. Среди тех, кто активнейшим образом выступал против этих и ряда других преобразований в стране и призвал народ к антиправитель-ственным выступлениям, был и аятолла Хомейни" [24].
Результатом преобразований стало не совсем то, что пла-нировалось реформаторами, а лишь то, что предусмотрено законами исторического развития. В основном выгадали арендаторы, а не безземельные крестьяне и батраки. Пря-мым следствием реформ явилось и то, что были разрушены традиционные механизмы, позволявшие существовать зна-чительному числу сельской бедноты, и прежде всего беззе-мельным крестьянам, не имевшим возможности даже арен-довать землю... Это обстоятельство в сочетании с более при-влекательной жизнью в городе привело к огромной по мас-штабам миграции населения из деревень в города. В даль-нейшем именно бывшие сельские жители составили один из наиболее крупных и легковоспламеняемых слоев общества, активно участвовали в революции 1978-1979 годов.
Идеологический период (1965-1977). Вторая фаза входит в самый решающий и одновременно критический этап. Нужна какая-то идея, способная объединить нацию.
З. Арабаджян: "С середины 60-х, разворачивая свою "ре-волюцию шаха и народа", Мохаммед Реза Пехлеви поручил придворным философам и идеологам начать разработку философских основ этой революции" [24].
Но рост национального самосознания идет не сверху, его возглавляет Имперский народ-идеолог. Одним из лидеров такого народного идеологического подъема стал Але Ахмад - автор доктрины "Западничество" (более точно можно пе-ревести как "Заражение Западом"), В отчетах САВАК книга "Западничество" отнесена к категории "особо опасных для существующего режима", а ее автор охарактеризован сле-дующим образом: "...этот человек на протяжении всей своей жизни действовал против государственного порядка. Его прозвище в политических кругах - "старый партизан".
Тем временем "старый партизан" совершенно искренне пытался найти место Ирана в современном мире. Вот одна из его формулировок: "Не являясь творцами машин, мы в силу давления экономики и политики должны выступать как потребители того, что производит Запад. Чаще всего мы являемся покорными, тихими и дешевыми монтажни-ками или ремонтниками того, что поступает с Запада. А ведь именно это влечет за собой превращение нас, нашего правительства, нашей культуры и образа жизни в подобие машины... Если коротко резюмировать - мы не смогли со-хранить наши основные культурные принципы перед натис-ком машин, мы исчезли, уничтожились. Мы не смогли про-тивопоставить этому чудовищу нового века какие-либо принципы!"
Из искр Идеологического периода (1965-1977) возгорает-ся пламя грядущей революции. Таким образом, разговоры и дискуссии, предшествующие революции, только кажутся абстрактными, отвлеченными и нематериальными. Придет 1977 год, за ним следующие годы - и запылают кинотеатры, дискотеки и прочие атрибуты машинной культуры. Кому-то это покажется элементарной дикостью, но это будет оши-бочным впечатлением. Речь идет не об одичании, а о созда-нии своеобразной контркультуры, в чем-то напоминающей молодежную контркультуру, также построенную на отрица-нии без позитивного противопоставления. В 1974 году вво-дится система бесплатного высшего образования. Однако парадоксальным образом указ 1974 года, резко увеличив приток студентов из малообеспеченных, охваченных тради-ционалистскими настроениями семей, способствовал поли-тической радикализации всей студенческой массы.
З. Арабаджян: "За впечатляющими цифрами роста коли-чества школ, учеников, вузов, студентов и т. д. стоял во многом низкий уровень преподавания и знаний. Сам образо-вательный процесс в немалой степени готовил детей и юношество к существованию в рамках старой традицион-ной системы жизни. И это обстоятельство отмечается многими, начиная с самого монарха, называвшего школьные аттестаты "дипломами безграмотности" [24].
В любом случае неоспорим сам факт мощного идеологи-ческого продвижения именно с 1965 по 1977 год, каким бы странным ни показался конечный результат. Напротив, ди-кости начала третьей фазы во многом объясняются слишком большим напряжением ума и души в конце второй фазы. В 1975 году на Конгрессе иранской философии шахиня про-возгласила программу интеграции философии, науки и ре-лигии на Востоке, которая даст возможность избежать пе-реживаемого Западом духовного кризиса. В том же 1975 го-ду официально принятый указ оформил 14 принципов "бе-лой революции" в единую идеологию. В сентябре 1977 года иранское телевидение провело диспут "Восток-Запад". Идеологический накал достиг высшего градуса, после кото-рого следует взрыв и переход из сферы идеологии в сферу политики, из второй фазы (единоличное правление) в третью фазу (номенклатура, бюрократия).
Согласно графику имперского времени, в 1973 году кри-зис второй фазы должен был перейти в свою заключитель-ную стадию. И надо же такому случиться, что именно в 1973 году происходит "революция" мировых цен на нефть, что приводит к многократному росту доходов Ирана и других развивающихся стран. Казалось бы, такой поворот должен привести к политической стабилизации на долгие годы. Од-нако, в который уже раз, мы должны признать, что полити-ческая мощь никоим образом не связана с мощью экономи-ческой и финансовой (речь не идет о ритме Запада, где по-литика и экономика слишком плотно переплетены).
С. Алиев: "В области экономики во главу угла была по-ставлена задача создания дорогостоящих престижных промышленных объектов и приобретения в крупных мас-штабах современной технологии, способной поглотить ог-ромный поток нефтедолларов. Планы возведения подобных объектов (атомных электростанций, крупнейшего в мире нефтехимического комбината, металлургических заводов нового типа с новейшей, но не проверенной технологией и т. д.) были выдвинуты без учета экономических возможно-стей страны, уровня ее производственной и социальной ин-фраструктуры. И все это уже само по себе обуславливало провал планов, предусматривавших ускоренное превращение Ирана в промышленно развитую державу" [23].
Роскошная жизнь шахского окружения, бюрократов, фи-нансовых воротил, спекулянтов и других представителей эксплуататорских слоев, в карманах которых оседала льви-ная доля обрушившегося на страну золотого дождя, усили-вала у трудящихся чувство ущербности, обездоленности, порождала стремление к социальному протесту.
Третья фаза (1977-2013). Началу безвластия 1977 года, быть может, положило освобождение в феврале политза-ключенных. С марта 1977 года начинается поток открытых писем и обращений групп писателей, военных, других слоев общества шаху и шахине. В них описывается невыносимая общественная обстановка, к которой привела политика мо-нархии. В середине 1977 года интеллигенция развернула кампанию за строгое соблюдение и расширение конститу-ционных прав и свобод, требуя ограничения единоличной власти шаха. В конце 1977 года начались широкие протесты против западного кино и телевидения. Ну и, наконец, дикая расправа над студентами в ноябре 1977 года... Одним сло-вом, никаких сомнений в том, что все, что нужно для рево-люции, началось именно в 1977 году, а не годом позже, ко-гда пожар уже бушевал вовсю и ни о каком неожиданном (революционном) возгорании речь уже не шла. Гнилая так-тика уступок, идущая от потери властной энергии, а отнюдь не от гуманизма, тоже берет свое начало в 1977 году.
З. Арабаджян: "Монарх оказался совершенно нетерпим к инакомыслию и практически лишил свое общество самых элементарных свобод: слова, печати, митингов и собраний, создания политических организаций и т. д. Все это вызвало чувство протеста в первую очередь у иранской интеллиген-ции, студенчества и национальной буржуазии, более других слоев общества нуждавшихся в этих правах и свободах. Особенно сильное раздражение такое положение вызывало у буржуазии, которая уже обладала достаточным эконо-мическим потенциалом, но в политическом плане была со-вершенно бесправна" [24].
Следовало также ждать развития революции по экстре-мальному сценарию в связи с тем, что революцию 1905 года притормозила Первая мировая война, а революцию 1941 го-да съела Вторая мировая война. Наметившийся в августе 1978 года компромисс оппозиции с монархией обеспокоил радикальную часть духовенства, поскольку ослабил ее борь-бу за власть. Чтобы сорвать достижение компромисса, она организовала ряд выступлений, сопровождаемых насильст-венными действиями. Восемь месяцев репрессий и расстре-лов безоружных демонстрантов создали благоприятную почву для того, чтобы лозунг "Смерть шаху!" был подхва-чен всеми.
8 сентября 1978 года на улицы Тегерана вышел миллион человек. Губернатор Тегерана дал приказ подавить выступ-ление по законам военного положения. Во время расправы было убито около 4 тысяч человек ("черная пятница"). Шах уехал, а Хомейни приехал; революция вступила в решаю-щую фазу.
В 1979 году умирает умеренный аятолла Телегани, захва-тывается американское посольство, антиамериканская исте-рия достигает апогея, Хомейни правит бал... В январе 1980 года выборы президента. Победа Банисадра вызывает не-скрываемое раздражение правых клерикалов. В марте выбо-ры в меджлис - более половины депутатов чалмоносцы, то есть официальные служители культа... Наконец, 1981 год в основном завершает революционное действо. Митинги, де-монстрации против Банисадра, закрываются все неугодные газеты, Банисадр освобождается от должности главкома, за-тем лишается и президентства, заодно разбираются с левыми и моджахедами, новая власть откристаллизовывается во вполне Имперском стиле. В том же 1981 году убивают Бе-хешти, имевшего огромную власть и авторитет в среде ду-ховенства. Таким образом, именно в 1981 году сформиро-вался тот Иран, которого так боится Западный мир во главе с США. Что ж, главная цель третьей Имперской фазы дос-тигнута - мир напуган, мир отодвинут, собственный народ спрятан за высоким забором, посажен под домашний арест на 36 лет и будет думать все эти годы, дабы к 2013 году придумать хоть какую-то альтернативу западной машинной цивилизации.
В 1989 году Иран вступил в Экономический период (1989-2001). Экономика исламского периода с начала 80-х годов в целом эволюционировала в сторону централизован-ной модели развития. Поворотным моментом в изменении экономического курса стал 5-летний план развития (1989-1993), по существу являющийся программой перехода эко-номики страны на рыночную основу. В плане законодатель-но предусмотрена возможность использования иностранного капитала в виде займов, кредитов и услуг. В стране был взят курс на приватизацию части государственной собственно-сти. Таким образом, декларации о создании нового типа экономики остались пустыми разговорами, на деле же ис-ламское государство продолжило экономическую политику шаха на новом уровне.
Идеологический период (2001-2013). Схватившись за власть в третьей фазе, религиозники как бы освобождают дорогу в четвертой фазе светским организациям, а через это создается возможность по окончании цикла (2049) перейти, впервые в истории исламских циклов, в ритм Запада, а не Востока. Если это действительно так, то объясняется и не-ожиданный приход к власти духовенства в разгар Имперско-го цикла, объясняется и предназначение шиизма, оказавше-гося способным (в отличие от суннизма) прийти к власти непосредственно, а не через влияние на правителя. Понятно также, почему именно четвертый цикл оказался шиитским, в то время как три предыдущих цикла Империй ислама были суннитские. Таким образом, если догадки верны, мы на по-роге самого кардинального за всю историю перерождения ислама.
Прогнозы по поводу Ирана, произнесенные как бы от имени Запада, не оправдались. Многими авторами предска-зывалась отсталость, дикость, долгое мучительное возвра-щение на покинутую тропинку сотрудничества с Западом. Совершенно ясно, что возврата к старому нет, Иран идет своим путем и некоторое смягчение экономической линии в Экономическом периоде (1989-2001) обернулось новым ухудшением отношений в Идеологическом периоде (2001-2013). Надежды западных политологов (в основном амери-канских) на сползание Ирана в средневековье попросту смешны. Динамика роста грамотности такова: в 1951 году из 13 миллионов грамотны 15 процентов, в 1961 году из 19 миллионов грамотны 28 процентов, в 1971 году из 27 мил-лионов грамотны уже 47 процентов и, наконец, в 1986 году из 50 миллионов грамотны уже 62 процента. Вот такое сред-невековье. Продолжить закономерность можно и дальше. Ясно, что к 2013 году цифра будет очень близка к 100 про-центам. Несмотря на систему доносов, в стране идет доста-точно активная "подпольная" культурная жизнь. Представи-тели интеллигенции, молодежь украдкой слушают европей-скую музыку, смотрят видеофильмы... Шиитская вера уси-лила свойственное иранцам глубокое убеждение, что они уникальны и превосходят всех в культурной сфере. Именно сочетание веры в свои силы, могучей энергии и одновре-менно некоего запретительного фона даст возможность но-вой иранской культуре, как следует проварившись в своем соку (аналог "кухонной культуры" брежневских времен), выплеснуться после 2013 года на мировые просторы. Так что запасемся терпением и мы, сосредоточим все свое вни-мание на уже не слишком далеком 2013 (2015?) годе, когда мы наконец-то узнаем, в чем современность и новаторство иранского цикла, куда, в какую сторону пойдет влекомый Ираном обширный исламский мир.