www.xsp.ru/sh/ Теория войн

Глава 4
Войны Петра Великого (1689-1725)

Ритмическое устройство Империи таково, что увидеть ис-тинную силу преобразований длительное время попросту невозможно. Первая фаза носит накопительный характер, государство пытается аккумулировать энергию, набирает силу для будущих преобразований, которые будут иниции-роваться исключительно сверху. Народ же запасается терпе-нием и внутренней дисциплиной. Вторая Имперская фаза, само собой, - это уже буйство, неудержимый поток преобра-зований, жестоких реформ, поднимающих государство на дыбы. Но это изнутри видно. А снаружи, из-за бугра, первые 24 года почти не замечаются. Ну, идет там какая-то возня, какие-то странные реформы. Наверняка дикие, наверняка провальные. Посмотрим, на что они способны. Но Империя никуда не торопится - 12 лет на политическое переустрой-ство, 12 - на экономическое.

Благодаря взаимной ритмике России и Швеции (фазовый сдвиг плюс 20) явление новой России миру произойдет в 1709 году (расчетная дата - 1709 год!), когда мало кому ве-домое варварское государство одержит победу над лучшей армией Европы. Европа, конечно, встрепенется, но догнать набирающую ход Россию уже не сможет, - при Екатерине II Россия, впервые в своей истории, станет главным политиче-ским игроком в Европе.

Ну а пока идет Политический период и юный Петр от-правляется в Азовские походы (1695, 1696). Эксперты ут-верждают, что никакой особой нужды в этих войнах не бы-ло, просто надо было где-то тренироваться. Выбор южного направления в качестве первой цели обусловлен нескольки-ми основными причинами: война с Османской империей представлялась более легкой задачей, чем конфликт со Швецией. Взятие Азова позволило бы обезопасить южные области страны от набегов крымских татар. Союзники Рос-сии по антитурецкой коалиции (Речь Посполитая, Австрия и Венеция) потребовали от Петра I начать военные действия против Турции. Последняя причина, думается, была глав-ной. Россию еще долго в Европе будут воспринимать как поставщика пушечного мяса для решения европейских про-блем. А у России свои резоны - тренироваться, тренировать-ся, тренироваться.

В 1696 году Азов был взят, в 1698 году заложен Таганрог, в 1700 году с Турцией заключен мир. С 1701 по 1714 год в Европе шла Война за испанское наследство. Фактор России в этой войне, по всей видимости, был близок к нулю. И тем не менее аналитики склоняются к тому, что благодаря этой войне сложились благоприятные условия для борьбы России за Балтику. Видимо, имеется в виду, что внимание было от-влечено. Для нас же главным остается то, что Петр, создав политические институты (1689-1701) и окончательно укре-пив власть (в 1698 году подавлен мятеж в Москве), подтянул экономическую базу (1701-1713) и создал могучую военную державу.

В 1700 году Россия якобы вступает в Северную войну. В 1699-м создается Северный союз против шведского короля Карла XII (Дания, Саксония, Речь Посполитая). Но на деле никакой возможности сражаться со Швецией у России не было, она скорее изображала военное рвение и верность со-юзническому долгу. Лидерство взял на себя Август II, кур-фюрст Саксонский и король Польский.

Что касается России, то она продемонстрировала фанта-стическую по своей бездарности (а может, все-таки маски-ровочной гениальности?) операцию, названную впоследст-вии самим Петром Нарвской конфузней. 8 тысяч шведов в пух и прах разнесли 35 тысяч русских воинов. После такой "смешной" победы Карл XII, как великий воин, не мог счи-тать русских достойными хоть какого-то внимания. И в этом была грандиозная удача России. Карл ушел сражаться с ос-новным, как ему ошибочно казалось, соперником - Авгу-стом И, который конечно же был Обманной целью.

В отсутствие Карла XII Петр занялся тем, чем и надо за-ниматься в Экономический период (1701-1713), - стал за-кладывать материальную основу будущих побед. 1702 год - Шлиссельбург, 1703-й - Санкт-Петербург, Кроншлот (Кронштадт)...

В это же самое время Карл XII был занят, как ему каза-лось, серьезным делом - крошил и уничтожал Польшу. 1701 год - взята Варшава, 1702-й - победа под Торунью и Крако-вом, 1703-й - победа у Данцига и в Познани... Август II низ-ложен, и новым королем Польши становится шведский ставленник Станислав Лещинский. На фоне столь оглуши-тельных шведских побед чего могли стоить крошечные пет-ровские поползновения в прибалтийских болотах?

Но в том-то и фокус Империи, что никакой предваритель-ный анализ не в силах уследить за набором причин и следст-вий, когда в ход идет Имперский ритм. То ли Карл начинает делать одну ошибку за другой, то ли Петр так быстро и сча-стливо совершенствуется... Но вернее всего говорить о при-ближении к Рубежу времени (1709).

На приведенной ниже диаграмме Рубеж времени отчетли-во виден как точка равноудаленная от 1705 и 1713 годов.

Швеция 1697-1601 1701-1705                    
Россия         1713-1717

В феврале 1706 года шведы нанесли сокрушительное по-ражение саксонской армии в битве при Фрауштадте, разбив вдвое превосходящие силы противника. Оставшись без на-дежды на подкрепление, русская армия была вынуждена от-ступить в направлении Киева.

В октябре 1706 года первая победа русского оружия при Калише, и тут же политическое поражение: Август II выхо-дит из войны, Россия остается в одиночестве. Разгром? Ни-чуть не бывало, время выиграно. В 1707 году Карл в Саксо-нии, в 1708 году он двинулся на Смоленск, в июле 1708 года шведы одерживают победу над русскими войсками при Го-ловчине. До Рубежа остаются считанные месяцы. В октябре 1708-го в битве у деревни Лесной войска Петра разгромили корпус Левенгаупта, двигавшийся из Риги, чтобы присоеди-ниться к главной армии Карла (Петр назвал эту победу "ма-терью Полтавской баталии"). Потери шведов были страш-ными, к королю генерал смог привести всего лишь около 6 тысяч деморализованных солдат. И никакой провизии, ника-ких боеприпасов. И тут постаралась природа: зима с 1708 на 1709 год была лютой (самой холодной в Европе за 500 лет).

Карл жаждал генерального сражения, и оно случилось самым точным образом на Рубеже времени, в июле 1709 го-да. Была одержана фантастическая победа, шведы были раз-биты, Карл бежал в Турцию, Европа узнала о существовании новой военной сверхдержавы. Остальное было делом техни-ки. В 1710 году пали Выборг, Рига, Кексгольм, Ревель. Рос-сия полностью заняла Эстляндию и Лифляндию. История Тоталитарной Швеции завершилась.

Переход через Рубеж времени в войне со Швецией не оз-начал, однако, что у России начался Идеологический пери-од. До него было еще 4 года. А потому за великой Полтав-ской викторией последовали обидные поражения от Турции (Прутский поход 1711 года), потеря Азова и разорение Та-ганрога.

Турция 1709-1713 1713-1717 1717-1721  
Россия   1713-1717 1717-1721 1721-1725

Удивительно, но в своих датах Русско-турецкая война 1711-1713 годов практически тождественна Русско-японской войне 1904-1905 годов. Та же ритмика и то же са-мое странное прекращение войны на самом входе Империи в свой Идеологический период. И тут и там убийство Восточ-ного двойника переносится на следующую фазу.

Вернувшись на север после ошибочной Южной (Восточ-ной) войны, Петр с большим успехом продолжил громить уже обыкновенную Западную (не Тоталитарную) Швецию. 1713 год - Померания, 1714-й - Гангут, 1721-й - Ништадт-ский мир... В том же 1721 году Россия стала именоваться империей, а Петр - императором. В 1725 году, в точном со-ответствии с историческим графиком, Петр Великий умер в тесных объятиях не отпустившей его в третьефазное буду-щее второй Имперской фазы, предвосхитив судьбу Сталина.