www.xsp.ru/sh/ Теория войн

4. Средние века
("Московская правда" ("Зазеркалье"), 1998. Август. № 67)

Средневековье, Средние века - это понятие придумано в Италии в XVI веке, но мы давно привыкли пользоваться на-шими энциклопедическими формулировочками. Не будем изменять привычке и теперь. "Средневековье - принятое в исторической науке обозначение периода, следующего за историей Древнего мира и предшествующего Новой исто-рии; советской исторической наукой датируется концом V - серединой XVII века; в основном соответствует времени за-рождения, развития и разложения феодализма в Западной Европе".

К этой формуле надо относиться с большим пониманием, осознавая при этом, что речь идет о трех этапах: V-IX века, IX-XIII века и XIII-XVII века. Указанное деление Средне-вековья на три этапа также соответствует стереотипам, при-нятым советской исторической наукой: раннее Средневеко-вье, развитой феодализм и, наконец, время позднего феода-лизма.

Натужное стремление нашей исторической науки все объяснить через смену экономических формаций в данном случае совершенно оправданно. Действительно, падение так называемого рабовладельческого строя во всех государствах мира происходило на удивление синхронно. Строй, казалось бы рассчитанный на тысячелетия, взял вдруг и обвалился. Более или менее подробно мы знаем, как все это было в Римской империи. Как весь V век рушилась империя под на-тиском германцев, ну а в .476 году Рим пал окончательно. Практически в те же сроки рушится сверхмощная рабовла-дельческая империя Гуптов (Индия). Уже с середины V века начали обнаруживаться явные признаки надвигающегося упадка могущественной державы. Политическое ослабление империи было непосредственным результатом кризиса ра-бовладельческих отношений и зарождения в Индии элемен-тов феодализма. Как результат - вторжение эфталитов и крах империи. Кстати, вторжение эфталитов весьма напоми-нало по варварству нашествие германцев, сохранившись в памяти народной как величайшее бедствие. Речь идет о кон-це V века. Впрочем, признается, что высшего расцвета им-перия Гуптов достигла в правление Чандрагупты (380-414).

Нечто похожее происходит в другой великой державе древности. Речь о падении Ханьской империи в Китае. По размеру территории, по количеству населения, по степени централизации управления, по уровню цивилизации с Хань-ской империей могло сравниться только одно государство - Римская империя. Разрушилась империя Хань в III веке, и наступило время Троецарствия. Именно в период Троецар-ствия в Китае зарождается феодализм. Впрочем, если речь вести не о рождении феодализма, а о наступлении эпохи ве-ликих набегов, то нужно сдвинуть сроки к тем самым датам, в которые рухнули другие великие империи.

Так плавно мы переходим к другой системе отсчета. V век (точнее, интервал IV-VI века) - это не только время ги-бели рабовладельческого строя и рождения феодализма, но также и время Великого переселения народов. Считается, что виной всему гунны под предводительством Аттилы (се-редина V века), двинувшиеся на завоевания и породившие цепной процесс многочисленных переселений. И вновь мы сталкиваемся с удивительной синхронностью идущих на земном шарике исторических процессов.

Разумеется, теорий, объясняющих синхронность процес-сов в, казалось бы, не связанных между собой регионах, дос-таточно много. Дело не в теориях, а в самом явлении. Если существует синхронность, то, стало быть, у человечества есть единая судьба, есть единая история, а потому человече-ство в определенном смысле единый организм. Как и у вся-кого организма, у человечества есть момент рождения, мо-мент смерти, есть возрастные переходы. (Речь идет не о че-ловечестве вообще, а о едином человечестве.) Так вот, у единого человечества именно в V веке внезапно заканчива-ется детство, тянувшееся шестнадцать веков, и начинается отрочество. Переводя на аналогичную ситуацию в жизни любого мальчика, речь идет о кризисе 12 лет.

Стоит напомнить, что именно 12 лет разделяют в жизни человека два принципиально различных периода. Если в детстве человек живет в единстве с природой, не выделяя себя из окружающего мира, то после 12 лет молодой человек делает первые попытки самостоятельного поведения, само-стоятельного мышления, он начинает активно искать себе оценку, начинает строить личность, всячески пытаясь отде-лить себя как от природы, так и от родителей. Увы, как это всегда и бывает, в самом начале успехи не приходят, мысли получаются примитивные, серые, средние и банальные. С самооценкой тоже все не просто, она колеблется от полного самоуничижения до мании величия. Одним словом, отрицая все успехи детства, молодой человек ничего особенного не достигает. Единственное, что у него получается, точнее, должно получаться, - это планы, амбиции, некий энергети-ческий замах, некий взвод пружины на следующие три воз-раста (17-40 лет).

В такой же ситуации оказалось человечество в V веке, Идеалы детства рухнули, так называемый античный мир по-гиб. Грандиозные достижения Древнего мира оказались ни-кому не нужны. Всюду торжествует варварство, вандализм, серость и убогость. Осколком античного мира, связующим звеном между Античностью и Возрождением осталась Ви-зантия. Впрочем, даже она перешла в новый мир, наступле-ние феодализма историки фиксируют все в том же интерва-ле между IV и VI веками.

Разрушив старый мир, Средневековье начинает строить свой, причем настолько новый и беспрецедентный, что ис-торикам остается только разводить руками - откуда берутся новые идеи, новые веяния? И действительно, отрок, строя свою жизнь, может кому-то подражать; человечество, попав в отроческое состояние, подражать никому не могло, пред-стояло двигаться на ощупь. Шла активизация мышления, построение иерархических систем, одновременно рождались фантазии и агрессивность, грубость и оптимизм.

Итак, у человечества появилось свое самостоятельное мышление. Как все это выглядит? Мальчик в 12 лет начина-ет видеть себя со стороны, начинает подвергать сомнению все свои действия, у него появляются мысли по поводу мыс-лей, он буквально тонет в бурном потоке беспрерывного мыслетворчества. О раннем Средневековье же нам известно, что образование было очень слабеньким, власть находилась у совсем уж тупых и примитивных людей. Так в чем же ана-логия? Аналогия в том, что человечество вступило в период триумфа единобожия. Природные религии, или, говоря по-просту, языческие верования, начинают сдавать позиции.

Казалось бы, система отсчета, связанная с экономикой, более надежна, феодализм наступает повсеместно, а едино-божие - нет. Однако система религиозного продвижения все же более точная. В Китае феодализм наступил раньше, чем в Европе, однако преимуществ это ему не дало, все преиму-щества оказались у тех, кто признал господство христианст-ва. По датам распространения христианства как государст-венной религии можно датировать наступление эпохи. В са-мом начале V века рождается власть папы (римского епи-скопа), а в конце века христианство начинает свое победное шествие как государственная религия феодальных госу-дарств.

Христианство становится всепроникающей силой. Оно всюду, оно во всем. Церковь - это власть, образование, культура, это сила, структурирующая все общество. Но са-мое главное в том, что, став государственной религией, хри-стианство, как и всякое единобожие, начало производить новый тип народа, народа, оторванного от природы, народа, погруженного в мир абстрактных формул, абстрактных догм, абстрактных истин. Так начинается процесс всемирно-го самоосмысления, процесс, который даст такие удиви-тельные результаты в эпоху прогресса (XVII-XXI века).

С некоторым опозданием, но с гораздо более высокой скоростью распространяется по свету другой вид единобо-жия - ислам. Ислам соединил в себе все достоинства и не-достатки своей эпохи. В нем и ортодоксальность, и агрес-сивность, и стремление к сплоченности, и определенная бес-чувственность, и военный настрой, и политическая слабость. В дальнейшем будет у ислама много побед и поражений, но прыгнуть выше планки, установленной в IX веке, не удастся.

Так от крошечного еврейского государства, которое и го-сударством-то было не всегда, единобожие с V по IX век за-воевало почти весь мир. Удержались государства Востока, им было предназначено иное. Однако в определенном роде подобные процессы шли и там. Так, в Китае в эти же годы шло мощное распространение даосизма и буддизма, в стране возникло огромное количество монастырей, целая армия ду-ховенства. Почти весь мир в эти годы превратился в мона-стырь. Монашество удивительным образом сводит воедино две, казалось бы, противоположные страсти эпохи - страсть к военному бытию и религиозные искания. Самоотречение, самосозерцание, умерщвление плоти, отречение от благ ми-ра, но при этом строгий устав, часто военизированность, иногда нешуточные богатства...

Итак, примитивность образования, низкий уровень куль-туры, забвение античных достижений, но при этом широ-чайшее распространение единобожия (эдакий план будущей эры прогресса). Агрессивность, всеобщее переселение наро-дов, наступление феодализма, но при этом реальное созда-ние будущей карты мира, пусть даже и вчерне. Смысл эпохи в мечтаниях... Будь то христианская или исламская мечта о Царстве Небесном, но мечта овладела человечеством, оно разомкнуло кольцо времени и двинулось по оси линейного прогресса.